Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-4395/2015

Требование: Об оспаривании заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка под садоводство, последний отказал в предоставлении земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 апреля 2015 г. по делу N 33-4395/2015


Судья: Курмаева А.Х.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Шабаевой Е.И.,
судей: Захарова С.В., Сивохина Д.А.,
при секретаре П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Л. ФИО1 на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 28 января 2015 года, которым постановлено:
"Заявление Л. ФИО1 оставить без удовлетворения.".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Захарова С.В., доводы представителей Л.А. - Л.С. (по доверенности) и М. (по доверенности) в поддержание жалобы, возражения представителя ДСА г.о.Самара - С.Е.А. (по доверенности), судебная коллегия

установила:

08.12.14 Л.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании заключения Департамента строительства и архитектуры г.о.Самары (ДСА г.о.Самара) от 25.09.14 N СП-9/2391-0-1 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес> площадью 714 кв. м, на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории и отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (МИО Самарской области) от 13.10.14 N 12-4/0832/11С в предоставлении данного земельного участка в собственность. Также просил возложить на ДСА г.о.Самара обязанность утвердить схему расположения земельного участка, а МИО Самарской области - возобновить рассмотрение его заявления от 27.06.11 о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.
Требования мотивированы тем, что в 27.06.11 он обратился в МИО Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность названного выше земельного участка под садоводство. 15.11.14 Министерство отказало Л.А. в предоставлении земельного участка, сославшись на заключение ДСА г.о.Самара от 25.09.14 N СП-9/2391-0-1 о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории. Заключение Департамента, в свою очередь, мотивировано тем, что часть испрашиваемого земельного участка входит в границы земельного участка, который состоит на государственном кадастровом учете под номером N. Кроме того, между испрашиваемым земельным участком и земельными участками, сведения о которых содержатся в ГКН, образуется территория, которую невозможно использовать рационально, поскольку имеется "вкрапливание, чересполосица".
Считает заключение незаконным и несоответствующим действительности. Полагает, что оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка не имеется, поскольку он свободен от прав третьих лиц.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Л.А. просит решение суда отменить, заявление удовлетворить.
В заседании судебной коллегии представители Л.А. - Л.С. и М. доводы апелляционной жалобы поддержали, представитель ДСА г.о. Самара - С.Е.А. просила решение суда оставить без изменения, другие надлежаще извещенные лица, участвующие в деле, не присутствовали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ч. 2 ст. 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.15) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В силу п. 2.4. Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.06 N 74 (действовавшего до 20.03.15), Министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку.
При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
Согласно п. 2.6 Порядка, в двухнедельный срок с момента получения министерством заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка министерство направляет в адрес заявителя уведомление об отказе в предоставлении земельного участка с приложением заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка.
Из материалов дела следует, что 27.06.11 Л.А. обратился в МИО Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: <адрес> площадью 714 кв. м, под садоводство, на основании ст. 9 Закона Самарской области "О земле".
Уведомлением от 21.11.13 Министерство отказало Л.А. в предоставлении земельного участка, сославшись на то, что испрашиваемый земельный участок является частью земельного участка площадью 10.694,2 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером N, предоставленного в пользование Куйбышевской городской организации ветеранов войны в Афганистане, и на территории данного земельного участка находятся домовладения, которые являются муниципальной собственностью городского округа Самара, в связи с чем у Министерства отсутствуют полномочия по распоряжению испрашиваемым земельным участком.
Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 16.04.14, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 06.06.14, отказ в предоставлении земельного участка от 21.11.13 признан незаконным с возложением на Министерство обязанности возобновить работу по заявлению Л.А. от 23.06.11.
