Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего М.Х. Музыкантовой
судей: Л.А. Колупаевой, О.А. Скачковой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кульковой Т.А. без использования средств аудиозаписи
с участием в заседании
от заявителя: без участия (извещен),
от заинтересованного лица: без участия (извещено),
от третьего лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе крестьянского хозяйства "Фокин" в лице главы Фокина Николая Михайловича
на решение Арбитражного суда Республики Алтай
от 09 апреля 2014 г. по делу N А02-2205/2013 (судья Л.А. Кулакова)
по заявлению Сельскохозяйственного производственного кооператива "Алферово" (ОГРН 1110411000810, ИНН 0411153532, Республика Алтай, Майминский р-н, п. Алферово, ул. Центральная, д. 33/1)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице его филиала по Республике Алтай (649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, д. 83/2),
третье лицо - крестьянское хозяйство "Фокин" в лице главы Фокина Николая Михайловича (ОГРН 1020400665560, ИНН 0408002357, 649105, Республика Алтай, Майминский р-н, п. Алферово, ул. Центральная, д. 13)
о признании незаконным решения о снятии с кадастрового учета земельных участков,
установил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Алферово" (далее - заявитель, Кооператив) обратился в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Алтай (далее - заинтересованное лицо, Кадастровая палата) о признании незаконным решения N 00/13-28324 от 23.09.2013 (решение о снятии с кадастрового учета) о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами: 04:01:011201:1418, 04:01:011201:1419, 04:01:011201:1420, 04:01:011201:1421, 04:01:011201:1422, 04:01:011201:1423, 04:01:011201:1424, 04:01:030602:19.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено крестьянское хозяйство "Фокин" в лице главы Фокина Николая Михайловича.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 09 апреля 2014 г. признано незаконным решение N 00/13-28324 от 23.09.2013 "О снятии с учета объекта недвижимости" Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Алтай.
Суд обязал кадастровую палату совершить действия по восстановлению в государственном кадастре недвижимости сведений о постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 04:01:011201:1418, 04:01:011201:1419, 04:01:011201:1420, 04:01:011201:1421, 04:01:011201:1422, 04:01:011201:1423, 04:01:011201:1424, 04:01:030602:19, взыскал с Кадастровой палаты в пользу Кооператива судебные расходы в сумме 2000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, третье лицо обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе Сельскохозяйственному производственному кооперативу "Алферово" в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на нарушение судом норм материального права (неправильное истолкование закона), несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Кооператив и Кадастровая палата отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не представили.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили.
На основании части 1, 3 статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, распоряжением N 564 от 28.12.1992 "О реорганизации совхоза "Горно-Алтайский" последнее реорганизовано в ЗАО "Горно-Алтайское".
В соответствии с распоряжениями Администрации Майминского района N 279 от 13.08.1992 и N 80-РА от 18.12.1994 дифференцированная средняя норма бесплатной передачи земли на одного работника бывшего совхоза "Горно-Алтайский" составила 7,2 га.
Постановлением Администрации муниципального образования "Майминский район" от 16.07.2004 N 239 "Об устранении недостатков, допущенных при приватизации сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения совхоза "Горно-Алтайский" и реализации прав граждан на земельные доли" - количество физических лиц, имеющих право на земельные доли, составило 172 человека.
Вышеуказанным физическим лицам не выдавались свидетельства о правах собственности на земельные доли, либо изначально акции ЗАО "Горно-Алтайское".
В течение длительного времени земельные паи 172 физических лиц фактически были переданы в пользование к/х "Фокин", которому постановлениями Администрации МО "Майминский район" в счет коллективной совместной собственности владельцев земельных паев передавались земли из земель сельскохозяйственного назначения бывшего совхоза "Горно-Алтайский", в том числе, постановлением администрации Майминского района N 68 от 23.03.1995, которым в коллективную совместную собственность членов к/х "Фокина" передано 727,8 га.
20.07.2007 по иску крестьянского хозяйства "Фокин" к Администрации МО "Майминский район" Арбитражный суд Республики Алтай принял решение по делу N А02-479/2007, которым признано право совместной собственности 166 физических лиц - членов крестьянского хозяйства "Фокин" на следующие участки:
- - земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 900,1 га, кадастровый номер 04:01:00:00:00:0050;
- - земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 92 га, кадастровый номер 04:01:00:00:00:0026;
- - земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 43,3 га, кадастровый номер 04:01:00:00:00:0098.
