Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 09.04.2014 ПО ДЕЛУ N А27-11028/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 апреля 2014 г. по делу N А27-11028/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2014 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Тихомирова В.В.
Шуйской С.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 01.11.2013 (судья Фуртуна Н.К.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2014 (судьи Хайкина С.Н., Кривошеина С.В., Павлюк Т.В.) по делу N А27-11028/2013 по иску индивидуального предпринимателя Мяуса Сергея Анатольевича к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области (650064, г. Кемерово, пр-кт Советский, 58, ИНН 4200000478, ОГРН 1024200702569) о внесении изменений в договор аренды земельного участка.
Суд

установил:

индивидуальный предприниматель Мяус Сергей Анатольевич (далее - ИП Мяус С.А., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с иском, уточненным в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области (далее - КУГИ Кемеровской области, комитет) о внесении в протокол определения величины арендной платы (приложение), являющийся неотъемлемой частью договора аренды земельного участка от 25.05.2012 N 18-05-С/12 с кадастровым номером 42:24:0201009:1555, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Терешковой, 74, площадью 16 948 кв. м, следующих изменений:
слова, начиная с "Расчет арендной платы..." и заканчивая "...количество периодов внесения арендной платы в году.", заменить словами:
"С 13.03.2012 арендная плата устанавливается 120 820 рублей 30 копеек (сто двадцать тысяч восемьсот двадцать рублей 30 копеек) в месяц, определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 2 процентов от кадастровой стоимости:
А = КС х 2% / П, где:
- А - размер арендной платы в месяц;
- КС = 72 492 188, 84 - кадастровая стоимость земельного участка (рубля);
- 2% - предусмотрено подпунктом "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, для расчета арендной платы в случае предоставления в аренду земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации;
- П = 12 - количество периодов внесения арендной платы в году.".
Исковые требования мотивированы со ссылкой на статьи 65, 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 01.11.2013, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2014, исковые требования удовлетворены полностью.
КУГИ Кемеровской области обратился в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований ИП Мяуса С.А.
По его мнению, выводы судебных инстанций не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, решение и постановление приняты с нарушением норм материального права.
Заявитель не согласен с выводом суда о том, что установление в отношении земельного участка, предоставленного в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, размера арендной платы без учета Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582, Правила определения размера арендной платы) не соответствует требованиям Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" (далее - Закон о введении в действие Земельного кодекса РФ).
Ссылаясь на статью 76 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ), статью 2 ЗК РФ, комитет указывает, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (статья 4 Конституции РФ); акты Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации не носят нормативного характера.
КУГИ Кемеровской области отмечает, что согласно пункту 10 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации; указывая, что Закон о введении в действие Земельного кодекса РФ не устанавливает критерии, способы определения арендной платы, этот вопрос решается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от социально-экономического положения города, специфики рынка и других факторов.
Заявитель считает, что согласно Постановлению N 582 некоторые ставки арендной платы, утвержденные для федеральных земель данным постановлением, являются ориентиром для органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления при установлении ими порядка определения размера арендной платы за соответствующие земельные участки. При этом ставки арендной платы, утвержденные Постановлением N 582 для федеральных земель, в силу закона не являются обязательными для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В отзыве на кассационную жалобу ИП Мяус С.А. указал, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что решением комитета от 25.03.2009 N 3-2/1046 предпринимателю предварительно согласовано место размещения торгово-сервисного центра по продаже и техническому обслуживанию легковых автомобилей на земельном участке из земель населенных пунктов, площадью 16 929, 76 кв. м, расположенном по ул. Терешковой, 74 в городе Кемерово.
В отношении земельного участка проведены кадастровые работы, 10.02.2012 земельный участок поставлен на кадастровый учет, его площадь составила 16 948 кв. м.
Решением КУГИ Кемеровской области от 13.03.2012 N 10-2/785 предпринимателю предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 42:24:0201009:1555, площадью 16 948 кв. м, расположенный по ул. Терешковой, 74 в городе Кемерово, для строительства торгово-сервисного центра по продаже и техническому обслуживанию легковых автомобилей.
Между комитетом (арендодатель) и предпринимателем (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 25.05.2012 N 18-05-С/12 (далее - договор), по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное возмездное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером 42:24:0201009:1555, площадью 16 948 кв. м, из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: г. Кемерово, Ленинский район, ул. Терешковой, 74, разрешенное использование: для строительства торгово-сервисного центра по продаже и техническому обслуживанию автомобилей.
