Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.05.2007 ПО ДЕЛУ N А49-6290/2006

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 мая 2007 г. по делу N А49-6290/2006


Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 мая 2007 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Балашевой В.Т.,
судей: Шадриной О.Е., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Александровым А.И.,
с участием:
от истца: не явился, извещен,
от ответчиков: не явились, извещены,
третьи лица: не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 апреля 2007 года в зале N 3 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пензаагропромсад", Пензенская область, Пензенский район, пос. Мичуринский, на решение Арбитражного суда Пензенской области от 28 февраля 2007 года по делу N А49-6290/2006 (судья Радин С.Ю.), по иску Администрации Пензенского района Пензенской области, г. Пенза, к обществу с ограниченной ответственностью "Пензаагропромсад", Пензенская область, Пензенский район, пос. Мичуринский; Администрации Мичуринского сельского Совета Пензенского района Пензенской области, Пензенская область, Пензенский район, пос. Мичуринский, при участии третьих лиц: Управления Федеральной регистрационной службы по Пензенской области, г. Пенза; Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) по Пензенской области, г. Пенза; Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Пензенской области, г. Пенза; Законодательного собрания Пензенской области, г. Пенза; о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка,

установил:

Администрация Пензенского района Пензенской области, г. Пенза, обратилась в Арбитражный суд Пензенской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Пензаагропромсад", Пензенская область, Пензенский район, пос. Мичуринский; Администрации Мичуринского сельского Совета Пензенского района Пензенской области, Пензенская область, Пензенский район, пос. Мичуринский, о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 28 февраля 2007 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. Договор купли-продажи земельного участка от 10.12.2004 N 17, кадастровый номер 58:24:34 13 01:0001, общей площадью 55 625 кв. м, заключенный между администрацией Мичуринского сельского Совета Пензенского района Пензенской области и обществом с ограниченной ответственностью "Пензаагропромсад" признан недействительным в силу его ничтожности. Суд применил последствия недействительности ничтожной сделки, обязав администрацию Мичуринского сельского Совета Пензенского района Пензенской области возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Пензаагропромсад" 93 566 руб. 26 коп. Общество с ограниченной ответственностью "Пензаагропромсад" обязано возвратить в распоряжение администрации Пензенского района Пензенской области земельный участок, кадастровый номер 58:24:34 13 01:0001, общей площадью 55 625 кв. м, расположенный на территории муниципального образования "Пензенский район Пензенской области".
В апелляционной жалобе ООО "Пензаагропромсад" просит отменить решение Арбитражного суда Пензенской области от 28 февраля 2007 года и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 26.04.2007 г. до 28.04.2007 г.
Стороны, третьи лица в судебное заседание не явились. Третьи лица: Законодательное Собрание Пензенской области и ФНУП "Земельная кадастровая палата по Пензенской области" просили рассмотреть дело без их участия.
В соответствии с ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в отсутствии сторон, третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что Постановлением главы администрации Пензенского района Пензенской области от 15.11.1996 г. N 682 "О закреплении земельных участков за совхозом им. Мичурина", за указанным предприятием в постоянное пользование были закреплены земельные участки общей площадью 3 490 Га, из них 2 604 Га -сельхозугодий, в том числе 1 682 Га - пашни.
На основании данного постановления совхозу им. Мичурина 18.11.1996 г. было выдано свидетельство N 28792 о праве постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком.
Как следует из Распоряжения главы администрации Пензенского района Пензенской области от 14.05.2001 г. N 520 "О перерегистрации предприятия" совхоз им. Мичурина был перерегистрирован в муниципальное унитарное сельскохозяйственное предприятие "совхоз имени Мичурина", которое являлось согласно п. 4 распоряжения правопреемником совхоза им. Мичурина.
Комитет по управлению государственным имуществом Пензенского района своим Распоряжением от 16.05.2001 г. N 3-1 передало имущество, находящееся на балансе МУСП совхоз им. Мичурина в муниципальную собственность комитета местного самоуправления Мичуринского сельсовета, которое было принято в муниципальную собственности согласно акту приема-передачи (т. 1. л.д. 146).
18 сентября 2002 года МУСП совхоз им. Мичурина в лице внешнего управляющего заключил с ООО "Пензаагропромсад" договор купли-продажи недвижимого имущества согласно перечню (т. 1, л.д. 136) расположенного по адресу: Пензенская область, Пензенский район, пос. Мичуринский, в числе которого ООО "Пензаагропромсад" были приобретены объекты недвижимости телятник и коровник. Право собственности на недвижимое имущество за ООО "Пензаагропромсад" было зарегистрировано 10 июня 2004 года, согласно свидетельствам о государственной регистрации права.
Как следует из текста Постановления главы местного самоуправления Мичуринского сельсовета Пензенского района от 15.07.2003 г. N 113 "Об уточнении границ и площади землепользовании МУСП "совхоз им. Мичурина", приобретенные истцом по вышеуказанному договору купли-продажи объекты недвижимости находятся на поселковых землях с. Мичурино, площадь которого составляет 55 625 кв. м.
В 2003 году по заявке ООО "Пензаагропромсад" фирмой "Эксим" было произведено межевание указанного земельного участка, а 04.08.2003 г. по результатам межевания составлена кадастровая карта этого объекта и ему присвоен кадастровый номер 58:24:34 13 01:0001.
