Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 14.09.2015 N Ф05-12506/2015 ПО ДЕЛУ N А40-186298/14

Требование: О признании незаконными решений уполномоченных органов.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Оспариваемыми решениями материалы, обосновывающие перевод земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов для осуществления на них строительства спортивного оздоровительного комплекса, направлены обществу на доработку.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 сентября 2015 г. по делу N А40-186298/14


Резолютивная часть постановления объявлена 8 сентября 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Агапова М.Р., Долгашевой В.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО "Сана" - Зубкова О.В. доверенность от 19 января 2014 года,
от заинтересованного лица: Рослесхоз - Утешева Т.С. доверенность от 15 июня 2015 года N ИВ-03-28/6674,
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия - извещено, представитель не явился,
Минприроды России - Пучков В.А. доверенность от 03 декабря 2014 года N 01-08-35/27735,
Правительство РФ - Пучков В.А. доверенность 25 ноября 2014 года N 01-08-35/26966,
рассмотрев 08 сентября 2015 года в судебном заседании кассационные жалобы Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз), Минприроды России, Правительства РФ
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 23 марта 2015 года,
принятое судьей Поздняковым В.Д.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 24 июня 2015 года,
принятое судьями Румянцевым П.В., Кольцовой Н.Н., Марковой Т.Т.,
по заявлению ООО "Сана"
о признании незаконными решений о направлении материалов на доработку, об обязании осуществить действия по подготовке, утверждению и выдаче акта о переводе земельного участка из земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов
к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия, Рослесхозу, Минприроды России, Правительству РФ

установил:

ООО "САНА" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными: решения Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, выраженное в письме от 15 августа 2014 года N 2.2-23/6839, решения Федерального агентства лесного хозяйства, выраженное в письме от 31 июля 2014 года N АЖ-11-27/9110, решения Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, выраженное в письме от 30 июля 2014 года, N 16-44/16044, решения Правительства Российской Федерации, выраженное в поручении Заместителя Председателя Правительства РФ Хлопонина А.Г. от 18 июля 2014 года N АХ-П9-5402 и письме директора Департамента промышленности и инфраструктуры Правительства РФ Уварова А. от 17 июля 2014 года N 3-П9-19263 о направлении на доработку материалов ООО "САНА".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23 марта 2015 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2015 года, заявленные требования удовлетворены.
Правительство Российской Федерации, не согласившись с выводами суда первой инстанции и апелляционного суда, настаивает на отмене состоявшихся по делу судебных актов по основаниям не соответствия выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела и в связи с неправильным применением норм материального права, повлекшим принятие незаконных судебных актов. Правительство Российской Федерации, рассмотрев поступившие материалы, обосновывающие перевод земельного участка с кадастровым номером 10:20:001 55 05:18 установило, что срок действия представленного в составе обосновывающей документации акта выбора участка земель лесного фонда, утвержденного приказом Министерства лесного комплекса Республики Карелия от 5 июля 2010 года N 777, срок действия которого истек 05 июля 2013 года. В связи с этим было принято решение о направлении представленных материалов на доработку, как не соответствующих требованиям действующего законодательства. Представленные материалы были обоснованно возвращены в Минприроды России для дополнительной проработки. Судами первой и апелляционной инстанций не было учтено, что действующим законодательством, регулирующим отношения, связанные с переводом земель из одной категории в другую, возможность восстановления или продления срока действия акта выбора в случае истечения данного срока не установлена.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), обратилось с кассационной жалобой в которой просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить. По мнению заявителя судами неправильно применены нормы материального права, не учтены особенности перевода земель или земельных участков из одной категории в другую. В целях обеспечения стабильности гражданского оборота в отношении участков земель лесного фонда, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 48 "О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий" установлен максимальный срок действия акта выбора участка земель лесного фонда. В нарушение порядка, установленного Положением о составе и порядке подготовке документации о переводе земель лесного фонда, заявителем в составе документации о переводе спорного участка, в Минприроды России, представлен акт выбора участка земель лесного фонда, срок действия которого истек. Действующее законодательство возлагает на заявителя, инициирующего перевод земельного участка лесного фонда, обязанность по представлению документов, отвечающих перечню, установленному пунктом 2 Положения о составе и порядке подготовке документации о переводе земель лесного фонда.
Минприроды России, в поданной кассационной жалобе просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить в связи с неправильным применением судами норм материального права, а именно Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Судами не дана оценка законности поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 18 июля 2014 года N АХ-П9-5402 и письму директора Департамента промышленности и инфраструктуры Правительства Российской Федерации от 17 июля 2014 года N 3-П9-19263, а также не установлено, каким образом оспариваемые письма, о возврате материалов на доработку, адресованные Минприроды России, нарушают права заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности.
В судебном заседании представители Рослесхоза, Минприроды России, Правительства РФ доводы и требования кассационных жалоб поддерживали.
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, извещенное о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направило. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лица, не явившегося в судебное заседание. В представленном отзыве доводы и требования кассационных жалоб поддерживало.
Представитель общества возражал по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Обсудив доводы кассационных жалоб и возражения относительно них, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, Минприроды России письмом от 30 июля 2014 года возвратила ООО "Сана" материалы обосновывающие перевод земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов площадью 3, 4009 га для строительства спортивного оздоровительного комплекса, мотивируя тем, что указанные материалы были возвращены в Минприроды России из Правительства РФ по причинам, указанным в поручении Заместителя Председателя Правительства РФ А. Хлопонина от 18 июля 2014 года N АХ-П9-5402 и письме директора Департамента промышленности и инфраструктуры Правительства РФ А. Уварова от 17 июля 2014 года N 3-П9-19263.
Посчитав свои права нарушенными, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Осуществляя проверку законности оспариваемого решения, суды двух инстанций, в соответствии с требованиями статей 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне, полно, объективно исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, правильно применив положения статей 2, 4 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 48 "О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий", пунктов 8, 9 Положения о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 48, пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для направления представленных ООО "Сана" материалов на доработку.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Порядок перевода земельных участков из земель лесного фонда в земли иных категорий определен Федеральным законом от 21 декабря 2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 48 "О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий".
Законом определен исчерпывающий перечень документов для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, включаемых в состав документации о переводе к каковым относятся: выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, или кадастровый паспорт такого земельного участка; копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21 декабря 2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае: установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Согласно пунктам 8, 9 Положения о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 48, Федеральное агентство лесного хозяйства в недельный срок с даты получения представленной органом, указанным в пункте 3 настоящего Положения, документации осуществляет ее рассмотрение в установленном порядке и направляет документацию в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации либо возвращает заявителю материалы с обоснованием причин возврата.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в 12-дневный срок с даты получения документации, указанной в пункте 8 настоящего Положения, осуществляет подготовку в установленном порядке проекта акта Правительства Российской Федерации о переводе и вносит его в Правительство Российской Федерации с приложением документации о переводе либо возвращает представленные материалы на доработку в Федеральное агентство лесного хозяйства.
Как установлено судами, ООО "Сана" с 2008 года направляет через Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия в адрес Правительства Российской Федерации пакет документов, сформированный обществом, - материалы, обосновывающие перевод земельного участка площадью 3,4099 га, расположенного между деревнями Косалмой и Царевичи Прионежского муниципального района Республики Карелия в кварталах 10, 17 Петрозаводского участкового лесничества Прионежского лесничества, имеющего кадастровый номер 10:20:001 55 05:18, из земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов для осуществления на нем строительства спортивного оздоровительного комплекса.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13 сентября 2011 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2011 года, постановлением ФАС Московского округа от 14 марта 2012 года, по делу N А40-77101/11-93-664 удовлетворено заявление ООО "Сана" к Рослесхозу о признании незаконным решения, выраженного в письме от 23 мая 2011 года N ЮД-11-27/4611, и обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Исполнив решения судов, Рослесхоз направил материалы общества, обосновывающие перевод в Правительство РФ, и Правительство РФ вновь вернуло материалы "на доработку".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14 февраля 2013 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2013 года, по делу N А40-161644/12 удовлетворено заявление ООО "Сана" к Рослесхозу о признании незаконным решения, выраженного в письме от 16 октября 2012 года N ЮД-11-27/12114, и обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Рослесхоз направил вновь полученные от ООО "Сана" материалы о переводе далее - в Минприроды России, которое вернуло пакет документов в Рослесхоз. Рослесхоз, сославшись на письмо Минприроды России о возврате, направил материалы о переводе в Министерство РК, которое вернуло их обществу.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20 февраля 2014 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 мая 2014 года, по делу N А40-115697/2013 требования общества о признании действий Рослесхоза и Министерства РК незаконными были удовлетворены в полном объеме.
ООО "Сана", сославшись на обязательность решений суда, направило в установленном законом порядке комплект документов, который ранее незаконно возвращен на доработку. Указанные документы оспариваемым письмом также возвращены на доработку. Судами как в рамках настоящего спора, так и при разрешении вышеуказанных споров установлено, что ООО "Сана" в соответствии с установленным порядком в уполномоченный орган представлен необходимый и достаточный для перевода комплект документов, предусмотренный пунктом 2 Положения о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 48.
В связи с чем суды сделали обоснованный вывод о несоответствии положениям Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", требованиям Положения о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 N 48 направление ответчиком представленных материалов на доработку.
Доводы заявителей кассационных жалоб о том, что причиной для возврата материалов о переводе явилось истечение 5 июля 2013 года срока действия акта выбора участка земель лесного фонда, судами рассмотрены и обоснованно отклонены, поскольку, как справедливо отмечено судами, истечение срока акта выбора произошло в связи с незаконными действиями ответчиков по возврату материалов обществу ранее, которые в судебном порядке признаны не соответствующими закону.
Доводы кассационных жалоб, фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, которые были предметом рассмотрения судов, что нашло свое отражение в судебных актах. Иная оценка установленных арбитражными судами фактов процессуальным законом к компетенции суда кассационной инстанции не отнесена.
Нормы материального и процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения и постановления в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 23 марта 2015 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2015 года по делу N А40-186298/14 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА

Судья
М.Р.АГАПОВ

Судья
В.А.ДОЛГАШЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)