Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец не согласен с тем, что участок расположен на территории товарищества.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Мартьянова С.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Алексеевой Е.Д.
судей Герман М.В., Насиковской А.А.
при секретаре Б.Е.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Б.С. на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 23 сентября 2014 года, которым Б.С. отказано в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район", Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области о признании недействительным решения межведомственной земельной комиссии в части, признании права собственности на земельный участок.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Алексеевой Е.Д., возражения представителя Комитета по природным ресурсам Ленинградской области - К., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Б.С. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район", ТУ Росимущества в ЛО о признании недействительным решения межведомственной земельной комиссии муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" от 27 ноября 2013 года N 45/66, утвержденного постановлением администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" от 16 декабря 2013 года N 3885, в части отмены решения межведомственной земельной комиссии муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 5 декабря 2012 года N 50/66, и признании права собственности на земельный участок N площадью 777 м2, кадастровый номер N, расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, массив Грузино, СНТ "Родники-1".
В обоснование исковых требований Б.С. указал, что он является членом СНТ "Родники-1" с 2005 года, пользуется земельным участком, оплачивает членские взносы. Постановлением Администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 14 декабря 2009 года N 3071 утвержден Проект организации и застройки территории СНТ "Родники-1" по фактическому пользованию" на общей площади 295796 м2. Земельный участок садоводческого товарищества и испрашиваемый им участок поставлены на государственный кадастровый учет с разрешенным использованием - для ведения садоводства. 2 августа 2012 года он обратился в администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, однако ему было отказано в связи с прокурорской проверкой. 3 декабря 2012 года он обратился повторно, и решением межведомственной земельной комиссии МО "Всеволожский муниципальный район" от 5 декабря 2012 года N 50/66 земельный участок предоставлен ему в собственность бесплатно, но документы не оформлены. Затем 21 ноября 2013 года он вновь обратился с заявлением о передаче ему земельного участка по указанному адресу в собственность, но межведомственная земельная комиссия МО "Всеволожский муниципальный район" решением от 27 ноября 2013 года N 45/66, утвержденным постановлением администрации МО "Всеволожский муниципальный район" от 16 декабря 2013 года N 3885, отменила свое решение от 5 декабря 2012 года N 50/66, отказав истцу, поскольку земельный участок расположен на землях лесного фонда. С данным отказом он не согласен, так как земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования - для ведения садоводства. Документов о том, что испрашиваемый земельный участок расположен на землях лесного фонда, не представлено, таким образом, не имелось оснований для отказа в предоставлении земельного участка. Он считает, что в соответствии с действующим законодательством имеет право оформить земельный участок в собственность.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район", надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании суда первой инстанции не участвовал, отзыв относительно исковых требований не представил.
Представитель ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) по Ленинградской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании суда первой инстанции не участвовал. В письменном отзыве просил отказать истцу в удовлетворении заявленных требований, поскольку администрация муниципального района не вправе решать вопросы распоряжения земельными участками, расположенными на землях лесного фонда.
Представитель третьего лица - Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании суда первой инстанции не участвовал. В письменном отзыве возражал против удовлетворения иска, пояснив, что в материалы дела не представлено доказательств изъятия земельного участка, предоставленного администрацией МО "Всеволожский муниципальный район" СНТ "Родники-1" под организацию коллективного садоводства из земель лесного фонда и изменения категории земель лесного фонда на земли сельскохозяйственного назначения.
Представитель третьего лица - СНТ "Родники-1" поддержал исковые требования истца.
Судом постановлено изложенное выше решение, которым Б.С. отказано в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Б.С. просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указал, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 15 апреля 2013 года и свидетельству о государственной регистрации права от 30 марта 2009 года из права собственности РФ были исключены часть земельных участков, в том числе и часть квартала 139. Согласно заключению N 2-360/2033 по отводу земельного участка под организацию коллективного садоводства (по фактическому пользованию) 17 декабря 1999 года СНТ "Родники-1" по отношению к окружающей территории располагается следующим образом (пункт 5): земли Васкеловского парклесхоза, кв. N N 239, 240, 244, 245 Гарболовского лесничества. Вместе с тем, судом не было установлено, в каком квартале находится спорный земельный участок, и соответственно относится ли данный земельный участок к землям, принадлежащим Российской Федерации, с учетом имевших место изменений в период с 2009 года по 2013 год.
Согласно ч. 1 ст. 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке.
Участники судебного разбирательства надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, о чем имеются телефонограммы и уведомление о направлении извещений по факсимильной связи и уведомление о вручении заказного почтового отправления. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки в суд апелляционной инстанции, не представили.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Б.С. является членом СНТ "Родники-1" с 2005 года и ему выделен земельный участок N, расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, массив Грузино, СНТ "Родники-1".
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, площадь участка составляет 777 м2, границы участка согласованы со смежными землепользователями.
Истец неоднократно обращался в администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" с заявлением о предоставлении земельного участка N в собственность бесплатно.