Позднее ООО "Пензаагропромсад" обратилось в Мичуринский сельсовет с заявлением о приобретении данного земельного участка в собственность. По указанному заявлению главой местного самоуправления Мичуринского сельсовета 10.12.2004 г. принял Постановление N 111 "О передаче в собственность земельного участка ООО "Пензаагропромсад", согласно которому этому предприятию предоставлялся в собственность земельный участок под коровником на 200 голов с молочным блоком и телятником на 200 голов, площадью 5 625 м 2, расположенный по адресу: Пензенская область, Пензенский район, п. Мичуринский, ул. Набережная, д. 30. На основании данного Постановления администрация Мичуринского сельсовета Пензенского района Пензенской области заключила 09.12.2004 года с ООО "Пензаагропромсад" договор купли-продажи земельного участка N 17, согласно которому истец приобрел в собственность земельный участок с кадастровым номером 58:24:34 13 01:0001, общей площадью 55 625 м 2, расположенный по адресу: Пензенская область, Пензенский район, п. Мичуринский, ул. Набережная, д. 30. В соответствии с п. 1.2 договора на указанном участке расположены вышеуказанные объекты недвижимости, принадлежащие ООО "Пензаагропромсад" на праве собственности. Цена проданного земельного участка определена в п. 2.1 договора и составляет 93 556 руб. 26 коп., в том числе НДС - 14 272 руб. 82 коп. Данные денежные средства были перечислены первым ответчиком по квитанциям от 29 и 30 декабря 2004 года.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 21 марта 2005 года за ООО "Пензаагропромсад" на основании данного договора купли-продажи зарегистрировано право собственности на земельный участок для сельскохозяйственного производства (кадастровый номер 58:24:13 03 05:0001), площадью 55 625 кв. м, расположенный по адресу: Пензенская область, Пензенский район, п. Мичуринский, ул. Набережная, д. 30, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись 58-58-24/001/2005-066.
Главой администрации Мичуринского сельсовета Постановлением от 13.12.2006 г. N 153 Постановление главы администрации Мичуринского сельсовета N 111 от 10.12.2004 г. "О передаче в собственность земельного участка ООО "Пензаагропромсад" было отменено и внесены изменения в Постановление главы местного самоуправления Мичуринского сельсовета Пензенского района от 15.07.2003 г. N 113 "Об уточнении границ и площади землепользовании МУСП "совхоз им. Мичурина" в части отмены с момента издания пункта, которым определялось, что приобретенные истцом объекты недвижимости находятся на поселковых землях с. Мичурино, площадь которого составляет 55 625 кв. м.
Пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. В связи с этим, принимая во внимание, что спорная сделка заключена 09.12.2004 года, к спорным правоотношениям применяется законодательство, действующее на момент совершения сделки купли-продажи спорного земельного участка.
Согласно п. 2 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 г. N 154-ФЗ территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам и юридическим лицам предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ. Статьей 11 Земельного кодекса РФ определено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Пунктом 10 ст. 3 ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством Российской Федерации.
Порядок распоряжения установлен Правилами распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2002 г. N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю".
Таким образом, на момент совершения сделки распоряжение земельными участками осуществлялось органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Полномочия органов местного самоуправления определены Законом РСФСР "О местном самоуправлении в Российской Федерации" от 06.07.1991 г. N 1550-1, согласно п. 8 ст. 49 которого поселковый сельский Совет определяет в соответствии с земельным законодательством порядок предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжения земельными участками на подведомственной Совету территории. Статьей 51 данного закона определены полномочия поселковой, сельской администрации, в соответствии с которой в полномочия поселковой, сельской администрации входит предоставление в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передача в собственность и сдача в аренду, изъятие земельных участков в пределах черты поселка, сельсовета, а также из фонда других земель (в том числе земель запаса), переданных в ведение поселкового, сельского Совета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Согласно п. 15 ст. 55 указанного закона районный Совет определяет в соответствии с земельным законодательством порядок предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжения земельными участками на подведомственной Совету территории. В полномочия районного Совета входит предоставление в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передача в собственность и сдача в аренду, изъятие земельных участков из всех земель в границах района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, а так же установление границы территории земель, передаваемых в ведение поселковых, сельских Советов по согласованию с ними.
Следовательно, администрация Мичуринского сельского совета была вправе передать в собственность ООО "Пензаагропромсад" спорный земельный участок только в том случае, если он находился в пределах черты поселка Мичуринский.
Границы Мичуринского сельсовета Пензенского района Пензенской области определены и описаны законом Пензенской области от 02.11.2004 г. N 690-ЗПО "О границах муниципальных образований Пензенской области" и спорный земельный участок не входит в границы поселения поселок Мичуринский, как следует из графического приложения к закону, представленного в суд из Законодательного Собрания Пензенской области.
Вместе с тем, указанный закон не подлежит применению к спорным правоотношениям в силу ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации так как он вступил в силу позднее совершенной между ответчиками сделки купли - продажи спорного земельного участка.
