Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Скопинская Л.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Кошелевой И.Л.
судей Кабировой Е.В., Пономаревой Т.А.
при секретаре А.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя С. на решение Лужского городского суда Ленинградской области от 6 мая 2014 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований С. к Администрации <...> об обязании предоставить в аренду земельный участок.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Кошелевой И.Л., С., его представителя Г.
судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
С. обратился в суд с иском к Администрации <...> об обязании предоставить в аренду земельный участок.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является собственником земельного участка общей площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для личного подсобного хозяйства, кадастровый номер - N. Земельный участок расположен в пределах водоохранной зоны в связи, с чем он не может вести на нем личное подсобное хозяйство. С принадлежащим ему земельным участком граничат два земельных участка, площадью <...> кв. м и <...> кв. м. В целях предоставления указанных земельных участков по договору аренды для ведения ЛПХ, он <...> обратился в администрацию <...> с соответствующим заявлением. <...> в его адрес была направлена выписка из протокола N заседания межведомственной комиссии по предоставлению земельных участков на территории <...>, проведенного <...>, согласно которой ему в предоставлении испрашиваемых земельных участков было отказано по причине того, что они находятся за границами населенного пункта.
Истец считает, что действия администрации <...> лишают его возможности реализовать свое право на заключение договора аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Решением Лужского городского суда Ленинградской области от 6 мая 2014 года С. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, считая его незаконным.
В жалобе истец ссылается на те же обстоятельства, которые положил в обоснование заявленных исковых требований, а также указывает, что выводы суда не подтверждаются надлежащими доказательствами, поскольку суд не устранил противоречия в предоставленных в дело документах.
Судебная коллегия, исследовав материалы гражданского дела, изучив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.
В силу положений статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, обладающего правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Из п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Из приведенной правовой нормы материального права следует, что право на распоряжения земельными участками государственная собственность, на которые не разграничена, относится к компетенции администрации <...>.
Согласно п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе принять акт, устанавливающий процедуру и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
В целях установления единого порядка правового регулирования земельных отношений, проведения современной градостроительной политики в области создания системы расселения, градостроительного планирования, застройки, благоустройства территории городских и сельских поселений, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, рационального природопользования, сохранения объектов историко-культурного наследия, в целях обеспечения благоприятных условий проживания населения, упорядочения и эффективного использования территорий, совершенствования отвода земельных участков главой администрации <...> принято постановление от <...> N "О создании межведомственной комиссии по предоставлению, земельных участков" согласно которому, утверждено Положение о межведомственной комиссии по предоставлению земельных участков на территории муниципальных образований <...>
Согласно п. 3.3.1 утвержденного Положения гражданин, заинтересованный в предоставлении в аренду земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подает заявление на имя главы администрации <...>. В заявлении должно быть определено целевое назначение земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение. К заявлению должны быть приложены согласие землепользователя и ходатайство администрации того поселения, где располагается испрашиваемый участок, почтовый адрес заявителя, ксерокопия паспорта. По итогам рассмотрения заявления принимается решение о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка (п. 3.3.2 Положения) (л.д. 219).
Указанные положения согласуются со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из материалов гражданского дела следует, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный в водоохранной зоне, общей площадью <...> кв. м, расположенный по адресу: <адрес> категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для личного подсобного хозяйства, кадастровый номер - N
<...> в целях предоставления смежных земельных участков, ориентировочной площадью <...> кв. м, и <...> кв. м, по договору аренды для целей личного подсобного хозяйства, истец обратился с заявлением в администрацию <...>.
По итогам рассмотрения его обращения, истцу было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку он находится за границами населенного пункта, что подтверждается выпиской из протокола N от <...> заседания межведомственной комиссии по предоставлению земельных участков на территории Лужского муниципального района (л.д. 19).