Межведомственной земельной комиссией МО "Всеволожский муниципальный район" 5 декабря 2012 года вынесено решение N 50/66 о предоставлении Б.С. в собственность бесплатно земельного участка N площадью 777 кв. м, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, массив Грузино, СНТ "Родники-1".
Указанное решение исполнено не было. Сведений об утверждении решения постановлением администрации района истцом не представлено.
В соответствии с Положением о межведомственной земельной комиссии Всеволожского муниципального района, утвержденным постановлением МО "Всеволожский муниципальный район" от 7 апреля 2009 года N 542, решения Комиссии оформляются протоколом и носят рекомендательный характер, протокол Комиссии утверждается постановлением администрации района и с этого момента приобретает силу ненормативного правового акта органа местного самоуправления.
Согласно п. 1.6 указанного Положения решение Комиссии является действительным и подлежит исполнению в течение 12 календарных месяцев с момента его вынесения. Если решение Комиссии не исполнено в течение этого срока, оно автоматически утрачивает юридическую силу.
Постановление администрации МО "Всеволожский муниципальный район" об утверждении решения Межведомственной земельной комиссии от 5 декабря 2012 года N 50/66 суду не представлено, поэтому следует исходить из того, что указанное решение не приобрело силу ненормативного правового акта органа местного самоуправления.
21 ноября 2013 года истец вновь обратился с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка N.
Решением межведомственной земельной комиссии МО "Всеволожский муниципальный район" от 27 ноября 2013 N 45/66, утвержденным постановлением администрации МО "Всеволожский муниципальный район" от 16 декабря 2013 года N 3885, было отменено решение межведомственной земельной комиссии МО "Всеволожский муниципальный район" от 5 декабря 2012 года N 50/66, и Б.С. отказано в связи с имеющейся информацией о принадлежности испрашиваемого земельного участка к землям Гослесфонда.
Б.С. оспаривает указанное решение комиссии в части отмены решения от 5 декабря 2012 года N 50/66.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания недействительным решения межведомственной земельной комиссии МО "Всеволожский муниципальный район" от 27 ноября 2013 года N 45/66 в указанной части.
Оспариваемым решением комиссии отменено решение, которое не имело силы ненормативного правового акта, поскольку не было утверждено постановлением администрации района. Поэтому принятие решения о его отмене не повлекло для истца правовых последствий в виде нарушения его права на предоставление в собственность земельного участка.
Основания и условия для приобретения права собственности на земельные участки предусмотрены ст. ст. 25 и 28 ЗК РФ.
Особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям предусмотрены статьей 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
В соответствии с пунктами 3 и 4 указанной статьи граждане, обладающие садовыми земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.
В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.
Таким образом, правовым значением для разрешения вопроса о праве члена СНТ приобрести земельный участок в собственность, является доказанность того, что земельный участок, составляющий территорию СНТ, предоставлен данному СНТ до вступления в силу Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", то есть, до апреля 1998 года, с соблюдением при этом установленного порядка предоставления.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 4 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (п. 2 ст. 15 ЗК РФ).
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:... 2) из состава земель лесного фонда (п/п. 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ).
В силу ч. 2 ст. 9 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на землях лесного фонда запрещается размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, системное толкование действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, фактически запрещает передачу лесных участков из состава земель лесного фонда в собственность граждан до перевода лесного участка в составе земель лесного фонда в другую категорию земель в установленном порядке.
При этом границы земель лесного фонда определяются в соответствии с лесным законодательством, земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (п. 3 ст. 6 Лесного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 4.2 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно части 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель находящихся в собственности Российской Федерации из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации.
Судом установлено из материалов дела следует, что постановлением главы администрации Всеволожского района Ленинградской области от 22 июня 1992 года N 1008 принято решение изъять из землепользования Васкеловского парклесхоза Ленинградского лесопаркового производственного объединения (кв. 244 Лемболовского и кв. 245, 246 Гарболовского лесничества) и предоставить АОЗТ "Родники" 10,0 га земли под организацию коллективного садоводства в постоянное пользование, обязать АОЗТ "Родники" оформить отвод земельного участка в натуре в установленном порядке, к освоению земельного участка приступить после согласования и утверждения проекта организации коллективного садоводства.
Указанное постановление было издано в период действия Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 года, разрешившего передачу земельных участков в собственность, в том числе, гражданам. На момент принятия указанного Кодекса все земли, составляющие территорию РСФСР, принадлежали государству. Статьей 7 ЗК РСФСР было установлено, что граждане РСФСР в соответствии с настоящим Кодексом имеют право по своему выбору на получение в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду земельных участков, в том числе, для садоводства. Этой же нормой ЗК РСФСР было установлено, что передача земельных участков в собственность граждан производится местными Советами народных депутатов за плату и бесплатно. Была предоставлена возможность передавать бесплатно земельные участки в собственность граждан, в том числе, для садоводства и животноводства - все ранее предоставленные земельные участки, а также вновь предоставляемые для этих целей малопродуктивные сельскохозяйственные угодья и нарушенные земли.
