Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован непредставлением полного пакета документов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.Н. Новиковой
Судей: С.И. Гребенщикова, С.Ю. Лесненко
рассмотрев в судебном заседании в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алеут 1"
на решение от 07.10.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014
по делу N А51-21529/2014 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья И.С. Чугаева,
в суде апелляционной инстанции судьи А.В. Гончарова, О.Ю. Еремеева, С.В. Гуцалюк
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алеут 1"
к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края
о признании незаконными решений
Общество с ограниченной ответственностью "АЛЕУТ 1" (ОГРН 1102539000508, ИНН 2539104109, место нахождения: 690105, Приморский край, г. Владивосток, ул. Русская, 59/5, 534; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (ОГРН 1072540005724, ИНН 2538111008, место нахождения: 690110, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 22; далее - департамент), оформленного письмом N 20/07/03-02/19108 от 07.06.2014, в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050049:5233 площадью 1561 кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами земельного участка, ориентир - жилой дом, участок находится примерно в 118 м от ориентира по направлению северо-восток, почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Русская, дом 57-Ж; о признании незаконным распоряжения департамента от 18.06.2014 N 1490-рз.
Решением суда от 07.10.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе (с учетом письменных дополнений к ней) ООО "Алеут-1" просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как не соответствующие нормам права. Заявитель со ссылкой на решение Приморского краевого суда ссылается на применение судом пункта 2.7 Положения о процедурах и критериях предоставления земельных участков, находящихся в собственности Приморского края, для целей, не связанных со строительством, признанных недействующими. Считает, что суды исказили выводы Верховного Суда РФ, изложенные в определении от 18.06.2014 по делу N 56-АПГ14-7. Настаивает на том, что, поскольку отсутствует механизм компенсации затрат по формированию земельного участка, его предоставление должно быть проведено без торгов.
В отзыве на кассационную жалобу департамент выразил несогласие с изложенными в ней доводами, просил оставить без изменения обжалуемые судебные акты, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании кассационной инстанции, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи 31.03.2015, представитель ООО "Алеут 1" доводы кассационной жалобы поддержал, дал по ним пояснения; представитель департамента просил окружной суд в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Определением от 31.03.2015 судебное разбирательство по кассационной жалобе откладывалось на 17.04.2015, определением от 17.04.2015 - на 18.05.2015.
На основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса РФ определением от 18.05.2015 произведена замена судьи О.В. Цирулик на судью С.И. Гребенщикова; сформирован следующий состав суда: С.Н. Новикова, С.И. Гребенщиков, С.Ю. Лесненко, в связи с чем в соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса РФ после отложения судебного заседания судебное разбирательство произведено с самого начала.
18.05.2015 в судебном заседании по рассмотрению кассационной жалобы ООО "Алеут 1" был объявлен перерыв до 14:10 25.05.2015, определением от 25.05.2015 - до 14:10 01.06.2015.
01.06.2015 лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Департаментом заявлено письменное ходатайство о приостановлении производства по делу до принятия Верховным Судом РФ судебного акта по результатам рассмотрения кассационной жалобы департамента по делу N А51-14186/2014.
Данное ходатайство судом рассмотрено, отклонено, поскольку определением от 13.05.2015 N 303-КГ15-4150 Верховный Суд РФ отказал в передаче кассационной жалобы департамента для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает необходимым отменить решение, постановление в соответствии с пунктом 3 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 07.11.2012 ООО "АЛЕУТ 1" обратилось в департамент с заявлением N 29-35229 о предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка ориентировочной площадью 1900 кв. м в районе ул. Русская 57ж для целей, не связанных со строительством: организация стоянки автомобильного транспорта.
20.02.2013 письмом (исх. N 20/03/02/-13/2769) департамент направил в администрацию г. Владивостока обращение общества, которое в последующем передано на рассмотрение в адрес управления градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока (далее - УГА г. Владивостока).
22.03.2013 (вх. N 5800/20у) заявителем в адрес УГА г. Владивостока предоставлены проект схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленные кадастровым инженером в соответствии с требованиями действующего законодательства, при этом площадь участка была уменьшена относительно заявленной ранее до 1 561 кв. м в связи с прохождением в непосредственной близости от участка красных линий автодороги.
