Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 4 декабря 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 11 декабря 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ЛаккиТрейд" Ларионовой Е.А. по доверенности от 05.05.2014, Шмелева А.В. по доверенности от 01.10.2014, от администрации города Твери Аваева Д.В. по доверенности от 27.11.2014 N 55, Репиной О.Ю. по доверенности от 03.12.2014 N 78, Гончарова Н.И. по доверенности от 20.06.2012 N 45, от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Вуйминой И.М. по доверенности от 27.03.2014 N 5372-04, Артюковой О.А. по доверенности от 27.12.2013 N 47-04,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации города Твери и Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 28 июля 2014 года по делу N А66-15736/2013 (судья Перкина В.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЛаккиТрейд" (место нахождения: 170100, город Тверь, бульвар Радищева, дом 31а; ОГРН 1076952034312; ИНН 6950073270; далее - ООО "ЛаккиТрейд", общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к администрации города Твери (место нахождения: 170100, город Тверь, улица Советская, дом 11; ОГРН 1066950062717; ИНН 6901000920) о признании недействительным и отмене распоряжения администрации города Твери от 29.08.2013 N 767 "Об отмене распоряжения администрации города Твери от 22.10.2012 N 899 "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в Заволжском районе, кадастровый квартал 69:40:0100620".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области (место нахождения: 170100, город Тверь, переулок Смоленский, дом 29; ОГРН 1026900561071; ИНН 6905003320; далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 28 июля 2014 года заявленные требования общества удовлетворены, распоряжение администрации признано недействительным и отменено.
Администрация и министерство с решением суда не согласились и обратились с жалобами, в которых просят суд апелляционной инстанции его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Мотивируя жалобы, ответчик и третье лицо ссылаются на нарушение судом норм материального и процессуального права. Считают, что оспариваемое распоряжение является законным, поскольку вынесено уполномоченным лицом, не нарушает прав и законных интересов общества, а вынесенное ранее распоряжение администрации от 22.10.2012 N 899 "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в Заволжском районе, кадастровый квартал 69:40:0100620" изначально не соответствовало статьям 23, 34, 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), статье 86 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также Временным правилам землепользования и застройки города Твери, утвержденным решением Тверской городской Думы от 02.07.2003 N 71 (далее - Временные правила N 71), так как не учитывало особенности земельных участков, что повлекло необходимость отмены оспариваемого указанного распоряжения N 899.
Представители администрации и министерства в судебном заседании апелляционной инстанции поддержали доводы своих апелляционных жалоб.
Общество в отзыве и его представители в судебном заседании отклонили доводы жалоб, просили оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция считает решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Как следует из материалов дела, 21.12.2009 общество обратилось в Министерство по управлению имуществом Тверской области с просьбой предоставить земельный участок, площадью 8,4 га с кадастровым номером 69:40:0100620, расположенный по адресу: город Тверь, улица Маяковского, дом 12, под размещение торгового центра.
По итогам рассмотрения заявления Комитетом по управлению имуществом Тверской области принято решение о предоставлении указанного земельного участка под размещение торгового центра (Протокол от 07.05.2010 N 1 заседания ведомственной комиссии администрации Тверской области по размещению производительных сил на территории области).
При этом в пункте 1.3 названного протокола указано "Считать целесообразным предоставление ООО "ЛаккиТрейд" земельного участка площадью около 8,3 га, расположенного по адресу: город Тверь, улица Маяковского, под размещение торгового центра с предварительным согласованием места размещения объекта при выполнении в том числе условия о внесении изменений во Временные правила N 71 (том 1, лист 112).
На основании заявления Комитета по управлению имуществом Тверской области главой администрации принято постановление от 18.01.2010 N 76 "О подготовке документации по планировке территории по улице Маяковского в границах кадастровых кварталов 69:40:0100603, 69:400100620 в Заволжском районе города Твери".
Во исполнение указанного постановления заявителем составлен акт выбора и обследования площадки для проектирования и строительства торгового центра по улице Маяковского в Заволжском районе города Твери, который утвержден заместителем главы администрации 10.09.2012.
Распоряжением администрации от 22.10.2012 N 899 утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории в Заволжском районе, кадастровый квартал 69:40:0100620, образовавшихся из земельных участков с кадастровыми номерами 69:40:0100620:9, 69:40:0100620:11 с сохранением исходных земельных участков в измененных границах: площадью 24 611 кв. м и площадью 59 459 кв. м под проектирование и строительство торгового центра по улице Маяковского.
