Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Грачевой И.Л., Захаровой М.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "НОВОЛЭНД" Кирдяшкина Д.М. (доверенность от 20.12.2012), от Комитета по строительству Санкт-Петербурга Мануйловой О.П. (доверенность от 27.12.2013), от Правительства Санкт-Петербурга Стериной О.О. (доверенность от 09.01.2014), Мануйловой О.П. (доверенность от 09.01.2014), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.04.2014 (судья Васильева Н.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2014 (судьи Горбик В.М., Кашина Т.А., Полубехина Н.С.) по делу N А56-79410/2013,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "НОВОЛЭНД" (место нахождения: 197110, Санкт-Петербург, пр. Левашовский, д. 24, лит. А, ОГРН 1089847204952, ИНН 7813414995; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Санкт-Петербурга (место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный; далее - Правительство) выразившегося в непредоставлении заявителю земельного участка площадью 12 690 кв. м, с кадастровым номером 78:11:6101:32, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Косыгина, уч. 3 (юго-западнее пересечения с ул. Передовиков), на инвестиционных условиях и по его инвестиционной стоимости, определенных в соответствии с отчетом об оценке от 19.07.2013 N 1741/13РВ-уч, для проектирования и строительства паркинга на 800 машино-мест; обязании Правительства принять решение о предоставлении Обществу для строительства указанного объекта данного земельного участка путем издания соответствующего постановления (требования с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет по строительству Санкт-Петербурга (место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 76, ОГРН 1027810279397, ИНН 7830002342; далее - Комитет) и Правительство.
Решением суда первой инстанции от 23.04.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 08.09.2014 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет и Правительство, ссылаясь на то, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права, просят решение и постановление отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
В судебном заседании представители Правительства и Комитета поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства от 13.10.2009 N 1140 Обществу разрешено проведение изыскательских работ на земельном участке площадью 12 690 кв. м, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, пр. Косыгина, уч. 3 (юго-западнее пересечения с ул. Передовиков), в целях определения возможности проектирования и строительства автостоянки (паркинга).
На основании данного постановления Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) и Общество заключили договор от 15.03.2010 N 00/КИ-04939 (07) аренды названного земельного участка для проведения изыскательских работ.
Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства от 30.12.2010 N 4684 утвержден акт о выборе земельного участка общей площадью 12690 кв. м, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, пр. Косыгина, участок 3 (юго-западнее пересечения с ул. Передовиков), для строительства.
После утверждения акта о выборе осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по указанному адресу. Согласно кадастровому паспорту от 12.04.2011 N 111 указанному участку присвоен кадастровый номер 78:11:6101:32. Вид разрешенного использования данного участка - "для размещения объектов транспорта (под гаражи и автостоянки)".
Общество 22.10.2013 обратилось в Комитет с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении земельного участка для строительства, приложив к нему документы в соответствии с требованиями пункта 3.13 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденного Постановлением Правительства от 30.12.2010 N 1813 (далее - Положение N 1813).
23.10.2013 Общество представило в Комитет дополнительные документы: заключение Комитета по градостроительству и архитектуре от 15.05.2013 N 1-4-22070/2, технические условия подключения государственного унитарного предприятия "ТЭК" от 30.04.2013 N 21-10/12190-7280, заключение открытого акционерного общества "Ростелеком" от 28.03.2013, заключение ГУ МЧС России по городу Санкт-Петербургу от 10.04.2013, письмо государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" от 24.05.2013.
Общество обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями, ссылаясь на то, что представило все документы, необходимые для принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства, а Правительство, не принимая решения по данному вопросу, незаконно бездействует и нарушает права и законные интересы заявителя.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив доводы участвующих в деле лиц, пришли к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения требований Общества.
Суды исходили из следующего.
В силу пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 названной статьи порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу абзаца первого пункта 8 той же статьи решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Как следует из пункта 2 статьи 32 ГК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Порядок предоставления земельных участков для строительства на территории Санкт-Петербурга регулируется Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" (далее - Закон N 282-43) и Положением N 1813.