Письмом от 23.04.2013 администрация г. Владивостока отказала обществу в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по причине "включения в границы земельного участка местного проезда (территория общего пользования) к смежным землепользователям и не обеспечение беспрепятственного прохода проезда, а также наличия на участке зеленых насаждений".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 09.09.2013 действия УГА г. Владивостока об отказе в утверждении схемы земельного участка площадью 1561 кв. м на кадастровом плане территории признаны незаконными, на управление возложена обязанность утвердить соответствующую схему земельного участка.
Распоряжением управления администрации города Владивостока от 21.01.2014 N 86 ООО "Алеут 1" утверждена схема земельного участка площадью 1561 кв. м на кадастровом плане территории с видом разрешенного использования: стоянка автомобильного транспорта; цель предоставления: для размещения стоянки автомобильного транспорта.
При наличии утвержденной схемы земельного участка заявителем за свой счет осуществлено формирование земельного участка и его постановка на кадастровый учет по заявлению общества. Согласно сведениям кадастрового паспорта земельный участок площадью 1 561 кв. м с кадастровым номером 25:28:050049:5233 поставлен на кадастровый учет 29.01.2014.
После постановки земельного участка на кадастровый учет департаментом в периодическом издании "Приморская газета" от 22.04.2014 N 43 (908) опубликована информация о приеме заявлений в течение месяца о предоставлении в аренду на три года земельного участка площадью 1 561 кв. м с кадастровым номером 25:28:050049:5233, расположенного по в районе ул. Русская, 57ж в г. Владивостоке, для размещения стояки автомобильного транспорта.
21.05.2014 общество направило в адрес департамента письмо, в котором со ссылкой на не вступившее в законную силу решение Приморского суда от 05.03.2014 по оспариванию пункта 2.7 постановления администрации Приморского края от 16.02.2007 N 43-па просило приостановить рассмотрение вопроса о предоставлении сформированного обществом земельного участка третьим лицам, одновременно просило решить вопрос о предоставлении обществу земельного участка с кадастровым номером 25:28:050049:5233.
Департамент письмом от 17.06.2014 N 20/07/03-02/19108 отказал обществу в предоставлении земельного участка, указав на то, что с 29.01.2014 по 01.04.2014 обществом не представлен кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка, а значит, не реализовано право на заключение договора аренды на земельный участок. Также со ссылкой на пункты 2.3, 2.5 Положения N 43-па указало на непредставление обществом полного пакета документов.
18.06.2014 департаментом принято распоряжение N 1490-рз о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050049:5233 для временного размещения автомобильного транспорта посредством аукциона.
Не согласившись решением департамента от 17.06.2014 N 20/07/03-02/19108 и распоряжением департамента от 18.06.2014 N 1490-рз и посчитав, что они не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием. В качестве меры по восстановлению нарушенного права общество просило обязать департамент принять решение о предоставлении обществу в аренду испрашиваемого земельного участка.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, урегулирован положениями статьи 34 ЗК РФ.
В частности, этот порядок предусматривает подачу заинтересованным лицом заявления в уполномоченный орган о предоставлении земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, указав цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. п. 2, 3 ст. 34).
В свою очередь, орган местного самоуправления на основании такого заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (п. 4 ст. 34). Этой же нормой права предусмотрена обязанность заявителя за свой счет обеспечить выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращение об осуществлении кадастрового учета этого земельного участка.
В соответствии с п. 5 названной статьи кодекса решение о предоставлении земельного участка принимается уполномоченным органом в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка.
Также в соответствии с названной статьей для соблюдения принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность, принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются заинтересованным лицам на определенном праве и предусмотренных условиях, и заблаговременную публикацию такой информации (п. 1).
Установлено, что испрашиваемый обществом земельный участок относится к землям государственная собственность, на которые не разграничена.
На территории Приморского края распоряжение такими земельными участками, в том числе при предоставлении их для целей, не связанных со строительством, осуществляет департамент земельных и имущественных отношений Приморского края на основании абзаца 3 пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, статьи 7 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае", постановления администрации Приморского края от 05.12.2012 N 374-па "Об утверждении положения о департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края".
Постановлением администрации Приморского края от 16.02.2007 N 43-па утверждено Положение о процедурах и критериях предоставления земельных участков, находящихся в собственности Приморского края, для целей, не связанных со строительством (далее Положение N 43-па).
