Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: В.А. Гребенщиковой
Судей: О.В. Цирулик, С.И. Гребенщикова
при участии:
от истца: ООО "ППП "СУГДАК" - Кнаус М.П., представитель по доверенности б/н от 01.10.2014
от третьих лиц: Правительства Хабаровского края - Знаменская Т.И., представитель по доверенности от 26.12.2014 N 9.3.28-29277, администрации г. Хабаровска - Яблонская Л.А., представитель по доверенности от 28.11.2014 N 1.1.27-648
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы администрации города Хабаровска, Правительства Хабаровского края
на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2014
по делу N А73-10544/2013 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.В. Бутковский, в апелляционном суде - судьи И.В. Иноземцев, М.О. Волкова, В.Г. Дроздова
по иску общества с ограниченной ответственностью "Промышленно-производственное предприятие "СУГДАК"
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
третьи лица: Правительство Хабаровского края, администрация города Хабаровска
об установлении кадастровой стоимости земельного участка
Общество с ограниченной ответственностью "Промышленно-производственное предприятие "СУГДАК" (ОГРН 1032700445579, ИНН 2723041274, место нахождения: 680014, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Иркутская, 6; далее - ООО ППП "СУГДАК", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, место нахождения: 107078, г. Москва, пер. Орликов, 10, стр. 1; далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 27:23:041224:152, общей площадью 43 000 кв. м, местоположение: относительно ориентира здание, расположенное в границах участка, адрес ориентира: Хабаровский край, ул. Иркутская, 6, в размере, равной его рыночной стоимости 13 581 000 руб., определенной по состоянию на 01.01.2007, согласно судебной оценочной экспертизе (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Иск основан на положениях пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ).
Определениями от 15.10.2013, от 24.01.2014 судом к участию в деле привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (ОГРН 1042700170116, ИНН 2721121630, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 74) - соответчиком, Правительство Хабаровского края (ОГРН 1022700931868, ИНН 2700000786, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 5; далее - Правительство края), администрация города Хабаровска (ОГРН 1032700305978, ИНН 2702015107, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 66, далее - администрация) - третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 15.05.2014 иск удовлетворен в заявленной сумме.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2014 указанное решение изменено: судом установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере, равной его рыночной стоимости 13 000 000 руб.
Не согласившись с названным постановлением суда апелляционной инстанции, администрация и Правительство края подали в Арбитражный суд Дальневосточного округа кассационные жалобы, в которых просят его отменить в связи в нарушением норм материального права и принять новый судебный акт об отказе в иске.
Администрация в жалобе приводит доводы о том, что рыночная стоимость земельного участка подлежала установлению на 01.01.2009, то есть на дату вступления в силу постановления Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 N 273-ПР "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Хабаровском крае" (далее - постановление Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 N 273-ПР), которым утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Хабаровского края.
Полагает, что действовавшее до введения в действие Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" законодательство не предусматривало ретроспективного (на прошедший период) установления кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости.
Со ссылкой на статьи 24.13, 24.19 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ указывает, что представленный истцом отчет эксперта ООО "Дальневосточное агентство недвижимости" от 17.12.2013 N 417/5 не может являться надлежащим доказательством, поскольку спорный земельный участок как объект гражданско-правовых отношений 01.01.2007 не существовал. Считает, что данный отчет не соответствует действующим федеральным стандартам оценки.
В завершение жалобы обращает внимание на то, что в соответствии с пунктом 8 федеральных стандартов оценки, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N 256 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", отчеты независимого оценщика составлены за пределами предусмотренного трехмесячного срока.
В своей жалобе Правительство края, основываясь на правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, со ссылкой на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, приводит доводы о том, что при рассмотрении настоящего спора судам следовало учитывать не только заключение эксперта от 10.09.2014 N 372-14, но и постановление Правительства края от 25.11.2008 N 273-ПР, получившее положительное заключение Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Кроме этого, отсутствие в резолютивной части решения суда первой инстанции указания даты, по состоянию на которую определена рыночная стоимость земельного участка, противоречит требованиям определенности и ясности решения суда и может повлиять на его правильное исполнение в связи с тем, что постановлением Правительства Хабаровского края от 02.07.2014 N 205-пр "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Хабаровского края" (вступившим в законную силу с 01.01.2015) утверждена кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2012. Поэтому считает, что с 01.01.2015 рыночная стоимость земельного участка не подлежит применению.
