Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.11.2014 ПО ДЕЛУ N А48-367/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 ноября 2014 г. по делу N А48-367/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 05.11.2014
Постановление в полном объеме изготовлено 12.11.2014
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Донцова П.В.,
судей Протасова А.И.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутыриной Е.А.,
при участии:

от Общества с ограниченной Тимашевская Е.А., представитель по
ответственностью "Лилия" доверенности N 1 от 27.11.2013; Королев
(302028, г. Орел, ул. Тургенева, Ю.А., представитель по доверенности от
- 16, ОГРН 1075753000861): 17.06.2014;
- от Администрации города Орла Савчук Е.С., юрисконсульт отдела
(302028, г. Орел, Пролетарская правовой поддержки по вопросам
гора, 1, ОГРН 1025700831640): градостроительства и землепользования
правового управления по доверенности от
25.09.2014 N 62-д
от Управления
государственного имущества представитель не явился, доказательства
Орловской области (302030, г. надлежащего извещения имеются в
- Орел, набережная материалах дела;
- Дубровинского, 70, ОГРН
1025700833784):

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления государственного имущества Орловской области, Администрации города Орла на решение Арбитражного суда Орловской области от 03.09.2014 по делу N А48-367/2014 (судья Карасев В.В.), по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Лилия" (302028, г. Орел, ул. Тургенева, 16, ОГРН 1075753000861) к Управлению государственного имущества Орловской области (302030, г. Орел, набережная Дубровинского, 70, ОГРН 1025700833784) и Администрации города Орла (302028, г. Орел, Пролетарская гора, 1, ОГРН 1025700831640) о признании незаконным отказа Управления государственного имущества Орловской области, выраженного в письмах исх. N 3308/з, исх. N 359/з, исх. N 1552/з, исх. N 3646/з от 14.11.2013, и бездействия по выбору земельного участка для строительства аквапарка и обязании устранить допущенные нарушения; о признании незаконным бездействия Администрации города Орла по рассмотрению обращения Управления государственного имущества Орловской области о разделе земельного участка и об обязании рассмотреть в установленный срок заявление о разделе земельного участка и предоставить документы в Управление государственного имущества Орловской области,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Лилия" (далее - заявитель, ООО "Лилия") обратилось в Арбитражный суд Орловской области, в порядке главы 24 АПК РФ, с заявлением к:
- - Управлению государственного имущества Орловской области (далее - ответчик 1, Управление, УГИ Орловской области) о признании незаконным отказа Управления государственного имущества Орловской области, выраженного в письмах исх. N 3308/з, исх. N 359/з, исх. N 1552/з, исх. N 3646/з от 14.11.2013, и бездействия по выбору земельного участка для строительства аквапарка и обязании устранить допущенные нарушения;
- - Администрации города Орла (далее - ответчик 2, Администрация г. Орла) о признании незаконным бездействия Администрации города Орла по рассмотрению обращения Управления государственного имущества Орловской области от 02.08.2013 о разделе земельного участка и об обязании рассмотреть в установленный срок заявление о разделе земельного участка и предоставить документы в Управление государственного имущества Орловской области.
Уточнив заявленные требования в порядке 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), заявитель просил суд:
- - признать незаконным отказ УГИ Орловской области, выраженный в письме исх. N 3308/з, исх. N 359/з, исх. N 1552/з, исх. N 3646/з от 14.11.2013, и бездействия по выбору земельного участка для строительства аквапарка, предусмотренных Порядком и обязать УГИ Орловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, обязав совершить действия, предусмотренные пунктами 5.4., 5.4.4. Порядка, направить в недельный срок в Администрацию г. Орла обращение по выбору земельного участка для строительства аквапарка по заявлению от 09.10.2013 и после получения от администрации г. Орла пакета документов по выбору земельного участка в двухнедельный срок принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта или решения об отказе в утверждении акта о выборе земельного участка;
- - признать незаконным бездействие Администрации г. Орла по рассмотрению обращения УГИ по выбору земельного участка для строительства аквапарка и обязать администрацию г. Орла совершить действия, предусмотренные п. 5.5. Порядка, в двухмесячный срок направить в УГИ Орловской области для утверждения пакет документов по выбору земельного участка для строительства с составлением акта выбора земельного участка, или решения об отказе в выборе земельного участка (т. д. 2, л.д. 5).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 03.09.2014 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным бездействие УГИ Орловской области и Администрации г. Орла по рассмотрению заявления ООО "Лилия" от 09.10.2013 года, выразившееся в нарушении Постановления Правительства Орловской области от 31.12.2010 N 472 (ред. от 29.12.2012) "Об утверждении Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле" по вопросу принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта или решения об отказе в утверждении акта о выборе земельного участка, обязав УГИ Орловской области и Администрацию г. Орла принять решение по заявлению ООО "Лилия" от 09.10.2013 в порядке и сроки, установленные статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Постановлением Правительства Орловской области от 31.12.2010 N 472 (ред. от 29.12.2012) "Об утверждении Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле".