Ст. 11 ЗК РСФСР полномочия по предоставлению земельных участков в собственность на основании статей 7, 8, 9 настоящего Кодекса были переданы местным Советам народных депутатов, на территории которого расположен земельный участок.
Совокупностью норм, содержащихся в ст. ст. 94 и 14 ЗК РСФСР была предоставлена возможность не используемые для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности сельскохозяйственные и другие угодья лесного фонда предоставлять лесохозяйственным и промышленным предприятиям во временное пользование для сельскохозяйственных целей, предельный срок временного пользования земельными участками лесного фонда был установлен не более трех лет.
В силу земельного законодательства, действовавшего на момент издания постановления главы администрации Всеволожского района Ленинградской области от 22 июня 1992 года N 1008, земельные участки могли передаваться для ведения садоводства, в том числе, в собственность, однако исключительно либо ранее предоставленные, либо участки малопродуктивных сельскохозяйственных угодий и нарушенных земель. Участки из земель лесного фонда в сельскохозяйственных целях могли быть переданы исключительно во временное пользование и на срок не более трех лет.
Таким образом, при издании указанного постановления администрация Всеволожского района вышла за пределы предоставленных ей земельным законодательством полномочий.
4 февраля 1997 года администрацией Всеволожского района после проведения землеустроительных работ, согласованных с контролирующими службами, было издано постановление N 157, в котором администрация постановила просить Правительство Ленинградской области изъять из землепользования Васкеловского парклесхоза и предоставить АОЗТ "Родники" под организацию садоводческого товарищества "Родники-1" в районе озера Лемболовское земельный участок площадью 10,7 га (леса первой группы в кварталах 239, 240, 244, 245 Гарболовского лесничества), фактически занятый коллективным садоводством, в аренду сроком до 3 лет, обязать СТ "Родники-1" оформить землеотвод и договор аренды в установленном порядке, разработать и согласовать генеральный план коллективного садоводства в границах сложившейся застройки.
20 ноября 1998 года администрация на основании материалов землеустроительного дела N 31, постановила (постановление N 2126) просить Правительство Ленинградской области изъять из землепользования филиала "Васкеловский парклесхоз" ГУП "Лесопарковая зона Санкт-Петербурга" земельный участок площадью 5,0 га (территория лесов 1 группы в квартале 45 Гарболовского лесничества) и предоставить садоводческому товариществу "Родники-1" под расширение садоводства, в аренду сроком до 3 лет, обязать СТ "Родники-1" произвести отвод земельного участка в натуре и оформить договор аренды в установленном порядке.
Рассмотрев представленные материалы по отводу земель под расширение коллективного садоводства, Комитет по лесу Ленинградской области, отметив факт нахождения испрашиваемого участка в лесах первой группы в квартале 245 Гарболовского лесничества, самовольную вырубку леса на площади 3,6 га, занятие участка площадью 1,4 га существующим садоводством, счел возможным передачу испрашиваемого участка, который используется без надлежащего оформления. При этом Комитет указал, что окончательный отвод в лесах первой группы необходимо оформить через Правительство РФ.
14 сентября 1999 года администрация Всеволожского района издала постановление N 1585, фактически дублирующее постановление N 157 от 4 февраля 1997 года: просить Правительство Ленинградской области изъять у филиала "Васкеловский парклесхоз" ГУП "Лесопарковая зона Санкт-Петербурга" 10,7 га земли (леса первой группы в кварталах 239, 240, 244, 245 Гарболовского лесничества), и предоставить эти земли садоводческому товариществу "Родники-1" под организацию коллективного садоводства по фактическому пользованию в аренду сроком до 3 лет, обязать СТ "Родники-1" оформить землеотвод и договор аренды в установленном порядке, разработать и согласовать генеральный план коллективного садоводства в границах сложившейся застройки.
Факт вынесения администрацией 14 сентября 1999 года постановления N 1585 свидетельствует о неисполнении к указанному моменту постановлений, изданных ранее.
Доказательств, подтверждающих обращение в Правительство Ленинградской области, изъятие испрашиваемых участков и передачу их садоводческому товариществу, оформление землеотвода и заключение СНТ "Родники-1" договора аренды суду не представлено. Из ответа Комитета по природным ресурсам Ленинградской области следует, что решение о переводе и изъятии земель лесного фонда Правительством РФ не принималось, изменения в материалы лесоустройства (в настоящее время - материалы Государственного лесного реестра) не вносились.
Согласно представленному ответчиком свидетельству о государственной регистрации права, выданному 15 апреля 2013 года, по состоянию на 18 декабря 2008 года (внесение записи в ЕГРП) в собственности Российской Федерации находится не весь квартал 239 Гарболовского лесничества, а только часть, однако указанный документ не подтверждает передачу части земель указанного квартала именно СНТ "Родники-1" и выполнение при этом установленного порядка изъятия и перевода их в иную категорию.