Отзыв на кассационные жалобы не поступил.
Определением суда от 24.02.2015 рассмотрение кассационных жалоб в порядке статьи 158 АПК РФ откладывалось до 11 часов 40 минут 17.03.2015.
В судебном заседании кассационной инстанции представители третьих лиц поддержали свои позиции, изложенные в жалобах, дав суду соответствующие пояснения; представитель истца, возражая относительно приведенных доводов, просил постановление от 20.11.2014 оставить без изменения как законное и обоснованное, а жалобы - без удовлетворения.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в суд не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационных жалоб в их отсутствие.
Проверив законность постановления от 20.11.2014 с учетом доводов кассационных жалоб и возражений на них, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "ППП "СУГДАК" является собственником земельного участка с кадастровым номером 27:23:041224:152, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: под существующую базу, общей площадью 43 000 кв. м, адрес объекта: установлено относительно ориентира здание, расположенное в границах участка, адрес ориентира: г. Хабаровск, ул. Иркутская, 6.
Кадастровая стоимость данного земельного участка определена на основе массовой оценки земель на территории Хабаровского края, результаты которой (средние значения удельных показатели кадастровой стоимости) утверждены постановлением Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 N 273-пр по состоянию на 01.01.2007 и согласно кадастровому паспорту от 08.07.2013 N 2700/301/13-97179 составляет 104 832 710 руб., участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 04.12.2008.
ООО "ППП "СУГДАК", ссылаясь на то, что указанная кадастровая стоимость спорного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, определенную на основании отчета общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточное агентство оценки имущества" от 11.06.2013 N 167/5, которая по состоянию на 13.03.2012 составляла 25 337 000 руб., обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами процессуального законодательства назначается экспертиза.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, лицо, заявляющее требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должно доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использовалась оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости.
В силу статьи 24.19 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В ходе разрешения спора судом первой инстанции ввиду того, что определение рыночной стоимости земельного участка на произвольно избранный период времени не соответствует требованиям Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, назначена судебная экспертиза, по результатам которой в соответствии с заключением эксперта от 17.12.2013 N 417/5 рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2007 составила 13 581 000 руб.
Оценив указанное заключение от 17.12.2013 N 417/5 наряду с иными представленными в материалы настоящего дела доказательствами, арбитражный суд первой инстанции признал его соответствующим требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, а величину рыночной стоимости земельного участка достоверной и подлежащей внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой.
Повторно рассматривая дело, суд апелляционной инстанции по ходатайству стороны назначил повторную экспертизу об определении по состоянию на 01.01.2007 рыночной стоимости спорного земельного участка.
Согласно заключению эксперта от 10.09.2014 N 372/1-14 с учетом его пояснений рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2007 определена в размере 13 000 000 руб.
Приняв в качестве надлежащего доказательства названное заключение, а также фактические обстоятельства спора, свидетельствующие о наличии существенной разницы между определенной в массовом порядке кадастровой стоимостью спорного участка и его реальной рыночной стоимостью, и тот факт, что такая стоимость непосредственно влияет на размер земельного налога, суд апелляционной инстанции на основании приведенных норм материального права и разъяснений об их применении обоснованно признал доказанным размер кадастровой стоимости земельного участка, равным его рыночной стоимости - 13 000 000 руб.
