Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.12.2014 N 07АП-11407/14 ПО ДЕЛУ N А67-4201/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2014 г. по делу N А67-4201/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 17 декабря 2014 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полосина А.Л.,
судей: Колупаевой Л.А., Музыкантовой М.Х.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузнецовой Ю.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии в заседании:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: Ведрова Т.А. по доверенности N 02-16/1379 от 30.05.2014 года (сроком на 1 год), Мережкина С.А. по доверенности от 09.01.2014 года N 02-16/2 (сроком до 31.12.2014 года)
от третьего лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Лактионова Дмитрия Владимировича (N 07АП-11407/14)
на решение Арбитражного суда Томской области
от 13 октября 2014 года по делу N А67-4201/2014 (судья Сенникова И.Н.)
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Лактионова Дмитрия Владимировича (Томская область, Томский район, с. Петухово; ОГРН 312701704400075, ИНН 223502179203)
к Администрации Томского района (г. Томск, ул. Карла Маркса, дом 56; ОГРН 1067014000019, ИНН 7014044522)
о признании незаконным отказа от 15.05.2014 года N 02-33/1267 и обязании принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 70:14:0300095:1778 в аренду
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация Богашевского сельского поселения

установил:

Глава крестьянского фермерского хозяйства Лактионов Дмитрий Владимирович (далее по тексту - Глава КФХ Лактионов Д.В., заявитель) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании незаконным отказа Администрации Томского района (далее по тексту - заинтересованное лицо, Администрация) от 15.05.2014 года N 02-33/1267 и обязании принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 70:14:0300095:1839 в аренду.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора, привлечена Администрация Богашевского сельского поселения.
Решением Арбитражного суда Томской области от 13 октября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Глава КФХ Лактионов Д.В. обратился в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что само по себе принятие генерального плана не может быть основанием для отказа в предоставлении земельного участка, так как постановление о его образовании вышло ранее, чем был утвержден генеральный план.
Более подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Заинтересованное лицо в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании, просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, так как в рассматриваемом случае арбитражный суд пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Письменный отзыв Администрации приобщен к материалам дела.
Третье лицо отзыв в материалы дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представило.
Заявитель, третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке части 1 статьи 266, части 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей Администрации, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного Томской области от 13 октября 2014 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 17.07.2013 года Главой Томского района подписано постановление N 2153-з "О формировании земельного участка в с. Лучаново, испрашиваемого КФХ Лактионовым Д.В. для сельскохозяйственного использования", которым заявителю сформирован земельный участок из земель населенных пунктов по адресу: Томская область, Томский район, окр. с. Лучаново уч. N 18, площадью 1 500 000 кв. м, для сельскохозяйственного использования, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории; глава КФХ Лактионов Д.В. уполномочен провести комплекс работ по межеванию земельного участка с последующей постановкой земельного участка на государственный кадастровый учет; заявителю рекомендовано оформить с Администрацией Томского района отношения по приобретению прав на земельный участок.
15.08.2013 года Лактионов Д.В. обратился к главе Томского района с заявлением об исправлении технической ошибки в постановлении от 17.07.2013 года N 2153-з, а именно, о замене слов "из земель населенных пунктов" на слова "из земель сельскохозяйственного назначения".
27.08.2013 года земельный участок по адресу: Томская область, Томский район, окр. с. Лучаново, уч. N 18, площадью 1 500 000 +/- 429 кв. м поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 70:14:0300095:1778.
Согласно кадастровому паспорту от 11.09.2013 года N 7000/301/13-110463 категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования.
05.09.2013 года Лактионов Д.В. обратился в Администрацию Томского района с заявлением (вх. N 33-02-2695/13-0), в котором со ссылкой на положения пунктов 4, 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ указал на необходимость заключения с ним договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300095:1778.
17.09.2013 года письмом N 02-33/2234 Администрация известила Лактионова Д.В. о том, что к его обращению от 05.09.2013 года не приобщен кадастровый паспорт земельного участка; также обращено внимание на то, что земельный участок сформирован из земель населенных пунктов, а фактически находится на землях сельхозназначения. Для внесения изменения в части категории земель Комитетом по земельным ресурсам ведутся согласительные процедуры проекта постановления. На основании части 2 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "о порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации" срок рассмотрения заявления продлен до 03.10.2013 года.
16.09.2013 года в Администрацию поступило заявление Лактионова Д.В. с просьбой подготовить договор аренды на земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300095:1778, при этом в качестве приложения к заявлению указана копия кадастрового паспорта земельного участка.
В дальнейшем, полагая, что с 16.09.2013 года у Администрации в соответствии с пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ возникла обязанность в двухнедельный срок (до 30.09.2013 года) принять решение о предоставлении земельного участка в аренду, Лактионов Д.В. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в непринятии решения по заявлению о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 70:14:0300095:1778 в аренду и обязании принять соответствующее решение (дело N А67-6076/2013).
26.09.2013 года Главой Томского района подписано постановление N 2640-з "Об отмене постановления Главы администрации Томского района от 17.07.2013 N 2153-з", согласно которому с целью исправления технической ошибки постановление Администрации Томского района от 17.07.2013 года N 2153-з "О формировании земельного участка в с. Лучаново, испрашиваемого КФХ Д.В. Лактионовым для сельскохозяйственного использования", признано утратившим силу. Земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300095:1778 снят с кадастрового учета.
В ходе рассмотрения дела N А67-6076/2013 до заявителя было доведено письмо Администрации Томского района от 02.10.2013 года N 03-24/5290 об отказе в подготовке договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300095:1778 в связи с тем, что постановление, на основании которого указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет, признано утратившим силу.
Производство по делу N А67-6076/2013 приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Томской области по делу N А67-6835/2013, в рамках которого постановление Администрации Томского района от 26.09.2013 года N 2640-з "Об отмене постановления Администрации Томского района от 17.07.2013 N 2153-з" признано незаконным с обязанием Администрации Томского района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
