Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ УЛЬЯНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 17.12.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4546/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 декабря 2013 г. по делу N 33-4546/2013


Судья: Петрова И.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Королевой А.В.,
судей Кинчаровой О.Е. и Тютькиной З.А.,
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Геоплюс" на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 сентября 2013 года, которым постановлено:
Заявление К.Л.В., К.П., К.Р., Р., П.А.С., П.А.К., Ф., Б.Р.Н., Х. удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации города Ульяновска N 2206 от 25.05.2011 "О предварительном согласовании ООО "Геоплюс" места размещения объекта в Ленинском районе г. Ульяновска".
Заслушав доклад судьи Кинчаровой О.Е. по делу, объяснения представителя ООО "Гео-плюс" П.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения П.А.С., Ф., К.П., П.А.К., К.Л.В., К.Р., Р., их представителя З., представителя администрации г. Ульяновска П.Т., представителя Комитета архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска А., полагавших решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

К.Л.В., К.П., К.Р., Р., П.А.С., П.А.К., Ф., Б.Р.Н., Х. обратились в суд с заявлением о признании незаконным постановления администрации города Ульяновска от 25 мая 2011 г. N 2206 "О предварительном согласовании ООО "Геоплюс" места размещения объекта в Ленинском районе г. Ульяновска".
В обоснование требований указали, что являются жильцами многоквартирного жилого дома *** по ул. С*** в г. Ульяновске. Дом находится недалеко от склона реки Волга, рядом находится оползневая зона. 19 июня 2013 г. возле дома начались строительные работы.
На их запрос администрация г. Ульяновска в письме от 5 августа 2013 г. сообщила, что строительство двухэтажного офисного здания осуществляется на основании разрешения на строительство от 15 мая 2012 N ***. Выделение земельного участка осуществлено постановлением администрации города Ульяновска от 25 мая 2011 г. N 2206 "О предварительном согласовании ООО "Геоплюс" места размещения объекта в Ленинском районе г. Ульяновска".
Принятие администрацией города Ульяновска оспариваемого постановления и выдача разрешения на строительство осуществлены с нарушением действующего законодательства и муниципальных правовых актов, а также нарушаются права и законные интересы жильцов дома.
Генеральным планом города Ульяновска, утвержденным решением Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 г. N 83, предусмотрено, что земельный участок, испрашиваемый ООО "Геоплюс", расположен в зоне зеленых насаждений общего пользования. Территории жилой, общественной застройки находятся вне границ данного участка.
В соответствии с ч. 7 ст. 12 Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 г. N 90, несоответствие планируемой застройки Генеральному плану города Ульяновска является основанием для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта.
В нарушение действующего законодательства администрация города Ульяновска приняла постановление о предварительном согласовании места размещения офиса рядом с домом заявителей.
Земельный участок, переданный в аренду ООО "Геоплюс", является территорией общего пользования, соответственно, в силу ч. 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации он предназначен для беспрепятственного пользования неопределенным кругом лиц и не подлежит застройке. В границах данного участка имеются асфальтированная дорожка направлением вдоль стены их дома и примыкающая к ней асфальтированная площадка, а также клумбы, высаженные жильцами данного дома. Эта территория предназначена для обслуживания их многоквартирного дома: зона отдыха и часть детской площадки. Выбор земельного участка под строительство ООО "ГЕОплюс" осуществлен с нарушением существующих условий использования соответствующей территории.
В нарушение ч. 2, ч. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации администрация г. Ульяновска не осуществила выбор земельного участка, а определила и утвердила единственный вариант места размещения объекта, иные, свободные и подлежащие застройке земельные участки не рассматривались, не были предложены альтернативные места размещения объекта.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ООО "Геоплюс", не соглашаясь с решением суда, просит его отменить, принять новое решение.
В обоснование жалобы выражает несогласие с выводом суда о доказанности факта того, что согласно Генеральному плану города Ульяновска спорный участок находится в зоне зеленых насаждений Р2.
Им были представлены доказательства того, что участок как по Генеральному плану города Ульяновска, так и по Правилам землепользования и застройки г Ульяновска, относится к зоне Ж4, а не расположен в зоне Р2. Представленные ими фрагменты указанных документов являются официальными документами, размещенными на сайте МО г. Ульяновск и на сайте Комитета архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска. Суд не дал оценки представленным им доказательствам и не привел доводов, по которым не принимает указанные доказательства.
К представленным КАиГ администрации г. Ульяновска картам Генерального плана и Правил землепользования и застройки необходимо отнестись критически, так как они являются противоречивыми и несоответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Суду не было представлено бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что спорный земельный участок находится в зоне Р2.
Доказательства, представленные ООО "Геоплюс", а именно схема наложения генерального плана и правил землепользования и застройки, из которой следует, что спорный участок расположен в зоне Ж4, небыли предметом оценки суда.
В нарушение статей 6, 12, 67 ГПК РФ суд отдал предпочтение доказательствам КАиГ по тому основанию, что он является уполномоченным органом.
В ходе рассмотрения дела возникли вопросы, требующие специальных знаний в области градостроительства и кадастрового учета объектов недвижимости, соответственно, судом должна была быть назначена экспертиза.
Предоставление спорного земельного участка было осуществлено в соответствии с требованиями статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 12 Правил землепользования и застройки города Ульяновска, основания к отказу в предоставлении земельного участка отсутствовали.
В возражениях на апелляционную жалобу К.Р., Ф., К.П., Б.Р.Н., П.А.К., К.Л.В. просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Б.Р.Н. и Х. в суд не явились, о дне и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены. При таких обстоятельствах судебная коллегия посчитала необходимым рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы ООО "Геоплюс", возражения на апелляционную жалобу К.Р., Ф., К.П., Б.Р.Н., П.А.К., К.Л.В. судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно статьям 12, 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.
