Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04.12.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 11.12.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Потапова Сергея Владиславовича (ОГРН 304212725900114, ИНН 212700081258, г. Чебоксары)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 13.08.2013
по делу N А79-3808/2013,
принятое судьей Ростовой З.М.
по заявлению индивидуального предпринимателя Потапова Сергея Владиславовича
о признании незаконным отказа администрации г. Чебоксары в предоставлении в собственность земельного участка,
при участии:
- от индивидуального предпринимателя Потапова Сергея Владиславовича - Потапова С.В., лично, на основании свидетельства о регистрации от 22.02.1995 N 001432010, Заутренникова К.С. по доверенности от 28.04.2011;
- от администрации города Чебоксары - Борисова А.В. по доверенности от 21.05.2013 N 29/01-1978,
и
индивидуальный предприниматель Потапов Сергей Владиславович (далее - Предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным отказа администрации города Чебоксары (далее - администрация) в предоставлении в собственность дополнительного земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости: реконструкция кафе со строительством 1-этажного пристроя под магазин сотовой связи, назначение нежилое, этажность 2, расположенное по ул. Привокзальная, 1г, площадью 411 кв. м, кадастровый номер 21:01:02:05:04:838, выраженного в письме от 04.04.2013 N 039/з-1224, об обязании администрации предоставить в собственность Предпринимателя данный земельный участок в месячный срок с момента вступления решения в законную силу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечен Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом (далее - Комитет).
Решением от 13.08.2013 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал Предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Предприниматель не согласился с решением арбитражного суда первой инстанции и обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт.
Предприниматель и его представитель в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель администрации в судебном заседании, в отзыве на апелляционную жалобу просил в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 13.08.2013 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, Предпринимателю на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 111 кв. м с кадастровым номером 21:01:020504:0063, назначение - земли поселений, расположенный по адресу: г. Чебоксары, ул. Привокзальная, 1 г (свидетельство о государственной регистрации права от 01.07.2005 серии 21 АА N 00046426).
На основании договора аренды земельного участка от 13.05.2011 N 85/4913-Л Предпринимателю в аренду на срок с 26.04.2011 по 01.04.2014 предоставлен земельный участок, относящийся к землям населенных пунктов, с кадастровым номером 21:01:020504:225, общей площадью 277 кв. м для реконструкции кафе со строительством 1-этажного пристроя под магазин сотовой связи, расположенный по адресу: г. Чебоксары, ул. Привокзальная, д. 1 г.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 13.12.2012 серии 21 АД N 767848 заявитель является собственником объекта - реконструкция кафе со строительством 1-этажного пристроя под магазин сотовой связи, назначение нежилое, этажность 2, общая площадь 560,4 кв. м, адрес объекта: г. Чебоксары, ул. Привокзальная, д. 1г, кадастровый номер 21:01:020504:322.
15.03.2013 Предприниматель обратился в администрацию с заявлением в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) о предоставлении земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости, как собственнику объекта недвижимости, без выставления на торги. При этом заявитель указал, что для нормальной эксплуатации магазина необходим земельный участок площадью 800 кв. м, в то время как общая площадь земель, отведенных ему под обслуживание магазина, значительно меньше нормативной.
Письмом от 04.04.2013 N 039/з-1224 Комитет по поручению администрации отказал Предпринимателю в предоставлении земельного участка, указав, что сведения о формировании иного земельного участка по ул. Привокзальная, 1г, для эксплуатации магазина заявителя отсутствуют; местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства; местоположение земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка; перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475; согласно статье 11.7 Кодекса перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между их собственниками и (или) между собственниками земельных участков - физическими или юридическими лицами не допускается; функции по определению возможности формирования земельного участка в тех или иных границах в соответствии с видом разрешенного использования возложены на Управление архитектуры и градостроительства администрации.
Посчитав отказ администрации в предоставлении земельного участка не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 36 Кодекса предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Кодекса).
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Кодекса в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 37 Кодекса объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, испрашиваемый заявителем земельный участок не сформирован и его границы не определены, он не прошел государственный кадастровый учет.
