Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 1 апреля 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 8 апреля 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровым О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 30 декабря 2013 года по делу N А66-7162/2012 (судья Бачкина Е.А.),
федеральное государственное унитарное предприятие учебно-опытного хозяйства "Сахарово" государственное образовательное учреждение Тверской государственной сельскохозяйственной академии (ОГРН 1036900007055; далее - ФГУП Учхоз "Сахарово", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее - управление), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области (далее - учреждение) о признании внесенных управлением в кадастр сведений о 7 группе видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 69:40:01:00:650:0022 общей площадью 23780,1 кв. м не соответствующими фактическому использованию земельного участка и о возложении на учреждение обязанности исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:40:01:00:650:0022 общей площадью 23780,1 кв. м в размере 48 603 432 руб. 99 коп. с момента включения; отнести вышеуказанный земельный участок к 5 группе видов разрешенного использования и установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:40:01:00:650:0022 общей площадью 23780,1 кв. м в размере 10 600 455 руб. 18 коп.; включить в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:40:01:00:650:0022 общей площадью 23780,1 кв. м в размере 10 600 455 руб. 18 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент архитектуры и строительства администрации города Твери (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 30 декабря 2013 года заявленные требования предприятия удовлетворены.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований предприятия. В обоснование своей позиции ссылается на то, что вывод суда об отсутствии в постановлении администрации Тверской области от 30.12.2008 N 503-па "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области" (далее - постановление N 503-па) сведений о группе вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 69:40:01:00:650:0022 противоречит обстоятельствам дела. При этом указывает на то, что согласно пункту 1 письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица). Полагает, что управление не могло и не может совершать действия, связанные с определением кадастровой стоимости в рамках проведения государственной оценки земель. Указывает на то, что сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка, а также о самой кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости в полном соответствии со сведениями об удельном показателе кадастровой стоимости, кадастровой стоимости и группе видов разрешенного использования, установленные постановлением N 503-па. Полагает, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области от 16 августа 2012 года по делу N А66-4309/2012, по своей сути пересмотрены судом в обжалуемом решении, что является недопустимым. Указывает на то, что изменение кадастровой стоимости обусловлено исключительно изменением площади земельного участка, иные характеристики, установленные постановлением N 503-па, управлением не изменялись. Ссылается на то, что заявитель обратился в суд за пределами срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК, а также за истечением общего срока исковой давности, предусмотренного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указывает на то, что судом не принята позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, в определениях от 15.09.2011 N 9537/11, от 27.02.2012 по делу N ВАС-17580/11.
Учреждение в апелляционной жалобе также просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований предприятия. В обоснование своей позиции указывает на то, что фактически спор разрешен как административный, но без применения обязательного в этом случае порядка, предусмотренного главой 24 АПК РФ, и при ошибочной квалификации иска. Полагает, что ссылка суда на позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформированную в постановлении от 15.12.2011 N 12651/11, ошибочна, так как в данном случае отнесение к определенному виду земельных участков осуществлялось не органом кадастрового учета, а при проведении работ по государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов. Ссылается на то, что в момент внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100650:0022 в государственный кадастр недвижимости учреждение не являлось органом кадастрового учета, осуществляющего публичные полномочия. Указывает на то, что в нарушении общих принципов отнесения судебных расходов на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, а также статьи 110 АПК РФ суд возложил обязанность по оплате государственной пошлины только на учреждение.
ФГУП Учхоз "Сахарово" в отзыве с доводами жалоб не согласилось, решение суда считает законным и обоснованным.
От департамента отзыв на апелляционные жалобы не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалоб апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, от управления поступило ходатайство о рассмотрении жалоб в его отсутствие. В связи с этим дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Как видно из материалов дела, в соответствии с постановлением N 503-па, принадлежащий предприятию на праве постоянного бессрочного пользования спорный земельный участок с кадастровым номером 69:40:0100650:0022 общей площадью 23 780,1 кв. м имеет кадастровую стоимость 48 603 432 руб. 99 коп., отнесен к 7 группе разрешенного использования - земли, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства и религии, разрешенное использование - под ремонтно-механические мастерские.
