Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 03 сентября 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поротикова А.И.,
судей Суховой И.Б.,
Ушаковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черенковой Е.С.,
при участии:
- от Открытого акционерного общества "Маслобойный завод "Инжавинский": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Администрации Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Муниципального образования муниципального района - Инжавинский район Тамбовской области в лице Администрации Инжавинского района Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Маслобойный завод "Инжавинский" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 14.05.2014 г. по делу N А64-7719/2013 (судья Тишин А.А.) по исковому заявлению Открытого акционерного общества "Маслобойный завод "Инжавинский", Тамбовская область, р.п. Инжавино, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, г. Тамбов, (Управление Росреестра по Тамбовской области), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области, г. Тамбов, третьи лица: Администрация Тамбовской области, г. Тамбов, Муниципальное образование муниципальный район - Инжавинский район Тамбовской области в лице Администрации Инжавинского района Тамбовской области, Тамбовская область, Инжавинский район, об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости,
установил:
Открытое акционерное общество "Маслобойный завод "Инжавинский" (далее - ОАО "Маслобойный завод "Инжавинский") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области (Управление Росреестра по Тамбовской области), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Администрация Тамбовской области, Муниципальное образование муниципальный район - Инжавинский район Тамбовской области в лице Администрации Инжавинского района Тамбовской области.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 14.05.2014 г. по делу N А64-7719/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ОАО "Маслобойный завод "Инжавинский" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило названное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание апелляционного суда 02.09.2014 г. представители лиц, участвующих в деле, не явились.
В апелляционной жалобе истца содержится ходатайство о рассмотрении настоящего дела в его отсутствие.
Аналогичное ходатайство поступило и от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области.
Администрацией Тамбовской области в материалы дела представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых названное лицо просит оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения вышеназванных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие, в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, исследовав и оценив представленные доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Маслобойный завод "Инжавинский" принадлежат на праве собственности следующие земельные участки:
- - земельный участок с кадастровым номером 68:05:1631003:0001, площадью 118016 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для производственных целей, местоположение: Тамбовская область, Инжавинский район, р.п. Инжавино, ул. Распопова, д. 31, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права собственности серия 68-АА N 877175 от 28.10.2008 года, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.10.2008 года сделана запись регистрации N 68--68-04/012/2008-306;
- - земельный участок с кадастровым номером 68:05:1617001:1, площадью 70 764 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для производственных целей, местоположение: Тамбовская область, Инжавинский район, р.п. Инжавино, ул. Карла Маркса, д. 4, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права собственности серия 68 АБ N 256260 от 13.01.2011 года, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 13.01.2011 года сделана запись регистрации N 68-68-04/014/2010-052;
- - земельный участок с кадастровым номером 68:05:1609002:0003, площадью 48905 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для производственных целей, местоположение: Тамбовская область. Инжавинский район, р.п. Инжавино, ул. Техническая, д. 4, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права собственности серия 68АА N 670949 от 19.04.2007 года, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.04.2007 года сделана запись регистрации N 68-68-04/001/2007-816.
Согласно кадастровым справкам кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:05:1631003:0001 составляет 51 752 376 рублей 32 копейки; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:05:1617001:1 - 31 031 429 рублей 28 копеек; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:05:1609002:0003 - 21 445 820 рублей 60 копеек.
Считая, что кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих истцу на праве собственности, значительно превышает их рыночную стоимость, что ведет к увеличению налогового бремени, истец обратился к независимому оценщику - ООО "Юридический Центр "Гарант" для определения рыночной стоимости указанных выше земельных участков.
Как следует из отчета N О-010-13/1 от 29.08.2013, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:05:1631003:0001 по состоянию на 01.01.2007 года с учетом округления составила 4 956 672 рубля. (без НДС).
Согласно отчету об оценке N О-010-13/2 от 29.08.2013, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:05:1617001:1 по состоянию на 01.01.2007 года с учетом округления составила 3 113 616 рублей. (без НДС).
В соответствии с отчетом об оценке N О-010-13/3 от 29.08.2013, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:05:1609002:0003 по состоянию на 01.01.2007 года с учетом округления составила 2 249 630 рублей. (без НДС).
Ссылаясь на то, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:05:1631003:0001 должна составлять 4 956 672 руб., земельного участка с кадастровым номером 68:05:1617001:1 - 3 113 616 руб., земельного участка с кадастровым номером 68:05:1609002:0003 - 2 249 630 руб., истец обратился в суд с настоящим требованием. При этом истец указал, что завышенная кадастровая стоимость земельных участков нарушает его права, в том числе, как налогоплательщика.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав представленные материалы дела, также как суд области, не усматривает оснований для удовлетворения иска, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденным приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу статьи 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка
В соответствии со статьей 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 года N 135-ФЗ в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости, орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, Федеральным законом от 22.07.2010 года N 67-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 изложена правовая позиция, согласно которой законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются.
В статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено право физических и юридических лиц в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности оспорить результаты определения кадастровой стоимости в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии со статьями 24.19, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку различие между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка заключается в различных методах оценки (при определении кадастровой стоимости используется метод массовой оценки, при определении рыночной стоимости - метод индивидуальной оценки), принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости") (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11).
Таким образом, правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде.
Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время и не может осуществляться ретроспективно.
Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, установление рыночной стоимости земельного участка на дату определения кадастровой стоимости не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Судом первой инстанции установлено, что кадастровая стоимость спорных земельных участков, которую истец просил изменить на рыночную, определялась по состоянию на 01.01.2007.
Между тем с 01.01.2014 вступило в законную силу Постановление администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области", утвердившее новые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области по состоянию на 01.01.2013 г.
При таких обстоятельствах кадастровая стоимость земельных участков, вместо которой истец просил суд установить рыночную стоимость земельных участков, на момент принятия оспариваемого судебного акта актуальной не являлась (определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.01.2013 N ВАС-15853/12, от 03.03.2014 N ВАС-1350/14).
Поскольку и кадастровая стоимость, и рыночная стоимость земельного участка определяются по результатам оценки и различие между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка заключается лишь в различных методах оценки (при определении кадастровой стоимости используется метод массовой оценки, при определении рыночной стоимости - метод индивидуальной оценки), изменение кадастровой стоимости на рыночную осуществляется через соответствующий иск на дату принятия решения суда. При этом определение рыночной стоимости должно осуществляться на дату установления актуальной кадастровой стоимости. Изменение кадастровой стоимости обратным числом через соответствующий иск невозможно, поскольку достоверность кадастровой стоимости предметом рассмотрения такого иска не является.
В связи с этим доводы заявителя жалобы, выражающие несогласие с кадастровой стоимостью спорных земельных участков, которая на момент принятия решения не являлась актуальной, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции.
В силу изложенного решение Арбитражного суда Тамбовской области от 14 мая 2014 г. по делу N А64-7719/2013 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 14 мая 2014 г. по делу N А64-7719/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.И.ПОРОТИКОВ
Судьи
И.Б.СУХОВА
И.В.УШАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.09.2014 ПО ДЕЛУ N А64-7719/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 сентября 2014 г. по делу N А64-7719/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 03 сентября 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поротикова А.И.,
судей Суховой И.Б.,
Ушаковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черенковой Е.С.,
при участии:
- от Открытого акционерного общества "Маслобойный завод "Инжавинский": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Администрации Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Муниципального образования муниципального района - Инжавинский район Тамбовской области в лице Администрации Инжавинского района Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Маслобойный завод "Инжавинский" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 14.05.2014 г. по делу N А64-7719/2013 (судья Тишин А.А.) по исковому заявлению Открытого акционерного общества "Маслобойный завод "Инжавинский", Тамбовская область, р.п. Инжавино, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, г. Тамбов, (Управление Росреестра по Тамбовской области), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области, г. Тамбов, третьи лица: Администрация Тамбовской области, г. Тамбов, Муниципальное образование муниципальный район - Инжавинский район Тамбовской области в лице Администрации Инжавинского района Тамбовской области, Тамбовская область, Инжавинский район, об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости,
установил:
Открытое акционерное общество "Маслобойный завод "Инжавинский" (далее - ОАО "Маслобойный завод "Инжавинский") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области (Управление Росреестра по Тамбовской области), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Администрация Тамбовской области, Муниципальное образование муниципальный район - Инжавинский район Тамбовской области в лице Администрации Инжавинского района Тамбовской области.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 14.05.2014 г. по делу N А64-7719/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ОАО "Маслобойный завод "Инжавинский" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило названное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание апелляционного суда 02.09.2014 г. представители лиц, участвующих в деле, не явились.
В апелляционной жалобе истца содержится ходатайство о рассмотрении настоящего дела в его отсутствие.
Аналогичное ходатайство поступило и от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области.