Впоследствии, к/х "Фокин" не смогло установить и зарегистрировать право собственности на переданные ему земли из земель сельскохозяйственного назначения ввиду отсутствия у него надлежащих правоустанавливающих документов. Неоднократно крестьянское (фермерское) хозяйство обращалось в суд с иском о признании прав собственности на земельный участок, находящийся в его пользовании.
Так, в частности, решением суда по делу N А02-34/2008 к/х "Фокин" отказано в удовлетворении исковых требований о признании права собственности на:
- - земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 900,1 га, кадастровый номер 04:01:00:00:00:0050;
- - земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 92 га, кадастровый номер 04:01:00:00:00:0026;
- - земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 43,3 га, кадастровый номер 04:01:00:00:00:0098.
Судом установлено, что согласно кадастровой выписке о земельном участке от 28.07.2009 на кадастровом учете для организации к/х "Фокин" находился земельный участок с кадастровым номером 04:01:000000:50 площадью 900,1 га, расположенный в районе села Алферово, урочище Иульчак, через участок Алферова ферма, район села Алферово, река Татарья, расположенного в границах участка.
22.01.2011 64 физических лица - бывшие работники совхоза "Горно-Алтайский", решили создать СПК "Алферово" с внесением в уставной капитал своих земельных паев, истребовав их предварительно у крестьянского (фермерского) хозяйства "Фокин".
Решением от 20.05.2011 по делу N А02-280/2011 суд признал законным создание СПК "Алферово" владельцами земельных паев, не являвшимися членами крестьянского хозяйства.
66 членов СПК "Алферово", считая себя правомочными истребовать из земель бывшего совхоза "Горно-Алтайский" 496 га с/х угодий, обратились в суд с иском о признании права собственности на выделенные в натуре земельные участки, состоящие на кадастровом учете, общей площадью 405 га. Предварительно СПК "Алферово" отмежевало из участка с кадастровым номером 04:01:000000:0050 три самостоятельных земельных участка с уточнением границ и выдачей кадастровых паспортов.
Решением от 19.10.2011 по делу N А02-853/2011 суд признал право собственности СПК "Алферово" на земельные участки общей площадью 405 га с кадастровыми номерами 04:01:011201:614, 04:01:011201:615, 04:01:011201:616, а также с номером 04:01:000000:26 с местоположением: Республика Алтай, Майминский район, село Алферово, ч. уч. Алферово Ферма, южнее н.п. Кызыл-Озек, р-он н.п. Кызыл-Озек, р-он урочище Бидюля, лог Катура, северо-западнее н.п. Средний Сайдыс.
27.03.2013 СПК "Алферово" провело межевые работы по установлению границ 8 земельных участков общей площадью 88 га из земельного участка с кадастровым номером 04:01:000000:0050.
15.07.2013 данные земельные участки поставлены на временный кадастровый учет с кадастровыми номерами 04:01:011201:1418, 04:01:011201:1419, 04:01:011201:1420, 04:01:011201:1421, 04:01:011201:1422, 04:01:011201:1423, 04:01:011201:1424, 04:01:030602:19.
После постановки земельных участков на кадастровый учет СПК "Алферово" обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением о признании на них права собственности (дело N А02-1295/2013).
28.08.2013 Фокин Н.М. обратился в Филиал Федеральной кадастровой палаты по РА с заявлением о снятии с кадастрового учета восьми вышеназванных земельных участков.
Решением N 00/13-28324 от 23.09.2013 Филиал Федеральной кадастровой палаты по РА снял данные земельные участки с кадастрового учета.
Считая указанное выше решение не соответствующим Закону о кадастре недвижимости, СПК "Алферово" обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявленных требований, принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ), данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
В силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Таким образом, исходя из положений частей 1, 2, 3 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ осуществление кадастрового учета в связи с изменением характеристик земельного участка, в том числе в связи с изменением вида его разрешенного использования, осуществляется уполномоченным органом как в порядке информационного взаимодействия, так и на основании заявлений собственников земельных участков, и иных лиц, указанных в законе.