На момент подачи заявления обществом (28.11.2014), согласно действовавшему этот период Положению N 43-па, уполномоченным органом рассматривались заявки и принимались соответствующие решения в отношении земельных участков, содержащихся в информационных сообщениях (перечень земельных участков, которые могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам). При этом действующий порядок рассмотрения заявок по земельным участкам, указанным в информационных сообщениях, предусматривал предварительную публикацию информационных сообщений в официальном издании органов государственной власти Приморского края и на официальном сайте администрации Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. После соответствующей публикации заинтересованные лица обращаются в уполномоченный орган с заявлениями о предоставлении земельных участков, в том числе в аренду. По результатам подачи заявок и их рассмотрения уполномоченным органом принимается одно из решений: о проведении торгов (в случае подачи надлежащих заявок несколькими лицами) либо о предоставлении земельного участка без проведения торгов (если подана одна заявка). Разделом 3 Положения урегулирован порядок предоставления земельных участков без проведения торгов, а именно соответствующее решение принимается уполномоченным органом в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка.
Таким образом, процедура по предоставлению земельного участка, указанного в информационном сообщении, начинается с заблаговременной публикации такой информации.
На дату подачи обществом заявления о предоставлении спорного земельного участка (07.11.2012) Положением N 43-па процедура по рассмотрению заявок в отношении земельных участков, не указанных в информационных сообщениях, не была урегулирована.
Судами вопрос о том, в каком порядке подлежали рассмотрению соответствующие заявления, не установлен.
Вместе с тем, как указано выше, департамент после получения соответствующего заявления направил в орган местного самоуправления обращение об утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории (письмо от 20.02.2013). Такое обращение и последующая выдача утвержденной схемы земельного участка заинтересованному лицу в его получении направлена непосредственно на выполнение этим лицом кадастровых работ по испрашиваемому земельному участку.
Установлено, что соответствующая схема в отношении спорного земельного участка распоряжением УГА администрации города Владивостока от 21.01.2014 N 8 утверждена ООО "Алеут 1".
В этот период Положение N 43-па действовало в редакции постановления администрации Приморского края от 13.11.2013 N 407-па, включающее правила об особенностях рассмотрения заявок, не указанных в информационных сообщениях (пункт 2.7 Положения). В соответствии с этими особенностями заявитель за свой счет обеспечивает выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении кадастрового учета этого земельного участка. Уполномоченный орган в четырнадцатидневный срок со дня предоставления заявителем кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка публикует информацию о предоставлении такого земельного участка в официальном издании органов государственной власти Приморского края и на официальном сайте администрации Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В случае поступления в течение 3-х дней со дня публикации в уполномоченный орган заявлений от нескольких лиц предоставление такого земельного участка осуществляется с проведением торгов (п. 2.7 Положения).
Решением Приморского краевого суда от 05.03.2014 пункт 2.7 Положения N 43-па признан недействующим с момента вступления решения в законную силу. Определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18.06.2014, дело N 56-АПГ14-7, решение оставлено без изменения. Суды, проанализировав статьи 30 - 32, 38 ЗК РФ, признали, что Земельным кодексом не предусмотрена возможность выставления на торги земельного участка после того, как в отношении него заявителем за свой счет обеспечено выполнение кадастровых работ и осуществлен государственный кадастровый учет. В связи с чем указали, что положения, допускающие возможность возложения обязанности по оплате кадастровых работ лишь на одного из участников торгов, не отвечают принципам справедливости и равенства участников таких правоотношений, установленных пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ. При этом суды учли, что установленная процедура предоставления земельного участка на торгах земельного участка, указанного в информационном сообщении, не предусматривает проведение кадастровых работ за счет одного из участников торгов.
Таким образом, редакция п. 2.7 Положения N 43-па с 18.06.2014 признана недействующей.
Вместе с тем 18.06.2015 департаментом принято распоряжение N 1490-рз "О предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050049:5233 для временного размещения стоянки автомобильного транспорта посредством аукциона".
Суды, отказывая в признании этого распоряжения недействительным, вместе с тем не выяснили, в рамках каких правовых норм принято соответствующее распоряжение, не установили правовую возможность выставления на аукцион земельного участка, сформированного непосредственно заявителем при наличии судебного решения о несоответствии проведения таких торгов принципам справедливости и равенства участников торгов. Кроме того, не установили, в каком порядке и на какой стадии решения вопроса о проведении торгов подлежит компенсация затрат лица, осуществившего формирование земельного участка.
Эти вопросы подлежат выяснению и в том случае, если после публикации сообщения о предоставлении земельного участка будут поданы несколько заявок. Такой подход отвечает вышеперечисленным принципам права.