Срок действия договора установлен с момента его заключения по 28.02.2013. Условия настоящего договора применяются к отношениям сторон, возникшим с момента начала фактического использования - с 13.03.2012.
Поскольку арендатор продолжал пользоваться земельным участком по истечении срока действия договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, на основании пункта 7.2 договора и пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор был продлен на неопределенный срок.
Согласно пункту 3.1 договора размер арендной платы и платы за фактическое использование земельного участка определяется в порядке, указанном в протоколе определения величины арендной платы, являющемся неотъемлемой частью договора.
Пунктом 3.6 договора предусмотрено право арендодателя изменять в одностороннем порядке размер арендной платы в случае принятия законов или иных нормативных актов уполномоченных органов, изменяющих размер арендной платы, условия и сроки ее внесения; изменения кадастровой стоимости земельного участка; определения рыночной стоимости размера арендной платы земельного участка; при изменении условий использования земельных участков, влекущее при расчете размера арендной платы применение установленных нормативными правовыми актами дополнительных коэффициентов.
ИП Мяус С.А. 17.06.2013 обратился в комитет с предложением изменить договор в части размера арендной платы, рассчитать арендную плату в размере 2 процентов от кадастровой стоимости в соответствии с положениями подпункта "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением N 582.
На обращение предпринимателя комитет в письме от 16.07.2013 N 9-6-07/1163 сообщил о том, что размер арендной платы изменению не подлежит. Особый порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта Земельным кодексом Российской Федерации и порядком, в соответствии с которым комитетом произведен расчет арендной платы, не предусмотрен.
Указывая, что имеются законные основания для внесения изменений в договор в части расчета размера арендной платы, ИП Мяус С.А. обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, а апелляционный суд, оставляя решение без изменения, исходили из их доказанности и обоснованности, пришли к выводу о том, что определение размера арендной платы должно производиться с учетом положений Основных принципов и Правил определения размера арендной платы, утвержденных Постановлением N 582.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы судебных инстанций в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 614 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ сторона может обратиться в суд за изменением условий договора при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором.
К иным случаям относятся, в том числе недостижение сторонами согласия по изменению договора.
В силу пункта 3 статьи 65 ЗК РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 4 статьи 22 ЗК РФ общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 ЗК РФ Правительством Российской Федерации принято Постановление N 582.
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, Основные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, не могут не учитывать принципы и положения, предусмотренные федеральным законом.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 и подлежит применению арбитражными судами с момента опубликования постановления в установленном порядке.
Согласно подпункту "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 2 процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 Правил определения размера арендной платы размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации, определяется на основании, в том числе, кадастровой стоимости земельных участков в расчете на год.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении Президиума от 17.04.2012 N 15837/11 и являющуюся обязательной для применения арбитражными судами, исходя из того, что при определении размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, органами государственной власти субъектов Российской Федерации должны учитываться основные принципы определения арендной платы, в том числе принцип экономической обоснованности, заключающийся в недопустимости установления размера арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности, выше размера арендной платы для аналогичных земельных участков из земель, находящихся в федеральной собственности, установив, что согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201009:1555 его кадастровая стоимость составляла 72 492 188 рублей 84 копейки и с учетом расчета арендной платы на основании подпункта "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы с 13.03.2012 арендная плата за земельный участок с кадастровым номером 42:24:0201009:1555 составит 120 820 рублей 30 копеек в месяц, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы арбитражного суда по существу спора, правомерно указал, что основные принципы, утвержденные Постановлением N 582, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, правильно отметил, что фактически доводы комитета сводятся к несогласию с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 17.04.2012 N 15837/11.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов арбитражным и апелляционным судами не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Кемеровской области от 01.11.2013 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2014 по делу N А27-11028/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
С.Н.ТАМАШАКИН

Судьи
В.В.ТИХОМИРОВ
С.И.ШУЙСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)