Вместе с тем ФГУП Учхоз "Сахарово" считает, что данный земельный участок должен относиться к 5 группе разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, поскольку на нем расположены только ремонтно-технические мастерские. Соответственно, по мнению заявителя, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100650:0022, площадью 23 780,1 кв. м, составит 10 600 455 руб. 18 коп.
Предприятие, считая, что внесенные управлением в кадастр сведений о 7 группе видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 69:40:01:00:650:0022 общей площадью 23780,1 кв. м не соответствующими фактическому использованию земельного участка, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действия управления по внесению в государственный кадастр недвижимости с момента внесения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 69:40:01:00:650:0022, общей площадью 23 780,1 кв. м в размере 48 603 432 руб. 99 коп., обязать установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:40:01:00:650:0022, общей площадью 23 780,1 кв. м в размере 42 090 руб. 77 коп.; обязать учреждение с момента включения исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:40:01:00:650:0022 общей площадью 23 780,1 кв. м в размере 48 603 432 руб. 99 коп. и включить в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:40:01:00:650:0022, общей площадью 23 780,1 кв. м в размере 42 090 руб. 77 коп.
Заявитель в судебном заседании 02.09.2013 письменно уточнил требования, просил признать внесенные управлением в кадастр сведения о 7 группе видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 69:40:01:00:650:0022 общей площадью 23 780,1 кв. м несоответствующими фактическому использованию земельного участка и обязать учреждение с момента включения исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:40:01:00:650:0022 общей площадью 23 780,1 кв. м в размере 48 603 432 руб. 99 коп., а также отнести вышеуказанный земельный участок к 5 группе видов разрешенного использования и установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:40:01:00:650:0022 общей площадью 23 780,1 кв. м в размере 10 600 455 руб. 18 коп. и включить в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:40:01:00:650:0022, общей площадью 23 780,1 кв. м в размере 10 600 445 руб. 18 коп.
В соответствии со статьей 49 АПК РФ уточнение заявленных требований принято судом, что подтверждается протоколом судебного заседания от 02.09.2013 и определением суда от этой же даты (том 2, листы 121, 133 - 136).
В связи с этим доводы подателей апелляционной жалобы о том, что спор рассмотрен по правилам главы 24 АПК РФ без соблюдения предусмотренного в данной главе порядка не соответствует фактическим обстоятельствам и опровергается материалами дела.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования с учетом их уточнения.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены обжалуемого решения ввиду следующего.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
Согласно части 3 статьи 1 названного Закона государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу части 5 статьи 4 Закона о кадастре сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктом 14 части 2 статьи 7 Закона о кадастре установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании земельного участка.
Порядок определения и изменения сведений относительно разрешенного использования земельных участков предусмотрен действующим законодательством (Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Закон о кадастре).
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Цель, которую преследовало общество при обращении в арбитражный суд с требованиями, впоследствии уточненными, состоит фактически в уменьшении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве постоянного бессрочного пользования спорный земельный участок с кадастровым номером 69:40:0100650:0022 общей площадью 23 780,1 кв. м с 48 603 432 руб. 99 коп. до 10 600 445 руб. 18 коп. за счет устранения в кадастре недостоверных, по мнению общества, сведений о номере вида разрешенного использования, присвоенного спорному земельному участку органом кадастрового учета.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11, споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В отличие от административного вида судопроизводства в исковом производстве каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статья 65 АПК РФ).
В данном случае, приняв уточнение заявленных требований, суд рассмотрел настоящий спор с учетом разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 15.12.2011 N 12651/11, процессуальных нарушений при разрешении судом первой инстанции настоящего спора судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), и Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152, земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, и земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, отнесены к разным видам разрешенного использования, имеющим различные номера (цифровые обозначения).
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила проведения оценки), организация проведения кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения таких работ названные органы привлекают оценщиков или юридических лиц, имеющих право на заключение договора об оценке.