Порядок ведения государственного кадастра недвижимости утвержден Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок).
Согласно пункту 23 Порядка, в предусмотренных Законом о кадастре случаях, решение о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, об учете изменений объекта недвижимости или о снятии кадастрового учета объекта недвижимости принимается на основании заявления и необходимых для кадастрового учета документов.
Таким образом, проанализировав перечисленные выше нормы права, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в кадастр недвижимости сведения вносятся в следующих случаях: в связи с созданием объекта недвижимости; в связи с прекращением его существования; в связи с изменением его уникальных характеристик или иных сведений, прямо перечисленных в Законе о кадастре недвижимости.
Внесение соответствующих сведений в кадастр недвижимости осуществляется на основании заявления и приложенного к нему определенного пакета документов.
Так, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 22 Федерального закона N 221-ФЗ с заявлением в орган кадастрового учета, в частности, права, должна быть представлена копия документа устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости).
В части 1 статьи 25 Федерального закона N 221-ФЗ указано, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ сведения, которые носят временный характер до утраты ими в установленном настоящим Законом порядке временного характера, не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
В силу части 4 статьи 24 Федерального закона N 221-ФЗ такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 данной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно решения N 00/13-20861 от 15.07.2013 (о постановке на кадастровый учет), земельные участки с кадастровыми номерами 04:01:011201:1418, 04:01:011201:1419, 04:01:011201:1420, 04:01:011201:1421, 04:01:011201:1422, 04:01:011201:1423, 04:01:011201:1424, 04:01:030602:19 поставлены на временный кадастровый учет на основании статьи 24 Закона о кадастре недвижимости. С учетом этого, снятие указанных земельных участков с кадастрового учета (аннулирование сведений) должно производиться с учетом требований статьи 24 Закона о кадастре недвижимости.
Материалами дела подтверждается, что снятие названных земельных участков с кадастрового учета произведено ответчиком на основании заявления Фокина Н.М.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, ни Фокин Н.М., ни Кадастровая палата не представили доказательств того, что поставленные на временный учет земельные участки с кадастровыми номерами 04:01:011201:1418, 04:01:011201:1419, 04:01:011201:1420, 04:01:011201:1421, 04:01:011201:1422, 04:01:011201:1423, 04:01:011201:1424, 04:01:030602:19 подлежат снятию с учета либо в связи с прекращением их существования, либо в связи с изменением их уникальных характеристик или иных сведений, не представили в материалы дели доказательства, подтверждающие наступление обстоятельств, перечисленных в части 4 и части 5 статьи 24 Федерального закона N 221-ФЗ, которые являются основанием для аннулирования сведений о земельных участках поставленных на временный кадастровый учет.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Фокин Н.М., подавая заявление о снятии вышеназванных земельных участков с временного кадастрового учета, не приложил к заявлению документ, удостоверяющий право к/х "Фокин" на данные земельные участки или на земельный участок с кадастровым номером 04:01:000000:0050.
Более того, из представленных ответчиком доказательств (выписка из ЕГРН, кадастровая выписка) следует, что сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 04:01:000000:0050 отсутствуют.
С учетом изложенного, суд сделал правильный вывод о том, что, подавая заявление о снятии земельных участков с временного кадастрового учета, Фокин Н.М. не приложил к заявлению документ, подтверждающий его право собственности на данные земельные участки.
Таким образом, поскольку на момент обращения к/х "Фокина" в Кадастровую палату с заявлением о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 04:01:011201:1418, 04:01:011201:1419, 04:01:011201:1420, 04:01:011201:1421, 04:01:011201:1422, 04:01:011201:1423, 04:01:011201:1424, 04:01:030602:19, а также на момент принятия кадастровой палатой оспариваемого решения по снятию с кадастрового учета спорного земельного участка отсутствовало зарегистрированное право к/х "Фокина", как на снимаемые с учета участки, так и на земельный участок N 04:01:000000:0050, следовательно, отсутствовали законные основания для аннулирования и исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о таких объектах недвижимости на основании заявления Фокина Н.М.
