Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.04.2015 N 15АП-2652/2015 ПО ДЕЛУ N А32-30507/2014

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 апреля 2015 г. N 15АП-2652/2015

Дело N А32-30507/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.
при участии:
от закрытого акционерного общества "Тандер" Захаровой С.В. по доверенности от 17.11.2014 N 2-4/587,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 27.11.2014 по делу N А32-30507/2014, принятое судьей Данько М.М.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Тандер"
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
о признании незаконным решения и обязании осуществить постановку на кадастровый учет земельных участков,

установил:

закрытое акционерное общество "Тандер" (далее - ЗАО "Тандер", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю) в котором просит:
- - признать решение от 29.07.2014 N 2343/5/14-343460 об отказе в осуществлении кадастрового учета незаконным;
- - обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю осуществить постановку на государственный кадастровый учет двух земельных участков, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:43:01042047:6762 в соответствии с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет от 21.04.2014 N 23-0-1-108/3001/2014-940.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.11.2014 заявленные требования удовлетворены, решение ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю об отказе в осуществлении кадастрового учета признано незаконным. Суд обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю осуществить постановку на государственный кадастровый учет двух земельных участков, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:43:01042047:6762 в соответствии с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет от 21.04.2014 N 23-0-1-108/3001/2014-940. В пользу ЗАО "Тандер" с ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Краснодарскому краю взыскано 2 000 руб. в возмещение расходов по государственной пошлине.
Судебный акт мотивирован тем, что отказ в постановке на кадастровый учет земельных участков противоречит действующему законодательству и нарушает права общества, как собственника исходного земельного участка, который поставлен на кадастровый учет и не застроен многоквартирными жилыми домами.
Не согласившись с данным судебным актом, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 27.11.2014 отменить. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что обществом не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, предоставленный межевой план не содержит сведения о проекте планировки территории и (или) проекте межевания территории, на основании которых подготовлен представленный межевой план.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ЗАО "Тандер" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил учесть, что спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет 29.12.2014 (после принятии решения по настоящему делу), в связи с чем заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копий кадастровых выписок о земельных участках, образованных путем раздела из земельного участка с кадастровым номером 23:43:01042047:6762.
Заявленное ходатайство рассмотрено судом апелляционной инстанции, представленные копии кадастровых выписок о земельных участках приобщены к материалам дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции ЗАО "Тандер" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:43:0142047:6762 площадью 56 158 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, с видом разрешенного использования - для строительства многоэтажных жилых домов, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.04.2012 (т. 1 л.д. 9).
Приняв решение о разделе указанного земельного участка с кадастровым номером 23:43:0142047:6762 на два самостоятельных земельных участка, общество 21.04.2014 обратилось в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю с заявлением о постановке образуемых при разделе земельных участков на государственный кадастровый учет, приложив межевой план, оптический диск и доверенность представителя.
Государственный орган решением от 29.07.2014 N 2343/5/14-343460 отказал ЗАО "Тандер" в осуществлении кадастрового учета, указав, что границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, должен определяться в соответствии с требованиями земельного законодательства о градостроительной деятельности; предоставленный межевой план не содержит сведения о проекте планировки территории и (или) проекте межевания территории, на основании которых подготовлен представленный межевой план.
Полагая, что отказ ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю в осуществлении кадастрового учета земельных участков, является незаконным, ЗАО "Тандер" обратилось в суд с настоящими требованиями.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что ненормативный правовой акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положениями статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земельные участки образуются, в том числе при разделе участков, целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки (часть 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
Требования к образуемым и измененным земельным участкам закреплены в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, нормах Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
Согласно статьи 20 Закона N 221-ФЗ с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться собственники соответствующих объектов недвижимости.
В соответствии с ч. 10 статьи 38 Закона N 221-ФЗ образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что для застроенных территорий, не разделенных на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки и проектов межевания территории, с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Тандер" владея на праве собственности земельным участком с кадастровым номером 23:43:0142047:6762, на котором отсутствуют какие либо строения и сооружения, в том числе многоквартирные дома, что подтверждается представленным в материалы дела межевым планом (т. 1 л.д. 92) и представленными в апелляционную инстанцию кадастровыми выписками, принял решение о разделе его на два земельных участка площадью 46 158 кв. м и 10 000 кв. м. В связи с этим общество обратилось с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет образованных земельных участков.
Однако государственный орган ввиду отсутствия в межевом плане сведений о проекте планировки территории и (или) проекте межевания территории отказал в осуществлении кадастрового учета.
Вместе с тем, из системного анализа вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что проект планировки территорий и проект межевания территорий с последующим их утверждением главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа изготавливаются с соблюдением процедуры публичных слушаний в случае отсутствия раздела этой территории на земельные участки и нахождения на них многоквартирных домов.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства по делу, отказ в разделе земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает права общества, как собственника земельного участка с кадастровым номером 23:43:0142047:6762.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что на момент рассмотрения апелляционной жалобы произведена постановка спорных земельных участков на кадастровый учет.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.11.2014 по делу N А32-30507/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
О.Ю.ЕФИМОВА

Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.А.СУЛИМЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)