Администрацией Тамбовской области в материалы дела представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых названное лицо просит оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения вышеназванных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие, в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, исследовав и оценив представленные доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Маслобойный завод "Инжавинский" принадлежат на праве собственности следующие земельные участки:
- - земельный участок с кадастровым номером 68:05:1631003:0001, площадью 118016 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для производственных целей, местоположение: Тамбовская область, Инжавинский район, р.п. Инжавино, ул. Распопова, д. 31, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права собственности серия 68-АА N 877175 от 28.10.2008 года, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.10.2008 года сделана запись регистрации N 68--68-04/012/2008-306;
- - земельный участок с кадастровым номером 68:05:1617001:1, площадью 70 764 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для производственных целей, местоположение: Тамбовская область, Инжавинский район, р.п. Инжавино, ул. Карла Маркса, д. 4, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права собственности серия 68 АБ N 256260 от 13.01.2011 года, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 13.01.2011 года сделана запись регистрации N 68-68-04/014/2010-052;
- - земельный участок с кадастровым номером 68:05:1609002:0003, площадью 48905 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для производственных целей, местоположение: Тамбовская область. Инжавинский район, р.п. Инжавино, ул. Техническая, д. 4, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права собственности серия 68АА N 670949 от 19.04.2007 года, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.04.2007 года сделана запись регистрации N 68-68-04/001/2007-816.
Согласно кадастровым справкам кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:05:1631003:0001 составляет 51 752 376 рублей 32 копейки; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:05:1617001:1 - 31 031 429 рублей 28 копеек; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:05:1609002:0003 - 21 445 820 рублей 60 копеек.
Считая, что кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих истцу на праве собственности, значительно превышает их рыночную стоимость, что ведет к увеличению налогового бремени, истец обратился к независимому оценщику - ООО "Юридический Центр "Гарант" для определения рыночной стоимости указанных выше земельных участков.
Как следует из отчета N О-010-13/1 от 29.08.2013, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:05:1631003:0001 по состоянию на 01.01.2007 года с учетом округления составила 4 956 672 рубля. (без НДС).
Согласно отчету об оценке N О-010-13/2 от 29.08.2013, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:05:1617001:1 по состоянию на 01.01.2007 года с учетом округления составила 3 113 616 рублей. (без НДС).
В соответствии с отчетом об оценке N О-010-13/3 от 29.08.2013, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:05:1609002:0003 по состоянию на 01.01.2007 года с учетом округления составила 2 249 630 рублей. (без НДС).
Ссылаясь на то, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:05:1631003:0001 должна составлять 4 956 672 руб., земельного участка с кадастровым номером 68:05:1617001:1 - 3 113 616 руб., земельного участка с кадастровым номером 68:05:1609002:0003 - 2 249 630 руб., истец обратился в суд с настоящим требованием. При этом истец указал, что завышенная кадастровая стоимость земельных участков нарушает его права, в том числе, как налогоплательщика.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав представленные материалы дела, также как суд области, не усматривает оснований для удовлетворения иска, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденным приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу статьи 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка
В соответствии со статьей 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 года N 135-ФЗ в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости, орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, Федеральным законом от 22.07.2010 года N 67-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 изложена правовая позиция, согласно которой законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются.
В статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено право физических и юридических лиц в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности оспорить результаты определения кадастровой стоимости в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии со статьями 24.19, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку различие между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка заключается в различных методах оценки (при определении кадастровой стоимости используется метод массовой оценки, при определении рыночной стоимости - метод индивидуальной оценки), принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости") (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11).
Таким образом, правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде.
Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время и не может осуществляться ретроспективно.
Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, установление рыночной стоимости земельного участка на дату определения кадастровой стоимости не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Судом первой инстанции установлено, что кадастровая стоимость спорных земельных участков, которую истец просил изменить на рыночную, определялась по состоянию на 01.01.2007.
Между тем с 01.01.2014 вступило в законную силу Постановление администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области", утвердившее новые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области по состоянию на 01.01.2013 г.
При таких обстоятельствах кадастровая стоимость земельных участков, вместо которой истец просил суд установить рыночную стоимость земельных участков, на момент принятия оспариваемого судебного акта актуальной не являлась (определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.01.2013 N ВАС-15853/12, от 03.03.2014 N ВАС-1350/14).
Поскольку и кадастровая стоимость, и рыночная стоимость земельного участка определяются по результатам оценки и различие между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка заключается лишь в различных методах оценки (при определении кадастровой стоимости используется метод массовой оценки, при определении рыночной стоимости - метод индивидуальной оценки), изменение кадастровой стоимости на рыночную осуществляется через соответствующий иск на дату принятия решения суда. При этом определение рыночной стоимости должно осуществляться на дату установления актуальной кадастровой стоимости. Изменение кадастровой стоимости обратным числом через соответствующий иск невозможно, поскольку достоверность кадастровой стоимости предметом рассмотрения такого иска не является.
В связи с этим доводы заявителя жалобы, выражающие несогласие с кадастровой стоимостью спорных земельных участков, которая на момент принятия решения не являлась актуальной, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции.
В силу изложенного решение Арбитражного суда Тамбовской области от 14 мая 2014 г. по делу N А64-7719/2013 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 14 мая 2014 г. по делу N А64-7719/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.И.ПОРОТИКОВ
Судьи
И.Б.СУХОВА
И.В.УШАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)