Согласно пунктам 4 и 9 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, на Роснедвижимость и ее территориальные органы возложена проверка результатов по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации, составлению отчета по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов такой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение.
Пунктом 10 Правил проведения оценки установлено, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пунктам 3, 4 и 9 Правил проведения оценки государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного и других кадастров, основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с Методическими указаниями, кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов следует определять применительно к определенным видам разрешенного использования.
Согласно пункту 2.6.4 Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков производится путем умножения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе данных видов разрешенного использования на площадь земельных участков.
Во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" на территории Тверской области в 2007 - 2008 годах проведена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Тверской области, определены кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в зависимости от видов разрешенного использования земельных участков в соответствии с Типовым перечнем.
На основании представления управления постановлением N 503-па администрация Тверской области утвердила результаты кадастровой оценки земель, согласно которым спорный земельный участок по виду разрешенного использования отнесен к 7-й группе типового перечня.
Постановлением N 503-па утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости для кадастровых кварталов в разрезе 16 видов разрешенного использования в том числе для кадастрового квартала 69:40:01:00:650, в котором расположен спорный земельный участок, находящийся во владении заявителя (строка 418).
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что постановлением N 503-па утверждена стоимость 1 квадратного метра земель для земельных участков, находящихся в соответствующем кадастровом квартале, в зависимости от вида разрешенного пользования, что соответствует положениям пункта 2 статьи 66 ЗК РФ.
Кадастровая стоимость принадлежащего заявителю земельного участка с кадастровым номером 69:40:01:00:650:0022 в размере 48 603 432 руб. 99 коп. постановлением N 503-па не утверждалась.
При этом размер кадастровой стоимости земельного участка напрямую зависит от того, к какому из 16 видов разрешенного использования отнесен земельный участок, поэтому правильное установление вида разрешенного использования (одного из шестнадцати возможных) является необходимым условием для правильного определения кадастровой стоимости земельного участка.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10.
Кроме того, как отражено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11, при определении номера вида разрешенного использования земельного участка, управление согласно требованиям земельного и градостроительного законодательства обязано установить, в состав какой территориальной зоны этот участок входит, какие в ней предусмотрены виды разрешенного использования и для чего предназначены расположенные на участке объекты недвижимости. Фактическое использование земельного участка должно отвечать установленному виду его разрешенного использования и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
7 группа объединяет земельные участки образовательных учреждений, научных организаций, государственных академий наук, объектов здравоохранения, ветеринарных лечебниц, органов государственного управления общего и социально - экономического характера, органов по реализации внешней политики, обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, организаций обязательного социального обеспечения и объектов предоставления социальных услуг, спортивных клубов, коллективов физической культуры, действующих на самодеятельной и профессиональной основах в образовательных учреждениях, детско-юношеских спортивных школ, клубов физической подготовки, спортивно-технических школ, образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта и т.д.
В материалах дела усматривается и ответчиками не отрицается, что спорный земельный участок предоставлен заявителю не для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
Между тем фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
Согласно материалам дела, ФГУП Учхоз Сахарово является организацией, осуществляющей сельскохозяйственную деятельность. Основной вид деятельности предприятия - разведение крупного рогатого скота (ОКВЭД 01.21). На спорном земельном участке расположены ремонтно-механические мастерские, используемые предприятием для ремонта сельскохозяйственной техники.
Следовательно, суд пришел к правильному выводу о том, что спорный участок не может быть отнесен по виду разрешенного использования к 7 группе типового перечня. Ни к одной из вышеперечисленных организаций предприятие не относится.
Как следует из типового перечня видов разрешенного использования, приведенном в таблице 1 приложения 2 к постановлению N 503-па от, земельные участки ремонтных мастерских и мастерских технического обслуживания относятся к 5 группе - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, удельный показатель кадастровой стоимости земель 5 группы в кадастровом квартале 69:40:01:00:650-445,77 руб./кв. м.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:40:01:00:650:0022 площадью 23 780, 1 кв. м должна составить 10 600 455 руб. 18 коп.