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация г. Орла обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда области в части признания бездействия Администрации г. Орла незаконными.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Администрация г. Орла указывает, что:
- бездействие Администрации г. Орла отсутствует, поскольку последней принято постановление от 13.03.2014 N 946 "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории по Кавказскому переулку в кадастровом квартале номер 57:25:0010101 города Орла".
УГИ Орловской области также обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Орловской области от 03.09.2014, в которой просит отменить указанный судебный акт, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований, предъявленных к УГИ Орловской области, в полном объеме.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, УГИ Орловской области указывает, что:
- - Администрация г. Орла проводит все действия по формированию земельных участков, а Управление осуществляет распорядительные действия по предоставлению земельного участка для строительства после проведения органом местного самоуправления вышеуказанных процедур;
- - Управление в своих действиях после поступления заявления ООО "Лилия" следовало описанной процедуре;
- - Управление в своем письме от 14.11.2013 в дополнение к письмам от 07.11.2013 проинформировало заявителя, что рассмотрение вопросов об использовании испрашиваемого земельного участка будет возможно после завершения действий, проводимых в отношении данного земельного участка Администрацией г. Орла, с учетом обращений граждан, проживающих по пер. Кавказскому, информация о которых содержится в письме Администрации г. Орла от 20.09.2013 N К-7637;
- - в силу действующего законодательства обязанность Управления по осуществлению распорядительных действий в отношении испрашиваемого земельного участка возникнет только после завершения действий Администрации по выбору земельного участка.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Администрации поддержал доводы своей апелляционной жалобы, считая решения в части незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права, без учета фактических обстоятельств дела, просил суд отменить решение в обжалуемой части и принять по делу новый судебный акт.
Представители ООО "Лилия" доводы апелляционных жалоб отклонили по основаниям, изложенным в представленных суду отзывах, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
УГИ Орловской области в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечило, о слушании дела извещено надлежащим образом.
В порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанного лица.
По сути, доводы обеих апелляционных жалоб касаются только части обжалуемого решения, которой признаны незаконными бездействие УГИ Орловской области и Администрации г. Орла по рассмотрению заявления ООО "Лилия" от 09.10.2013.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Лицами, участвующими в деле, ходатайство о пересмотре решения суда первой инстанции в полном объеме не заявлялось, в связи с чем, исходя из положений части 5 статьи 268 АПК РФ, арбитражный суд проверяет законность и обоснованность решения Арбитражного суда Орловской области от 03.09.2014 лишь в обжалуемой части.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее:
ООО "Лилия" 07.09.2010 обратилась в Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области, правопреемником которого является УГИ Орловской области с заявлением о выборе земельного участка для строительства аквапарка, зоны отдыха с бассейном и кафе по ул. Генерала Родина площадью 1,2 га на основании статьи 31 ЗК РФ (т. 1, л.д. 15).
Материалами дела подтверждается, что необходимую информацию по заявлению ООО "Лилия" от 07.09.2010 г. ответчик 1 направил в установленные сроки в администрацию г. Орла для проведения процедур по выбору земельного участка для строительства.