На основании заявления общества с учетом распоряжения администрации от 22.10.2012 N 899 министерство распоряжением от 09.07.2013 N 1616 утвердило заявителю акт выбора земельного участка, предварительно согласовав место размещения торгового комплекса на земельных участках площадью 24 611 кв. м и 59 459 кв. м в кадастровом квартале 69:400100620.
Однако в дальнейшем распоряжение администрации от 22.10.2012 N 899 отменено распоряжением главы администрации от 29.08.2013 N 767. При этом в данном распоряжении указано, что первоначальное распоряжение отменено как "не учитывающее особенностей земельных участков".
Общество, полагая, что распоряжение от 29.08.2013 N 767 не соответствует действующему законодательству, нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании данного распоряжения.
Суд пришел к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения заявления общества и признал оспариваемый ненормативный акт недействительным, указав при этом на следующее: заявителем выполнены необходимые действия для утверждения схемы расположения земельных участков, представлены все необходимые документы; оспариваемое распоряжение не соответствует статьям 30, 31, 32 ЗК РФ (возможность отмены распоряжения об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории не предусмотрена) и частям 6, 7 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), части 1 статьи 59 устава города Твери; оспариваемое распоряжение не содержит ссылки на конкретную норму закона, которая нарушена изданием распоряжения администрации от 22.10.2012 N 899, а формулировка об отмене первоначального распоряжения как "не учитывающего особенностей земельных участков" не предусмотрена законом и не может быть положена в основу при издании официальных правовых актов.
Как указано в обжалуемом решении, нарушение прав и законных интересов заявителя выражается в том, что отмена схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории исключает возможность предварительного согласования места размещения объекта; исключает возможность выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществления его государственного кадастрового учета, исключает возможность принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) имеющиеся в деле доказательства, апелляционная инстанция приходит к следующим выводам.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно пункту 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Из пункта 3 статьи 30 данного Кодекса следует, что земельные участки для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов предоставляются в аренду.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном в пункте 5 статьи 30 указанного Кодекса.
На основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в строительстве (статья 31 ЗК РФ), осуществляется выбор земельного участка и принимается в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решение о предварительном согласовании места размещения объекта; выполняются в отношении земельного участка кадастровые работы, осуществляется его государственный кадастровый учет; принимается решение о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
На основании пункта 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу пунктов 5, 6 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Компетентный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, а в случае невозможности строительства объекта на испрашиваемом участке - решение об отказе в размещении объекта.
Согласно пункту 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - проведение работ по формированию земельного участка;
- - государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 ЗК РФ;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
В силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Решение о предоставлении земельного участка для строительства является основанием заключения договора аренды земельного участка (подпункт 3 пункта 7 статьи 30 ЗК РФ).
Как следует из части 1 статьи 7 Закона N 131-ФЗ, по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 43 Закона N 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 названного Закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом.
По правилам части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, орган местного самоуправления должен представить доказательства того, что отмененный им ненормативный акт не соответствовал нормам действовавшего на момент его принятия законодательства, а отменяющий акт соответствует закону и не нарушает законных прав и интересов заинтересованных лиц. В свою очередь арбитражный суд в силу части 4 названной статьи должен дать оценку представленным доказательствам, осуществить проверку акта, который отменен, на предмет соответствия его закону или иным нормативным правовым актам.
В данном случае оспариваемое распоряжение от 29.08.2013 N 767 вынесено главой администрации и является ненормативным правовым актом, поскольку вынесено в отношении отдельного хозяйствующего субъекта - ООО "ЛаккиТрейд" по итогам выполнения задания для подготовки схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, заказчиком которого является общество (том 1, лист 64).
Доводы общества о том, что оспариваемое распоряжение вынесено неуполномоченным лицом, признаются апелляционным судом несостоятельными в силу следующего.
Как предусмотрено частью 6 статьи Закона N 131-ФЗ, глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования (часть 7 указанной статьи).
Согласно пункту 1.2 распоряжения администрации от 11.09.2012 N 750, глава администрации Павлов В.М. издает муниципальные правовые акты администрации в виде постановлений - по вопросам местного значения и по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органом местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, распоряжения - по вопросам организации работы администрации.
К полномочиям заместителя главы администрации по вопросам архитектуры и строительства, управления имуществом и земельными ресурсами отнесено в том числе издание муниципальных правовых актов администрации об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории (том 1, листы 18, 24).