Таким образом, внесенные управлением в кадастр сведения о 7 группе видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 69:40:01:00:650:0022 общей площадью 23 780,1 кв. м не соответствуют фактическому использованию земельного участка.
Ссылка учреждения на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда тверской области от 14.11.2012 по делу N А66-4309/2012 не имеет правового значения для настоящего спора, поскольку в рамках указанного дела оспаривалось решение управления от 10.04.2012 N 6900/301/12-26-804 об отказе в исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях, и судами трех инстанций не установлено наличие таких ошибок при внесении в государственный кадастр сведений о спорном земельном участке только потому, что его кадастровая стоимость определена на основании постановления N 503-па, которое не отменено и не признано недействительным.
Вместе с тем вопрос о фактическом использовании заявителем спорного земельного участка и о правомерности его отнесения к 7 группе видов разрешенного использования в рамках указанного дела не исследовался. Напротив, суды первой и апелляционной инстанции в судебных актах по делу N А66-4309/2012 сослались на правовую позицию, изложенную в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11, указав, что споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Ссылка управления на то, что заявитель обратился в суд за пределами срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК, а также за истечением общего срока исковой давности, предусмотренного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду ее несостоятельности, поскольку с учетом уточнения требований действия ответчиком не оспариваются, а довод о пропуске заявителем срока исковой давности не подтвержден документально, доказательств, подтверждающих дату получения предприятием кадастрового паспорта, на который ссылается учреждение, ответчиками в материалы дела не представлено.
В связи с тем, что спорные сведения о виде разрешенного использования рассматриваемого земельного участка внесены в кадастр управлением, а заявленные требования удовлетворены судом, с управления правомерно взысканы расходы предприятия по уплате госпошлины.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования предприятия с учетом их уточнения.
Подателями апелляционных жалоб не приведены доводы, опровергающие выводы, изложенные в решении суда.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Тверской области от 30 декабря 2013 года по делу N А66-7162/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.04.2014 ПО ДЕЛУ N А66-7162/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 апреля 2014 г. по делу N А66-7162/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 1 апреля 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 8 апреля 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровым О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 30 декабря 2013 года по делу N А66-7162/2012 (судья Бачкина Е.А.),
установил:
федеральное государственное унитарное предприятие учебно-опытного хозяйства "Сахарово" государственное образовательное учреждение Тверской государственной сельскохозяйственной академии (ОГРН 1036900007055; далее - ФГУП Учхоз "Сахарово", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее - управление), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области (далее - учреждение) о признании внесенных управлением в кадастр сведений о 7 группе видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 69:40:01:00:650:0022 общей площадью 23780,1 кв. м не соответствующими фактическому использованию земельного участка и о возложении на учреждение обязанности исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:40:01:00:650:0022 общей площадью 23780,1 кв. м в размере 48 603 432 руб. 99 коп. с момента включения; отнести вышеуказанный земельный участок к 5 группе видов разрешенного использования и установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:40:01:00:650:0022 общей площадью 23780,1 кв. м в размере 10 600 455 руб. 18 коп.; включить в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:40:01:00:650:0022 общей площадью 23780,1 кв. м в размере 10 600 455 руб. 18 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент архитектуры и строительства администрации города Твери (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 30 декабря 2013 года заявленные требования предприятия удовлетворены.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований предприятия. В обоснование своей позиции ссылается на то, что вывод суда об отсутствии в постановлении администрации Тверской области от 30.12.2008 N 503-па "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области" (далее - постановление N 503-па) сведений о группе вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 69:40:01:00:650:0022 противоречит обстоятельствам дела. При этом указывает на то, что согласно пункту 1 письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица). Полагает, что управление не могло и не может совершать действия, связанные с определением кадастровой стоимости в рамках проведения государственной оценки земель. Указывает на то, что сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка, а также о самой кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости в полном соответствии со сведениями об удельном показателе кадастровой стоимости, кадастровой стоимости и группе видов разрешенного использования, установленные постановлением N 503-па. Полагает, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области от 16 августа 2012 года по делу N А66-4309/2012, по своей сути пересмотрены судом в обжалуемом решении, что является недопустимым. Указывает на то, что изменение кадастровой стоимости обусловлено исключительно изменением площади земельного участка, иные характеристики, установленные постановлением N 503-па, управлением не изменялись. Ссылается на то, что заявитель обратился в суд за пределами срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК, а также за истечением общего срока исковой давности, предусмотренного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указывает на то, что судом не принята позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, в определениях от 15.09.2011 N 9537/11, от 27.02.2012 по делу N ВАС-17580/11.