В рассматриваемом случае Предпринимателем к заявлению от 15.03.2013 была приложена схема расположения дополнительного земельного участка на кадастровой карте.
Исходя из положений пункта 7 статьи 36 Кодекса, орган местного самоуправления в установленный данной нормой срок должен осуществить действия по утверждению и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Доказательства совершения этих действий или отказа в утверждении представленной заявителем схемы расположения дополнительного земельного участка на кадастровой карте со стороны администрации в материалах дела отсутствуют.
При этих условиях суд апелляционной инстанции считает преждевременным обращение Предпринимателя в арбитражный суд с настоящим заявлением до оспаривания отказа администрации в утверждении схемы расположения дополнительного земельного участка на кадастровой карте (каковым может быть признано и фактическое бездействие по несовершению действий, установленных пунктом 7 статьи 36 Кодекса).
По аналогичной причине в рамках рассмотрения настоящего дела не может быть удовлетворено заявленное Предпринимателем ходатайство о назначении экспертизы по вопросам определения размера земельного участка, необходимого для нормальной эксплуатации объекта недвижимости, принадлежащего заявителю на праве собственности, как не относимое к предмету спора.
По мнению суда апелляционной инстанции, заявителем не доказана обоснованность обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При этом суд учитывает, что в силу статей 1 (пункт 1), 11 (пункт 1), 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 4, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, обращающееся с иском, должно доказать нарушение его субъективного права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом защиты. При этом целью обращения лица, право которого нарушено, в арбитражный суд является восстановление нарушенного права этого лица.
Вместе с тем при установленных обстоятельствах избранный Предпринимателем способ защиты не приведет к восстановлению его законных интересов.
При этих условиях заявление Предпринимателя о признании незаконным оспариваемого отказа администрации удовлетворению не подлежит.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Предпринимателя по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 13.08.2013 по делу N А79-3808/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Потапова Сергея Владиславовича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.12.2013 ПО ДЕЛУ N А79-3808/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2013 г. по делу N А79-3808/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 04.12.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 11.12.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Потапова Сергея Владиславовича (ОГРН 304212725900114, ИНН 212700081258, г. Чебоксары)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 13.08.2013
по делу N А79-3808/2013,
принятое судьей Ростовой З.М.
по заявлению индивидуального предпринимателя Потапова Сергея Владиславовича
о признании незаконным отказа администрации г. Чебоксары в предоставлении в собственность земельного участка,
при участии:
- от индивидуального предпринимателя Потапова Сергея Владиславовича - Потапова С.В., лично, на основании свидетельства о регистрации от 22.02.1995 N 001432010, Заутренникова К.С. по доверенности от 28.04.2011;
- от администрации города Чебоксары - Борисова А.В. по доверенности от 21.05.2013 N 29/01-1978,
и
установил:
индивидуальный предприниматель Потапов Сергей Владиславович (далее - Предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным отказа администрации города Чебоксары (далее - администрация) в предоставлении в собственность дополнительного земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости: реконструкция кафе со строительством 1-этажного пристроя под магазин сотовой связи, назначение нежилое, этажность 2, расположенное по ул. Привокзальная, 1г, площадью 411 кв. м, кадастровый номер 21:01:02:05:04:838, выраженного в письме от 04.04.2013 N 039/з-1224, об обязании администрации предоставить в собственность Предпринимателя данный земельный участок в месячный срок с момента вступления решения в законную силу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечен Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом (далее - Комитет).
Решением от 13.08.2013 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал Предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Предприниматель не согласился с решением арбитражного суда первой инстанции и обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт.
Предприниматель и его представитель в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель администрации в судебном заседании, в отзыве на апелляционную жалобу просил в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 13.08.2013 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, Предпринимателю на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 111 кв. м с кадастровым номером 21:01:020504:0063, назначение - земли поселений, расположенный по адресу: г. Чебоксары, ул. Привокзальная, 1 г (свидетельство о государственной регистрации права от 01.07.2005 серии 21 АА N 00046426).