20.08.14 сотрудниками ГБУ СО "Региональный центр недвижимости" по результатам произведенного визуального осмотра земельного участка составлен акт N 2199, из которого следует, что на момент осмотра земельный участок свободен от строений и видимых инженерно-технических сооружений, огорожен забором. Наличие (отсутствие) нарушений прав третьих лиц установить не удалось, фактическим землепользователем является Л.А.
08.08.14 Министерство Самарской области направило в ДСА г.о.Самара обращение об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
Уведомлением от 13.10.14 N 12-4/0832/11С в предоставлении Л.А. земельного участка Министерством отказано, со ссылкой на заключение ДСА г.о.Самара от 25.09.14 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории.
Из заключения ДСА г.о.Самара от 25.09.14 следует, что согласно топографическим материалам Департамента, часть испрашиваемого земельного участка, границы которого сформированы по каталогу координат, приведенных в заявлении Л.А. от 27.06.11, входит в границы земельного участка N, внесенные в ГКН. Кроме того, между испрашиваемым земельным участком и земельными участками, состоящими на государственном кадастровом учете под номерами N и N образуется территория, которую невозможно использовать рационально, что приведет к недостатку использования земель - вкрапливанию, чересполосице.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 4 Закона Самарской области от 04.03.11 N 16-ГД "О Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" (действовавшего до 01.03.15) наличие данных о том, что формирование земельного участка приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.
В силу ч. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Наличие наложения на сложившееся землепользование и вклинивания, вкрапливания и изломанности границ подтверждено выкопировкой из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, схемой расположения земельного участка, графическими и фотоматериалами, топографическим планом (л.д. 135, 142,168), а также не оспаривалось, по существу, Л.А. при осмотре земельного участка 06.06.12 и в заявлении об уточнении плана границ от 23.10.14 (л.д. 112, 184).
В силу п. 1.2, п. 1.3 Положения об информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) городского округа Самара, утвержденного распоряжением ДСА г.о.Самара от 11.11.11 N Д05-01-06/93, автоматизированная ИСОГД - это система базы данных со всеми внесенными в нее актуальными документами, материалами, картами, схемами и чертежами информационной системы.
ИСОГД является единственным официальным источником сведений о градостроительных регламентах общего и особого вида, иной регламентной информации об объектах градостроительной деятельности.
При отсутствии подтвержденных в установленном порядке сведений о технической ошибке или о злоупотреблениях со стороны должностных лиц ДСА г.о.Самара, правовых и фактических оснований для критической оценки официальной информации ИСОГД г.о.Самара, полученной в результате внесения в систему заявленных Л.А. координат поворотных точек, не имеется.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильным выводам о законности заключения ДСА г.о.Самара от 25.09.14 N СП-9/2391-0-1 о невозможности утверждения схемы расположения названного выше земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории и отказа МИО Самарской области от 13.10.14 N 12-4/0832/11С в предоставлении земельного участка в собственность, и обоснованно отказал в удовлетворении требований, ввиду чего решение суда подлежит оставлению без изменения.
Доводы жалобы о фактическом отсутствии вкрапливания и чересполосицы между испрашиваемым и смежными земельными участками, не могут быть приняты во внимание по вышеприведенным мотивам.
Материалами дела подтверждено и заявителем не оспаривалось, что наложение выявлено на основании представленного им каталога координат на земельный участок площадью 714 кв. м, которые на момент принятия оспариваемых заключения ДСА г.о. Самара от 25.09.14 и отказа МИО Самарской области являлись актуальными.
Ссылки на повторную геосъемку, а также на поданную заявителем 23.10.14 в Министерство уточненную схему расположения земельного участка, в которой изменены границы и площадь испрашиваемого земельного участка и тем самым устранены, по его мнению, причины, послужившие основанием для выдачи заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, правового значения не имеют, поскольку на дату предъявления указанного документа решение по заявлению Л.А. уже принято.
Отсутствие сведений в ЕГРП о зарегистрированных правах и о предоставлении ранее кому-либо испрашиваемого земельного участка, само по себе не свидетельствует о том, что препятствий к утверждению схемы, приведенных в заключении от 25.09.14, не имелось.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 28 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)