В соответствии с законодательством, действовавшим на момент издания постановлений администрации Всеволожского района ЛО (Лесного кодекса РФ 1997 года, Постановления Правительства РФ от 19 июля 1997 года N 1200 "О переводе лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятии земель лесного фонда", изъятие земельных участков из земель лесного фонда осуществлялось в лесах первой группы Правительством РФ по представлению органа государственной власти субъекта РФ, согласованному с Федеральной службой лесного хозяйства.
В том случае принятия Правительством РФ положительного решения по изъятию земель из лесного фонда, в материалы лесоустройства (планшеты и таксационные описания) вносились соответствующие изменения и площадь земель лесного фонда Ленинградской области уменьшалась на площадь, изъятую из лесного фонда, что ежегодно на 1 января отражалось в документированной информации по учету земель лесного фонда Ленинградской области, которая направлялась в Рослесхоз.
С учетом установленных обстоятельств судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что земли, относящиеся к лесному фонду и используемые фактически СНТ "Родники-1" никогда не относились к землям сельскохозяйственного назначения. Документов, подтверждающих перевод земель категории лесного фонда в иную категорию, предоставляющую возможность ведения садоводства на этих землях на постоянной основе, уполномоченным ст. 63 Лесного кодекса РФ органом - Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти в области сельского хозяйства, суду не представлено.
Из ответа Правительства Ленинградской области от 1 апреля 2014 года на судебный запрос следует, что решение о переводе и изъятии земель лесного фонда из землепользования филиала "Всеволожский парклесхоз" ГУП "Лесопарковая зона Санкт-Петербурга" земельного участка площадью 5,0 га (территория лесов первой группы в квартале 45 Гарболовского лесничества) и изъятии 10,7 га земель в кварталах 239, 240, 244, 245 Гарболовского лесничества (территория лесов первой группы), Правительством РФ не принималось, изменения в материалы лесоустройства (в настоящее время - материалы Государственного лесного реестра) не вносились, а также планшетам и таксационным описаниям Гарболовского лесничества, копиями свидетельств о государственной регистрации права от 30 марта 2009 года и 15 апреля 2013 года, согласно которым лесные земли Гарболовского лесничества в кварталах 239 (часть), 240 - 246, находятся в собственности Российской Федерации.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с данным Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда.
В пункте 2.1 Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 года N 2284, лесной фонд поименован в перечне объектов, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
Таким образом, нахождение земельного участка на землях лесного фонда исключает возможность его приватизации, несмотря на наличие утвержденного Постановлением Администрации МО "Всеволожский муниципальный район" от 14 декабря 2009 года N 3071 проекта организации застройки СНТ "Родники-1", поскольку органы местного самоуправления муниципальных районов не вправе были распоряжаться землями лесного фонда как до, так и после введения в действие 30 октября 2011 года Земельного кодекса РФ.
Внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о характеристиках земельного участка с кадастровым номером 47:07:0183001:25 по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, массив Грузино, с указанием категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, и вида разрешенного использования - для ведения садоводства на основании межевого плана, представленного в орган кадастрового учета 2 августа 2010 года, утвержденного постановлением администрации МО Всеволожский муниципальный район от 14 декабря 2009 года N 3071 не порождает юридически значимых для разрешения настоящего спора обстоятельств.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом не было установлено, в каком квартале находится спорный земельный участок, и соответственно относится ли данный земельный участок к землям, принадлежащим Российской Федерации, несостоятелен, поскольку обязанность представления доказательств того, на каких землях находится испрашиваемый земельный участок лежит на истце. При этом судом были исследованы все представленные в материалы дела доказательства и им дана надлежащая оценка.
Установленные судом обстоятельства исключают возможность удовлетворения иска о признании права собственности Б.С. на земельный участок N в СНТ "Родники-1". Длительный период фактического пользования спорным земельным участком, его обработка, возведение построек не имеет правового значения для разрешения настоящего спора. Между тем, из материалов дела следует, что никаких действий, направленных на создание препятствий как истцу, так и СНТ "Родники-1", в пользовании земельным участком не производится. СНТ "Родники-1" не лишено возможности реализовать предоставленное им неотмененными постановлениями администрации Всеволожского района право обратиться в уполномоченные органы для оформления изъятия и передачи земельного участка садоводческому некоммерческому товариществу в установленном порядке.
Судебная коллегия находит, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые для дела обстоятельства, оценил представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, и постановил решение в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, при точном соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
В силу ст. 327.1 ГПК РФ судебной коллегией проверена законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, оспаривание выводов суда об установленных им обстоятельствах без достаточных оснований, а потому не могут быть положены в основу отмены решения суда.
Ссылки истца на наличие решений суда о признании права собственности иных членов СНТ "Родники-1" на земельные участки несостоятельны, поскольку обстоятельства, установленные решениями суда, в которых участвовали иные, чем в настоящем деле лица, преюдициального значения для разрешения настоящего спора не имеют.