Учреждение в апелляционной жалобе также просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований предприятия. В обоснование своей позиции указывает на то, что фактически спор разрешен как административный, но без применения обязательного в этом случае порядка, предусмотренного главой 24 АПК РФ, и при ошибочной квалификации иска. Полагает, что ссылка суда на позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформированную в постановлении от 15.12.2011 N 12651/11, ошибочна, так как в данном случае отнесение к определенному виду земельных участков осуществлялось не органом кадастрового учета, а при проведении работ по государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов. Ссылается на то, что в момент внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100650:0022 в государственный кадастр недвижимости учреждение не являлось органом кадастрового учета, осуществляющего публичные полномочия. Указывает на то, что в нарушении общих принципов отнесения судебных расходов на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, а также статьи 110 АПК РФ суд возложил обязанность по оплате государственной пошлины только на учреждение.
ФГУП Учхоз "Сахарово" в отзыве с доводами жалоб не согласилось, решение суда считает законным и обоснованным.
От департамента отзыв на апелляционные жалобы не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалоб апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, от управления поступило ходатайство о рассмотрении жалоб в его отсутствие. В связи с этим дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Как видно из материалов дела, в соответствии с постановлением N 503-па, принадлежащий предприятию на праве постоянного бессрочного пользования спорный земельный участок с кадастровым номером 69:40:0100650:0022 общей площадью 23 780,1 кв. м имеет кадастровую стоимость 48 603 432 руб. 99 коп., отнесен к 7 группе разрешенного использования - земли, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства и религии, разрешенное использование - под ремонтно-механические мастерские.
Вместе с тем ФГУП Учхоз "Сахарово" считает, что данный земельный участок должен относиться к 5 группе разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, поскольку на нем расположены только ремонтно-технические мастерские. Соответственно, по мнению заявителя, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100650:0022, площадью 23 780,1 кв. м, составит 10 600 455 руб. 18 коп.
Предприятие, считая, что внесенные управлением в кадастр сведений о 7 группе видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 69:40:01:00:650:0022 общей площадью 23780,1 кв. м не соответствующими фактическому использованию земельного участка, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действия управления по внесению в государственный кадастр недвижимости с момента внесения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 69:40:01:00:650:0022, общей площадью 23 780,1 кв. м в размере 48 603 432 руб. 99 коп., обязать установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:40:01:00:650:0022, общей площадью 23 780,1 кв. м в размере 42 090 руб. 77 коп.; обязать учреждение с момента включения исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:40:01:00:650:0022 общей площадью 23 780,1 кв. м в размере 48 603 432 руб. 99 коп. и включить в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:40:01:00:650:0022, общей площадью 23 780,1 кв. м в размере 42 090 руб. 77 коп.
Заявитель в судебном заседании 02.09.2013 письменно уточнил требования, просил признать внесенные управлением в кадастр сведения о 7 группе видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 69:40:01:00:650:0022 общей площадью 23 780,1 кв. м несоответствующими фактическому использованию земельного участка и обязать учреждение с момента включения исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:40:01:00:650:0022 общей площадью 23 780,1 кв. м в размере 48 603 432 руб. 99 коп., а также отнести вышеуказанный земельный участок к 5 группе видов разрешенного использования и установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:40:01:00:650:0022 общей площадью 23 780,1 кв. м в размере 10 600 455 руб. 18 коп. и включить в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:40:01:00:650:0022, общей площадью 23 780,1 кв. м в размере 10 600 445 руб. 18 коп.