Отказывая в удовлетворении требования о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050049:5233, изложенного в письме от 17.06.2014 N 20/07/03-02/19108, суд первой инстанции исходил из того, что последним не соблюдено требование, установленное подп. 2.5 Положения N 43-па в части предоставления полного пакета необходимых документов.
Между тем эти выводы не соответствуют следующему.
Как указано выше, с заявлением о предоставлении спорного земельного участка общество обратилось 07.11.2012. Это заявление принято департаментом к рассмотрению; доказательства того, что по нему решен вопрос, в деле отсутствуют.
Последующее заявление от 21.05.2014 с приложением кадастрового паспорта обществом направлено после формирования земельного участка и постановки его на кадастровый учет.
Оспариваемое письмо от 17.06.2014 N 20/07/03-02/19108 оформлено по обращению от 21.05.2014 и содержит мотивы о позднем обращении с заявлением и несоблюдении подп. 2.5 Положения N 43-па.
Судом эти обстоятельства не учтены, не выяснено, какие непосредственно документы не приложены к заявлению от 21.05.2014 при наличии заявления от 07.11.2012. Кроме того, не дана оценка мотивам позднего обращения с заявлением. В постановлении апелляционной инстанции выводы относительно этого требования отсутствуют.
Ввиду изложенного следует признать, что решение и постановление вынесены по неполно исследованным обстоятельствам дела; между тем неисследованные обстоятельства имеют существенное значение для правильного разрешения спора сторон. Поэтому судебные акты подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции на основании пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ. При новом рассмотрении суду необходимо квалифицировать спорные правоотношения, возникшие по заявлению общества от 07.11.2012, установить нормы права, подлежащие применению к ним, выяснить вышеотмеченные обстоятельства и с учетом их правовой оценки разрешить настоящий спор.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 07.10.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014 по делу N А51-21529/2014 Арбитражного суда Приморского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
С.Н.НОВИКОВА
Судьи
С.И.ГРЕБЕНЩИКОВ
С.Ю.ЛЕСНЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 08.06.2015 N Ф03-1013/2015 ПО ДЕЛУ N А51-21529/2014
Требование: О признании незаконными отказа в предоставлении земельного участка, распоряжения о предоставлении участка посредством аукциона.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован непредставлением полного пакета документов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2015 г. N Ф03-1013/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.Н. Новиковой
Судей: С.И. Гребенщикова, С.Ю. Лесненко
рассмотрев в судебном заседании в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алеут 1"
на решение от 07.10.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014
по делу N А51-21529/2014 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья И.С. Чугаева,
в суде апелляционной инстанции судьи А.В. Гончарова, О.Ю. Еремеева, С.В. Гуцалюк
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алеут 1"
к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края
о признании незаконными решений
Общество с ограниченной ответственностью "АЛЕУТ 1" (ОГРН 1102539000508, ИНН 2539104109, место нахождения: 690105, Приморский край, г. Владивосток, ул. Русская, 59/5, 534; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (ОГРН 1072540005724, ИНН 2538111008, место нахождения: 690110, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 22; далее - департамент), оформленного письмом N 20/07/03-02/19108 от 07.06.2014, в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050049:5233 площадью 1561 кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами земельного участка, ориентир - жилой дом, участок находится примерно в 118 м от ориентира по направлению северо-восток, почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Русская, дом 57-Ж; о признании незаконным распоряжения департамента от 18.06.2014 N 1490-рз.
Решением суда от 07.10.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе (с учетом письменных дополнений к ней) ООО "Алеут-1" просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как не соответствующие нормам права. Заявитель со ссылкой на решение Приморского краевого суда ссылается на применение судом пункта 2.7 Положения о процедурах и критериях предоставления земельных участков, находящихся в собственности Приморского края, для целей, не связанных со строительством, признанных недействующими. Считает, что суды исказили выводы Верховного Суда РФ, изложенные в определении от 18.06.2014 по делу N 56-АПГ14-7. Настаивает на том, что, поскольку отсутствует механизм компенсации затрат по формированию земельного участка, его предоставление должно быть проведено без торгов.
В отзыве на кассационную жалобу департамент выразил несогласие с изложенными в ней доводами, просил оставить без изменения обжалуемые судебные акты, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании кассационной инстанции, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи 31.03.2015, представитель ООО "Алеут 1" доводы кассационной жалобы поддержал, дал по ним пояснения; представитель департамента просил окружной суд в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Определением от 31.03.2015 судебное разбирательство по кассационной жалобе откладывалось на 17.04.2015, определением от 17.04.2015 - на 18.05.2015.
На основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса РФ определением от 18.05.2015 произведена замена судьи О.В. Цирулик на судью С.И. Гребенщикова; сформирован следующий состав суда: С.Н. Новикова, С.И. Гребенщиков, С.Ю. Лесненко, в связи с чем в соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса РФ после отложения судебного заседания судебное разбирательство произведено с самого начала.
18.05.2015 в судебном заседании по рассмотрению кассационной жалобы ООО "Алеут 1" был объявлен перерыв до 14:10 25.05.2015, определением от 25.05.2015 - до 14:10 01.06.2015.
01.06.2015 лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Департаментом заявлено письменное ходатайство о приостановлении производства по делу до принятия Верховным Судом РФ судебного акта по результатам рассмотрения кассационной жалобы департамента по делу N А51-14186/2014.
Данное ходатайство судом рассмотрено, отклонено, поскольку определением от 13.05.2015 N 303-КГ15-4150 Верховный Суд РФ отказал в передаче кассационной жалобы департамента для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает необходимым отменить решение, постановление в соответствии с пунктом 3 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 07.11.2012 ООО "АЛЕУТ 1" обратилось в департамент с заявлением N 29-35229 о предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка ориентировочной площадью 1900 кв. м в районе ул. Русская 57ж для целей, не связанных со строительством: организация стоянки автомобильного транспорта.
20.02.2013 письмом (исх. N 20/03/02/-13/2769) департамент направил в администрацию г. Владивостока обращение общества, которое в последующем передано на рассмотрение в адрес управления градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока (далее - УГА г. Владивостока).
22.03.2013 (вх. N 5800/20у) заявителем в адрес УГА г. Владивостока предоставлены проект схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленные кадастровым инженером в соответствии с требованиями действующего законодательства, при этом площадь участка была уменьшена относительно заявленной ранее до 1 561 кв. м в связи с прохождением в непосредственной близости от участка красных линий автодороги.
Письмом от 23.04.2013 администрация г. Владивостока отказала обществу в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по причине "включения в границы земельного участка местного проезда (территория общего пользования) к смежным землепользователям и не обеспечение беспрепятственного прохода проезда, а также наличия на участке зеленых насаждений".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 09.09.2013 действия УГА г. Владивостока об отказе в утверждении схемы земельного участка площадью 1561 кв. м на кадастровом плане территории признаны незаконными, на управление возложена обязанность утвердить соответствующую схему земельного участка.
Распоряжением управления администрации города Владивостока от 21.01.2014 N 86 ООО "Алеут 1" утверждена схема земельного участка площадью 1561 кв. м на кадастровом плане территории с видом разрешенного использования: стоянка автомобильного транспорта; цель предоставления: для размещения стоянки автомобильного транспорта.
При наличии утвержденной схемы земельного участка заявителем за свой счет осуществлено формирование земельного участка и его постановка на кадастровый учет по заявлению общества. Согласно сведениям кадастрового паспорта земельный участок площадью 1 561 кв. м с кадастровым номером 25:28:050049:5233 поставлен на кадастровый учет 29.01.2014.
После постановки земельного участка на кадастровый учет департаментом в периодическом издании "Приморская газета" от 22.04.2014 N 43 (908) опубликована информация о приеме заявлений в течение месяца о предоставлении в аренду на три года земельного участка площадью 1 561 кв. м с кадастровым номером 25:28:050049:5233, расположенного по в районе ул. Русская, 57ж в г. Владивостоке, для размещения стояки автомобильного транспорта.
21.05.2014 общество направило в адрес департамента письмо, в котором со ссылкой на не вступившее в законную силу решение Приморского суда от 05.03.2014 по оспариванию пункта 2.7 постановления администрации Приморского края от 16.02.2007 N 43-па просило приостановить рассмотрение вопроса о предоставлении сформированного обществом земельного участка третьим лицам, одновременно просило решить вопрос о предоставлении обществу земельного участка с кадастровым номером 25:28:050049:5233.
Департамент письмом от 17.06.2014 N 20/07/03-02/19108 отказал обществу в предоставлении земельного участка, указав на то, что с 29.01.2014 по 01.04.2014 обществом не представлен кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка, а значит, не реализовано право на заключение договора аренды на земельный участок. Также со ссылкой на пункты 2.3, 2.5 Положения N 43-па указало на непредставление обществом полного пакета документов.