Материалами дела установлено, что Главой города Ульяновска 25 мая 2011 г. вынесено постановление N 2206 "О предварительном согласовании ООО "Геоплюс" места размещения объекта в Ленинском районе г. Ульяновска".
Указанным постановлением утверждена схема расположения земельного участка по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, северо-восточнее жилого дома N *** по ул. Д***(земли населенных пунктов), на кадастровом плане (карте) соответствующей территории***, предварительно согласовано место размещения офисного здания на указанном земельном участке, площадью 900,0 кв. м, утвержден акт выбора земельного участка, площадью 900 кв. м по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, северо-восточнее жилого дома N *** по ул. Д*** (земли населенных пунктов) (территориальная зона Ж4), под строительство офисного здания.
Заявители - жильцы дома N *** по ул. С*** г. Ульяновска, обратились в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением об оспаривании указанного постановления Главы города Ульяновска.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности регламентирован нормами Земельного кодекса Российской Федерации.
Так в соответствии с частью 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса (часть 5).
Статья 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает порядок выбора земельных участков для строительства.
Согласно указанной норме гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а вне обходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что порядок выбора вышеуказанного земельного участка, испрашиваемого ООО "Гео плюс" под строительство офисного здания, предусмотренный приведенными положениями Земельного кодекса Российской Федерации, органом местного самоуправления был нарушен. Так, был осуществлен выбор только одного конкретного, испрашиваемого ООО "Гео плюс" земельного участка, никакие иные варианты размещения объекта не рассматривались, соответственно, отсутствовал при принятии оспариваемого постановления перечень необходимых для выбора земельного участка документов.
Указанные обстоятельства не отрицались в ходе судебного разбирательства представителями администрации г. Ульяновска и Комитета архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска.
На основании надлежащей оценки исследованных в судебном заседании доказательств суд первой инстанции правильно установил, что по Генеральному плану города Ульяновска, утвержденному решением Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 г. N 83, земельный участок, площадью 900 кв. м, по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, северо-восточнее жилого дома N *** по ул. Д*** в г. Ульяновске, выделенный ООО "Гео плюс", расположен на территории зеленых насаждений общего пользования (Р2).
Тогда как в соответствии с проектом планировки территории центральной части муниципального образования "Город Ульяновск", утвержденным постановлением мэрии г. Ульяновска от 23 июля 2009 г. N 5845, а также согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90, указанный участок входит в зону застройки и относится к территориям жилых, общественно-деловых, производственных, коммунально-складских микрорайонов и кварталов (зона Ж4), что противоречит Генеральному плану города Ульяновска.
Как указано в Правилах землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", они являются нормативным правовым актом, принятым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ульяновской области, Уставом муниципального образования "Город Ульяновск", Генеральным планом города Ульяновска, а также с учетом положений иных актов и документов, определяющих основные направления социально-экономического и градостроительного развития города Ульяновска, охраны его культурного наследия, окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Таким образом, Правила землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск" должны соответствовать Генеральному плану города Ульяновска, как нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Согласно пункту 3 части 7 статьи 12 Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске основанием для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта является несоответствие планируемой застройки Генеральному плану города Ульяновска.
Правилами землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск" определено, что зона зеленых насаждений общего пользования (Р2) выделена для сохранения и обустройства озелененных пространств при их активном использовании с возможностью строго ограниченного строительства объектов капитального строительства.
Виды разрешенного использования данной зоны:
Основные виды разрешенного использования: парки, сады, скверы, бульвары, набережные, аллеи, эспланады.
Условно разрешенные виды использования: Объекты торговли, досуга и развлечений; Объекты общественного питания; Культовые объекты; Объекты зоотехнического и ветеринарного сервиса; Объекты отдыха и туризма; Объекты физкультуры и спорта; Объекты санитарно-экологического назначения; Площадки и зоны для выгула собак.
Вспомогательные виды разрешенного использования: Объекты охраны общественного порядка; Стоянки автомобильного транспорта; Административные объекты; Объекты инженерной инфраструктуры.
Из указанных положений Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск" следует, что в зоне зеленых насаждений общего пользования не предусмотрена возможность строительства офисного здания, что свидетельствует о незаконности выбора ООО "Гео плюс" земельного участка, площадью 900 кв. м, по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, северо-восточнее жилого дома N *** по ул. Д***, под строительство офисного здания.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия находит законным и обоснованным решение суда первой инстанции о признании незаконным постановления администрации города Ульяновска N 2206 от 25.05.2011 "О предварительном согласовании ООО "Гео плюс" места размещения объекта в Ленинском районе г. Ульяновска".
Доводы апелляционной жалобы ООО "Гео плюс", суть которых сводится к несогласию с выводом суда первой инстанции о том, что выделенный им земельный участок по Генеральному плану города Ульяновска относится к зоне зеленых насаждений общего пользования, направлены на переоценку представленных Комитетом архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска доказательств: фрагмента основного чертежа Генерального плана города Ульяновска и фрагмента карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск".
Однако судебная коллегия, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что судом первой инстанции дана верная оценка исследованным доказательствам, в том числе и документам, представленным Комитетом архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска. У судебной коллегии оснований сомневаться в правильности указанной оценки оснований не имеется. Указанные документы правомерно учтены судом первой инстанции при принятии оспариваемого решения.
Представленные ООО "Гео плюс" документы не являются бесспорными доказательствами, опровергающими установленные судом первой инстанции обстоятельства.
Иные доводы жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции и не могут повлечь отмену судебного решения.
В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 сентября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Геоплюс" - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)