Пунктом 5 статьи 40 устава города Твери установлено, что глава администрации осуществляет в числе прочего контроль за деятельностью структурных подразделений администрации города Твери, а также обеспечивает осуществление администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тверской области.
Из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.07.2004 N 1424/04, следует, что отмена ненормативного правового акта органа местного самоуправления осуществляется в порядке самоконтроля в связи с допущенными нарушениями закона при издании ранее принятого акта. При этом должно быть указано, какому закону или иному нормативному акту не соответствовал принятый правовой акт.
Следовательно, вывод суда о том, что возможность отмены распоряжения об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории не предусмотрена, признается апелляционной инстанцией ошибочным, так как возможность отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт предусмотрена частью 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ.
При этом подписание оспариваемого распоряжения непосредственно главой администрации не противоречит нормам действующего законодательства, поскольку в силу пункта 1.1 названного распоряжение глава администрации руководит работой администрации на принципе единоличия и осуществляет свои полномочия в соответствии со статьями 39, 40 устава города Твери. Следовательно, глава администрации как уполномоченное лицо, единолично возглавляющее администрацию, вправе в порядке самоконтроля от имени органа местного самоуправления отменить муниципальный правовой акт, вынесенный с нарушением норм действующего законодательства. Принятие в данном случае такого решения в форме распоряжения, а не в форме постановления не влечет безусловную отмену оспариваемого распоряжения N 767.
При рассмотрении спора о признании недействительным ненормативного правового акта следует исходить из того, что реализация муниципальными органами полномочия, установленного статьей 48 Закона N 131-ФЗ, не может осуществляться исключительно на их усмотрение. Орган местного самоуправления должен доказать, что отмененный им ненормативный акт не соответствовал нормам действующего законодательства, а отменяющий акт должен соответствовать закону и не нарушать законных прав и интересов заинтересованных лиц, произвольно ограничивая их субъективные права.
Таким образом, администрация, которая распоряжением N 767 отменила распоряжение N 899, должна доказать, что названное распоряжение было вынесено с нарушением действующего законодательства.
В рассматриваемой ситуации судом первой инстанции установлено, что формулировка, приведенная в оспариваемом распоряжении N 767, об отмене первоначального распоряжения как "не учитывающего особенностей земельных участков" не предусмотрена законом и не может быть положена в основу при издании официальных правовых актов.
При этом оспариваемое распоряжение не содержит ссылки на нормы действующего законодательства, а также на то, что ранее изданное распоряжение N 899 вынесено с нарушением норма права. Следовательно, распоряжение N 767 нельзя признать нормативно обоснованным.
Вместе с тем апелляционная коллегия считает, что оспариваемое распоряжение не нарушает прав и законных интересов общества в силу следующего.
Как следует из материалов дела, испрашиваемые обществом земельные участки расположены в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 69:40:0100620:9, 69:40:0100620:11.
На момент вынесения распоряжения администрации от 22.10.2012 N 899 "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в Заволжском районе, кадастровый квартал 69:40:0100620" и согласования обществу акта выбора земельных участков площадью 24 611 кв. м и 59 459 кв. м их территория была полностью отнесена к зоне открытых пространств (Р-1), утвержденной Временными правилами N 71, которая охватывает городские парки, скверы, бульвары, набережные, прибрежные территории рек, стадионы, активно используемые населением города для отдыха (том 1, лист 123). Размещение торгового центра, для строительства которого заявителем испрашиваются земельные участки, в зоне Р-1 не предусмотрено, следовательно согласование ответчиком схемы расположения земельных участков для строительства такого объекта изначально произведено неправомерно.
В результате утверждения решением Тверской городской Думы от 25.12.2012 N 193 (394) Генерального плана города Твери испрашиваемые обществом площади земельных участков частично вошли в общественно-деловую зону, включающую зоны общегородского центра и многофункционального общественного центра (то 1, листы 121 - 122).
При этом согласно фрагменту Генерального плана города Твери спорные земельные участки частично захватывают зону зеленых насаждений общего пользования, отнесенную к рекреационным зонам. Кроме того, на территории испрашиваемых заявителем участков Генеральным планом города Твери запланировано размещение улиц и дорог местного значения.
Помимо изложенного материалами дела подтверждается тот факт, что истребуемые обществом земельные участки площадью 24 611 кв. м и 59 459 кв. м, расположенные в кадастровом квартале 69:400100620, находятся в границах земельных участков с кадастровыми номерами 69:40:0100620:9 площадью 167 158 кв. м, 69:40:0100620:11 площадью 90 824 кв. м.