Ссылка на постановление Администрации Майминского района N 68 от 23.03.1995 о предоставлении в коллективно-совместную собственность к/х "Фокин" земельного участка площадью 727, 8 га правомерно не принята судом первой инстанции во внимание, поскольку данное постановление не является документом, подтверждающим возникновение права собственности крестьянского хозяйства на все вышеперечисленные земельные участки.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, проанализировав в порядке статьи 71 АПК РФ материалы дела, пришел к правильному выводу о том, что необоснованное снятие земельных участков с кадастрового учета препятствует СПК "Алферово" в разрешении спора о праве собственности на них по делу N А02-1295/2013, так как не находящиеся на кадастровом учете земельные участки не могут быть объектом спора о праве. Оспариваемое решение заинтересованного лица не позволяет СПК "Алферово" реализовать один из способов защиты права на возможное приобретение данных участков в собственность.
Следовательно, решение N 00/13-28324 от 23.09.2013 о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами: 04:01:011201:1418, 04:01:011201:1419, 04:01:011201:1420, 04:01:011201:1421, 04:01:011201:1422, 04:01:011201:1423, 04:01:011201:1424, 04:01:030602:19 правомерно признано судом незаконным, как нарушающее права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого решения и о нарушении в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы, аналогичные доводам, приводимым в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана основанная на материалах дела надлежащая правовая оценка, оснований для пересмотра которой у апелляционного суда не имеется.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда уплачивается государственная пошлина в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера. При подаче заявлений о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, физическими лицами (индивидуальными предпринимателями) уплачивается государственная пошлина в размере 200 рублей (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, при подаче апелляционной жалобы размер государственной пошлины для индивидуальных предпринимателей составляет 100 руб.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ, статьи 104 АПК РФ, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае уплаты ее в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.
На основании изложенного, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1900 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 110, 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 09 апреля 2014 г. по делу N А02-2205/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить крестьянскому хозяйству "Фокин" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 15 от 06.05.2014 г. государственную пошлину в сумме 1900 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
М.Х.МУЗЫКАНТОВА
Судьи
Л.А.КОЛУПАЕВА
О.А.СКАЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.07.2014 ПО ДЕЛУ N А02-2205/2013
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2014 г. по делу N А02-2205/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего М.Х. Музыкантовой
судей: Л.А. Колупаевой, О.А. Скачковой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кульковой Т.А. без использования средств аудиозаписи
с участием в заседании
от заявителя: без участия (извещен),
от заинтересованного лица: без участия (извещено),
от третьего лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе крестьянского хозяйства "Фокин" в лице главы Фокина Николая Михайловича
на решение Арбитражного суда Республики Алтай
от 09 апреля 2014 г. по делу N А02-2205/2013 (судья Л.А. Кулакова)
по заявлению Сельскохозяйственного производственного кооператива "Алферово" (ОГРН 1110411000810, ИНН 0411153532, Республика Алтай, Майминский р-н, п. Алферово, ул. Центральная, д. 33/1)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице его филиала по Республике Алтай (649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, д. 83/2),
третье лицо - крестьянское хозяйство "Фокин" в лице главы Фокина Николая Михайловича (ОГРН 1020400665560, ИНН 0408002357, 649105, Республика Алтай, Майминский р-н, п. Алферово, ул. Центральная, д. 13)
о признании незаконным решения о снятии с кадастрового учета земельных участков,
установил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Алферово" (далее - заявитель, Кооператив) обратился в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Алтай (далее - заинтересованное лицо, Кадастровая палата) о признании незаконным решения N 00/13-28324 от 23.09.2013 (решение о снятии с кадастрового учета) о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами: 04:01:011201:1418, 04:01:011201:1419, 04:01:011201:1420, 04:01:011201:1421, 04:01:011201:1422, 04:01:011201:1423, 04:01:011201:1424, 04:01:030602:19.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено крестьянское хозяйство "Фокин" в лице главы Фокина Николая Михайловича.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 09 апреля 2014 г. признано незаконным решение N 00/13-28324 от 23.09.2013 "О снятии с учета объекта недвижимости" Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Алтай.
