Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЛИНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.03.2015 ПО ДЕЛУ N 33-1577/2015

Требование: О признании постановления недействительным с момента издания, сделку по купле-продаже земельного участка ничтожной.

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Прокурор считает, что орган местного самоуправления не вправе был распоряжаться лесными землями.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 марта 2015 г. по делу N 33-1577/2015


Судья: Переверзин Н.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего: Бояровой И.К.
судей: Шкарупиной С.А., Королевой Н.С.
при секретаре: У.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации МО "Полесский муниципальный район", Б. на решение Полесского районного суда Калининградской области от 26 ноября 2014 года, которым суд постановил:
требования прокурора Полесского района Калининградской области, заявленные в интересах Российской Федерации, удовлетворить.
Признать постановление главы администрации МО "Полесский муниципальный район" N от 27.06.2012 г. "О предоставлении земельного участка" недействительным с момента принятия; признать договор купли-продажи земельного участка N от 28.06.2012 г., заключенный между администрацией МО "Полесский муниципальный район" и Б. недействительным; прекратить право собственности Б. на земельный участок с кадастровым номером N, аннулировав записи в Едином государственном реестре прав о регистрации права собственности Б. на указанный земельный участок.
Заслушав доклад судьи Бояровой И.К., объяснения представителя Б. К., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Прокурор Полесского района Калининградской области обратился в суд с заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации МО "Полесский муниципальный район", Б., с привлечением в качестве третьих лиц Агентства по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области, Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Калининградской области, Управления Росреестра по Калининградской области, филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Калининградской области" о признании недействительным с момента принятия постановления главы администрации МО "Полесский муниципальный район" N от 27.06.2012 г., признании недействительным договора купли-продажи земельного участка N от 28.06.2012 г., заключенного между администрацией МО "Полесский муниципальный район" и Б., прекращении права собственности Б. на земельный участок с кадастровым номером N, аннулировании записи в Едином государственном реестре прав о регистрации права собственности Б. на спорный земельный участок. Как указано в иске, на основании постановления главы администрации МО "Полесский муниципальный район" N от 27.06.2012 г. между администрацией и Б. был заключен договор купли-продажи земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>, в 35 м на юго-восток от дома N, тогда как указанный участок относится к землям лесного фонда, находящимся в ведении Славянского участкового лесничества Полесского лесничества (квартал N выдел N), вследствие чего право распоряжаться данными землями принадлежит Российской Федерации в лице уполномоченного органа - Агентства по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира по Калининградской области. Учитывая, что орган местного самоуправления не вправе был распоряжаться указанными лесными землями, прокурор просил суд признать постановление главы администрации N от 27.06.2012 г. недействительным с момента издания, сделку по купле-продаже земельного участка между администрацией МО "Полесский муниципальный район" и Б. ничтожной, как не соответствующей требованиям закона, отменить указанный договор и аннулировать запись о праве собственности Б. на спорный земельный участок.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционных жалобах администрация МО "Полесский муниципальный район", Б. просят решение отменить, полагая, что судом дана неверная оценка установленным по делу обстоятельствам и неверно применен материальный закон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, суд апелляционной инстанции находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, 7 июля 2010 г. был сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок <данные изъяты> кв. м, категория - земли населенных пунктов, имеющий разрешенное использование - для ведения садоводства, расположенный в пос. Зеленое, ориентир жилой дом по <адрес>, примерно в 35 метрах от ориентира по направлению на юго-восток. Земельному участку присвоен кадастровый номер N.
Постановлением администрации МО "Полесский муниципальный район" N от 09.04.2010 г. земельный участок был предоставлен в аренду Б. на срок 49 лет. Постановлением администрации МО N от 27.06.2012 г. указанный земельный участок предоставлен Б. в собственность за плату. 28.06.2012 г. между администрацией и Б. был заключен договор купли-продажи указанного земельного участка за цену <данные изъяты> руб. Договор купли-продажи исполнен, право собственности Б. на земельный участок с КН N зарегистрировано Росреестром 26.07.2012 года.
Оспаривая постановление администрации МО "Полесский муниципальный район" и заключенный на его основании с Б. договор купли-продажи земельного участка, прокурор, как указывалось выше, ссылался на то, что данный земельный участок расположен на землях лесного фонда.
Суд обоснованно признал доводы прокурора правомерными.
Как следует из характера и содержания возникших между сторонами по делу правоотношений, они подлежат регулированию нормами Земельного и Лесного законодательств.
В соответствии с требованиями статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Данной статьей земли в Российской Федерации по целевому назначению разделены на несколько категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.
Согласно статье 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В силу статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда, а также лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Как следует из Постановления Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 г. N 1-П, лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Исходя из смысла приведенных правовых норм и позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в указанном Постановлении, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом. Распоряжение указанными землями может осуществляться только их собственником - Российской Федерацией в лице соответствующих уполномоченных органов.
