Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 27.03.2014 ПО ДЕЛУ N А65-14922/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 2014 г. по делу N А65-14922/2013


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Муравьева С.Ю., Петрушкина В.А.,
при участии представителя:
Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - Гариповой Ю.Х., доверенность от 01.02.2014 N 763/ик,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, г. Казани,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.10.2013 (судья Хасаншин И.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2013 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Николаева С.Ю., Терентьев Е.А.)
по делу N А65-14922/2013
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "РОСТ", г. Казань (ОГРН 1021603141340) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва, в лице филиала по Республике Татарстан, г. Казань, о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков, с участием третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань; Кабинета Министров Республики Татарстан, г. Казань; Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, г. Казань,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "РОСТ" (далее - ООО "РОСТ", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по РТ) о внесении изменения в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 3180 кв. м с кадастровым номером 16:50:200202:4, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Московский район, ул. Ютазинская, д. 7, указав ее равной рыночной стоимости в размере 8 150 000 руб., и земельного участка общей площадью 2714 кв. м с кадастровым номером 16:50:200202:74, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, п. Левченко, ул. Рахимова, указав ее равной рыночной стоимости в размере 6 326 000 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.07.2013 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра по РТ), Кабинет Министров Республики Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани (далее - Исполком).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.10.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2013, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Исполком обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Представитель Исполкома в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "РОСТ" на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 3180 кв. м, с кадастровым номером 16:50:200202:4, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Московский район, ул. Ютазинская, д. 7, и земельный участок общей площадью 2714 кв. м с кадастровым номером 16:50:200202:74, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, п. Левченко, ул. Рахимова, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны записи регистрации.
На основании государственного контракта от 26.07.2010 N 3К/2010, заключенного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнителем), последним были выполнены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан, по результатам которых 25.08.2011 составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
Решениями Верховного Суда Республики Татарстан от 25.05.2010 по делу N 3-31/11, от 24.05.2011 по делу N 3-32/11, от 26.05.2011 N 3-33/11 в удовлетворении заявлений ОАО "Казанский завод медицинской аппаратуры", ОАО "Камснаб", ООО "Маршал" о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан" отказано, отчет кадастрового центра об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан признан соответствующим методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов.
В результате переоценки земель кадастровая стоимость земельного участка общей площадью 3180 кв. м, с кадастровым номером 16:50:200202:4 установлена в размере 28 333 959 руб., а земельного участка общей площадью 2714 кв. м, с кадастровым номером 16:50:200202:74 в сумме 24 375 031,08 руб.
Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости с 01.01.2011.
Истец является плательщиком земельного налога, величина которого в соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации зависит от размера кадастровой стоимости земельного участка.
ООО "РОСТ", полагая, что результаты кадастровой оценки нарушают его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку возлагают на него обязанность по уплате завышенного и экономически необоснованного размера арендной платы, который определяется, в том числе из кадастровой стоимости земельного участка, обратилось в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
При принятии обжалуемых судебных актов суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что истец, заявив требования по настоящему делу, по существу ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка, что является нарушением прав ООО "РОСТ", являющегося собственником земельных участков.
При этом права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений об их кадастровой стоимости.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
При этом в силу статей 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ на спорные правоотношения по данному делу вышеуказанные нормы не распространяются и ЗАО "Заинский крекер" воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ не может.
Однако пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права собственника, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. При этом предъявленное к органу государственного кадастрового учета требование о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка подлежит рассмотрению арбитражным судом по правилам искового производства, включая положения о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении действительной рыночной стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 определена правовая позиция, согласно которой установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Согласно отчету индивидуального предпринимателя Шагидуллиной Резеды Наилевны от 29.05.2013 N 3-з/13 (оценщик) по состоянию на 01.01.2011 рыночная стоимость земельного участка общей площадью 3180 кв. м, с кадастровым номером 16:50:200202:4 составляет 8 150 000 руб., земельного участка общей площадью 2714 кв. м с кадастровым номером 16:50:200202:74 - 6 326 000 руб.
Данный отчет прошел экспертизу в саморегулируемой организации общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" Экспертный совет, в которой на момент проведения экспертизы состоял оценщик и получил положительное экспертное заключение от 04.06.2013 N 018/2013/Казань.
Суды, исходя из вышеуказанного отчета оценщика, пришли к выводу о том, что в государственном кадастре недвижимости должны быть отражены сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков, исходя из их рыночной стоимости, составляющей для земельного участка с кадастровым номером 16:50:200202:4 - 8 150 000 руб., для земельного участка с кадастровым номером 16:50:200202:74 - 6 326 000 руб.
Как указали суды, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для понуждения органа государственного кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом судами были отклонены доводы Исполкома о том, что истец должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки, то есть по состоянию на 01.01.2010, поскольку сведения о спорных земельных участках были внесены в государственный кадастр недвижимости по состоянию на 01.01.2011.
Кроме того, как указали суды, ответчиком и третьими лицами не представлены доказательства, опровергающие достоверность величины рыночной стоимости объектов оценки, установленной отчетом оценщика, представленного обществом и не заявлено ходатайство о назначении судебной экспертизы об определении рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2010, а законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям не содержит запрета на возможность установления кадастровой стоимости земельного участка посредством указания его рыночной стоимости.
Между тем судам первой и апелляционной инстанций не принято во внимание следующее.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из положений главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконных актов, регулирующих порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком.
На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков.
Кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка определяется самостоятельно кадастровым органом при постановке вновь образуемого земельного участка на кадастровый учет на основании имеющихся результатов проведенной государственной кадастровой оценки, утвержденных до образования такого участка.
Данная правовая позиция, сформулирована в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 по делу N А11-5098/2010.
Таким образом, рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Между тем суды, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложили такую обязанность на ответчика и третьих лиц.
Представленный истцом отчет оценщика от 29.05.2013 N 3-з/13 об определении рыночной стоимости спорных земельных участков содержит оценку по состоянию на 01.01.2011, а не на дату осуществления государственной кадастровой оценки земельных участков.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11.03.2014 по делу N А33-11067/2013.
Таким образом выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, что привело к принятию незаконных судебных актов, в связи с чем судебная коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.10.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2013 отменить.
Учитывая, что судами фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия считает необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе ООО "РОСТ" в удовлетворении исковых требований, поскольку в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обществом не представлено доказательств, подтверждающих рыночную стоимость спорных земельных участков по состоянию на дату осуществления государственной кадастровой оценки земельных участков.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.10.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2013 по делу N А65-14922/2013 отменить.
Обществу с ограниченной ответственностью "РОСТ" в удовлетворении исковых требований о внесении изменения в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 3180 кв. м, с кадастровым номером 16:50:200202:4, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Московский район, ул. Ютазинская, д. 7, указав ее равной рыночной стоимости в размере 8 150 000 руб., и земельного участка общей площадью 2714 кв. м, с кадастровым номером 16:50:200202:74, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, п. Левченко, ул. Рахимова, указав ее равной рыночной стоимости в размере 6 326 000 руб., отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Р.В.АНАНЬЕВ

Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
В.А.ПЕТРУШКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)