Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 24.07.2015 ПО ДЕЛУ N А26-7521/2013

Требование: О признании незаконными отказов органов местного самоуправления в подписании акта выбора земельного участка, находящегося на землях лесного фонда, и утверждении схемы его расположения.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Производственный кооператив полагает, что оспариваемые отказы в подписании акта выбора участка для размещения карьера и утверждении схемы его расположения нарушают его права и законные интересы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2015 г. по делу N А26-7521/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Сапоткиной Т.И., Сергеевой И.В., при участии от производственного кооператива (артели) старателей "Новая" Белянчиковой Е.В. (доверенность от 10.07.2015), от администрации Вешкельского сельского поселения Погребовской И.А. (удостоверение N 1), рассмотрев 13.07.2015, 20.07.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу производственного кооператива (артели) старателей "Новая" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.08.2014 (судья Цыба И.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 (судьи Горбик В.М., Кашина Т.А., Полубехина Н.С.) по делу N А26-7521/2013,

установил:

Производственный кооператив (артель) старателей "Новая", место нахождения: Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, пр. Дружбы Народов, д. 9, кв. 76, ОГРН 1021401004899, ИНН 1434025850 (далее - Кооператив), обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором просил:
- - признать незаконным отказ администрации Вешкельского сельского поселения, место нахождения: 186877, Республика Карелия, Суоярвский р-н, с. Вешкелица, ул. Стойкина, д. 6, ОГРН 1051002319939, ИНН 1016010711 (далее - Администрация поселения), в подписании акта выбора расположенного на землях лесного фонда (кварталы 149-151 Хаутоваарского участкового лесничества Суоярвского лесничества) земельного участка для размещения карьера по добыче строительного камня на месторождении "Застава" с сопутствующими объектами и обязать Администрацию поселения подписать указанный акт;
- - признать незаконными отказы Администрации поселения и администрации муниципального образования "Суоярвский район", место нахождения: 186870, Республика Карелия, г. Суоярви, ул. Шельшакова, д. 6, ОГРН 1021001061839, ИНН 1016010302 (далее - Администрация района), в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - для размещения карьера на участке недр "Застава" с сопутствующими объектами на территории Суоярвского района Республики Карелия, расположенного в 149, 151 и 151 кварталах Хаутоваарского участкового лесничества Суоярвского лесничества;
- - обязать Администрацию поселения и Администрацию района утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство природопользования), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340 (далее - Кадастровая палата), в лице филиала по Республике Карелия, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия, место нахождения: 185000, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Анохина, д. 29, лит. А, ОГРН 1091001009285, ИНН 1001019951 (далее - ТУ ФАУГИ).
Решением от 20.08.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.02.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Кооператив, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый - об удовлетворении заявленных требований.
Как указывает податель жалобы, испрашиваемый заявителем земельный участок, расположенный на землях лесного фонда в 149-151 кварталах Хаутаваарского лесничества, не входит в границы планируемой особо охраняемой природной территории - ландшафтного заказника "Среднее течение реки Шуя" (далее - Заказник), создание которого предусмотрено, в том числе, в 95, 106, 115, 124, 132, 133, 137-139, 144-148, 160-164 кварталах Хаутаваарского лесничества; при разработке и утверждении правил землепользования и застройки Вешкельского сельского поселения не учтено наличие у Кооператива лицензии на право пользования недрами; результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер и не являются обязательными для органов местного самоуправления.
В отзывах на кассационную жалобу Администрация поселения просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными, а Министерство природопользования оставляет принятие решения по существу жалобы на усмотрение суда кассационной инстанции.
В судебном заседании представитель Кооператива поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Администрации поселения - в отзыве на нее.
В судебном заседании 13.07.2015 объявлен перерыв до 20.07.2015. После перерыва судебное заседание продолжено.
Администрация района, Министерство природопользования, ТУ ФАУГИ и Кадастровая палата о дате и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направили, поэтому жалоба на основании части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании положений Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок из земель лесного фонда площадью 7 782 740 000 кв. м с кадастровым номером 10:16:000000:0010, расположенный в центральной и южной частях Суоярвского кадастрового района, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.07.2007 серии 10-АБ N 149747.
Общество с ограниченной ответственностью "Новые пески" (далее - Общество) 25.09.2009 подало заявку на получение лицензии на право пользования участком недр и включение в программу лицензирования общераспространенных полезных ископаемых участка недр "Застава" на территории Суоярвского района.