14.02.2014 года по инициативе заявителя снятый с кадастрового учета земельный участок, ранее имевший кадастровый номер 70:14:0300095:1778, поставлен на кадастровый учет с номером - 70:14:0300095:1839.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 15.02.2014 года N 7000/301/14-17883 категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования.
14.05.2014 года в Администрацию поступило письмо Администрации Богашевского сельского поселения от 13.05.2014 года N 03-17/524 с просьбой не принимать решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 70:14:0300095:1839 с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования" в связи с утверждением 26.12.2013 года Генерального плана муниципального образования "Богашевское сельское поселение", согласно которому часть земельного участка входит в черту населенного пункта с. Лучаново и находится в производственной зоне промышленно-коммунальных объектов класса вредности (С33-100-50 м) П-1.
Письмом от 15.05.2014 года N 02-33/1267 Администрация сообщила Лактионову Д.В. об отказе в удовлетворении его заявления о подготовке договора аренды с указанием в качестве причин отказа на то, что испрашиваемый земельный участок в настоящее время имеет иной кадастровый номер, а также на то, что часть испрашиваемого земельного участка в настоящее время входит в черту населенного пункта д. Магадаево в соответствии с Генеральным планом муниципального образования "Богашевское сельское поселение", утвержденным решением Совета Богашевского сельского поселения от 26.12.2013 года N 66; часть земельного участка входит в черту населенного пункта с. Лучаново и находится в производственной зоне промышленно-коммунальных объектов класса вредности (С33-100-50 м) П-1, что противоречит пункту 5 части 1 статьи 4, части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда Томской области от 16.06.2014 по делу N А67-6076/2013 в удовлетворении заявления Лактионова Д.В. о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в непринятии решения по его заявлению о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 70:14:0300095:1778 в аренду, отказано.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд Томской области с настоящим требованием.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность по доказыванию законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) в соответствии с законом, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действия (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В силу статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса РФ установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Согласно пункту 1 статьи 81 Земельного кодекса РФ, гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
В силу пункта 1 статьи 12 Закона о крестьянском хозяйстве граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
Согласно пункту 3 статьи 12 Закона о крестьянском хозяйстве, орган местного самоуправления на основании заявления или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в установленном порядке.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия решения о предоставлении этого земельного участка.
Между тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
Земельный участок может относиться только к одной категории земель.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (статья 77 ЗК РФ).
В свою очередь, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (статья 83 ЗК РФ).
В силу статьи 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к определенным территориальным зонам.
На основании пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ также закреплено правило о том, что границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300095:1778 и земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300095:1839, прошли государственный кадастровый учет, как земельные участки земель населенных пунктов, с разрешенным использованием "для сельскохозяйственного использования".
В свою очередь, ошибка в указании категории земель (земли населенных пунктов вместо земель сельскохозяйственного назначения) при издании постановления Главы Томского района от 17.07.2013 года N 2153-з "О формировании земельного участка в с. Лучаново, испрашиваемого КФХ Лактионовым Д.В. для сельскохозяйственного использования", до настоящего времени не исправлена путем внесения соответствующих изменений в ГКН.
Как правомерно отмечено арбитражным судом, решением суда по делу N А67-6835/2013 конкретный способ устранения нарушенных прав заявителя не определен; Администрация не обязывалась внести изменения в ГКН в части категории земель в отношении земельного участка с кадастровым номером 70:14:0300095:1778.
При этом постановка апеллянтом спорного земельного участка вновь на кадастровый учет с другим номером, но с теми же характеристиками, в том числе, с указанием категории земель - земли населенных пунктов, указанную выше ошибку не устранила.
Данное обстоятельство заявителем апелляционной жалобы по существу не оспаривается.
Таким образом, проанализировав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ указанные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что факт формирования земельного участка с кадастровым номером 70:14:0300095:1778 не свидетельствует о предоставлении заявителю данного земельного участка.
Доказательств обратного апеллянтом в материалы дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ представлено не было.
Между тем, Администрация, рассмотрев заявление Лактионова Д.В., установила наличие оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду, которые не были положены в основу первоначального отказа и не были предметом рассмотрения и оценки суда в рамках дела N А67-6835/2013.
Так, в отношении части испрашиваемого земельного участка Генеральным планом муниципального образования "Богашевское сельское поселение" изменена категория - с земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов, и эта часть, расположенная в зоне промышленно-коммунальных объектов 4 - 5 класса вредности (П1), не соответствует заявленной цели использования данного земельного участка - заготовка кормов и пастбища скота, в связи с чем не может быть предоставлена для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
Указанный выше Генеральный план в установленном порядке не оспорен и не признан недействительным, в связи с чем в настоящее время возникла ситуация, когда спорный земельный участок расположен одновременно в двух разных категориях земель (земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов) и в двух территориальных зонах (зона сельскохозяйственного использования и производственная зона промышленно-коммунальных объектов).
Доказательства изменения категории земельного участка, границ территориальных зон по спорному земельному участку, корректировки Генерального плана муниципального образования "Богашевское сельское поселение" заявителем не представлены.
При таких обстоятельствах, оспариваемый отказ Администрации, в силу указанных выше норм права, является законным и обоснованным и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем арбитражный суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Томской области от 13 октября 2014 года по делу N А67-4201/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
А.Л.ПОЛОСИН

Судьи
Л.А.КОЛУПАЕВА
М.Х.МУЗЫКАНТОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)