По смыслу положений ЗК РФ и силу Федерального закона от 24.07.2013 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) земельный участок считается сформированным, если в отношении его проведен государственный кадастровый учет.
Статья 7 Закона N 221-ФЗ предусматривает определенный перечень уникальных характеристик земельного участка как объекта недвижимости, которые в обязательном порядке должны отражаться в государственном кадастре недвижимости, а именно: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь, определенная, с учетом установленных в соответствии с Законом N 221-ФЗ требований. Данные характеристики позволяют идентифицировать конкретный земельный участок. Если указанные характеристики земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок следует считать сформированным.
В силу пункта 1 статьи 45 Закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
Согласно кадастровым выпискам о земельных участках от 05.09.2011 N 02-69/11-2-80694, 02-69/11-2-80690, представленным филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области (том 1, листы 46 - 63), вышеуказанные земельные участки являются ранее учтенными, поставлены на кадастровый учет соответственно 11.07.2003 и 02.02.2006, им присвоены кадастровые номера. Кадастровые выписки содержат план (чертеж, схему) указанных земельных участков с нанесенными на них определенными точками координат границ участков и с подробным описанием месторасположения границ каждого из этих участков.
Следовательно, из имеющихся в материалах дела документов можно сделать вывод о том, что в данном случае на момент вынесения распоряжения от 22.10.2012 N 899 в отношении вышеуказанных земельных участков уже были проведены кадастровые работы, поскольку границы вышеуказанных земельных участков с нанесенными на планах и схемах характерными точками координат этих границ определены с соблюдением требований статьи 7 Закона N 221-ФЗ. Сведения, содержащиеся в кадастровых выписках, позволяют идентифицировать каждый земельный участок, который может являться объектом гражданских правоотношений.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел выводу о том, что ранее учтенные земельные участки в границах которых обществом испрашиваются спорные участки, являются сформированными.
В силу пункта 6 статьи 30 ЗК РФ сформированные земельные участки, не закрепленные за гражданином или юридическим лицом, в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ могут быть предоставлены для строительства только без предварительного согласования места размещения объекта и с проведением торгов.
Таким образом, что в соответствии с пунктом 6 статьи 30 ЗК РФ испрашиваемые земельные участки могут быть предоставлены заинтересованным лицам для строительства только с торгов в порядке, предусмотренном подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ.
Согласно части 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 194 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Основанием для признания незаконными действий (бездействия), ненормативного правового акта органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 АПК РФ, пункт 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Таким образом, по смыслу приведенных норм в том случае, если суд придет к выводу, что оспариваемый акт не нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя, указанное обстоятельство является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Совокупность перечисленных выше обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что на момент утверждения распоряжением N 899 схемы расположения земельных участков общество не имело законных прав на получение испрашиваемых им участков по процедуре предварительного согласования. Следовательно, распоряжение администрации N 899 изначально не соответствовало статьям 23, 34, 35 ГрК РФ, статье 86 ЗК РФ, а также Временным правилам N 71.
При таких обстоятельствах вынесенное администрацией распоряжение от 29.08.2013 N 767 "Об отмене распоряжения администрации города Твери от 22.10.2012 N 899 "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в Заволжском районе, кадастровый квартал 69:40:0100620" не нарушает прав и законных интересов ООО "ЛаккиТрейд" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В связи с этим приведенные в дополнениях к отзыву на апелляционную жалобу доводы общества признаются апелляционной инстанцией несостоятельными и не имеющими правового значения для настоящего спора.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает обоснованными доводы подателей жалоб о том, что в материалы дела не представлено доказательств нарушения прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности в результате вынесения ответчиком оспариваемого распоряжения. Совокупность условий для признания оспариваемого ненормативного акта в данном случае заявителем не доказана.
