Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 16.01.2015 ПО ДЕЛУ N 33-280/2015

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 января 2015 г. по делу N 33-280/2015


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Роговой И.В.,
судей Степановой Т.Г., Гудковой Г.В.
при секретаре Б.Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истцов на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 10 ноября 2014 г. по иску С.С.И., Л.А.Б. об отмене постановления, восстановлении в действии постановления и понуждении Администрации Петрозаводского городского округа к совершению определенных действий.
Заслушав доклад судьи Степановой Т.Г., судебная коллегия

установила:

С.С.И., Л.А.Б. обратились в суд с иском к Администрации Петрозаводского городского округа (далее также - Администрация) по тем основаниям, что <...>. они обратились в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером <...>. Постановлением Администрации N от <...> г. истцам предоставлен в собственность испрашиваемый земельный участок по кадастровой стоимости в размере <...> руб. <...> коп. Постановлением N от <...> г. отменено Постановление N от <...> г. При этом выкупная цена участка установлена для Серегина С.И. в размере <...> руб. <...> коп., для Л.А.Б. в размере <...> руб. <...> коп., исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере <...> руб. <...> коп. Истцы полагают, что Постановление N от <...> г. является незаконным. Кроме того, указывают, что <...> г. ими получен расчет платы за фактическое пользование земельным участком с <...> г. по <...> г., который произведен неверно. На основании изложенного истцы просили отменить Постановление Администрации Петрозаводского городского округа N от <...> г. "О предоставлении С.С.И. и Л.А.Б. в собственность земельного участка в <...>"; восстановить действие Постановления Администрации Петрозаводского городского округа N от <...> г. "О предоставлении С.С.И. и Л.А.Б. в собственность земельного участка в <...>"; произвести новый расчет арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером <...> в период до <...> г. (включительно) на основании п. 5 Постановления Правительства РК N 99-П от 12 мая 2008 г., и с <...> г. по кадастровой стоимости земельного участка, определенной кадастровым паспортом земельного участка N от <...> г.
Решением суда исковые требования оставлены без удовлетворения.
С таким решением не согласны истцы, в апелляционной жалобе просят его отменить, приняв по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы указывают, что при принятии решения судом не учтено, что вид разрешенного использования земельного участка - "для эксплуатации здания теплицы со служебным помещением" не изменился, однако при этом изменилась удельная кадастровая стоимость земли и методика ее определения в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 г. N 39. Кроме того, указывают, что Постановлением Правительства Республики Карелия N 158-П от 15 мая 2013 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Карелия" утверждена кадастровая стоимость земельных участков на всей территорий Республики Карелия, в том числе и в кадастровом квартале <...>. Данный кадастровый квартал согласно Правилам землепользования и застройки города Петрозаводска отнесен к зоне коммунально-складских объектов III-V классов опасности и на его территории не могут располагаться земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования. Однако, согласно приложения к Постановлению N 158-П в кадастровом квартале <...> расположено два земельных участка с номерами <...> и <...> с разрешенным использованием "земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования".
Отмечают, что плата за фактическое пользование земельным участком не предусмотрена действующим законодательством в качестве формы платы за землю. Указывают, что суд при вынесении решения неправомерно согласился с произведенным Администрацией расчетом за фактическое пользование земельным участком, что противоречит п. 1 ст. 65 ЗК РФ. Полагают, что расчет платы за пользование земельным участком должен быть произведен на основании п. 5 Постановления Правительства РК N 99-П от 12 мая 2008 г. "Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков в Петрозаводском городском округе, государственная собственность на которые не разграничена", а также в соответствии с Постановлением Правительства РК N 158-П от 15 мая 2013 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Карелия".
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истцы не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Их представитель К.П.Н., действующий на основании доверенностей, доводы апелляционных жалоб поддержал по изложенным в них основаниям.
Ответчик в судебное заседание суда апелляционной инстанции своего представителя не направил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Учитывая положения ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее также - ГПК РФ), судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда только в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.
Заслушав представителя истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Таким образом, в соответствии со ст. 29 ЗК РФ органом, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися на территории Петрозаводского городского округа, является Администрация Петрозаводского городского округа Республики Карелия.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Серегин С.И. является собственником встроенных помещений, расположенных в одноэтажном здании теплицы со служебным помещением, общей площадью <...> кв. м, находящихся по адресу: <...>, б/н. Л.А.Б. является собственником встроенных помещений, расположенных в одноэтажном здании теплицы со служебным помещением, общей площадью <...> кв. м, находящихся по адресу: <...>, б/н.
