Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.10.2014 N 33-6915/2014

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 октября 2014 г. по делу N 33-6915/2014


Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Иволгиной Н.В., Ершовой Л.А.,
при секретаре Матюхиной К.В.,
рассмотрела в судебном заседании 29 октября 2014 года дело по апелляционному представлению прокурора Русско-Полянского района Омской области <...> на решение Русско-Полянского районного суда Омской области от 29 июля 2014 года, которым в удовлетворении заявления прокурора Русско-Полянского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим нормативно-правового акта в части отказано.
Заслушав доклад судьи областного суда Латышенко Н.Ф., судебная коллегия

установила:

Прокурор Русско-Полянского района Омской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим Решения Совета Русско-Полянского муниципального района Омской области N <...> от <...> года в части.
В обоснование требований указал, что п. 4 указанного Решения противоречит требованиям федерального законодательства, поскольку содержит указание на необходимость в случае предоставления земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения размещения информации на сайте <...>, не являющимся источником официального опубликования нормативно правовых актов Правительства Омской области, в связи с чем, просил признать его недействующим в указанной части.
Представитель заявителя <...> в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель Администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области <...> в судебном заседании от <...> года указал на соответствие оспариваемого нормативно правового акта федеральному законодательству.
Председатель Совета Русско-Полянского муниципального района Омской области <...> просил в удовлетворении требований отказать.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор Русско-Полянского района Омской области <...> просит решение суда отменить, принять новое. Указывает, что судом не была дана надлежащая оценка как доказательствам, исследованным в ходе судебного разбирательства (надзорное производство N <...>, копия резолютивной части решения N <...> от <...> года, копия определения антимонопольной службы от <...> года), так и доводу о том, что именно субъекту Российской Федерации предоставлены полномочия по определению средств массовой информации, в которых подлежат опубликованию сообщения о наличии предлагаемых для передачи земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду. Кроме того при вынесении оспариваемого решения судом был применен ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", не подлежащий применению.
В возражениях на апелляционное представление представитель Администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области <...> просит решение оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения. Указывает, что информирование о предоставлении конкретных земельных участков в аренду, в том числе на сайте <...>, обеспечивает получение наибольшего числа заявок от всех заинтересованных лиц, что способствует максимальной эффективности сдачи имущества в аренду.
Проверив материалы дела, обсудив доводы представления, заслушав представителя прокуратуры Омской области <...>, поддержавшую доводы представления, представителя Администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области <...>, согласившуюся с решением суда, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
Решением Совета Русско-Полянского муниципального района Омской области от <...> года N <...> утвержден Порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности до разграничения собственности на землю, на территории Русско-Полянского муниципального района Омской области, не связанных со строительством (приложение N 2).
В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Устава Русско-Полянского муниципального района Омской области, принятого Решением Совета Русско-Полянского муниципального образования Омской области от 23.06.2005 года N 56, в ранее действовавшей редакции, предусматривалось, что официальным опубликованием муниципальных правовых актов считается публикация их полного текста в районной газете "Голос целины".
Текст документа опубликован в издании "Голос целины" N <...> от <...> года (л.д. <...>).
В соответствии с пунктом 4 Порядка комимущество обеспечивает заблаговременное опубликование информации о земельных участках, предлагаемых к предоставлению в собственность или аренду, в газете "Голос целины", "Омский вестник" - в случае предоставления земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения и сайте <...>
Полагая размещение на указанном сайте информации о предоставлении земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения противоречащим подпункту 2 части 1 статьи 14 Закона Омской области от 08.02.2006 года N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области", пункту 3 Указа Губернатора Омской области от 30.03.2004 года N 74 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти" прокурор обратился в суд с заявлением о признании пункта 4 Порядка в указанной части недействующим.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд правильно исходил из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 ЗК Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Согласно части 1 статьи 34 ЗК Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока.
Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 14 Закона Омской области от 08.02.2006 года N 731-ОЗ в средствах массовой информации подлежат публикации сведения о наличии предлагаемых для передачи в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Сведения, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, публикуются в средствах массовой информации, являющихся источниками официального опубликования нормативных правовых актов Правительства Омской области (пункт 2 статьи 14 Закона Омской области от 08.02.2006 года N 731-ОЗ).
В соответствии с пунктом 3 Указа Губернатора Омской области от 30.03.2004 года N 74 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области" официальным опубликованием правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области является первая публикация их полного текста в газете "Омский вестник".
Пунктом 4 Порядка помимо опубликования информации о земельных участках из категории земель сельскохозяйственного назначения, предлагаемых к предоставлению в собственность или аренду, в газете "Омский вестник", предусмотрено размещение и сайте <...>
Судебная коллегия отмечает, что размещение информации о предлагаемых земельных участках дополнительно и на сайте, при том положении, что публикация предусмотрена средстве массовой информации, являющегося источником официального опубликования нормативных правовых актов Правительства Омской области, не входит в противоречие с федеральным и региональным законодательством. Пункт 4 Порядка в оспариваемой прокурором части принят в соответствии с принципами, зафиксированными в пункте 1 статьи 34 ЗК Российской Федерации.
Оспариваемый прокурором пункт 4 Порядка не устанавливает дополнительные, не предусмотренные федеральным и областным законодательством ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Как верно отмечено судом первой инстанции, дополнительное информирование органом местного самоуправления в сети Интернет о предоставлении конкретных земельных участков способствует получению наибольшего числа заявок от всех заинтересованных лиц, что способствует достижению максимальной эффективности передачи земельных участков в аренду, а также направлено не только на защиту интересов общества и отдельных граждан в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
Применительно к изложенному, доводы апелляционного представления о том, что оспариваемая норма противоречит правовым актам Омской области состоятельными не признаются.
Доводы прокурора о том, что судом не была дана надлежащая оценка как доказательствам, исследованным в ходе судебного разбирательства (надзорное производство N <...>, копия резолютивной части решения N <...> от <...> года, копия определения антимонопольной службы от <...> года), несостоятельны.
Прокурором не учтено, что процедуре рассмотрения дел о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части посвящена глава 24 ГПК Российской Федерации, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части". Исследование вопросов о нарушении органом местного самоуправления порядка предоставления земельных участков конкретным гражданам и юридическим лицам, на что имеется ссылка в представлении, не входит в предмет доказывания по настоящему делу.
Ошибочная ссылка суда на положения Федерального закона от 09.02.2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", статью 13 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к неправильному рассмотрению дела не привела.
Доводы прокурора о том, что судом не проверен порядок подписания, опубликования оспариваемого Решения в целом, поскольку в силу пункта 4 статьи 19 Устава решение Совета муниципального района нормативного характера в течение 10-ти дней со дня его принятия направляется Главе муниципального района для подписания и обнародования. Глава муниципального района в течение 10-ти дней со дня поступления к нему решения подписывает и обнародует его, к отмене судебного постановления привести не могут.
Правила введения в действие оспариваемого решения Совета соблюдены, он опубликован в официальном издании, предусмотренном пунктом 3 статьи 37 Устава Русско-Полянского муниципального района Омской области, доведен до неопределенного круга лиц.
Предполагаемое, по мнению прокурора, нарушение сроков подписания и обнародования решения Совета, во всяком случае, не может признаваться нарушением, влекущим признание нормативного акта недействующим.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционного представления.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Русско-Полянского районного суда Омской области от 29 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Русско-Полянского района Омской области <...> - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.Ф.Латышенко

Судьи
Н.В.Иволгина
Л.А.Ершова




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)