18.06.2014 департаментом принято распоряжение N 1490-рз о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050049:5233 для временного размещения автомобильного транспорта посредством аукциона.
Не согласившись решением департамента от 17.06.2014 N 20/07/03-02/19108 и распоряжением департамента от 18.06.2014 N 1490-рз и посчитав, что они не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием. В качестве меры по восстановлению нарушенного права общество просило обязать департамент принять решение о предоставлении обществу в аренду испрашиваемого земельного участка.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, урегулирован положениями статьи 34 ЗК РФ.
В частности, этот порядок предусматривает подачу заинтересованным лицом заявления в уполномоченный орган о предоставлении земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, указав цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. п. 2, 3 ст. 34).
В свою очередь, орган местного самоуправления на основании такого заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (п. 4 ст. 34). Этой же нормой права предусмотрена обязанность заявителя за свой счет обеспечить выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращение об осуществлении кадастрового учета этого земельного участка.
В соответствии с п. 5 названной статьи кодекса решение о предоставлении земельного участка принимается уполномоченным органом в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка.
Также в соответствии с названной статьей для соблюдения принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность, принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются заинтересованным лицам на определенном праве и предусмотренных условиях, и заблаговременную публикацию такой информации (п. 1).
Установлено, что испрашиваемый обществом земельный участок относится к землям государственная собственность, на которые не разграничена.
На территории Приморского края распоряжение такими земельными участками, в том числе при предоставлении их для целей, не связанных со строительством, осуществляет департамент земельных и имущественных отношений Приморского края на основании абзаца 3 пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, статьи 7 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае", постановления администрации Приморского края от 05.12.2012 N 374-па "Об утверждении положения о департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края".
Постановлением администрации Приморского края от 16.02.2007 N 43-па утверждено Положение о процедурах и критериях предоставления земельных участков, находящихся в собственности Приморского края, для целей, не связанных со строительством (далее Положение N 43-па).
На момент подачи заявления обществом (28.11.2014), согласно действовавшему этот период Положению N 43-па, уполномоченным органом рассматривались заявки и принимались соответствующие решения в отношении земельных участков, содержащихся в информационных сообщениях (перечень земельных участков, которые могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам). При этом действующий порядок рассмотрения заявок по земельным участкам, указанным в информационных сообщениях, предусматривал предварительную публикацию информационных сообщений в официальном издании органов государственной власти Приморского края и на официальном сайте администрации Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. После соответствующей публикации заинтересованные лица обращаются в уполномоченный орган с заявлениями о предоставлении земельных участков, в том числе в аренду. По результатам подачи заявок и их рассмотрения уполномоченным органом принимается одно из решений: о проведении торгов (в случае подачи надлежащих заявок несколькими лицами) либо о предоставлении земельного участка без проведения торгов (если подана одна заявка). Разделом 3 Положения урегулирован порядок предоставления земельных участков без проведения торгов, а именно соответствующее решение принимается уполномоченным органом в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка.
Таким образом, процедура по предоставлению земельного участка, указанного в информационном сообщении, начинается с заблаговременной публикации такой информации.
На дату подачи обществом заявления о предоставлении спорного земельного участка (07.11.2012) Положением N 43-па процедура по рассмотрению заявок в отношении земельных участков, не указанных в информационных сообщениях, не была урегулирована.
Судами вопрос о том, в каком порядке подлежали рассмотрению соответствующие заявления, не установлен.
Вместе с тем, как указано выше, департамент после получения соответствующего заявления направил в орган местного самоуправления обращение об утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории (письмо от 20.02.2013). Такое обращение и последующая выдача утвержденной схемы земельного участка заинтересованному лицу в его получении направлена непосредственно на выполнение этим лицом кадастровых работ по испрашиваемому земельному участку.
Установлено, что соответствующая схема в отношении спорного земельного участка распоряжением УГА администрации города Владивостока от 21.01.2014 N 8 утверждена ООО "Алеут 1".
