Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.01.2010 N 18АП-11438/2009 ПО ДЕЛУ N А76-14444/2009

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2010 г. N 18АП-11438/2009

Дело N А76-14444/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2010 г.
- Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Ермолаевой Л.П., судей Пивоваровой Л.В., Карпачевой М.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Улесовой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Карбон-Трейд" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.10.2009 по делу N А76-14444/2009 (судья Михайлова Е.А.), при участии: от подателя жалобы - Поповой О.И. (доверенность от 08.07.2009); от ответчика: Управление Росреестра по Челябинской области - Шуплецовой Е.Г. (доверенность N 50/10 от 15.01.2009);

- установил:

закрытое акционерное общество "Карбон-Трейд" (далее ЗАО "Карбон-Трейд", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области с заявлением (с учетом уточнений) о признании недействительным отказа, изложенного в письме от 09.04.2009 исх. N 1545/2 определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:02: 13 007:0024 в процентах от его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2009, обязании УФАКОН по Челябинской области определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:02 13 007:0024 по состоянию на 01.01.2009 в процентах от его рыночной стоимости (160355000 руб.) и внести изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости (далее ГКН) о кадастровой стоимости указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Правительство Челябинской области, общество с ограниченной ответственностью "Барт" Бюро оценки и экспертизы, Администрация города Челябинска, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Челябинской области (далее - Правительство, ООО "Барт", Администрация, ФГУ "ЗКП").
Определением от 06.10.2009 судом в порядке ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена процессуальная замена третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО "Барт" Бюро оценки и экспертизы на процессуального правопреемника - ООО "Бюро оценки и экспертизы "Стандартъ".
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.10.2009 года требования отклонены.
Не согласившись с принятым решением ЗАО "Карбон-Трейд", обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель сослался на следующие обстоятельства. Суд не учел, что в соответствии с нормами земельного законодательства кадастровая стоимость земельного участка должна утверждаться актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, тогда как постановлением Губернатора Челябинской области N 309 от 14.07.2003 утверждена не кадастровая стоимость спорного земельного участка, а удельный показатель кадастровой оценки по видам функционального использования земель по кадастровым кварталам.
Суд не учел, что "Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", утверждены приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 12.08.2006 N 22, тогда как земельный участок как объект гражданского оборота образован 06.04.2005, в силу чего установленные Методическими указаниями правила определения кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков не могли быть применены, так как в Методических указаниях нет ссылки на их применение к ранее возникшим правоотношениям. Так же суд не принял во внимание, что Постановление Губернатора Челябинской области N 309 от 14.07.2003 не было опубликовано в установленном законом порядке, в силу чего не подлежит применению в целях определения кадастровой стоимости земельных участков. Возможность определения применения в качестве одного из методов определения кадастровой стоимости - метода определения кадастровой стоимости на основе индивидуальной оценки рыночной стоимости земельного участка предусмотрена Приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39, что не было принято судом во внимание при вынесении судебного акта.
Представитель подателя апелляционной жалобы в судебном заседании доводы жалобы поддержал, на них настаивал.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным. Также суду пояснил, что приказом Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 31.08.2009 N 220 "О реорганизации некоторых территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Положением об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 27.10.2009 N 304 Управление Федеральной регистрационной службы по Челябинской области переименовано в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (сокращенное наименование - Управление Росреестра по Челябинской области). В свою очередь Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области реорганизовано путем присоединения к Управлению Ростреестра по Челябинской области.
Суд апелляционной инстанции в порядке ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел замену ответчика Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области на его правопреемника Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Ростреестра по Челябинской области).
Правительство Челябинской области, ООО "Бюро оценки и экспертизы "Стандартъ", Администрация г. Челябинска, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Челябинской области, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
На основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Законность и обоснованность оспоренного судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Карбон-Трейд" зарегистрировано в качестве юридического лица 02.03.2006 ИФНС по Центральному району г. Челябинска за основным государственным регистрационным номером 1067453019644 (том 1, л.д. 27).
ЗАО "Карбон-Трейд" является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, Тракторозаводский район, ул. Героев Танкограда-Марченко, - с кадастровым номером 74:36:02 13 007:0024, категория земель: земли поселений, функциональное использование: для эксплуатации незавершенного строительством объекта, площадь земельного участка 37729 квадратных метров (том 1, л.д. 41).
Вышеуказанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет прежним собственником - ЗАО "Уралхимсбыт" по заявке от 06.04.2005 N 36/05-02-336 (том 1, л.д. 65).
14.02.2007 ЗАО "Карбон-Трейд" обратилось в Территориальный отдел N 4 УФАКОН по Челябинской области с заявлением о предоставлении сведений Государственного земельного кадастра (вх. N 36.08/07-01-697) (том 1, л.д. 61).
26.02.2009 ЗАО "Карбон-Трейд" обратилось в УФАКОН по Челябинской области с заявлением от 25.02.2009 (исх. N 6) об определении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, площадью 37729 кв. м, кадастровый номер 74:36:02 13 007:0024, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, Тракторозаводский район, ул. Героев Танкограда-Марченко, - по состоянию на 01.01.2009 в процентах от его рыночной стоимости, которая представлена в Отчете независимого оценщика - ООО "Барт" Бюро оценки и экспертизы N 52-ДО-2009 (том 1, л.д. 9, 110-149; том 2, л.д. 1-71).
09.04.2009 УФАКОН по Челябинской области письмом N 1545/2 сообщило о невозможности определения кадастровой стоимости принадлежащего ЗАО "Карбон-Трейд" земельного участка в процентах от его рыночной стоимости, поскольку кадастровая стоимость земельного участка внесена в государственный кадастр недвижимости 23.03.2007 на основании Акта определения кадастровой стоимости земельного участка, удостоверенного должностным лицом территориального отдела УФАКОН по Челябинской области. В письме также указано об отсутствии механизма расчета кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) (том 1, л.д. 10-11).
Полагая, что в письме от 09.04.2009 исх. N 1545/2 ответчик произвел отказ заявителю, в определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:36:02 13 007:0024 в процентах от его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2009, данный отказ не основан на нормах права, заявитель обратился в арбитражный суд настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции не подлежащим отмене в силу следующего.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права заинтересованного лица, может быть признан судом недействительным.
Для признания недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого ненормативного акта закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают прав и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с частью 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных, настоящим Кодексом федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного.
Кадастровая стоимость представляет из себя экономическую оценку, отражающую экономическую ценность территории в зависимости от целевого назначения и вида функционального использования.
Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и других целей, установленных законом, определяется "Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила оценки).
Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 17.10.2002 N П/337 утверждена "Методика государственной кадастровой оценки земель поселений", которая содержит механизм определения удельных показателей кадастровой стоимости земель поселений по видам функционального использования земель. В приложении N 1 к указанной Методике указаны 14 видов функционального использования земель для целей государственной кадастровой оценки. Данная Методика являлась действующей на момент утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Челябинской области.
Результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Челябинской области утверждены Постановлением Губернатора Челябинской области от 14.07.2003 N 309.
Данным Постановлением определен удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка под эксплуатацию объекта незавершенного строительства (земли под домами малоэтажной застройки) по муниципальному образованию "город Челябинск" по видам функционального использования по кадастровому кварталу 74:36:02 13 007 в размере 6667,41 руб. /кв. м (том 3, л.д. 27, 35, 40-47, 48-49).
23.03.2007 территориальным отделом УФАКОН по Челябинской области составлен "Акт определения кадастровой стоимости земельных участков" от 23.03.2007, стоимость определена на основании названного постановления Губернатора методом умножения площади земельного участка на удельный показатель стоимости земли по виду функционального использования.
Согласно Акту определения кадастровой стоимости земельного участка от 23.03.2007 кадастровая стоимость земельного участка N 74:36:02 13 007 с учетом утвержденного удельного показателя составила 251554711,89 руб. (том 1 л.д. 64).
Тем самым судом первой инстанции установлено, что кадастровая стоимость спорного земельного участка определена уполномоченным лицом в соответствии с правилами, установленными действующим на момент ее определения законодательством.