Администрацией г. Орла проводились действия по выбору земельного участка для строительства, а именно: администрация г. Орла сообщила, что формирование земельного участка возможно при условии предварительного внесения изменений в Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) по территориальной зоне которого вид разрешенного использования будет являться основным и выполнения мероприятий, определенных ст. 55 Водного Кодекса РФ, для чего предложили обратиться с соответствующим заявлением по уточнению площади земельного участка и изменения вида разрешенного использования по данной зоне ПЗЗ.
Заявитель заключил ряд договоров с МУП "Управление разработки градостроительной документации г. Орла" (МУП "УРГД г. Орла") на выполнение работ по подготовке проекта внесения изменений в ПЗЗ г. Орла.
В дальнейшем были внесены изменения в ПЗЗ в части изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Заявителем были получены положительные заключения заинтересованных служб, в том числе согласие ОАО МРСК "Центра-Орелэнерго".
В газете "Орловская правда" от 22.08.2012 г. N 34 было опубликовано извещение о возможном предоставлении земельного участка для строительства аквапарка.
Администрацией г. Орла результат выбора земельного участка оформлен Актом о выборе земельного участка для строительства от 10.04.2013, по которому был произведен выбор земельного участка площадью 0,96362 га по ул. Ген. Родина, цель выбора для строительства, с видом разрешенного использования: комплексы аттракционов, луна-парки, аквапарки (6.120) и назначением использования - аквапарк. По заключению комиссии земельный участок свободен от застройки и соответствует нормам и требованиям для строительства аквапарка (т. 1., л.д. 22).
В связи с многочисленными обращениями граждан, прокурором Советского района г. Орла проведена проверка, по результатам которой в адрес главы администрации г. Орла вынесено предостережение о недопустимости нарушения закона от 23.05.2013 (т. 1, л.д. 168-170). В частности указано, что принятие постановления Главой администрации г. Орла о согласовании акта выбора земельного участка для строительства аквапарка является преждевременным, поскольку в ходе проверки выявлены нарушения требований Водного кодекса РФ, а также нарушения охранной зоны линий электропередач.
Администрацией г. Орла письмом от 02.08.2013 N 359/з, 3646/з и письмом от 09.07.2013 N 1/17800 предложено заявителю разделить выбранный Актом от 10.04.2013 земельный участок, выделив из него прибрежную полосу реки Орлик и установить особые условия пользования в части охранной зоны объектов электросетевого хозяйства.
Заявитель, согласившись с указанным предложением ответчика 2, направил в адрес УГИ Орловской области заявление о предоставлении в аренду земельного участка от 09.10.2013 (т. 1, л.д. 24), где просил разделить выбранный по акту от 10.04.2013 земельный участок, путем выделения из него прибрежной полосы реки Орлики определить особые зоны пользования; принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта на выбранном по акту от 10.04.2013 года земельном участке и предоставит его в аренду сроком на 7 лет.
Соответственно, заявитель согласился на уменьшение размера испрашиваемого земельного участка и согласился за свой счет провести работы по межеванию и разделу земельного участка.
Бездействие и незаконный отказ ответчиков 1 и 2 по вопросу принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта или решения об отказе в размещении объекта послужило основанием для обращения ООО "Лилия" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд области удовлетворил заявленные требования в части, указав, что на территории административного центра Орловской области - город Орел установлена процедура принятия решений по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем, ответчиками 1 и 2 допущено бездействие, выразившееся в нарушении требований Постановления Правительства Орловской области от 31.12.2010 N 472 (ред. от 29.12.2012) "Об утверждении Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле" по вопросу принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта или решения об отказе в утверждении акта о выборе земельного участка по заявлению ООО "Лилия", что не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и охраняемые законом интересы ООО "Лилия" в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим:
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному ненормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия (бездействия) незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом (действием или бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ (действовавшей в редакции на момент обращения заявителя) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 3 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
В силу пункта 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Процедура выбора земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта на территории города Орел в отношении участков, на которые государственная собственность не разграничена регламентируется ЗК РФ и "Порядком распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Орловской области - городе Орле", утвержденным Постановлением Правительства Орловской области от 31.12.2010 N 472 (далее по тексту - Порядок распоряжения земельными участками N 472).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 31 ЗК РФ юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (абз. 1 п. 2). Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (абз. 1, п. 3). Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства... (п. 4). Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 5). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6). Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п. 8).