В соответствии со статьей 49 АПК РФ уточнение заявленных требований принято судом, что подтверждается протоколом судебного заседания от 02.09.2013 и определением суда от этой же даты (том 2, листы 121, 133 - 136).
В связи с этим доводы подателей апелляционной жалобы о том, что спор рассмотрен по правилам главы 24 АПК РФ без соблюдения предусмотренного в данной главе порядка не соответствует фактическим обстоятельствам и опровергается материалами дела.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования с учетом их уточнения.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены обжалуемого решения ввиду следующего.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
Согласно части 3 статьи 1 названного Закона государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу части 5 статьи 4 Закона о кадастре сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктом 14 части 2 статьи 7 Закона о кадастре установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании земельного участка.
Порядок определения и изменения сведений относительно разрешенного использования земельных участков предусмотрен действующим законодательством (Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Закон о кадастре).
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Цель, которую преследовало общество при обращении в арбитражный суд с требованиями, впоследствии уточненными, состоит фактически в уменьшении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве постоянного бессрочного пользования спорный земельный участок с кадастровым номером 69:40:0100650:0022 общей площадью 23 780,1 кв. м с 48 603 432 руб. 99 коп. до 10 600 445 руб. 18 коп. за счет устранения в кадастре недостоверных, по мнению общества, сведений о номере вида разрешенного использования, присвоенного спорному земельному участку органом кадастрового учета.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11, споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В отличие от административного вида судопроизводства в исковом производстве каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статья 65 АПК РФ).
В данном случае, приняв уточнение заявленных требований, суд рассмотрел настоящий спор с учетом разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 15.12.2011 N 12651/11, процессуальных нарушений при разрешении судом первой инстанции настоящего спора судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), и Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152, земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, и земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, отнесены к разным видам разрешенного использования, имеющим различные номера (цифровые обозначения).
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила проведения оценки), организация проведения кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения таких работ названные органы привлекают оценщиков или юридических лиц, имеющих право на заключение договора об оценке.
Согласно пунктам 4 и 9 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, на Роснедвижимость и ее территориальные органы возложена проверка результатов по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации, составлению отчета по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов такой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение.
Пунктом 10 Правил проведения оценки установлено, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пунктам 3, 4 и 9 Правил проведения оценки государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного и других кадастров, основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с Методическими указаниями, кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов следует определять применительно к определенным видам разрешенного использования.
Согласно пункту 2.6.4 Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков производится путем умножения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе данных видов разрешенного использования на площадь земельных участков.
Во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" на территории Тверской области в 2007 - 2008 годах проведена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Тверской области, определены кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в зависимости от видов разрешенного использования земельных участков в соответствии с Типовым перечнем.
На основании представления управления постановлением N 503-па администрация Тверской области утвердила результаты кадастровой оценки земель, согласно которым спорный земельный участок по виду разрешенного использования отнесен к 7-й группе типового перечня.
Постановлением N 503-па утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости для кадастровых кварталов в разрезе 16 видов разрешенного использования в том числе для кадастрового квартала 69:40:01:00:650, в котором расположен спорный земельный участок, находящийся во владении заявителя (строка 418).
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что постановлением N 503-па утверждена стоимость 1 квадратного метра земель для земельных участков, находящихся в соответствующем кадастровом квартале, в зависимости от вида разрешенного пользования, что соответствует положениям пункта 2 статьи 66 ЗК РФ.
Кадастровая стоимость принадлежащего заявителю земельного участка с кадастровым номером 69:40:01:00:650:0022 в размере 48 603 432 руб. 99 коп. постановлением N 503-па не утверждалась.
При этом размер кадастровой стоимости земельного участка напрямую зависит от того, к какому из 16 видов разрешенного использования отнесен земельный участок, поэтому правильное установление вида разрешенного использования (одного из шестнадцати возможных) является необходимым условием для правильного определения кадастровой стоимости земельного участка.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10.