При таких обстоятельствах апелляционные жалобы подлежат удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 28 июля 2014 года по делу N А66-15736/2013 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "ЛаккиТрейд" о признании недействительным и отмене распоряжения администрации города Твери от 29.08.2013 N 767 "Об отмене распоряжения администрации города Твери от 22.10.2012 N 899 "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в Заволжском районе, кадастровый квартал 69:40:0100620" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Ю.ДОКШИНА
Судьи
О.Б.РАЛЬКО
О.А.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.12.2014 ПО ДЕЛУ N А66-15736/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2014 г. по делу N А66-15736/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 4 декабря 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 11 декабря 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ЛаккиТрейд" Ларионовой Е.А. по доверенности от 05.05.2014, Шмелева А.В. по доверенности от 01.10.2014, от администрации города Твери Аваева Д.В. по доверенности от 27.11.2014 N 55, Репиной О.Ю. по доверенности от 03.12.2014 N 78, Гончарова Н.И. по доверенности от 20.06.2012 N 45, от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Вуйминой И.М. по доверенности от 27.03.2014 N 5372-04, Артюковой О.А. по доверенности от 27.12.2013 N 47-04,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации города Твери и Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 28 июля 2014 года по делу N А66-15736/2013 (судья Перкина В.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЛаккиТрейд" (место нахождения: 170100, город Тверь, бульвар Радищева, дом 31а; ОГРН 1076952034312; ИНН 6950073270; далее - ООО "ЛаккиТрейд", общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к администрации города Твери (место нахождения: 170100, город Тверь, улица Советская, дом 11; ОГРН 1066950062717; ИНН 6901000920) о признании недействительным и отмене распоряжения администрации города Твери от 29.08.2013 N 767 "Об отмене распоряжения администрации города Твери от 22.10.2012 N 899 "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в Заволжском районе, кадастровый квартал 69:40:0100620".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области (место нахождения: 170100, город Тверь, переулок Смоленский, дом 29; ОГРН 1026900561071; ИНН 6905003320; далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 28 июля 2014 года заявленные требования общества удовлетворены, распоряжение администрации признано недействительным и отменено.
Администрация и министерство с решением суда не согласились и обратились с жалобами, в которых просят суд апелляционной инстанции его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Мотивируя жалобы, ответчик и третье лицо ссылаются на нарушение судом норм материального и процессуального права. Считают, что оспариваемое распоряжение является законным, поскольку вынесено уполномоченным лицом, не нарушает прав и законных интересов общества, а вынесенное ранее распоряжение администрации от 22.10.2012 N 899 "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в Заволжском районе, кадастровый квартал 69:40:0100620" изначально не соответствовало статьям 23, 34, 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), статье 86 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также Временным правилам землепользования и застройки города Твери, утвержденным решением Тверской городской Думы от 02.07.2003 N 71 (далее - Временные правила N 71), так как не учитывало особенности земельных участков, что повлекло необходимость отмены оспариваемого указанного распоряжения N 899.
Представители администрации и министерства в судебном заседании апелляционной инстанции поддержали доводы своих апелляционных жалоб.
Общество в отзыве и его представители в судебном заседании отклонили доводы жалоб, просили оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция считает решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Как следует из материалов дела, 21.12.2009 общество обратилось в Министерство по управлению имуществом Тверской области с просьбой предоставить земельный участок, площадью 8,4 га с кадастровым номером 69:40:0100620, расположенный по адресу: город Тверь, улица Маяковского, дом 12, под размещение торгового центра.
По итогам рассмотрения заявления Комитетом по управлению имуществом Тверской области принято решение о предоставлении указанного земельного участка под размещение торгового центра (Протокол от 07.05.2010 N 1 заседания ведомственной комиссии администрации Тверской области по размещению производительных сил на территории области).
При этом в пункте 1.3 названного протокола указано "Считать целесообразным предоставление ООО "ЛаккиТрейд" земельного участка площадью около 8,3 га, расположенного по адресу: город Тверь, улица Маяковского, под размещение торгового центра с предварительным согласованием места размещения объекта при выполнении в том числе условия о внесении изменений во Временные правила N 71 (том 1, лист 112).
На основании заявления Комитета по управлению имуществом Тверской области главой администрации принято постановление от 18.01.2010 N 76 "О подготовке документации по планировке территории по улице Маяковского в границах кадастровых кварталов 69:40:0100603, 69:400100620 в Заволжском районе города Твери".
Во исполнение указанного постановления заявителем составлен акт выбора и обследования площадки для проектирования и строительства торгового центра по улице Маяковского в Заволжском районе города Твери, который утвержден заместителем главы администрации 10.09.2012.
Распоряжением администрации от 22.10.2012 N 899 утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории в Заволжском районе, кадастровый квартал 69:40:0100620, образовавшихся из земельных участков с кадастровыми номерами 69:40:0100620:9, 69:40:0100620:11 с сохранением исходных земельных участков в измененных границах: площадью 24 611 кв. м и площадью 59 459 кв. м под проектирование и строительство торгового центра по улице Маяковского.