В качестве обоснования своих доводов о невозможности предоставить в аренду истца испрашиваемый земельный участок, ответчик представил в материалы дела заключение кадастрового инженера, из которого следует, что в ходе кадастровых работ, проведенных по картометрическим материалам, установлено, что земельные участки, испрашиваемые в аренду С., площадью <...> кв. м и <...> кв. м, примыкающие к принадлежащему истцу земельному участку с кадастровым номером N расположены за границами населенного пункта <адрес>, испрашиваемые земельные участки расположены на землях лесного фонда (л.д. 47).
Указанное обстоятельство подтверждается также выкопировкой из схемы территориального планирования <...> от <...> N, согласно которой отыскиваемые земельные участки находятся вне границ населенного пункта, на землях, занятых защитными лесами.
В соответствии с пп. 2 п. 5 ст. 27 ЗК РФ, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности, следующие земельные участки: из состава земель лесного фонда.
При таких обстоятельствах отыскиваемые земельные участки не могут быть предоставлены истцу по договору аренды для использования под ЛПХ.
В соответствии с положениями Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", границы участка должны быть описаны и удостоверены в установленном земельным законодательством порядке, в том числе посредством проведения кадастровых работ.
В соответствии с п. 7 ст. 38 Закона, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть, точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно п. 1 ст. 39 Закона, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Из содержания приведенных норм следует, что земельный участок всегда индивидуализируется на местности при его отводе, представляя собой конкретно определенную вещь, и характеризуется такими признаками, как общая площадь, границы и местоположение.
В силу пункта 3 ст. 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указанны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды, таким образом, предметом договора аренды может быть земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет, границы которого определены в установленном законом порядке.
Земельные участки, на которые претендует истец, в установленном законом порядке не индивидуализированы, их местоположение и площадь являются ориентировочными, на государственном кадастровом учете они не состоят, в связи, с чем не могут быть предметом договора аренды.
При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал истцу в удовлетворении исковых требований. Решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь статьями 321 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Лужского городского суда Ленинградской области от 6 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя С. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.09.2014 N 33-4461/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 сентября 2014 г. N 33-4461/2014
Судья Скопинская Л.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Кошелевой И.Л.
судей Кабировой Е.В., Пономаревой Т.А.
при секретаре А.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя С. на решение Лужского городского суда Ленинградской области от 6 мая 2014 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований С. к Администрации <...> об обязании предоставить в аренду земельный участок.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Кошелевой И.Л., С., его представителя Г.
судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
С. обратился в суд с иском к Администрации <...> об обязании предоставить в аренду земельный участок.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является собственником земельного участка общей площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для личного подсобного хозяйства, кадастровый номер - N. Земельный участок расположен в пределах водоохранной зоны в связи, с чем он не может вести на нем личное подсобное хозяйство. С принадлежащим ему земельным участком граничат два земельных участка, площадью <...> кв. м и <...> кв. м. В целях предоставления указанных земельных участков по договору аренды для ведения ЛПХ, он <...> обратился в администрацию <...> с соответствующим заявлением. <...> в его адрес была направлена выписка из протокола N заседания межведомственной комиссии по предоставлению земельных участков на территории <...>, проведенного <...>, согласно которой ему в предоставлении испрашиваемых земельных участков было отказано по причине того, что они находятся за границами населенного пункта.
Истец считает, что действия администрации <...> лишают его возможности реализовать свое право на заключение договора аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Решением Лужского городского суда Ленинградской области от 6 мая 2014 года С. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, считая его незаконным.
В жалобе истец ссылается на те же обстоятельства, которые положил в обоснование заявленных исковых требований, а также указывает, что выводы суда не подтверждаются надлежащими доказательствами, поскольку суд не устранил противоречия в предоставленных в дело документах.
Судебная коллегия, исследовав материалы гражданского дела, изучив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.
В силу положений статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, обладающего правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Из п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Из приведенной правовой нормы материального права следует, что право на распоряжения земельными участками государственная собственность, на которые не разграничена, относится к компетенции администрации <...>.