На территории города Орла в соответствии с Порядком распоряжении земельными участками N 472 полномочия между Администрацией г. Орла и УГИ Орловской области разграничены, а именно Администрация г. Орла проводит все действия по формированию земельного участка, а УГИ Орловской области осуществляет распорядительные действия по предоставлению земельного участка для строительства после проведения органом местного самоуправления вышеуказанных процедур.
В соответствии с пунктом 5.4. Порядка распоряжения земельными участками N 472 (действовавшего по состоянию на 07.09.2010) Департамент (правопреемником которого является Управление государственного имущества Орловской области), в недельный срок со дня поступления заявления направляет в администрацию города Орла обращение для обеспечения выбора земельного участка в соответствии с законодательством. К обращению прилагаются копия заявления заинтересованного лица и топографическая съемка (масштаб 1:500) с указанием предполагаемого местоположения испрашиваемого земельного участка, а также технико-экономическое обоснование, если оно приложено к заявлению. Предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта не допускается в случаях, если в заявлении указывается место, предусмотренное градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки для размещения иных объектов.
Администрация города Орла в силу п. 5.5. указанного Порядка рассматривает обращение Департамента о выборе земельного участка и осуществляет необходимые действия в соответствии со статьей 31 ЗК РФ и в двухмесячный срок направляет пакет документов по выбору земельного участка для строительства в Департамент или об отказе в выборе земельного участка для строительства с указанием причин, послуживших такому отказу.
В свою очередь Департамент в соответствии с пунктом 5.6. Порядка в недельный срок с момента получения пакета документов по выбору земельного участка от администрации города Орла принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта в случае, если от администрации города Орла поступил отказ. Решение об отказе в утверждении акта о выборе земельного участка и согласовании места размещения объекта направляется Департаментом заявителю письмом в двухнедельный срок с момента получения от администрации города Орла отказа в выборе земельного участка для строительства с указанием причин, послуживших такому отказу.
Пунктом 5.7. предусмотрено, что копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п. 5.8.).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для установления в соответствии с заявлениями граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами (п. 5.9.).
Орган по управлению имуществом на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
В рассмотрении заявления отказывается в случае, если с заявлением обратилось ненадлежащее лицо.
Отказ в рассмотрении заявления направляется заявителю письмом органа по управлению имуществом в недельный срок со дня поступления заявления с указанием причин отказа.
Решение органа по управлению имуществом может быть обжаловано заинтересованными лицами в суде (п. 5.10.).
Из системного толкования приведенных норм в их взаимосвязи следует, что результатом рассмотрения заявления должно быть либо решение о предварительном согласовании места размещения объекта либо решения об отказе в утверждении акта о выборе земельного участка.
Предметом настоящего спора является бездействие УГИ Орловской области и Администрации г. Орла в рассмотрении заявления ООО "Лилия" от 07.09.2010 с учетом заявления от 09.10.2013 в части принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждении акта о выборе земельного участка, или решения об отказе в размещении объекта на основании требований статьи 31 ЗК РФ.
Материалами дела подтверждается, что после утверждения Администрацией г. Орла Акта о выборе земельного участка для строительства от 10.04.2013, УГИ Орловской области не приняло решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
Заявителю было предложено разделить подлежащий предоставлению земельный участок с целью определения различных зон и установлении разрешенного вида их использования.
Общество, согласившись с указанным предложением, обратилось в УГИ Орловской области с заявлением от 09.10.2013 (т. 1, л.д. 24) об уточнении заявления от 07.09.2010 о выборе земельного участка для строительства аквапарка, по которому просил разделить выбранный по акту от 10.04.2013 земельный участок путем выделения из него прибрежной полосы и определить особые условия пользования частью оставшегося земельного участка под охранной зоной ЛЭП, принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта для строительства аквапарка на части земельного участка и предоставить в аренду земельный участок.
По смыслу пункта 5.4 Порядка УГИ Орловской области должно было в недельный срок со дня поступления указанного заявления Общества направить в Администрацию города Орла обращение для обеспечения выбора земельного участка в соответствии с законодательством.
Между тем, как следует из материалов дела и не оспаривается УГИ Орловской области, Управление в указанный срок не направило в Администрацию г. Орла обращение.