Суд обязал кадастровую палату совершить действия по восстановлению в государственном кадастре недвижимости сведений о постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 04:01:011201:1418, 04:01:011201:1419, 04:01:011201:1420, 04:01:011201:1421, 04:01:011201:1422, 04:01:011201:1423, 04:01:011201:1424, 04:01:030602:19, взыскал с Кадастровой палаты в пользу Кооператива судебные расходы в сумме 2000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, третье лицо обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе Сельскохозяйственному производственному кооперативу "Алферово" в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на нарушение судом норм материального права (неправильное истолкование закона), несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Кооператив и Кадастровая палата отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не представили.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили.
На основании части 1, 3 статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, распоряжением N 564 от 28.12.1992 "О реорганизации совхоза "Горно-Алтайский" последнее реорганизовано в ЗАО "Горно-Алтайское".
В соответствии с распоряжениями Администрации Майминского района N 279 от 13.08.1992 и N 80-РА от 18.12.1994 дифференцированная средняя норма бесплатной передачи земли на одного работника бывшего совхоза "Горно-Алтайский" составила 7,2 га.
Постановлением Администрации муниципального образования "Майминский район" от 16.07.2004 N 239 "Об устранении недостатков, допущенных при приватизации сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения совхоза "Горно-Алтайский" и реализации прав граждан на земельные доли" - количество физических лиц, имеющих право на земельные доли, составило 172 человека.
Вышеуказанным физическим лицам не выдавались свидетельства о правах собственности на земельные доли, либо изначально акции ЗАО "Горно-Алтайское".
В течение длительного времени земельные паи 172 физических лиц фактически были переданы в пользование к/х "Фокин", которому постановлениями Администрации МО "Майминский район" в счет коллективной совместной собственности владельцев земельных паев передавались земли из земель сельскохозяйственного назначения бывшего совхоза "Горно-Алтайский", в том числе, постановлением администрации Майминского района N 68 от 23.03.1995, которым в коллективную совместную собственность членов к/х "Фокина" передано 727,8 га.
20.07.2007 по иску крестьянского хозяйства "Фокин" к Администрации МО "Майминский район" Арбитражный суд Республики Алтай принял решение по делу N А02-479/2007, которым признано право совместной собственности 166 физических лиц - членов крестьянского хозяйства "Фокин" на следующие участки:
- - земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 900,1 га, кадастровый номер 04:01:00:00:00:0050;
- - земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 92 га, кадастровый номер 04:01:00:00:00:0026;
- - земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 43,3 га, кадастровый номер 04:01:00:00:00:0098.
Впоследствии, к/х "Фокин" не смогло установить и зарегистрировать право собственности на переданные ему земли из земель сельскохозяйственного назначения ввиду отсутствия у него надлежащих правоустанавливающих документов. Неоднократно крестьянское (фермерское) хозяйство обращалось в суд с иском о признании прав собственности на земельный участок, находящийся в его пользовании.
Так, в частности, решением суда по делу N А02-34/2008 к/х "Фокин" отказано в удовлетворении исковых требований о признании права собственности на:
- - земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 900,1 га, кадастровый номер 04:01:00:00:00:0050;
- - земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 92 га, кадастровый номер 04:01:00:00:00:0026;
- - земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 43,3 га, кадастровый номер 04:01:00:00:00:0098.
Судом установлено, что согласно кадастровой выписке о земельном участке от 28.07.2009 на кадастровом учете для организации к/х "Фокин" находился земельный участок с кадастровым номером 04:01:000000:50 площадью 900,1 га, расположенный в районе села Алферово, урочище Иульчак, через участок Алферова ферма, район села Алферово, река Татарья, расположенного в границах участка.
22.01.2011 64 физических лица - бывшие работники совхоза "Горно-Алтайский", решили создать СПК "Алферово" с внесением в уставной капитал своих земельных паев, истребовав их предварительно у крестьянского (фермерского) хозяйства "Фокин".
Решением от 20.05.2011 по делу N А02-280/2011 суд признал законным создание СПК "Алферово" владельцами земельных паев, не являвшимися членами крестьянского хозяйства.
66 членов СПК "Алферово", считая себя правомочными истребовать из земель бывшего совхоза "Горно-Алтайский" 496 га с/х угодий, обратились в суд с иском о признании права собственности на выделенные в натуре земельные участки, состоящие на кадастровом учете, общей площадью 405 га. Предварительно СПК "Алферово" отмежевало из участка с кадастровым номером 04:01:000000:0050 три самостоятельных земельных участка с уточнением границ и выдачей кадастровых паспортов.