Согласно п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе принять акт, устанавливающий процедуру и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
В целях установления единого порядка правового регулирования земельных отношений, проведения современной градостроительной политики в области создания системы расселения, градостроительного планирования, застройки, благоустройства территории городских и сельских поселений, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, рационального природопользования, сохранения объектов историко-культурного наследия, в целях обеспечения благоприятных условий проживания населения, упорядочения и эффективного использования территорий, совершенствования отвода земельных участков главой администрации <...> принято постановление от <...> N "О создании межведомственной комиссии по предоставлению, земельных участков" согласно которому, утверждено Положение о межведомственной комиссии по предоставлению земельных участков на территории муниципальных образований <...>
Согласно п. 3.3.1 утвержденного Положения гражданин, заинтересованный в предоставлении в аренду земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подает заявление на имя главы администрации <...>. В заявлении должно быть определено целевое назначение земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение. К заявлению должны быть приложены согласие землепользователя и ходатайство администрации того поселения, где располагается испрашиваемый участок, почтовый адрес заявителя, ксерокопия паспорта. По итогам рассмотрения заявления принимается решение о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка (п. 3.3.2 Положения) (л.д. 219).
Указанные положения согласуются со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из материалов гражданского дела следует, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный в водоохранной зоне, общей площадью <...> кв. м, расположенный по адресу: <адрес> категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для личного подсобного хозяйства, кадастровый номер - N
<...> в целях предоставления смежных земельных участков, ориентировочной площадью <...> кв. м, и <...> кв. м, по договору аренды для целей личного подсобного хозяйства, истец обратился с заявлением в администрацию <...>.
По итогам рассмотрения его обращения, истцу было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку он находится за границами населенного пункта, что подтверждается выпиской из протокола N от <...> заседания межведомственной комиссии по предоставлению земельных участков на территории Лужского муниципального района (л.д. 19).
В качестве обоснования своих доводов о невозможности предоставить в аренду истца испрашиваемый земельный участок, ответчик представил в материалы дела заключение кадастрового инженера, из которого следует, что в ходе кадастровых работ, проведенных по картометрическим материалам, установлено, что земельные участки, испрашиваемые в аренду С., площадью <...> кв. м и <...> кв. м, примыкающие к принадлежащему истцу земельному участку с кадастровым номером N расположены за границами населенного пункта <адрес>, испрашиваемые земельные участки расположены на землях лесного фонда (л.д. 47).
Указанное обстоятельство подтверждается также выкопировкой из схемы территориального планирования <...> от <...> N, согласно которой отыскиваемые земельные участки находятся вне границ населенного пункта, на землях, занятых защитными лесами.
В соответствии с пп. 2 п. 5 ст. 27 ЗК РФ, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности, следующие земельные участки: из состава земель лесного фонда.
При таких обстоятельствах отыскиваемые земельные участки не могут быть предоставлены истцу по договору аренды для использования под ЛПХ.
В соответствии с положениями Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", границы участка должны быть описаны и удостоверены в установленном земельным законодательством порядке, в том числе посредством проведения кадастровых работ.
В соответствии с п. 7 ст. 38 Закона, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть, точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно п. 1 ст. 39 Закона, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Из содержания приведенных норм следует, что земельный участок всегда индивидуализируется на местности при его отводе, представляя собой конкретно определенную вещь, и характеризуется такими признаками, как общая площадь, границы и местоположение.
В силу пункта 3 ст. 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указанны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды, таким образом, предметом договора аренды может быть земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет, границы которого определены в установленном законом порядке.
Земельные участки, на которые претендует истец, в установленном законом порядке не индивидуализированы, их местоположение и площадь являются ориентировочными, на государственном кадастровом учете они не состоят, в связи, с чем не могут быть предметом договора аренды.
При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал истцу в удовлетворении исковых требований. Решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь статьями 321 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Лужского городского суда Ленинградской области от 6 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя С. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)