Кроме того, данное обстоятельство также подтверждается Администрацией г. Орла.
Таким образом, УГИ Орловской области, не направив в Администрацию г. Орла в установленный нормативным актом срок обращение, допустило бездействие, выразившееся в не рассмотрении заявления о предварительном согласовании места размещения объекта.
Довод апелляционной жалобы Управления относительно возникновения обязанности Управления по осуществлению распорядительных действий в отношении испрашиваемого земельного участка только после завершения действий Администрации по выбору земельного участка отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в силу пункта 5.5 Порядка Администрация рассматривает поступившее от УГИ обращение и уже на его основании осуществляет необходимые действия в соответствии со статьей 31 ЗК РФ.
Что касается довода апелляционной жалобы Администрации г. Орла о том, что последней не допущено бездействие, поскольку Администрацией было принято постановление от 13.03.2014 N 946 "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории по Кавказскому переулку в кадастровом квартале номер 57:25:0010101 города Орла", где Администрация г. Орла совершила все необходимые действия в соответствии с пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ и Порядка предоставления земельных участков N 472, то суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
Согласно пункту 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Из постановления администрации г. Орла от 13.03.2014 N 946 (л.д. 165, т. 1) следует, что орган местного самоуправления утверждает схему расположения земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 57:25:0010101:41, выделяя 5-ть самостоятельных участков.
При этом из указанного постановления не усматривается, что органом местного самоуправления принимается решение об утверждении акта о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, в том числе о выборе всех 5-ти участков или некоторых из них, либо решения об отказе в размещении объекта по заявлению ООО "Лилия".
Кроме того, указанное постановление было отменено постановлением от 04.07.2014 N 2623 "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории по Кавказскому переулку в кадастровом квартале номер 57:25:0010101 города Орла" (л.д. 1, т. 2), из которого также не усматривается, что Администрацией г. Орла принято соответствующее решение.
Суд апелляционной инстанции, повторно исследовав представленные в материалы дела доказательства, приходит к выводу о том, что публичными органами власти в установленные Постановлением Правительства Орловской области от 31.12.2010 N 472 сроки и в порядке не принято решения о предварительном согласовании места размещения объекта, либо решения об отказе в размещении объекта, поскольку постановление Администрации г. Орла от 13.03.2014 N 946 не позволяет УГИ Орловской области принять одно из двух решений, что последним не оспаривалось. Указанная ситуация приводит к неопределенности и не позволяет заявителю реализовать свои права, предоставленные статьей 31 ЗК РФ.
Поскольку на территории административного центра Орловской области - город Орел установлена процедура принятия решений по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что УГИ Орловской области и Администрацией г. Орла допущено бездействие, выразившееся в нарушении требований Постановления Правительства Орловской области от 31.12.2010 N 472 (ред. от 29.12.2012) "Об утверждении Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле" по вопросу принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта или решения об отказе в утверждении акта о выборе земельного участка по заявлению ООО "Лилия", что не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и охраняемые законом интересы ООО "Лилия" в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Каких-либо обоснованных доводов в подтверждение наличия обстоятельств, объективно препятствующих ответчикам рассмотреть заявление Общества и принять соответствующее решение по нему, УГИ Орловской области и Администрацией г. Орла не приведено ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции, ни при апелляционном обжаловании. В связи с этим суд первой инстанции правомерно признал незаконным бездействие УГИ Орловской области и Администрации г. Орла по рассмотрению заявления Общества с ограниченной ответственностью "Лилия" от 09.10.2013.
Учитывая изложенное выше, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции представленные доказательства оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, доводам лиц, участвующих в деле, дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, фактически повторяют доводы, приведенные при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашедшие свою правовую оценку в обжалуемом судебном акте, которую апелляционная инстанция полагает правильной, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
С учетом сделанных выводов апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено, следовательно, не имеется и оснований для отмены определения суда.
С учетом изложенного апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Орловской области от 03.09.2014 по делу N А48-367/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
П.В.ДОНЦОВ

Судьи
А.И.ПРОТАСОВ
Н.Д.МИРОНЦЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)