Письмом от 28.09.2009 N АК-10/9970 министерство природных ресурсов Республики Карелия (правопредшественник Министерства природопользования, далее - Министерство природных ресурсов) обратилось к Администрации района с просьбой дать предварительное согласие на выделение победителю аукциона земельного участка площадью 0,961 кв. км, расположенного ориентировочно на землях лесного фонда Суоярвского лесхоза (кварталы 150, 163, 164 Хаутаваарского лесничества), согласно прилагаемой схеме в связи с проведением аукциона и последующим предоставлением права пользования недрами для геологического изучения и добычи строительного камня на участке недр "Застава" с целью производства щебня.
Администрация района в письме от 09.12.2009 N 3711 предварительно согласовала выделение победителю аукциона названного земельного участка для указанных целей.
Письмом от 15.12.2009 N 07-11/357-5939 министерство сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия сообщило, что на территории испрашиваемого участка недр отсутствуют существующие особо охраняемые природные территории регионального значения, а также указало на определение согласно схеме территориального планирования Республики Карелия, утвержденной постановлением правительства Республики Карелия от 06.07.2007 N 102-П, списка особо охраняемых природных территорий, планируемых к созданию с расчетным сроком до 2025 года, в соответствии с которым на территории Суоярвского района, в том числе в Хаутаваарском лесничестве (кварталы 95, 106, 115, 124, 132, 133, 137-139, 144-148, 160-164) предусмотрено образование Заказника площадью 10 тыс. га; испрашиваемый участок недр полностью попадает в 163 и 164 кварталы Хаутаваарского лесничества.
Приказом Министерства природных ресурсов от 17.06.2010 N 211 утвержден порядок и условия проведения аукциона на право пользования недрами для геологического изучения, разведки и добычи строительного камня на участке недр "Застава" сроком на 25 лет, а также назначена дата проведения аукциона.
По результатам аукциона Обществу 20.08.2010 выдана лицензия на право пользования недрами серии ПТЗ N 80084 TP, целевым назначением которой являются работы по геологическому изучению, разведке и добычи строительного камня на участке недр "Застава" с целью производства щебня. Датой окончания действия лицензии определено 31.08.2035.
На основании приказа Министерства природопользования от 19.01.2011 N 23 о переоформлении лицензии в связи с присоединением Общества к Кооперативу последнему 21.01.2011 выдана лицензия серии ПТЗ N 80091 ТР.
Приказом Министерства природопользования от 21.03.2012 N 357 на основании заявления Кооператива от 24.02.2012 N 8 в условия пользования недрами, являющиеся неотъемлемой частью указанной лицензии, внесены изменения, касающиеся расположения месторождения участка недр, его характеристик, а также сроков проведения соответствующих работ.
Согласно разделу 2 заключения экспертной комиссии от 24.01.2012 N 04-12 о запасах гранитов месторождения "Застава", утвержденного приказом Министерства природопользования от 26.01.2012 N 74, названное месторождение расположено в 30 км на юго-запад от районного центра Суоярви в эксплуатационных лесах (кв. 149 (выдел 13), кв. 150 (выдел 18), кв. 151 (выдел 9)) Хаутаваарского участкового лесничества Суоярвского лесничества.
По ходатайству Министерства природопользования от 19.07.2012 N 5603 в 2012 году Кооперативу произведен выбор в натуре места расположения земельного участка для Кооператива под размещение карьера по добыче и переработке строительного камня на щебень на месторождении "Застава" с сопутствующими объектами, а также под размещение сопутствующих объектов Кооператива, о чем составлены два акта о выборе земельного участка.
Как следует из акта о выборе земельного участка для карьера по добыче строительного камня на месторождении "Застава" с сопутствующими объектами на территории Суоярвского муниципального района Республики Карелия, испрашиваемый земельный участок ориентировочной площадью 116 га расположен на землях лесного фонда в эксплуатационных и защитных лесах в 149, 150, 151, 163 кварталах Хаутаваарского участкового лесничества.
На участке планируется размещение карьера по добыче щебня с прудами-отстойниками, складов природной мелочи и отсева, отвала вскрышных пород примыкания к восточной части карьера.
Кооператив 24.05.2013 обратился к Администрации поселения с просьбой подписать акт выбора земельного участка для размещения карьера с сопутствующими объектами и акт выбора участка для размещения сопутствующих объектов.
Администрация поселения в письме от 17.06.2013 N 173 указала на необходимость проведения публичных слушаний по данному вопросу.
Письмом от 17.06.2013 N 34 Кооператив обратился к Администрации поселения с предложением провести публичные слушания по вопросу оценки воздействия на окружающую среду разрабатываемого карьера, направив 20.06.2013 на согласование акты выбора испрашиваемых земельных участков.
Письмом от 21.07.2013 Кооператив повторно обратился к Администрации поселения с просьбой подписать акты выбора испрашиваемых участков.
В ответ на данное письмо Администрация поселения 26.07.2013 направила Кооперативу протокол и итоговый документ публичных слушаний, по результатам которых главе поселения рекомендовано акты выбора не подписывать.