Доводы заявителей кассационных жалоб по существу выражают несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, свидетельствуют об ином толковании норм материального права, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и исследованных доказательств по делу, поэтому подлежат отклонению судом кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, судом не допущено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационных жалоб отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2014 по делу N А73-10544/2013 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
В.А.ГРЕБЕНЩИКОВА
Судьи
О.В.ЦИРУЛИК
С.И.ГРЕБЕНЩИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 19.03.2015 N Ф03-257/2015 ПО ДЕЛУ N А73-10544/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2015 г. N Ф03-257/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: В.А. Гребенщиковой
Судей: О.В. Цирулик, С.И. Гребенщикова
при участии:
от истца: ООО "ППП "СУГДАК" - Кнаус М.П., представитель по доверенности б/н от 01.10.2014
от третьих лиц: Правительства Хабаровского края - Знаменская Т.И., представитель по доверенности от 26.12.2014 N 9.3.28-29277, администрации г. Хабаровска - Яблонская Л.А., представитель по доверенности от 28.11.2014 N 1.1.27-648
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы администрации города Хабаровска, Правительства Хабаровского края
на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2014
по делу N А73-10544/2013 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.В. Бутковский, в апелляционном суде - судьи И.В. Иноземцев, М.О. Волкова, В.Г. Дроздова
по иску общества с ограниченной ответственностью "Промышленно-производственное предприятие "СУГДАК"
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
третьи лица: Правительство Хабаровского края, администрация города Хабаровска
об установлении кадастровой стоимости земельного участка
Общество с ограниченной ответственностью "Промышленно-производственное предприятие "СУГДАК" (ОГРН 1032700445579, ИНН 2723041274, место нахождения: 680014, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Иркутская, 6; далее - ООО ППП "СУГДАК", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, место нахождения: 107078, г. Москва, пер. Орликов, 10, стр. 1; далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 27:23:041224:152, общей площадью 43 000 кв. м, местоположение: относительно ориентира здание, расположенное в границах участка, адрес ориентира: Хабаровский край, ул. Иркутская, 6, в размере, равной его рыночной стоимости 13 581 000 руб., определенной по состоянию на 01.01.2007, согласно судебной оценочной экспертизе (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Иск основан на положениях пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ).
Определениями от 15.10.2013, от 24.01.2014 судом к участию в деле привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (ОГРН 1042700170116, ИНН 2721121630, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 74) - соответчиком, Правительство Хабаровского края (ОГРН 1022700931868, ИНН 2700000786, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 5; далее - Правительство края), администрация города Хабаровска (ОГРН 1032700305978, ИНН 2702015107, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 66, далее - администрация) - третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 15.05.2014 иск удовлетворен в заявленной сумме.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2014 указанное решение изменено: судом установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере, равной его рыночной стоимости 13 000 000 руб.
Не согласившись с названным постановлением суда апелляционной инстанции, администрация и Правительство края подали в Арбитражный суд Дальневосточного округа кассационные жалобы, в которых просят его отменить в связи в нарушением норм материального права и принять новый судебный акт об отказе в иске.
Администрация в жалобе приводит доводы о том, что рыночная стоимость земельного участка подлежала установлению на 01.01.2009, то есть на дату вступления в силу постановления Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 N 273-ПР "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Хабаровском крае" (далее - постановление Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 N 273-ПР), которым утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Хабаровского края.
Полагает, что действовавшее до введения в действие Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" законодательство не предусматривало ретроспективного (на прошедший период) установления кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости.
Со ссылкой на статьи 24.13, 24.19 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ указывает, что представленный истцом отчет эксперта ООО "Дальневосточное агентство недвижимости" от 17.12.2013 N 417/5 не может являться надлежащим доказательством, поскольку спорный земельный участок как объект гражданско-правовых отношений 01.01.2007 не существовал. Считает, что данный отчет не соответствует действующим федеральным стандартам оценки.
В завершение жалобы обращает внимание на то, что в соответствии с пунктом 8 федеральных стандартов оценки, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N 256 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", отчеты независимого оценщика составлены за пределами предусмотренного трехмесячного срока.
В своей жалобе Правительство края, основываясь на правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, со ссылкой на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, приводит доводы о том, что при рассмотрении настоящего спора судам следовало учитывать не только заключение эксперта от 10.09.2014 N 372-14, но и постановление Правительства края от 25.11.2008 N 273-ПР, получившее положительное заключение Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Кроме этого, отсутствие в резолютивной части решения суда первой инстанции указания даты, по состоянию на которую определена рыночная стоимость земельного участка, противоречит требованиям определенности и ясности решения суда и может повлиять на его правильное исполнение в связи с тем, что постановлением Правительства Хабаровского края от 02.07.2014 N 205-пр "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Хабаровского края" (вступившим в законную силу с 01.01.2015) утверждена кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2012. Поэтому считает, что с 01.01.2015 рыночная стоимость земельного участка не подлежит применению.