На основании договора аренды земельного участка от 13.05.2011 N 85/4913-Л Предпринимателю в аренду на срок с 26.04.2011 по 01.04.2014 предоставлен земельный участок, относящийся к землям населенных пунктов, с кадастровым номером 21:01:020504:225, общей площадью 277 кв. м для реконструкции кафе со строительством 1-этажного пристроя под магазин сотовой связи, расположенный по адресу: г. Чебоксары, ул. Привокзальная, д. 1 г.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 13.12.2012 серии 21 АД N 767848 заявитель является собственником объекта - реконструкция кафе со строительством 1-этажного пристроя под магазин сотовой связи, назначение нежилое, этажность 2, общая площадь 560,4 кв. м, адрес объекта: г. Чебоксары, ул. Привокзальная, д. 1г, кадастровый номер 21:01:020504:322.
15.03.2013 Предприниматель обратился в администрацию с заявлением в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) о предоставлении земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости, как собственнику объекта недвижимости, без выставления на торги. При этом заявитель указал, что для нормальной эксплуатации магазина необходим земельный участок площадью 800 кв. м, в то время как общая площадь земель, отведенных ему под обслуживание магазина, значительно меньше нормативной.
Письмом от 04.04.2013 N 039/з-1224 Комитет по поручению администрации отказал Предпринимателю в предоставлении земельного участка, указав, что сведения о формировании иного земельного участка по ул. Привокзальная, 1г, для эксплуатации магазина заявителя отсутствуют; местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства; местоположение земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка; перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475; согласно статье 11.7 Кодекса перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между их собственниками и (или) между собственниками земельных участков - физическими или юридическими лицами не допускается; функции по определению возможности формирования земельного участка в тех или иных границах в соответствии с видом разрешенного использования возложены на Управление архитектуры и градостроительства администрации.
Посчитав отказ администрации в предоставлении земельного участка не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 36 Кодекса предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Кодекса).
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Кодекса в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 37 Кодекса объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, испрашиваемый заявителем земельный участок не сформирован и его границы не определены, он не прошел государственный кадастровый учет.
В рассматриваемом случае Предпринимателем к заявлению от 15.03.2013 была приложена схема расположения дополнительного земельного участка на кадастровой карте.
Исходя из положений пункта 7 статьи 36 Кодекса, орган местного самоуправления в установленный данной нормой срок должен осуществить действия по утверждению и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Доказательства совершения этих действий или отказа в утверждении представленной заявителем схемы расположения дополнительного земельного участка на кадастровой карте со стороны администрации в материалах дела отсутствуют.
При этих условиях суд апелляционной инстанции считает преждевременным обращение Предпринимателя в арбитражный суд с настоящим заявлением до оспаривания отказа администрации в утверждении схемы расположения дополнительного земельного участка на кадастровой карте (каковым может быть признано и фактическое бездействие по несовершению действий, установленных пунктом 7 статьи 36 Кодекса).
По аналогичной причине в рамках рассмотрения настоящего дела не может быть удовлетворено заявленное Предпринимателем ходатайство о назначении экспертизы по вопросам определения размера земельного участка, необходимого для нормальной эксплуатации объекта недвижимости, принадлежащего заявителю на праве собственности, как не относимое к предмету спора.
По мнению суда апелляционной инстанции, заявителем не доказана обоснованность обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При этом суд учитывает, что в силу статей 1 (пункт 1), 11 (пункт 1), 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 4, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, обращающееся с иском, должно доказать нарушение его субъективного права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом защиты. При этом целью обращения лица, право которого нарушено, в арбитражный суд является восстановление нарушенного права этого лица.
Вместе с тем при установленных обстоятельствах избранный Предпринимателем способ защиты не приведет к восстановлению его законных интересов.
При этих условиях заявление Предпринимателя о признании незаконным оспариваемого отказа администрации удовлетворению не подлежит.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Предпринимателя по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 13.08.2013 по делу N А79-3808/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Потапова Сергея Владиславовича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.А.СМИРНОВА
И.А.СМИРНОВА
Судьи
Т.А.ЗАХАРОВА
Ю.В.ПРОТАСОВ
Т.А.ЗАХАРОВА
Ю.В.ПРОТАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)