Пунктами 3.16, 3.16.1 и 3.16.2 Положения N 1813 предусмотрено, что Комитет в течение двух рабочих дней со дня регистрации заявления о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для целей строительства на инвестиционных условиях проверяет переданные документы на соответствие составу и требованиям действующего законодательства и Положению N 1813; в случае несоответствия указанным критериям документы возвращаются потенциальному инвестору в течение двух рабочих дней; при отсутствии оснований для возврата документов Комитет в течение семи рабочих дней осуществляет подготовку проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях; инвестиционные условия, содержащиеся в проекте постановления Правительства, устанавливаются в соответствии с Законом N 282-43 и формируются в соответствии с пунктом 1.3 Положения N 1813.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Общество обратилось с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства паркинга по процедуре предварительного согласования места размещения объекта. Обществом в соответствии с положениями статьи 31 ЗК РФ соблюдена процедура выбора земельного участка; акт выбора утвержден, получены все необходимые разрешения и согласования.
Поскольку Общество представило все необходимые документы, предусмотренные статьей 32 ЗК РФ и Положением N 1813, суды обоснованно признали бездействие Правительства, выраженное в непринятие решения о предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка для строительства паркинга, незаконным, нарушающим права и законные интересы Общества и обязали Правительство принять соответствующее решение.
Суды обоснованно отклонили как противоречащие материалам дела доводы Правительства и Комитета о нарушении порядка информирования населения о предстоящем строительстве. Доводы подателей кассационной жалобы об отсутствии необходимых подъездов к испрашиваемому земельному участку также не могут служить основанием для отказа в его предоставлении для строительства, поскольку данный вопрос ни в соответствии с федеральным законодательством, ни согласно законодательству Санкт-Петербурга не решается на стадии предоставления земельного участка.
На основании изложенного суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.04.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2014 по делу N А56-79410/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения от 23.04.2014 отменить.
Председательствующий
А.В.КАДУЛИН
Судьи
И.Л.ГРАЧЕВА
М.В.ЗАХАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 29.12.2014 ПО ДЕЛУ N А56-79410/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2014 г. по делу N А56-79410/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Грачевой И.Л., Захаровой М.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "НОВОЛЭНД" Кирдяшкина Д.М. (доверенность от 20.12.2012), от Комитета по строительству Санкт-Петербурга Мануйловой О.П. (доверенность от 27.12.2013), от Правительства Санкт-Петербурга Стериной О.О. (доверенность от 09.01.2014), Мануйловой О.П. (доверенность от 09.01.2014), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.04.2014 (судья Васильева Н.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2014 (судьи Горбик В.М., Кашина Т.А., Полубехина Н.С.) по делу N А56-79410/2013,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "НОВОЛЭНД" (место нахождения: 197110, Санкт-Петербург, пр. Левашовский, д. 24, лит. А, ОГРН 1089847204952, ИНН 7813414995; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Санкт-Петербурга (место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный; далее - Правительство) выразившегося в непредоставлении заявителю земельного участка площадью 12 690 кв. м, с кадастровым номером 78:11:6101:32, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Косыгина, уч. 3 (юго-западнее пересечения с ул. Передовиков), на инвестиционных условиях и по его инвестиционной стоимости, определенных в соответствии с отчетом об оценке от 19.07.2013 N 1741/13РВ-уч, для проектирования и строительства паркинга на 800 машино-мест; обязании Правительства принять решение о предоставлении Обществу для строительства указанного объекта данного земельного участка путем издания соответствующего постановления (требования с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет по строительству Санкт-Петербурга (место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 76, ОГРН 1027810279397, ИНН 7830002342; далее - Комитет) и Правительство.
Решением суда первой инстанции от 23.04.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 08.09.2014 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет и Правительство, ссылаясь на то, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права, просят решение и постановление отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
В судебном заседании представители Правительства и Комитета поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства от 13.10.2009 N 1140 Обществу разрешено проведение изыскательских работ на земельном участке площадью 12 690 кв. м, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, пр. Косыгина, уч. 3 (юго-западнее пересечения с ул. Передовиков), в целях определения возможности проектирования и строительства автостоянки (паркинга).