Решением от 19.10.2011 по делу N А02-853/2011 суд признал право собственности СПК "Алферово" на земельные участки общей площадью 405 га с кадастровыми номерами 04:01:011201:614, 04:01:011201:615, 04:01:011201:616, а также с номером 04:01:000000:26 с местоположением: Республика Алтай, Майминский район, село Алферово, ч. уч. Алферово Ферма, южнее н.п. Кызыл-Озек, р-он н.п. Кызыл-Озек, р-он урочище Бидюля, лог Катура, северо-западнее н.п. Средний Сайдыс.
27.03.2013 СПК "Алферово" провело межевые работы по установлению границ 8 земельных участков общей площадью 88 га из земельного участка с кадастровым номером 04:01:000000:0050.
15.07.2013 данные земельные участки поставлены на временный кадастровый учет с кадастровыми номерами 04:01:011201:1418, 04:01:011201:1419, 04:01:011201:1420, 04:01:011201:1421, 04:01:011201:1422, 04:01:011201:1423, 04:01:011201:1424, 04:01:030602:19.
После постановки земельных участков на кадастровый учет СПК "Алферово" обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением о признании на них права собственности (дело N А02-1295/2013).
28.08.2013 Фокин Н.М. обратился в Филиал Федеральной кадастровой палаты по РА с заявлением о снятии с кадастрового учета восьми вышеназванных земельных участков.
Решением N 00/13-28324 от 23.09.2013 Филиал Федеральной кадастровой палаты по РА снял данные земельные участки с кадастрового учета.
Считая указанное выше решение не соответствующим Закону о кадастре недвижимости, СПК "Алферово" обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявленных требований, принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ), данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
В силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Таким образом, исходя из положений частей 1, 2, 3 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ осуществление кадастрового учета в связи с изменением характеристик земельного участка, в том числе в связи с изменением вида его разрешенного использования, осуществляется уполномоченным органом как в порядке информационного взаимодействия, так и на основании заявлений собственников земельных участков, и иных лиц, указанных в законе.
Порядок ведения государственного кадастра недвижимости утвержден Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок).
Согласно пункту 23 Порядка, в предусмотренных Законом о кадастре случаях, решение о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, об учете изменений объекта недвижимости или о снятии кадастрового учета объекта недвижимости принимается на основании заявления и необходимых для кадастрового учета документов.
Таким образом, проанализировав перечисленные выше нормы права, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в кадастр недвижимости сведения вносятся в следующих случаях: в связи с созданием объекта недвижимости; в связи с прекращением его существования; в связи с изменением его уникальных характеристик или иных сведений, прямо перечисленных в Законе о кадастре недвижимости.
Внесение соответствующих сведений в кадастр недвижимости осуществляется на основании заявления и приложенного к нему определенного пакета документов.
Так, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 22 Федерального закона N 221-ФЗ с заявлением в орган кадастрового учета, в частности, права, должна быть представлена копия документа устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости).
В части 1 статьи 25 Федерального закона N 221-ФЗ указано, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ сведения, которые носят временный характер до утраты ими в установленном настоящим Законом порядке временного характера, не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
В силу части 4 статьи 24 Федерального закона N 221-ФЗ такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 данной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно решения N 00/13-20861 от 15.07.2013 (о постановке на кадастровый учет), земельные участки с кадастровыми номерами 04:01:011201:1418, 04:01:011201:1419, 04:01:011201:1420, 04:01:011201:1421, 04:01:011201:1422, 04:01:011201:1423, 04:01:011201:1424, 04:01:030602:19 поставлены на временный кадастровый учет на основании статьи 24 Закона о кадастре недвижимости. С учетом этого, снятие указанных земельных участков с кадастрового учета (аннулирование сведений) должно производиться с учетом требований статьи 24 Закона о кадастре недвижимости.