На основании заявления общества с учетом распоряжения администрации от 22.10.2012 N 899 министерство распоряжением от 09.07.2013 N 1616 утвердило заявителю акт выбора земельного участка, предварительно согласовав место размещения торгового комплекса на земельных участках площадью 24 611 кв. м и 59 459 кв. м в кадастровом квартале 69:400100620.
Однако в дальнейшем распоряжение администрации от 22.10.2012 N 899 отменено распоряжением главы администрации от 29.08.2013 N 767. При этом в данном распоряжении указано, что первоначальное распоряжение отменено как "не учитывающее особенностей земельных участков".
Общество, полагая, что распоряжение от 29.08.2013 N 767 не соответствует действующему законодательству, нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании данного распоряжения.
Суд пришел к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения заявления общества и признал оспариваемый ненормативный акт недействительным, указав при этом на следующее: заявителем выполнены необходимые действия для утверждения схемы расположения земельных участков, представлены все необходимые документы; оспариваемое распоряжение не соответствует статьям 30, 31, 32 ЗК РФ (возможность отмены распоряжения об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории не предусмотрена) и частям 6, 7 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), части 1 статьи 59 устава города Твери; оспариваемое распоряжение не содержит ссылки на конкретную норму закона, которая нарушена изданием распоряжения администрации от 22.10.2012 N 899, а формулировка об отмене первоначального распоряжения как "не учитывающего особенностей земельных участков" не предусмотрена законом и не может быть положена в основу при издании официальных правовых актов.
Как указано в обжалуемом решении, нарушение прав и законных интересов заявителя выражается в том, что отмена схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории исключает возможность предварительного согласования места размещения объекта; исключает возможность выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществления его государственного кадастрового учета, исключает возможность принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) имеющиеся в деле доказательства, апелляционная инстанция приходит к следующим выводам.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно пункту 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Из пункта 3 статьи 30 данного Кодекса следует, что земельные участки для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов предоставляются в аренду.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном в пункте 5 статьи 30 указанного Кодекса.
На основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в строительстве (статья 31 ЗК РФ), осуществляется выбор земельного участка и принимается в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решение о предварительном согласовании места размещения объекта; выполняются в отношении земельного участка кадастровые работы, осуществляется его государственный кадастровый учет; принимается решение о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
На основании пункта 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу пунктов 5, 6 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Компетентный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, а в случае невозможности строительства объекта на испрашиваемом участке - решение об отказе в размещении объекта.
Согласно пункту 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - проведение работ по формированию земельного участка;
- - государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 ЗК РФ;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
В силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Решение о предоставлении земельного участка для строительства является основанием заключения договора аренды земельного участка (подпункт 3 пункта 7 статьи 30 ЗК РФ).
Как следует из части 1 статьи 7 Закона N 131-ФЗ, по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 43 Закона N 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 названного Закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом.
По правилам части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, орган местного самоуправления должен представить доказательства того, что отмененный им ненормативный акт не соответствовал нормам действовавшего на момент его принятия законодательства, а отменяющий акт соответствует закону и не нарушает законных прав и интересов заинтересованных лиц. В свою очередь арбитражный суд в силу части 4 названной статьи должен дать оценку представленным доказательствам, осуществить проверку акта, который отменен, на предмет соответствия его закону или иным нормативным правовым актам.
В данном случае оспариваемое распоряжение от 29.08.2013 N 767 вынесено главой администрации и является ненормативным правовым актом, поскольку вынесено в отношении отдельного хозяйствующего субъекта - ООО "ЛаккиТрейд" по итогам выполнения задания для подготовки схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, заказчиком которого является общество (том 1, лист 64).
Доводы общества о том, что оспариваемое распоряжение вынесено неуполномоченным лицом, признаются апелляционным судом несостоятельными в силу следующего.
Как предусмотрено частью 6 статьи Закона N 131-ФЗ, глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования (часть 7 указанной статьи).
Согласно пункту 1.2 распоряжения администрации от 11.09.2012 N 750, глава администрации Павлов В.М. издает муниципальные правовые акты администрации в виде постановлений - по вопросам местного значения и по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органом местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, распоряжения - по вопросам организации работы администрации.
К полномочиям заместителя главы администрации по вопросам архитектуры и строительства, управления имуществом и земельными ресурсами отнесено в том числе издание муниципальных правовых актов администрации об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории (том 1, листы 18, 24).