Указаний на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 23 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б.С. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.01.2015 N 33-111/2015
Требование: Об оспаривании отмены решения о предоставлении в собственность земельного участка, признании права собственности на участок.Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец не согласен с тем, что участок расположен на территории товарищества.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 января 2015 г. N 33-111/2015
Судья Мартьянова С.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Алексеевой Е.Д.
судей Герман М.В., Насиковской А.А.
при секретаре Б.Е.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Б.С. на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 23 сентября 2014 года, которым Б.С. отказано в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район", Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области о признании недействительным решения межведомственной земельной комиссии в части, признании права собственности на земельный участок.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Алексеевой Е.Д., возражения представителя Комитета по природным ресурсам Ленинградской области - К., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Б.С. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район", ТУ Росимущества в ЛО о признании недействительным решения межведомственной земельной комиссии муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" от 27 ноября 2013 года N 45/66, утвержденного постановлением администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" от 16 декабря 2013 года N 3885, в части отмены решения межведомственной земельной комиссии муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 5 декабря 2012 года N 50/66, и признании права собственности на земельный участок N площадью 777 м2, кадастровый номер N, расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, массив Грузино, СНТ "Родники-1".
В обоснование исковых требований Б.С. указал, что он является членом СНТ "Родники-1" с 2005 года, пользуется земельным участком, оплачивает членские взносы. Постановлением Администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 14 декабря 2009 года N 3071 утвержден Проект организации и застройки территории СНТ "Родники-1" по фактическому пользованию" на общей площади 295796 м2. Земельный участок садоводческого товарищества и испрашиваемый им участок поставлены на государственный кадастровый учет с разрешенным использованием - для ведения садоводства. 2 августа 2012 года он обратился в администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, однако ему было отказано в связи с прокурорской проверкой. 3 декабря 2012 года он обратился повторно, и решением межведомственной земельной комиссии МО "Всеволожский муниципальный район" от 5 декабря 2012 года N 50/66 земельный участок предоставлен ему в собственность бесплатно, но документы не оформлены. Затем 21 ноября 2013 года он вновь обратился с заявлением о передаче ему земельного участка по указанному адресу в собственность, но межведомственная земельная комиссия МО "Всеволожский муниципальный район" решением от 27 ноября 2013 года N 45/66, утвержденным постановлением администрации МО "Всеволожский муниципальный район" от 16 декабря 2013 года N 3885, отменила свое решение от 5 декабря 2012 года N 50/66, отказав истцу, поскольку земельный участок расположен на землях лесного фонда. С данным отказом он не согласен, так как земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования - для ведения садоводства. Документов о том, что испрашиваемый земельный участок расположен на землях лесного фонда, не представлено, таким образом, не имелось оснований для отказа в предоставлении земельного участка. Он считает, что в соответствии с действующим законодательством имеет право оформить земельный участок в собственность.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район", надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании суда первой инстанции не участвовал, отзыв относительно исковых требований не представил.
Представитель ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) по Ленинградской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании суда первой инстанции не участвовал. В письменном отзыве просил отказать истцу в удовлетворении заявленных требований, поскольку администрация муниципального района не вправе решать вопросы распоряжения земельными участками, расположенными на землях лесного фонда.
Представитель третьего лица - Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании суда первой инстанции не участвовал. В письменном отзыве возражал против удовлетворения иска, пояснив, что в материалы дела не представлено доказательств изъятия земельного участка, предоставленного администрацией МО "Всеволожский муниципальный район" СНТ "Родники-1" под организацию коллективного садоводства из земель лесного фонда и изменения категории земель лесного фонда на земли сельскохозяйственного назначения.
Представитель третьего лица - СНТ "Родники-1" поддержал исковые требования истца.
Судом постановлено изложенное выше решение, которым Б.С. отказано в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Б.С. просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указал, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 15 апреля 2013 года и свидетельству о государственной регистрации права от 30 марта 2009 года из права собственности РФ были исключены часть земельных участков, в том числе и часть квартала 139. Согласно заключению N 2-360/2033 по отводу земельного участка под организацию коллективного садоводства (по фактическому пользованию) 17 декабря 1999 года СНТ "Родники-1" по отношению к окружающей территории располагается следующим образом (пункт 5): земли Васкеловского парклесхоза, кв. N N 239, 240, 244, 245 Гарболовского лесничества. Вместе с тем, судом не было установлено, в каком квартале находится спорный земельный участок, и соответственно относится ли данный земельный участок к землям, принадлежащим Российской Федерации, с учетом имевших место изменений в период с 2009 года по 2013 год.
Согласно ч. 1 ст. 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке.
Участники судебного разбирательства надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, о чем имеются телефонограммы и уведомление о направлении извещений по факсимильной связи и уведомление о вручении заказного почтового отправления. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки в суд апелляционной инстанции, не представили.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Б.С. является членом СНТ "Родники-1" с 2005 года и ему выделен земельный участок N, расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, массив Грузино, СНТ "Родники-1".
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, площадь участка составляет 777 м2, границы участка согласованы со смежными землепользователями.