Материалами дела подтверждается, что снятие названных земельных участков с кадастрового учета произведено ответчиком на основании заявления Фокина Н.М.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, ни Фокин Н.М., ни Кадастровая палата не представили доказательств того, что поставленные на временный учет земельные участки с кадастровыми номерами 04:01:011201:1418, 04:01:011201:1419, 04:01:011201:1420, 04:01:011201:1421, 04:01:011201:1422, 04:01:011201:1423, 04:01:011201:1424, 04:01:030602:19 подлежат снятию с учета либо в связи с прекращением их существования, либо в связи с изменением их уникальных характеристик или иных сведений, не представили в материалы дели доказательства, подтверждающие наступление обстоятельств, перечисленных в части 4 и части 5 статьи 24 Федерального закона N 221-ФЗ, которые являются основанием для аннулирования сведений о земельных участках поставленных на временный кадастровый учет.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Фокин Н.М., подавая заявление о снятии вышеназванных земельных участков с временного кадастрового учета, не приложил к заявлению документ, удостоверяющий право к/х "Фокин" на данные земельные участки или на земельный участок с кадастровым номером 04:01:000000:0050.
Более того, из представленных ответчиком доказательств (выписка из ЕГРН, кадастровая выписка) следует, что сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 04:01:000000:0050 отсутствуют.
С учетом изложенного, суд сделал правильный вывод о том, что, подавая заявление о снятии земельных участков с временного кадастрового учета, Фокин Н.М. не приложил к заявлению документ, подтверждающий его право собственности на данные земельные участки.
Таким образом, поскольку на момент обращения к/х "Фокина" в Кадастровую палату с заявлением о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 04:01:011201:1418, 04:01:011201:1419, 04:01:011201:1420, 04:01:011201:1421, 04:01:011201:1422, 04:01:011201:1423, 04:01:011201:1424, 04:01:030602:19, а также на момент принятия кадастровой палатой оспариваемого решения по снятию с кадастрового учета спорного земельного участка отсутствовало зарегистрированное право к/х "Фокина", как на снимаемые с учета участки, так и на земельный участок N 04:01:000000:0050, следовательно, отсутствовали законные основания для аннулирования и исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о таких объектах недвижимости на основании заявления Фокина Н.М.
Ссылка на постановление Администрации Майминского района N 68 от 23.03.1995 о предоставлении в коллективно-совместную собственность к/х "Фокин" земельного участка площадью 727, 8 га правомерно не принята судом первой инстанции во внимание, поскольку данное постановление не является документом, подтверждающим возникновение права собственности крестьянского хозяйства на все вышеперечисленные земельные участки.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, проанализировав в порядке статьи 71 АПК РФ материалы дела, пришел к правильному выводу о том, что необоснованное снятие земельных участков с кадастрового учета препятствует СПК "Алферово" в разрешении спора о праве собственности на них по делу N А02-1295/2013, так как не находящиеся на кадастровом учете земельные участки не могут быть объектом спора о праве. Оспариваемое решение заинтересованного лица не позволяет СПК "Алферово" реализовать один из способов защиты права на возможное приобретение данных участков в собственность.
Следовательно, решение N 00/13-28324 от 23.09.2013 о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами: 04:01:011201:1418, 04:01:011201:1419, 04:01:011201:1420, 04:01:011201:1421, 04:01:011201:1422, 04:01:011201:1423, 04:01:011201:1424, 04:01:030602:19 правомерно признано судом незаконным, как нарушающее права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого решения и о нарушении в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы, аналогичные доводам, приводимым в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана основанная на материалах дела надлежащая правовая оценка, оснований для пересмотра которой у апелляционного суда не имеется.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда уплачивается государственная пошлина в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера. При подаче заявлений о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, физическими лицами (индивидуальными предпринимателями) уплачивается государственная пошлина в размере 200 рублей (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, при подаче апелляционной жалобы размер государственной пошлины для индивидуальных предпринимателей составляет 100 руб.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ, статьи 104 АПК РФ, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае уплаты ее в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.
На основании изложенного, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1900 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 110, 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 09 апреля 2014 г. по делу N А02-2205/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить крестьянскому хозяйству "Фокин" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 15 от 06.05.2014 г. государственную пошлину в сумме 1900 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
М.Х.МУЗЫКАНТОВА
Судьи
Л.А.КОЛУПАЕВА
О.А.СКАЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)