Довод жалобы, согласно которому суд не учел, что постановлением Губернатора утверждена не кадастровая стоимость спорного земельного участка, а удельный показатель кадастровой оценки по видам функционального использования земель по кадастровым кварталам, что противоречит норме ст. 66 Земельного кодекса РФ и пункту 10 Правил оценки, подлежит отклонению.
Согласно абзацу 2 ч. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с п. 10 Правил оценки органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Из пункта 10 Правил оценки не следует, что под результатами кадастровой оценки земель подлежащими утверждению органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации законодатель понимает кадастровую стоимость каждого (отдельного) земельного участка.
Довод жалобы о невозможности определения кадастровой стоимости спорного участка на основе применения "Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участках в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 в силу их утверждения после формирования и постановки участка на кадастровый учет и отсутствия в них указаний на возможность применения к ранее возникшим правоотношениям, несостоятелен.
Правоотношения по установлению кадастровой стоимости спорного земельного участка возникли в момент осуществления действий по ее определению, и правомерно выполнены в отношении данного земельного участка как вновь образованного, так как ранее кадастровая стоимость этого земельного участка не определялась.
Довод жалобы, согласно которому при определении кадастровой стоимости земельного участка Постановление Губернатора Челябинской области N 309 от 14.07.2003 применимо быть не может, так как указанный нормативный акт не был опубликован в установленном законом порядке, отклоняется судом апелляционной инстанции как не имеющий самостоятельного юридического значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку предметом спора является не законность и обоснованность установления кадастровой стоимости спорного земельного участка в конкретном размере, а законность отказа в определении кадастровой стоимости участка в процентах от его рыночной стоимости и внесении соответствующих изменений в сведения Государственного кадастра недвижимости.
Также подлежит отклонению и довод жалобы о необходимости определения кадастровой стоимости на основе метода индивидуальной оценки рыночной стоимости земельного участка, возможность применения которого, по мнению подателя жалобы, предусмотрена Приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39.
Приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39 утверждены "Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее "Методические указания").
Пунктами 2.2.1 - 2.2.6 названных Методических указаний определен порядок (методика) определения кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для размещения домов многоэтажной застройки.
В соответствии с п. 2.2.1 Методических указаний - расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей в следующем порядке:
- - определение состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- - сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- - группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- - сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости;
- - построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов;
- - расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Согласно п. 2.2.6 Методических указаний для каждой группы земельных участков в составе земель населенных пунктов в рамках видов разрешенного использования осуществляется построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости путем определения значений коэффициентов (параметров) модели.
Если построенная статистическая модель выражает зависимость кадастровой стоимости земельного участка от значений факторов стоимости, то расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется подстановкой значений факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в статистическую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов (п. 2.2.7 Методических указаний).
Учитывая, что построение статистической модели, на основе которой определяется кадастровая стоимость земельного участка, не равнозначно установлению кадастровой стоимости земельного участка в процентах от его рыночной стоимости, довод подателя апелляционной жалобы о возможности применения закона по аналогии несостоятелен в силу отсутствия такой аналогии.
Поскольку заявителем не представлено доказательств того, что предлагаемый им порядок определения кадастровой стоимости земельного участка предусмотрен нормами действующего законодательства, в силу чего у ответчика имела место обязанность осуществить кадастровую оценку в указанном порядке, то вывод суда об отсутствии оснований для признания отказа УФАКОН по Челябинской области незаконным, верен.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены имеющимися в деле доказательствами, основаны на правильном применении норм права, в силу чего основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 1 000 руб., уплаченная истцом при подаче апелляционной жалобы, относится на него.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.10.2009 по делу N А76-14444/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Карбон-Трейд" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
Л.П.ЕРМОЛАЕВА

Судьи
Л.В.ПИВОВАРОВА
М.И.КАРПАЧЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)