Пунктом 5 статьи 40 устава города Твери установлено, что глава администрации осуществляет в числе прочего контроль за деятельностью структурных подразделений администрации города Твери, а также обеспечивает осуществление администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тверской области.
Из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.07.2004 N 1424/04, следует, что отмена ненормативного правового акта органа местного самоуправления осуществляется в порядке самоконтроля в связи с допущенными нарушениями закона при издании ранее принятого акта. При этом должно быть указано, какому закону или иному нормативному акту не соответствовал принятый правовой акт.
Следовательно, вывод суда о том, что возможность отмены распоряжения об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории не предусмотрена, признается апелляционной инстанцией ошибочным, так как возможность отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт предусмотрена частью 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ.
При этом подписание оспариваемого распоряжения непосредственно главой администрации не противоречит нормам действующего законодательства, поскольку в силу пункта 1.1 названного распоряжение глава администрации руководит работой администрации на принципе единоличия и осуществляет свои полномочия в соответствии со статьями 39, 40 устава города Твери. Следовательно, глава администрации как уполномоченное лицо, единолично возглавляющее администрацию, вправе в порядке самоконтроля от имени органа местного самоуправления отменить муниципальный правовой акт, вынесенный с нарушением норм действующего законодательства. Принятие в данном случае такого решения в форме распоряжения, а не в форме постановления не влечет безусловную отмену оспариваемого распоряжения N 767.
При рассмотрении спора о признании недействительным ненормативного правового акта следует исходить из того, что реализация муниципальными органами полномочия, установленного статьей 48 Закона N 131-ФЗ, не может осуществляться исключительно на их усмотрение. Орган местного самоуправления должен доказать, что отмененный им ненормативный акт не соответствовал нормам действующего законодательства, а отменяющий акт должен соответствовать закону и не нарушать законных прав и интересов заинтересованных лиц, произвольно ограничивая их субъективные права.
Таким образом, администрация, которая распоряжением N 767 отменила распоряжение N 899, должна доказать, что названное распоряжение было вынесено с нарушением действующего законодательства.
В рассматриваемой ситуации судом первой инстанции установлено, что формулировка, приведенная в оспариваемом распоряжении N 767, об отмене первоначального распоряжения как "не учитывающего особенностей земельных участков" не предусмотрена законом и не может быть положена в основу при издании официальных правовых актов.
При этом оспариваемое распоряжение не содержит ссылки на нормы действующего законодательства, а также на то, что ранее изданное распоряжение N 899 вынесено с нарушением норма права. Следовательно, распоряжение N 767 нельзя признать нормативно обоснованным.
Вместе с тем апелляционная коллегия считает, что оспариваемое распоряжение не нарушает прав и законных интересов общества в силу следующего.
Как следует из материалов дела, испрашиваемые обществом земельные участки расположены в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 69:40:0100620:9, 69:40:0100620:11.
На момент вынесения распоряжения администрации от 22.10.2012 N 899 "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в Заволжском районе, кадастровый квартал 69:40:0100620" и согласования обществу акта выбора земельных участков площадью 24 611 кв. м и 59 459 кв. м их территория была полностью отнесена к зоне открытых пространств (Р-1), утвержденной Временными правилами N 71, которая охватывает городские парки, скверы, бульвары, набережные, прибрежные территории рек, стадионы, активно используемые населением города для отдыха (том 1, лист 123). Размещение торгового центра, для строительства которого заявителем испрашиваются земельные участки, в зоне Р-1 не предусмотрено, следовательно согласование ответчиком схемы расположения земельных участков для строительства такого объекта изначально произведено неправомерно.
В результате утверждения решением Тверской городской Думы от 25.12.2012 N 193 (394) Генерального плана города Твери испрашиваемые обществом площади земельных участков частично вошли в общественно-деловую зону, включающую зоны общегородского центра и многофункционального общественного центра (то 1, листы 121 - 122).
При этом согласно фрагменту Генерального плана города Твери спорные земельные участки частично захватывают зону зеленых насаждений общего пользования, отнесенную к рекреационным зонам. Кроме того, на территории испрашиваемых заявителем участков Генеральным планом города Твери запланировано размещение улиц и дорог местного значения.