В письмах от 29.08.2013 N 53 и 55 Кооператив просил Администрацию поселения и Администрацию района утвердить схему расположения земельного участка общей площадью 914 000 кв. м на кадастровом плане территории, категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - для размещения карьера на участке недр "Застава".
Администрация района в письме от 12.09.2013 N 4261 сообщила, что градостроительная деятельность относится к полномочиям поселения, в связи с чем необходимо первоначально согласовать схему с Администрацией поселения.
Администрация поселения письмом от 25.09.2013 N 292 отказала Кооперативу в утверждении схемы расположения земельного участка со ссылкой на итоги публичных слушаний.
Кооператив, полагая, что отказы в подписании акта выбора земельного участка для размещения карьера с сопутствующими объектами и утверждении схемы его расположения не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что решением Совета Вешкельского сельского поселения от 28.12.2012 N 2 утверждены генеральный план и правила землепользования и застройки Вешкельского сельского поселения, согласно которым на испрашиваемом земельном участке, расположенном в рекреационной зоне, не предполагается размещение карьера, со ссылкой на пункт 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) отказали в удовлетворении заявленных требований, указав, что в случае утверждения правил землепользования и застройки предоставление земельных участков по процедуре предварительного согласования места размещения объекта не производится. Также суд первой инстанции указал, что испрашиваемый Кооперативом участок находится в эксплуатационных и защитных лесах, тогда как в целях размещения объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, используются, прежде всего, нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель - участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей; использование иных лесных участков для указанных целей допускается в случае отсутствия других вариантов возможного размещения объектов.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлялось с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
В силу пункта 2.2 названной статьи предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Согласно пункту 11 этой же статьи предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда.
В статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) указано, что территориальные зоны - это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты, которые устанавливают в пределах границ соответствующих территориальных зон виды разрешенного использования земельных участков, предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно частям 1 и 11 статьи 35 ГрК РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться, в том числе зоны рекреационного назначения, в которые могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурной и спортом.
Однако в силу части 6 статьи 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами. Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Следовательно, вывод судов о законности отказа Администрации поселения со ссылкой на утвержденные правила землепользования и застройки в согласовании акта выбора в связи с нахождением испрашиваемого участка в рекреационной зоне, в которой не предполагается размещение карьера, не может быть признан правильным, поскольку испрашиваемый участок полностью находится на землях лесного фонда.
Однако это не привело к принятию неправильного судебного акта, поскольку пунктом 11 статьи 30 ЗК РФ также предусмотрено, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится в случае предоставления земельного участка из состава земель лесного фонда, следовательно, требование Кооператива о признании незаконным отказа Администрации поселения в согласовании акта выбора участка, находящегося на землях лесного фонда, и обязании согласовать этот акт не подлежало удовлетворению.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя, в том числе, проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков.
В силу части 1 статьи 69 ЛК РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Пунктом 6 части 1 статьи 83 ЛК РФ предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 68 этого Кодекса.
При этом статьей 84 ЛК РФ, регулирующей полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений, не предусмотрено право этих органов на проведение лесоустройства, в том числе согласование схем расположения лесных участков, не относящихся к муниципальной собственности.
Обращаясь с заявлением, Кооператив не указал ни одной нормы права, которой на органы местного самоуправления возложена обязанность по формированию лесных участков.
Таким образом, оснований считать, что оспариваемые Кооперативом отказы Администрации поселения и Администрации района в согласовании схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории препятствуют постановке земельного участка на кадастровый учет, у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.08.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 по делу N А26-7521/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу производственного кооператива (артели) старателей "Новая" - без удовлетворения.

Председательствующий
М.А.РАКЧЕЕВА

Судьи
Т.И.САПОТКИНА
И.В.СЕРГЕЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)