Отзыв на кассационные жалобы не поступил.
Определением суда от 24.02.2015 рассмотрение кассационных жалоб в порядке статьи 158 АПК РФ откладывалось до 11 часов 40 минут 17.03.2015.
В судебном заседании кассационной инстанции представители третьих лиц поддержали свои позиции, изложенные в жалобах, дав суду соответствующие пояснения; представитель истца, возражая относительно приведенных доводов, просил постановление от 20.11.2014 оставить без изменения как законное и обоснованное, а жалобы - без удовлетворения.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в суд не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационных жалоб в их отсутствие.
Проверив законность постановления от 20.11.2014 с учетом доводов кассационных жалоб и возражений на них, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "ППП "СУГДАК" является собственником земельного участка с кадастровым номером 27:23:041224:152, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: под существующую базу, общей площадью 43 000 кв. м, адрес объекта: установлено относительно ориентира здание, расположенное в границах участка, адрес ориентира: г. Хабаровск, ул. Иркутская, 6.
Кадастровая стоимость данного земельного участка определена на основе массовой оценки земель на территории Хабаровского края, результаты которой (средние значения удельных показатели кадастровой стоимости) утверждены постановлением Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 N 273-пр по состоянию на 01.01.2007 и согласно кадастровому паспорту от 08.07.2013 N 2700/301/13-97179 составляет 104 832 710 руб., участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 04.12.2008.
ООО "ППП "СУГДАК", ссылаясь на то, что указанная кадастровая стоимость спорного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, определенную на основании отчета общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточное агентство оценки имущества" от 11.06.2013 N 167/5, которая по состоянию на 13.03.2012 составляла 25 337 000 руб., обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами процессуального законодательства назначается экспертиза.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, лицо, заявляющее требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должно доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использовалась оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости.
В силу статьи 24.19 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В ходе разрешения спора судом первой инстанции ввиду того, что определение рыночной стоимости земельного участка на произвольно избранный период времени не соответствует требованиям Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, назначена судебная экспертиза, по результатам которой в соответствии с заключением эксперта от 17.12.2013 N 417/5 рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2007 составила 13 581 000 руб.
Оценив указанное заключение от 17.12.2013 N 417/5 наряду с иными представленными в материалы настоящего дела доказательствами, арбитражный суд первой инстанции признал его соответствующим требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, а величину рыночной стоимости земельного участка достоверной и подлежащей внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой.
Повторно рассматривая дело, суд апелляционной инстанции по ходатайству стороны назначил повторную экспертизу об определении по состоянию на 01.01.2007 рыночной стоимости спорного земельного участка.
Согласно заключению эксперта от 10.09.2014 N 372/1-14 с учетом его пояснений рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2007 определена в размере 13 000 000 руб.
Приняв в качестве надлежащего доказательства названное заключение, а также фактические обстоятельства спора, свидетельствующие о наличии существенной разницы между определенной в массовом порядке кадастровой стоимостью спорного участка и его реальной рыночной стоимостью, и тот факт, что такая стоимость непосредственно влияет на размер земельного налога, суд апелляционной инстанции на основании приведенных норм материального права и разъяснений об их применении обоснованно признал доказанным размер кадастровой стоимости земельного участка, равным его рыночной стоимости - 13 000 000 руб.
Доводы заявителей кассационных жалоб по существу выражают несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, свидетельствуют об ином толковании норм материального права, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и исследованных доказательств по делу, поэтому подлежат отклонению судом кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, судом не допущено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационных жалоб отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2014 по делу N А73-10544/2013 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
В.А.ГРЕБЕНЩИКОВА
Судьи
О.В.ЦИРУЛИК
С.И.ГРЕБЕНЩИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)