Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.10.2007 ПО ДЕЛУ N А55-6807/2007

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2007 г. по делу N А55-6807/2007


Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 октября 2007 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Холодной С.Т., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания Суворовым Д.В.,
с участием:
- от заявителя - Салюков Р.З.;
- от Министерства имущественных отношений Самарской области - Литвинова И.Г. доверенность от 9 июня 2007 года N 286,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 июля 2007 года по делу N А55-6807/2007 (судья Морозов Г.Н.),
по заявлению
Индивидуального предпринимателя Салюкова Рината Закяровича, г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
об обжаловании бездействия,

установил:

Индивидуальный предприниматель Салюков Ринат Закярович (далее - заявитель, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с требованием о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство, государственный орган), выразившегося в нерассмотрении заявления о предоставлении земельного участка площадью 10 кв. м по адресу: ул. М. Горького, д. 98, для использования под установку временного торгового киоска с целью продажи продуктов питания.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20 июля 2007 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции пришел к выводу о наличии бездействия со стороны Министерства по рассмотрению заявления Салюкова Р.З., указанное бездействие нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности.
Не согласившись с выводами суда, Министерство имущественных отношений Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что отсутствует бездействие Министерства по рассмотрению заявления Предпринимателя, т.к. 27 сентября 2006 г. заявление Салюкова Р.З. было направлено Главе городского округа Самара, которое получено им в этот же день, о чем имеется отметка в получении, копия данного обращения направлена заявителю. Распоряжением Главы администрации городского округа Самара от 27 сентября 2006 г. N 486р полномочия по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, от имени администрации городского округа Самара осуществляют администрации районов городского округа Самара, на территории которых находятся соответствующие земельные участки.
На основании отказа Администрации Самарского района в утверждении проекта границ земельного участка в соответствии с пунктом 2.6 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74, Министерством был подготовлен отказ заявителю в предоставлении земельного участка.
Министерство совершило все необходимые действия, направленные на обеспечение соблюдения действующего законодательства при рассмотрении заявления ИП Салюкова Р.З. от 12 сентября 2006 г.
В судебном заседании представитель Министерства доводы апелляционной жалобы поддержал.
Предприниматель Салюков Р.З. считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
12 сентября 2006 г. Предприниматель Салюков Р.З. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, для целей, не связанных со строительством, расположенного по адресу: г. Самара, ул. М. Горького, у дома N 98, площадью 10,0 кв. м под торговый киоск типа "Тонар".
Министерство рассмотрело вышеуказанное заявление ИП Салюкова Р.З. и 27 сентября 2006 г. направило соответствующее обращение об обеспечении изготовления и утверждении проекта границ испрашиваемого земельного участка в адрес Главы городского округа Самара. Указанное обращение государственного органа поступило в администрацию городского округа Самары 27 сентября 2006 г., о чем имеется отметка в получении. Копия данного обращения была направлена заявителю.
Поскольку Предпринимателем не получено сообщение о результатах рассмотрения его заявления, то данное обстоятельство послужило основанием для его обращения 22 мая 2007 г. за защитой своих прав в суд.
В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ утверждение проектов границ земельных участков осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также пунктом 3 статьи 7 Устава городского округа Самара Самарской области, органы местного самоуправления городского округа Самара вправе решать вопросы, отнесенные к их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Исходя из пункта 4 статьи 24 Устава городского округа Самара Самарской области, полномочия по утверждению проектов границ земельных участков отнесены к компетенции Главы городского округа Самара.
Постановлением Главы городского округа Самара от 19 сентября 2006 г. N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством" на администрацию городского округа Самара были возложены полномочия по утверждению проектов границ земельных участков, площадью 100 кв. м и менее, за исключением случаев размещения отдельно стоящих рекламоносителей, а также случаев, установленных пунктом 1.3. данного постановления.
Распоряжением Главы администрации городского округа Самара от 27 сентября 2006 г. N 486р "Об осуществлении отдельных полномочий по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, администрациями районов городского округа Самара" установлено, что вышеуказанные полномочия от имени администрации городского округа Самара осуществляют администрации районов городского округа Самара, на территории которых находятся соответствующие земельные участки.
Пунктом 5 ст. 10 Закона Самарской области от 11 марта 2005 г. N 94-ГД "О земле" установлен двухнедельный срок для принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с приложением проекта его границ.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявитель направил заявление о предоставлении земельного участка уполномоченному на то государственному органу, тот также правомерно направил требование об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка Главе городского округа Самара.