Истец неоднократно обращался в администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" с заявлением о предоставлении земельного участка N в собственность бесплатно.
Межведомственной земельной комиссией МО "Всеволожский муниципальный район" 5 декабря 2012 года вынесено решение N 50/66 о предоставлении Б.С. в собственность бесплатно земельного участка N площадью 777 кв. м, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, массив Грузино, СНТ "Родники-1".
Указанное решение исполнено не было. Сведений об утверждении решения постановлением администрации района истцом не представлено.
В соответствии с Положением о межведомственной земельной комиссии Всеволожского муниципального района, утвержденным постановлением МО "Всеволожский муниципальный район" от 7 апреля 2009 года N 542, решения Комиссии оформляются протоколом и носят рекомендательный характер, протокол Комиссии утверждается постановлением администрации района и с этого момента приобретает силу ненормативного правового акта органа местного самоуправления.
Согласно п. 1.6 указанного Положения решение Комиссии является действительным и подлежит исполнению в течение 12 календарных месяцев с момента его вынесения. Если решение Комиссии не исполнено в течение этого срока, оно автоматически утрачивает юридическую силу.
Постановление администрации МО "Всеволожский муниципальный район" об утверждении решения Межведомственной земельной комиссии от 5 декабря 2012 года N 50/66 суду не представлено, поэтому следует исходить из того, что указанное решение не приобрело силу ненормативного правового акта органа местного самоуправления.
21 ноября 2013 года истец вновь обратился с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка N.
Решением межведомственной земельной комиссии МО "Всеволожский муниципальный район" от 27 ноября 2013 N 45/66, утвержденным постановлением администрации МО "Всеволожский муниципальный район" от 16 декабря 2013 года N 3885, было отменено решение межведомственной земельной комиссии МО "Всеволожский муниципальный район" от 5 декабря 2012 года N 50/66, и Б.С. отказано в связи с имеющейся информацией о принадлежности испрашиваемого земельного участка к землям Гослесфонда.
Б.С. оспаривает указанное решение комиссии в части отмены решения от 5 декабря 2012 года N 50/66.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания недействительным решения межведомственной земельной комиссии МО "Всеволожский муниципальный район" от 27 ноября 2013 года N 45/66 в указанной части.
Оспариваемым решением комиссии отменено решение, которое не имело силы ненормативного правового акта, поскольку не было утверждено постановлением администрации района. Поэтому принятие решения о его отмене не повлекло для истца правовых последствий в виде нарушения его права на предоставление в собственность земельного участка.
Основания и условия для приобретения права собственности на земельные участки предусмотрены ст. ст. 25 и 28 ЗК РФ.
Особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям предусмотрены статьей 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
В соответствии с пунктами 3 и 4 указанной статьи граждане, обладающие садовыми земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.
В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.
Таким образом, правовым значением для разрешения вопроса о праве члена СНТ приобрести земельный участок в собственность, является доказанность того, что земельный участок, составляющий территорию СНТ, предоставлен данному СНТ до вступления в силу Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", то есть, до апреля 1998 года, с соблюдением при этом установленного порядка предоставления.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 4 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (п. 2 ст. 15 ЗК РФ).
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:... 2) из состава земель лесного фонда (п/п. 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ).
В силу ч. 2 ст. 9 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на землях лесного фонда запрещается размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, системное толкование действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, фактически запрещает передачу лесных участков из состава земель лесного фонда в собственность граждан до перевода лесного участка в составе земель лесного фонда в другую категорию земель в установленном порядке.
При этом границы земель лесного фонда определяются в соответствии с лесным законодательством, земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (п. 3 ст. 6 Лесного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 4.2 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно части 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель находящихся в собственности Российской Федерации из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации.
Судом установлено из материалов дела следует, что постановлением главы администрации Всеволожского района Ленинградской области от 22 июня 1992 года N 1008 принято решение изъять из землепользования Васкеловского парклесхоза Ленинградского лесопаркового производственного объединения (кв. 244 Лемболовского и кв. 245, 246 Гарболовского лесничества) и предоставить АОЗТ "Родники" 10,0 га земли под организацию коллективного садоводства в постоянное пользование, обязать АОЗТ "Родники" оформить отвод земельного участка в натуре в установленном порядке, к освоению земельного участка приступить после согласования и утверждения проекта организации коллективного садоводства.
Указанное постановление было издано в период действия Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 года, разрешившего передачу земельных участков в собственность, в том числе, гражданам. На момент принятия указанного Кодекса все земли, составляющие территорию РСФСР, принадлежали государству. Статьей 7 ЗК РСФСР было установлено, что граждане РСФСР в соответствии с настоящим Кодексом имеют право по своему выбору на получение в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду земельных участков, в том числе, для садоводства. Этой же нормой ЗК РСФСР было установлено, что передача земельных участков в собственность граждан производится местными Советами народных депутатов за плату и бесплатно. Была предоставлена возможность передавать бесплатно земельные участки в собственность граждан, в том числе, для садоводства и животноводства - все ранее предоставленные земельные участки, а также вновь предоставляемые для этих целей малопродуктивные сельскохозяйственные угодья и нарушенные земли.