На основании данного постановления Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) и Общество заключили договор от 15.03.2010 N 00/КИ-04939 (07) аренды названного земельного участка для проведения изыскательских работ.
Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства от 30.12.2010 N 4684 утвержден акт о выборе земельного участка общей площадью 12690 кв. м, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, пр. Косыгина, участок 3 (юго-западнее пересечения с ул. Передовиков), для строительства.
После утверждения акта о выборе осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по указанному адресу. Согласно кадастровому паспорту от 12.04.2011 N 111 указанному участку присвоен кадастровый номер 78:11:6101:32. Вид разрешенного использования данного участка - "для размещения объектов транспорта (под гаражи и автостоянки)".
Общество 22.10.2013 обратилось в Комитет с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении земельного участка для строительства, приложив к нему документы в соответствии с требованиями пункта 3.13 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденного Постановлением Правительства от 30.12.2010 N 1813 (далее - Положение N 1813).
23.10.2013 Общество представило в Комитет дополнительные документы: заключение Комитета по градостроительству и архитектуре от 15.05.2013 N 1-4-22070/2, технические условия подключения государственного унитарного предприятия "ТЭК" от 30.04.2013 N 21-10/12190-7280, заключение открытого акционерного общества "Ростелеком" от 28.03.2013, заключение ГУ МЧС России по городу Санкт-Петербургу от 10.04.2013, письмо государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" от 24.05.2013.
Общество обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями, ссылаясь на то, что представило все документы, необходимые для принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства, а Правительство, не принимая решения по данному вопросу, незаконно бездействует и нарушает права и законные интересы заявителя.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив доводы участвующих в деле лиц, пришли к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения требований Общества.
Суды исходили из следующего.
В силу пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 названной статьи порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу абзаца первого пункта 8 той же статьи решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Как следует из пункта 2 статьи 32 ГК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Порядок предоставления земельных участков для строительства на территории Санкт-Петербурга регулируется Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" (далее - Закон N 282-43) и Положением N 1813.
Пунктами 3.16, 3.16.1 и 3.16.2 Положения N 1813 предусмотрено, что Комитет в течение двух рабочих дней со дня регистрации заявления о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для целей строительства на инвестиционных условиях проверяет переданные документы на соответствие составу и требованиям действующего законодательства и Положению N 1813; в случае несоответствия указанным критериям документы возвращаются потенциальному инвестору в течение двух рабочих дней; при отсутствии оснований для возврата документов Комитет в течение семи рабочих дней осуществляет подготовку проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях; инвестиционные условия, содержащиеся в проекте постановления Правительства, устанавливаются в соответствии с Законом N 282-43 и формируются в соответствии с пунктом 1.3 Положения N 1813.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Общество обратилось с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства паркинга по процедуре предварительного согласования места размещения объекта. Обществом в соответствии с положениями статьи 31 ЗК РФ соблюдена процедура выбора земельного участка; акт выбора утвержден, получены все необходимые разрешения и согласования.
Поскольку Общество представило все необходимые документы, предусмотренные статьей 32 ЗК РФ и Положением N 1813, суды обоснованно признали бездействие Правительства, выраженное в непринятие решения о предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка для строительства паркинга, незаконным, нарушающим права и законные интересы Общества и обязали Правительство принять соответствующее решение.
Суды обоснованно отклонили как противоречащие материалам дела доводы Правительства и Комитета о нарушении порядка информирования населения о предстоящем строительстве. Доводы подателей кассационной жалобы об отсутствии необходимых подъездов к испрашиваемому земельному участку также не могут служить основанием для отказа в его предоставлении для строительства, поскольку данный вопрос ни в соответствии с федеральным законодательством, ни согласно законодательству Санкт-Петербурга не решается на стадии предоставления земельного участка.
На основании изложенного суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.04.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2014 по делу N А56-79410/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения от 23.04.2014 отменить.
Председательствующий
А.В.КАДУЛИН
Судьи
И.Л.ГРАЧЕВА
М.В.ЗАХАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)