Кроме того, как отражено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11, при определении номера вида разрешенного использования земельного участка, управление согласно требованиям земельного и градостроительного законодательства обязано установить, в состав какой территориальной зоны этот участок входит, какие в ней предусмотрены виды разрешенного использования и для чего предназначены расположенные на участке объекты недвижимости. Фактическое использование земельного участка должно отвечать установленному виду его разрешенного использования и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
7 группа объединяет земельные участки образовательных учреждений, научных организаций, государственных академий наук, объектов здравоохранения, ветеринарных лечебниц, органов государственного управления общего и социально - экономического характера, органов по реализации внешней политики, обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, организаций обязательного социального обеспечения и объектов предоставления социальных услуг, спортивных клубов, коллективов физической культуры, действующих на самодеятельной и профессиональной основах в образовательных учреждениях, детско-юношеских спортивных школ, клубов физической подготовки, спортивно-технических школ, образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта и т.д.
В материалах дела усматривается и ответчиками не отрицается, что спорный земельный участок предоставлен заявителю не для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
Между тем фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
Согласно материалам дела, ФГУП Учхоз Сахарово является организацией, осуществляющей сельскохозяйственную деятельность. Основной вид деятельности предприятия - разведение крупного рогатого скота (ОКВЭД 01.21). На спорном земельном участке расположены ремонтно-механические мастерские, используемые предприятием для ремонта сельскохозяйственной техники.
Следовательно, суд пришел к правильному выводу о том, что спорный участок не может быть отнесен по виду разрешенного использования к 7 группе типового перечня. Ни к одной из вышеперечисленных организаций предприятие не относится.
Как следует из типового перечня видов разрешенного использования, приведенном в таблице 1 приложения 2 к постановлению N 503-па от, земельные участки ремонтных мастерских и мастерских технического обслуживания относятся к 5 группе - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, удельный показатель кадастровой стоимости земель 5 группы в кадастровом квартале 69:40:01:00:650-445,77 руб./кв. м.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:40:01:00:650:0022 площадью 23 780, 1 кв. м должна составить 10 600 455 руб. 18 коп.
Таким образом, внесенные управлением в кадастр сведения о 7 группе видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 69:40:01:00:650:0022 общей площадью 23 780,1 кв. м не соответствуют фактическому использованию земельного участка.
Ссылка учреждения на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда тверской области от 14.11.2012 по делу N А66-4309/2012 не имеет правового значения для настоящего спора, поскольку в рамках указанного дела оспаривалось решение управления от 10.04.2012 N 6900/301/12-26-804 об отказе в исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях, и судами трех инстанций не установлено наличие таких ошибок при внесении в государственный кадастр сведений о спорном земельном участке только потому, что его кадастровая стоимость определена на основании постановления N 503-па, которое не отменено и не признано недействительным.
Вместе с тем вопрос о фактическом использовании заявителем спорного земельного участка и о правомерности его отнесения к 7 группе видов разрешенного использования в рамках указанного дела не исследовался. Напротив, суды первой и апелляционной инстанции в судебных актах по делу N А66-4309/2012 сослались на правовую позицию, изложенную в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11, указав, что споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Ссылка управления на то, что заявитель обратился в суд за пределами срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК, а также за истечением общего срока исковой давности, предусмотренного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду ее несостоятельности, поскольку с учетом уточнения требований действия ответчиком не оспариваются, а довод о пропуске заявителем срока исковой давности не подтвержден документально, доказательств, подтверждающих дату получения предприятием кадастрового паспорта, на который ссылается учреждение, ответчиками в материалы дела не представлено.
В связи с тем, что спорные сведения о виде разрешенного использования рассматриваемого земельного участка внесены в кадастр управлением, а заявленные требования удовлетворены судом, с управления правомерно взысканы расходы предприятия по уплате госпошлины.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования предприятия с учетом их уточнения.
Подателями апелляционных жалоб не приведены доводы, опровергающие выводы, изложенные в решении суда.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 30 декабря 2013 года по делу N А66-7162/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Ю.ДОКШИНА
А.Ю.ДОКШИНА
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
О.А.ТАРАСОВА
Т.В.ВИНОГРАДОВА
О.А.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)