Ст. 11 ЗК РСФСР полномочия по предоставлению земельных участков в собственность на основании статей 7, 8, 9 настоящего Кодекса были переданы местным Советам народных депутатов, на территории которого расположен земельный участок.
Совокупностью норм, содержащихся в ст. ст. 94 и 14 ЗК РСФСР была предоставлена возможность не используемые для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности сельскохозяйственные и другие угодья лесного фонда предоставлять лесохозяйственным и промышленным предприятиям во временное пользование для сельскохозяйственных целей, предельный срок временного пользования земельными участками лесного фонда был установлен не более трех лет.
В силу земельного законодательства, действовавшего на момент издания постановления главы администрации Всеволожского района Ленинградской области от 22 июня 1992 года N 1008, земельные участки могли передаваться для ведения садоводства, в том числе, в собственность, однако исключительно либо ранее предоставленные, либо участки малопродуктивных сельскохозяйственных угодий и нарушенных земель. Участки из земель лесного фонда в сельскохозяйственных целях могли быть переданы исключительно во временное пользование и на срок не более трех лет.
Таким образом, при издании указанного постановления администрация Всеволожского района вышла за пределы предоставленных ей земельным законодательством полномочий.
4 февраля 1997 года администрацией Всеволожского района после проведения землеустроительных работ, согласованных с контролирующими службами, было издано постановление N 157, в котором администрация постановила просить Правительство Ленинградской области изъять из землепользования Васкеловского парклесхоза и предоставить АОЗТ "Родники" под организацию садоводческого товарищества "Родники-1" в районе озера Лемболовское земельный участок площадью 10,7 га (леса первой группы в кварталах 239, 240, 244, 245 Гарболовского лесничества), фактически занятый коллективным садоводством, в аренду сроком до 3 лет, обязать СТ "Родники-1" оформить землеотвод и договор аренды в установленном порядке, разработать и согласовать генеральный план коллективного садоводства в границах сложившейся застройки.
20 ноября 1998 года администрация на основании материалов землеустроительного дела N 31, постановила (постановление N 2126) просить Правительство Ленинградской области изъять из землепользования филиала "Васкеловский парклесхоз" ГУП "Лесопарковая зона Санкт-Петербурга" земельный участок площадью 5,0 га (территория лесов 1 группы в квартале 45 Гарболовского лесничества) и предоставить садоводческому товариществу "Родники-1" под расширение садоводства, в аренду сроком до 3 лет, обязать СТ "Родники-1" произвести отвод земельного участка в натуре и оформить договор аренды в установленном порядке.
Рассмотрев представленные материалы по отводу земель под расширение коллективного садоводства, Комитет по лесу Ленинградской области, отметив факт нахождения испрашиваемого участка в лесах первой группы в квартале 245 Гарболовского лесничества, самовольную вырубку леса на площади 3,6 га, занятие участка площадью 1,4 га существующим садоводством, счел возможным передачу испрашиваемого участка, который используется без надлежащего оформления. При этом Комитет указал, что окончательный отвод в лесах первой группы необходимо оформить через Правительство РФ.
14 сентября 1999 года администрация Всеволожского района издала постановление N 1585, фактически дублирующее постановление N 157 от 4 февраля 1997 года: просить Правительство Ленинградской области изъять у филиала "Васкеловский парклесхоз" ГУП "Лесопарковая зона Санкт-Петербурга" 10,7 га земли (леса первой группы в кварталах 239, 240, 244, 245 Гарболовского лесничества), и предоставить эти земли садоводческому товариществу "Родники-1" под организацию коллективного садоводства по фактическому пользованию в аренду сроком до 3 лет, обязать СТ "Родники-1" оформить землеотвод и договор аренды в установленном порядке, разработать и согласовать генеральный план коллективного садоводства в границах сложившейся застройки.
Факт вынесения администрацией 14 сентября 1999 года постановления N 1585 свидетельствует о неисполнении к указанному моменту постановлений, изданных ранее.
Доказательств, подтверждающих обращение в Правительство Ленинградской области, изъятие испрашиваемых участков и передачу их садоводческому товариществу, оформление землеотвода и заключение СНТ "Родники-1" договора аренды суду не представлено. Из ответа Комитета по природным ресурсам Ленинградской области следует, что решение о переводе и изъятии земель лесного фонда Правительством РФ не принималось, изменения в материалы лесоустройства (в настоящее время - материалы Государственного лесного реестра) не вносились.
Согласно представленному ответчиком свидетельству о государственной регистрации права, выданному 15 апреля 2013 года, по состоянию на 18 декабря 2008 года (внесение записи в ЕГРП) в собственности Российской Федерации находится не весь квартал 239 Гарболовского лесничества, а только часть, однако указанный документ не подтверждает передачу части земель указанного квартала именно СНТ "Родники-1" и выполнение при этом установленного порядка изъятия и перевода их в иную категорию.