В соответствии со статьей 23 ЛК РФ земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, которые являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. В отношении лесничеств, лесопарков осуществляется, в частности, проведение лесоустройства. Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статьями 67 и 68 ЛК РФ предусмотрено, что на землях лесного фонда проводится лесоустройство, включающее в себя, в частности, проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, а также таксацию лесов.
Согласно статье 68.1 ЛК РФ в целях установления предусмотренных статьей 23 данного Кодекса основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов осуществляется проектирование лесничеств, лесопарков, при котором осуществляются установление их границ, деление территорий лесничеств, лесопарков на участковые лесничества, определение квартальной сети.
Статья 69 ЛК РФ, регулирующая порядок проектирования лесных участков, предусматривает, что при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Их местоположение, границы и площадь определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Проектирование лесных участков осуществляется в границах соответственно лесничеств и лесопарков.
Статьей 4.2 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2012 г., признается юридически действительным.
В случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" вплоть до утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом Российской Федерации порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области N от 01.06.2006 г., выписки из реестра федерального имущества N от 06.06.2006 г. в собственность Российской Федерации 26 июля 2006 г. зарегистрирован земельный участок для ведения лесного хозяйства (в границах Полесского лесхоза) (земли лесного фонда) площадью <данные изъяты> га местоположением: Калининградская область, Полесский район с условным кадастровым номером N.
Согласно кадастровому плану земельного участка участок единого землепользования по указанному адресу для ведения лесного хозяйства площадью <данные изъяты> кв. м занят лесами, площадь ориентировочная. Из плана границ земельного участка усматривается, что он состоит из 122 обособленных земельных участков в границах территории Полесского района.
Спорный земельный участок расположен на части земель Славянского участкового лесничества Полесского лесничества - квартал N выдел N. Указанное обстоятельство подтверждается представленными в материалах дела материалами лесоустройства: картой-схемой Полесского леспромхоза Калининградской области по состоянию лесоустройства на 1981 год, 1991 год; проектом организации и ведения лесного хозяйства ФГУ "Полесского лесхоза" с таксационным описанием по Славянскому лесничеству 2003 г. с планшетом 5 лесоустройства 2002 г.; актом согласования площадей Славянского участкового лесничества Полесского лесничества Калининградской области 2013 г.; планом лесонасаждений Славянского участкового лесничества с планшетом 5 лесоустройства 2012 г.
Возражая против доводов прокурора, администрация МО ссылалась на то, что границы земельного участка для ведения лестного хозяйства с КН N не установлены, спорный земельный участок с КН N находился и находится в границах Тургеневского сельского поселения, более того в декабре 2012 г. был утвержден генеральный план МО "Тургеневское сельское поселение", в соответствии с которым этот земельный участок учтен в составе земель населенных пунктов. Эти же доводы содержатся и в апелляционных жалобах администрации МО и Б.
Между тем, как правильно пришел к выводу суд, указанные доводы не соответствуют фактически установленным по делу обстоятельствам. Представленные администрацией карты совхоза "Ивановское" по состоянию на 1991 год, карта землепользования Полесского района по состоянию на 2002 год изготавливались для других целей, в связи с чем правомерно не приняты судом как доказательство отнесения спорного земельного участка к землям поселений. В соответствии с утвержденным 19.12.2012 г. Советом депутатов МО "Тургеневское сельское поселение" генеральным планом муниципального образования "Тургеневское сельское поселение" спорный земельный участок был учтен в составе земель населенных пунктов. Между тем, как установлено судом, при согласовании проекта генерального плана были нарушены требования статьи 25 Гр.К РФ: проект генерального плана, предусматривающий включение в соответствии с указанным проектом в границы населенного пункта земельных участков из земель лесного фонда, не был согласован с уполномоченным правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Выданное ранее Агентством по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области согласование Проекта генерального плана МО "Тургеневское сельское поселение", отозвано. Как видно из письма Агентства N от 25.04.2013 г. основанием для отзыва согласования явилось несоответствие картографического материала о границах выдела N квартала N материалам лесоустройства Славянского участкового лесничества Полесского лесничества. При этом, именно в составе выдела N квартала N находится сформированный администрацией МО для Б. земельный участок с КН N.
Учитывая изложенное, суд правомерно пришел к выводу, что предоставленный Б. земельный участок относится к категории земель лесного фонда, территориально входит в состав территории выдела квартала N, который изначально был включен в состав Полесского лесничества и обслуживался Славянским участковым лесничеством.
Удовлетворяя требования прокурора, суд справедливо исходил из того, что в силу статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда, а также лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом. Распоряжение указанными землями может осуществляться только их собственником - Российской Федерацией в лице соответствующих уполномоченных органов.
Несмотря на то, что на момент формирования спорного земельного участка в 2010 г. в данном месте не был сформирован лесной участок в составе земель лесного фонда, орган местного самоуправления, реализуя свои полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, не вправе произвольно, без учета государственных интересов, формально ссылаясь на отсутствие сформированного лесного участка, распоряжаться землями лесного фонда, находящимися в собственности Российской Федерации.
Иные доводы апелляционных жалоб не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на его обоснованность и законность, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств, поэтому не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены и установлены судом первой инстанции полно и правильно, решение суда принято в соответствии с нормами материального права и с соблюдением норм процессуального права.
Руководствуясь статьями 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Полесского районного суда Калининградской области от 26 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Судьи
И.К.БОЯРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)