Согласно решению председателя исполкома сельского Совета от 25.09.1991 г. "Об образовании комиссии по установлению границ земель (черты) сельских населенных пунктов Мичуринского сельского Совета народных депутатов" для установления черты населенных пунктов была образована комиссия при сельском Совете. Пензенский филиал Волжского государственного проектного института по землеустройству и данной комиссией были разработаны Материалы по установлению границ сельских населенных пунктов и передаче земель в ведение Мичуринского сельского Совета народных депутатов Пензенского района, которые 20.11.1991 г. решением Президиума Совета "О рассмотрении и согласовании материалов установления границ земель сельских населенных пунктов" были согласованы.
22 января 1992 года глава администрации Пензенского района, рассмотрев вышеуказанные материалы по установлению границ сельских населенных пунктов и передаче земель в ведение сельских Совета народных депутатов Пензенского района, принял постановление N 34, которым утвердил их.
Таким образом, на момент совершения спорной сделки границы Мичуринского сельсовета были определены "Материалами по установлению границ сельских населенных пунктов и передаче земель в ведение Мичуринского сельского Совета народных депутатов Пензенского района", которые согласованы и утверждены в установленном порядке.
Как видно из чертежа проекта границ земель сельских населенных пунктов Мичуринского сельсовета Пензенского района Пензенской области (т. 2 л.д. 42), являющегося приложением к выше указанным Материалам, спорный земельный участок находится за границей поселка Мичуринский.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" межселенной территорией признается территория, находящаяся вне границ поселений, таким образом, спорный земельный участок имеет статус межселенной территории.
Согласно ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что администрация Мичуринского сельского совета была не вправе распоряжаться земельным участком, находящимся на межселенной территории и заключать соответствующий договор купли-продажи. Такими полномочиями на момент совершения оспариваемой сделки обладал истец, в связи с чем, договор купли-продажи от 09.12.2004 г. N 17 земельного участка общей площадью 55 625 кв. м, с кадастровым номером 58:24:34 13 01:0001, расположенный по адресу: Пензенская область, Пензенский район, п. Мичуринский, ул. Набережная, д. 30, является недействительным, так как заключен с нарушение законодательства регулирующего порядок предоставления земельных участков.
Согласно статье 28 Федерального закона от 28.08.1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Доходы от приватизации (выкупа) объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.
В силу статьи 5 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Функция по распоряжению земельными участками до разграничения государственной собственности на землю возложена на администрацию как орган местного самоуправления в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, из изложенного следует, что договоры купли-продажи земельных участков заключаются органами местного самоуправления в целях выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности, обязательность выполнения которых установлена законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе.
Реализуемые и предоставляемые в аренду земельные участки не принадлежат органам местного самоуправления на праве собственности. Поступающие от их продажи средства зачисляются в бюджет муниципального образования и являются плановыми источниками дохода бюджетов. Данные средства носят целевой характер и не могут быть признаны доходами в смысле, придаваемом им статьей 41 Налогового кодекса Российской Федерации.
Деятельность органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками не относится к предпринимательской, и денежные средства, зачисляемые в бюджет от этих операций, не являются выручкой от предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного, к спорным правоотношениям подлежат применению положения подпункта 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу. что условие договора в части, касающейся уплаты ООО "Пензаагропромсад" НДС, противоречит закону, и является на основании ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации ничтожной сделкой.
В соответствии со ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре - возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Согласно ч. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В связи с этим, денежные средства в сумме 14 272 руб. 82 коп., уплаченные ООО "Пензаагропромсад" в качестве налога на добавленную стоимость по вышеуказанному договору купли-продажи, подлежат возврату ООО "Пензаагропромсад".
При применении последствий недействительности сделки в остальной части суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что проданный земельный участок должен быть возвращен в распоряжение истца, а неосновательно полученные по сделке Мичуринским сельсоветом денежные средства должны быть возвращены покупателю.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым на основании полно исследованных обстоятельств, имеющих значение для дела, а доводы заявителя апелляционной жалобы о несоответствии выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильном применении норм материального права, признает несостоятельными. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расхода по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пензенской области от 28 февраля 2007 года по делу N А49-6290/2006 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пензаагропромсад", Пензенская область, Пензенский район, пос. Мичуринский - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
В.Т.БАЛАШЕВА

Судьи
О.Е.ШАДРИНА
С.Ш.РОМАНЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)