В соответствии с законодательством, действовавшим на момент издания постановлений администрации Всеволожского района ЛО (Лесного кодекса РФ 1997 года, Постановления Правительства РФ от 19 июля 1997 года N 1200 "О переводе лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятии земель лесного фонда", изъятие земельных участков из земель лесного фонда осуществлялось в лесах первой группы Правительством РФ по представлению органа государственной власти субъекта РФ, согласованному с Федеральной службой лесного хозяйства.
В том случае принятия Правительством РФ положительного решения по изъятию земель из лесного фонда, в материалы лесоустройства (планшеты и таксационные описания) вносились соответствующие изменения и площадь земель лесного фонда Ленинградской области уменьшалась на площадь, изъятую из лесного фонда, что ежегодно на 1 января отражалось в документированной информации по учету земель лесного фонда Ленинградской области, которая направлялась в Рослесхоз.
С учетом установленных обстоятельств судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что земли, относящиеся к лесному фонду и используемые фактически СНТ "Родники-1" никогда не относились к землям сельскохозяйственного назначения. Документов, подтверждающих перевод земель категории лесного фонда в иную категорию, предоставляющую возможность ведения садоводства на этих землях на постоянной основе, уполномоченным ст. 63 Лесного кодекса РФ органом - Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти в области сельского хозяйства, суду не представлено.
Из ответа Правительства Ленинградской области от 1 апреля 2014 года на судебный запрос следует, что решение о переводе и изъятии земель лесного фонда из землепользования филиала "Всеволожский парклесхоз" ГУП "Лесопарковая зона Санкт-Петербурга" земельного участка площадью 5,0 га (территория лесов первой группы в квартале 45 Гарболовского лесничества) и изъятии 10,7 га земель в кварталах 239, 240, 244, 245 Гарболовского лесничества (территория лесов первой группы), Правительством РФ не принималось, изменения в материалы лесоустройства (в настоящее время - материалы Государственного лесного реестра) не вносились, а также планшетам и таксационным описаниям Гарболовского лесничества, копиями свидетельств о государственной регистрации права от 30 марта 2009 года и 15 апреля 2013 года, согласно которым лесные земли Гарболовского лесничества в кварталах 239 (часть), 240 - 246, находятся в собственности Российской Федерации.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с данным Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда.
В пункте 2.1 Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 года N 2284, лесной фонд поименован в перечне объектов, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
Таким образом, нахождение земельного участка на землях лесного фонда исключает возможность его приватизации, несмотря на наличие утвержденного Постановлением Администрации МО "Всеволожский муниципальный район" от 14 декабря 2009 года N 3071 проекта организации застройки СНТ "Родники-1", поскольку органы местного самоуправления муниципальных районов не вправе были распоряжаться землями лесного фонда как до, так и после введения в действие 30 октября 2011 года Земельного кодекса РФ.
Внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о характеристиках земельного участка с кадастровым номером 47:07:0183001:25 по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, массив Грузино, с указанием категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, и вида разрешенного использования - для ведения садоводства на основании межевого плана, представленного в орган кадастрового учета 2 августа 2010 года, утвержденного постановлением администрации МО Всеволожский муниципальный район от 14 декабря 2009 года N 3071 не порождает юридически значимых для разрешения настоящего спора обстоятельств.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом не было установлено, в каком квартале находится спорный земельный участок, и соответственно относится ли данный земельный участок к землям, принадлежащим Российской Федерации, несостоятелен, поскольку обязанность представления доказательств того, на каких землях находится испрашиваемый земельный участок лежит на истце. При этом судом были исследованы все представленные в материалы дела доказательства и им дана надлежащая оценка.
Установленные судом обстоятельства исключают возможность удовлетворения иска о признании права собственности Б.С. на земельный участок N в СНТ "Родники-1". Длительный период фактического пользования спорным земельным участком, его обработка, возведение построек не имеет правового значения для разрешения настоящего спора. Между тем, из материалов дела следует, что никаких действий, направленных на создание препятствий как истцу, так и СНТ "Родники-1", в пользовании земельным участком не производится. СНТ "Родники-1" не лишено возможности реализовать предоставленное им неотмененными постановлениями администрации Всеволожского района право обратиться в уполномоченные органы для оформления изъятия и передачи земельного участка садоводческому некоммерческому товариществу в установленном порядке.
Судебная коллегия находит, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые для дела обстоятельства, оценил представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, и постановил решение в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, при точном соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
В силу ст. 327.1 ГПК РФ судебной коллегией проверена законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, оспаривание выводов суда об установленных им обстоятельствах без достаточных оснований, а потому не могут быть положены в основу отмены решения суда.
Ссылки истца на наличие решений суда о признании права собственности иных членов СНТ "Родники-1" на земельные участки несостоятельны, поскольку обстоятельства, установленные решениями суда, в которых участвовали иные, чем в настоящем деле лица, преюдициального значения для разрешения настоящего спора не имеют.
Указаний на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 23 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б.С. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)