Однако, в нарушение ст. 34 Земельного кодекса РФ Главой городского округа Самара в установленный срок проект границ в государственный орган не направлен.
Министерство имущественных отношений в апелляционной жалобе указывает, что по состоянию на 27 февраля 2007 г. оно не получило ни от Главы городского округа Самара, ни от Главы администрации Самарского района городского округа Самара заключения о возможности либо невозможности утверждения проекта границ указанного земельного участка, в связи с чем было вынуждено вновь направить в адрес Главы администрации Самарского района городского округа Самара повторное обращение от 27 февраля 2007 г. N 06-28/1-2270.
В ответ на указанное обращение Администрация Самарского района городского округа Самара письмом от 29 марта 2007 г. N 14/з-2739 сообщила о невозможности утверждения проекта границ указанного земельного участка, на что письмом от 24 апреля 2007 г. N 06-28/1-2270 Министерство представило свои возражения на немотивированный отказ администрации в утверждении проекта границ земельного участка.
В свою очередь, Администрация Самарского района городского округа Самара представила в Министерство заключение от 28 мая 2007 г. N 12-07/02-0936 о невозможности утверждения проекта границ указанного земельного участка в связи с превышением нормы обеспеченности продуктовой группы товаров, из которого следует, что размещение на указанном земельном участке торгового киоска не будет соответствовать установленным требованиям.
На основании данного отказа в утверждении проекта границ земельного участка, в соответствии с пунктом 2.6. Порядка, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74, Министерством был подготовлен отказ заявителю в предоставлении земельного участка.
По мнению Министерства, им велась работа по предоставлению земельного участка, письма, направленные в адрес Главы городского округа Самара, а также Администрации Самарского района городского округа Самара, свидетельствуют о рассмотрении заявления Салюкова Р.З.
Однако, указанный вывод Министерства арбитражный апелляционный суд считает ошибочным, поскольку оно не предприняло должных мер по обеспечению выполнения Главой городского округа Самара обязанностей, возложенных на него действующим законодательством, т.к. в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия Главы городского округа Самара, выразившихся в неисполнении в указанный срок обязанности по утверждению проекта границ указанного земельного участка и обязании администрации обеспечить изготовление и утвердить проект границ земельного участка, либо предоставить в Министерство мотивированное, с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель, заключение о невозможности его изготовления и утверждения, не обратилось.
Таким образом, Министерство проявило явное бездействие по выполнению возложенных на него Законом обязанностей по своевременному и правильному рассмотрению заявления о предоставлении земельного участка.
Из анализа норм ст. ст. 198, 201 АПК РФ следует, что основанием для принятия судом решения о признании незаконным бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие двух фактов в совокупности: несоответствие обжалуемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим бездействием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Письмо в администрацию Самарского района городского округа Самара от 27 февраля 2007 г. об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка с учетом названных выше сроков рассмотрения заявления, направленное через пять месяцев после поступления заявления является доказательством бездействия государственного органа. Заявителю об этом письме на момент обращения с заявлением в суд известно не было.
Поскольку Министерство, как уполномоченный орган, в установленный срок оставило без ответа обращение Предпринимателя Салюкова Р.З., то государственный орган бездействовал на момент обращения в суд первой инстанции, чем нарушены требования ст. 34 ЗК РФ и Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, что согласно ст. 2 ст. 201 АПК РФ является основанием для признания указанного бездействия незаконным.
При таких обстоятельствах заявленные требования Предпринимателя Салюкова Р.З. обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции не нарушены требования закона и права заявителя, полно и всесторонне исследованы представленные доказательства, установлены все имеющие значение для дела обстоятельства, сделаны правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допущены при этом неправильное применение ни норм материального права, ни норм процессуального права, а поэтому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Поскольку определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2007 г. при принятии апелляционной жалобы Министерству имущественных отношений Самарской области была предоставлена отсрочка уплаты госпошлины до окончания рассмотрения апелляционной жалобы, то расходы по уплате госпошлины в сумме 1 000 руб. подлежат взысканию с Министерства имущественных отношений Самарской области.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 июля 2007 года по делу N А55-6807/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, в доход федерального бюджета госпошлину в размере 1 000 руб.
Исполнительный лист выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА

Судьи
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Н.Ю.МАРЧИК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)