Помимо изложенного материалами дела подтверждается тот факт, что истребуемые обществом земельные участки площадью 24 611 кв. м и 59 459 кв. м, расположенные в кадастровом квартале 69:400100620, находятся в границах земельных участков с кадастровыми номерами 69:40:0100620:9 площадью 167 158 кв. м, 69:40:0100620:11 площадью 90 824 кв. м.
По смыслу положений ЗК РФ и силу Федерального закона от 24.07.2013 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) земельный участок считается сформированным, если в отношении его проведен государственный кадастровый учет.
Статья 7 Закона N 221-ФЗ предусматривает определенный перечень уникальных характеристик земельного участка как объекта недвижимости, которые в обязательном порядке должны отражаться в государственном кадастре недвижимости, а именно: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь, определенная, с учетом установленных в соответствии с Законом N 221-ФЗ требований. Данные характеристики позволяют идентифицировать конкретный земельный участок. Если указанные характеристики земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок следует считать сформированным.
В силу пункта 1 статьи 45 Закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
Согласно кадастровым выпискам о земельных участках от 05.09.2011 N 02-69/11-2-80694, 02-69/11-2-80690, представленным филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области (том 1, листы 46 - 63), вышеуказанные земельные участки являются ранее учтенными, поставлены на кадастровый учет соответственно 11.07.2003 и 02.02.2006, им присвоены кадастровые номера. Кадастровые выписки содержат план (чертеж, схему) указанных земельных участков с нанесенными на них определенными точками координат границ участков и с подробным описанием месторасположения границ каждого из этих участков.
Следовательно, из имеющихся в материалах дела документов можно сделать вывод о том, что в данном случае на момент вынесения распоряжения от 22.10.2012 N 899 в отношении вышеуказанных земельных участков уже были проведены кадастровые работы, поскольку границы вышеуказанных земельных участков с нанесенными на планах и схемах характерными точками координат этих границ определены с соблюдением требований статьи 7 Закона N 221-ФЗ. Сведения, содержащиеся в кадастровых выписках, позволяют идентифицировать каждый земельный участок, который может являться объектом гражданских правоотношений.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел выводу о том, что ранее учтенные земельные участки в границах которых обществом испрашиваются спорные участки, являются сформированными.
В силу пункта 6 статьи 30 ЗК РФ сформированные земельные участки, не закрепленные за гражданином или юридическим лицом, в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ могут быть предоставлены для строительства только без предварительного согласования места размещения объекта и с проведением торгов.
Таким образом, что в соответствии с пунктом 6 статьи 30 ЗК РФ испрашиваемые земельные участки могут быть предоставлены заинтересованным лицам для строительства только с торгов в порядке, предусмотренном подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ.
Согласно части 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 194 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Основанием для признания незаконными действий (бездействия), ненормативного правового акта органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 АПК РФ, пункт 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Таким образом, по смыслу приведенных норм в том случае, если суд придет к выводу, что оспариваемый акт не нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя, указанное обстоятельство является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Совокупность перечисленных выше обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что на момент утверждения распоряжением N 899 схемы расположения земельных участков общество не имело законных прав на получение испрашиваемых им участков по процедуре предварительного согласования. Следовательно, распоряжение администрации N 899 изначально не соответствовало статьям 23, 34, 35 ГрК РФ, статье 86 ЗК РФ, а также Временным правилам N 71.
При таких обстоятельствах вынесенное администрацией распоряжение от 29.08.2013 N 767 "Об отмене распоряжения администрации города Твери от 22.10.2012 N 899 "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в Заволжском районе, кадастровый квартал 69:40:0100620" не нарушает прав и законных интересов ООО "ЛаккиТрейд" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В связи с этим приведенные в дополнениях к отзыву на апелляционную жалобу доводы общества признаются апелляционной инстанцией несостоятельными и не имеющими правового значения для настоящего спора.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает обоснованными доводы подателей жалоб о том, что в материалы дела не представлено доказательств нарушения прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности в результате вынесения ответчиком оспариваемого распоряжения. Совокупность условий для признания оспариваемого ненормативного акта в данном случае заявителем не доказана.
При таких обстоятельствах апелляционные жалобы подлежат удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 28 июля 2014 года по делу N А66-15736/2013 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "ЛаккиТрейд" о признании недействительным и отмене распоряжения администрации города Твери от 29.08.2013 N 767 "Об отмене распоряжения администрации города Твери от 22.10.2012 N 899 "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в Заволжском районе, кадастровый квартал 69:40:0100620" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Ю.ДОКШИНА
Судьи
О.Б.РАЛЬКО
О.А.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)