В этот период Положение N 43-па действовало в редакции постановления администрации Приморского края от 13.11.2013 N 407-па, включающее правила об особенностях рассмотрения заявок, не указанных в информационных сообщениях (пункт 2.7 Положения). В соответствии с этими особенностями заявитель за свой счет обеспечивает выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении кадастрового учета этого земельного участка. Уполномоченный орган в четырнадцатидневный срок со дня предоставления заявителем кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка публикует информацию о предоставлении такого земельного участка в официальном издании органов государственной власти Приморского края и на официальном сайте администрации Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В случае поступления в течение 3-х дней со дня публикации в уполномоченный орган заявлений от нескольких лиц предоставление такого земельного участка осуществляется с проведением торгов (п. 2.7 Положения).
Решением Приморского краевого суда от 05.03.2014 пункт 2.7 Положения N 43-па признан недействующим с момента вступления решения в законную силу. Определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18.06.2014, дело N 56-АПГ14-7, решение оставлено без изменения. Суды, проанализировав статьи 30 - 32, 38 ЗК РФ, признали, что Земельным кодексом не предусмотрена возможность выставления на торги земельного участка после того, как в отношении него заявителем за свой счет обеспечено выполнение кадастровых работ и осуществлен государственный кадастровый учет. В связи с чем указали, что положения, допускающие возможность возложения обязанности по оплате кадастровых работ лишь на одного из участников торгов, не отвечают принципам справедливости и равенства участников таких правоотношений, установленных пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ. При этом суды учли, что установленная процедура предоставления земельного участка на торгах земельного участка, указанного в информационном сообщении, не предусматривает проведение кадастровых работ за счет одного из участников торгов.
Таким образом, редакция п. 2.7 Положения N 43-па с 18.06.2014 признана недействующей.
Вместе с тем 18.06.2015 департаментом принято распоряжение N 1490-рз "О предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050049:5233 для временного размещения стоянки автомобильного транспорта посредством аукциона".
Суды, отказывая в признании этого распоряжения недействительным, вместе с тем не выяснили, в рамках каких правовых норм принято соответствующее распоряжение, не установили правовую возможность выставления на аукцион земельного участка, сформированного непосредственно заявителем при наличии судебного решения о несоответствии проведения таких торгов принципам справедливости и равенства участников торгов. Кроме того, не установили, в каком порядке и на какой стадии решения вопроса о проведении торгов подлежит компенсация затрат лица, осуществившего формирование земельного участка.
Эти вопросы подлежат выяснению и в том случае, если после публикации сообщения о предоставлении земельного участка будут поданы несколько заявок. Такой подход отвечает вышеперечисленным принципам права.
Отказывая в удовлетворении требования о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050049:5233, изложенного в письме от 17.06.2014 N 20/07/03-02/19108, суд первой инстанции исходил из того, что последним не соблюдено требование, установленное подп. 2.5 Положения N 43-па в части предоставления полного пакета необходимых документов.
Между тем эти выводы не соответствуют следующему.
Как указано выше, с заявлением о предоставлении спорного земельного участка общество обратилось 07.11.2012. Это заявление принято департаментом к рассмотрению; доказательства того, что по нему решен вопрос, в деле отсутствуют.
Последующее заявление от 21.05.2014 с приложением кадастрового паспорта обществом направлено после формирования земельного участка и постановки его на кадастровый учет.
Оспариваемое письмо от 17.06.2014 N 20/07/03-02/19108 оформлено по обращению от 21.05.2014 и содержит мотивы о позднем обращении с заявлением и несоблюдении подп. 2.5 Положения N 43-па.
Судом эти обстоятельства не учтены, не выяснено, какие непосредственно документы не приложены к заявлению от 21.05.2014 при наличии заявления от 07.11.2012. Кроме того, не дана оценка мотивам позднего обращения с заявлением. В постановлении апелляционной инстанции выводы относительно этого требования отсутствуют.
Ввиду изложенного следует признать, что решение и постановление вынесены по неполно исследованным обстоятельствам дела; между тем неисследованные обстоятельства имеют существенное значение для правильного разрешения спора сторон. Поэтому судебные акты подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции на основании пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ. При новом рассмотрении суду необходимо квалифицировать спорные правоотношения, возникшие по заявлению общества от 07.11.2012, установить нормы права, подлежащие применению к ним, выяснить вышеотмеченные обстоятельства и с учетом их правовой оценки разрешить настоящий спор.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 07.10.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014 по делу N А51-21529/2014 Арбитражного суда Приморского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
С.Н.НОВИКОВА
Судьи
С.И.ГРЕБЕНЩИКОВ
С.Ю.ЛЕСНЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)