Разрешая по существу исковые требования и установив, что истцами, как собственниками здания теплицы, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <...>, испрашивается в общую собственность указанный земельный участок, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ).
В силу положений ст. 36 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1.1).
Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости (пункт 1.2).
В силу п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В Республике Карелия порядок определения выкупной цены определен Законом Республики Карелия от 10 июня 2013 г. N 1712-ЗРК "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Карелия", согласно положениям ст. 2 которого цена земельных участков при их продаже собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, строений, сооружений определяется как выраженный в рублях процент кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Судом установлено, что <...> г. С.С.И. и Л.А.Б. обратились в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении им в собственность в порядке ст. 36 ЗК РФ земельного участка с кадастровым номером <...>, на котором расположены встроенные помещения в одноэтажном здании теплицы со служебным помещением, принадлежащие заявителям.
Постановлением Администрации N от <...> г. "О предоставлении С.С.И. и Л.А.Б. в собственность земельного участка в <...>" заявителям предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, для эксплуатации здания теплицы со служебным помещением, с установлением доли в праве собственности С.С.И. в размере <...> за плату по цене <...> руб. <...> коп. и доли Л.А.Б. в размере <...> за плату по цене <...> руб. <...> коп. Выкупная цена земельного участка рассчитана Администрацией на основании кадастровой стоимости земельного участка, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости, составляющей <...> рубля <...> копейки.
Указанным постановлением также отменено ранее изданное Постановление N от <...> г. "О предоставлении С.С.И. и Л.А.Б. в собственность земельного участка в <...>", которым выкупная цена земельного участка была определена исходя из его кадастровой стоимости в размере <...> рубля <...> копейки.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее также - Закон о кадастре) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
По сведениям государственного кадастра недвижимости на момент вынесения Постановления Администрации N от <...> г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> составляла <...> рубля <...> копейки.
Указанные сведения были внесены в государственный кадастр недвижимости решением филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Карелия от <...> г. об устранении технической ошибки в кадастровых сведениях о земельном участке с кадастровым номером <...>, допущенной <...> г.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее также - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Из содержания искового заявления и апелляционной жалобы истцов следует, что доводы истцов, приводимые в обоснование исковых требований, сводятся исключительно к несогласию с установленной кадастровой стоимостью испрашиваемого ими земельного участка.
Между тем, в установленном порядке сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> заявителями не оспаривались, в связи с чем данные доводы не могли быть приняты во внимание и не подлежали оценке при проверке законности оспариваемого истцами постановления Администрации.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из тех обстоятельств, что несоответствия оспариваемого постановления требованиям действующего законодательства не выявлено; оно принято уполномоченным органом, подписано уполномоченным лицом; расчет выкупной стоимости земельного участка произведен исходя из актуальных сведений государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка. С учетом изложенного решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований об отмене постановления Администрации N от <...> г. и восстановлении действия постановления N от <...> г. является правильным.
Разрешая по существу исковые требования истцов о понуждении ответчика произвести новый расчет арендной платы за пользование земельным участком, суд первой инстанции указал на обоснованность произведенного Администрацией расчета и отсутствие оснований для его изменения. Соглашаясь с правильным по существу решением суда об отказе истцам в удовлетворении данной части исковых требований, судебная коллегия, между тем, полагает преждевременным вывод суда первой инстанции об обоснованности оспариваемого истцами расчета, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Оспариваемый истцами расчет платы за фактическое пользование земельным участком, на котором расположено принадлежащее истцам здание, произведен Администрацией в целях добровольного внесения истцами соответствующей платы. Требований же об уплате установленной расчетом денежной суммы, в том числе соответствующих исковых требований, в установленном порядке Администрацией истцам не предъявлялось. Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, взыскание с истцов соответствующих денежных сумм возможно по правилам главы 60 ГК РФ о неосновательном обогащении.
При таких обстоятельствах в настоящее время права и законные интересы истцов не нарушаются произведенным ответчиком расчетом и в судебной защите не нуждаются. Самостоятельному оспариванию такой расчет не подлежит, а доводы истцов о несогласии с ним должны быть оценены при рассмотрении иска о взыскании с истцов соответствующих денежных сумм.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены правильного по существу решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы и полагает необходимым оставить его без изменения.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 10 ноября 2014 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов - без удовлетворения.
Председательствующий

Судьи




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)