Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.03.2015 N 04АП-820/2015 ПО ДЕЛУ N А19-14974/2014

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2015 г. по делу N А19-14974/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Никифорюк Е.О., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 декабря 2014 года по делу N А19-14974/2014 по заявлению Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087, место нахождения: 664025, г. Иркутск, ул. Российская, 17) к Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике администрации Иркутского районного муниципального образования (ОГРН 1043802453738, ИНН 3827016845, место нахождения: 664511, Иркутская обл., Иркутский р-н, д. Зорино-Быково, ул. Заречная д. 15); федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, место нахождения: 107078, г. Москва, переулок Орликов, 10, стр. 1),
третьи лица: Администрация Иркутского районного муниципального образования (ОГРН 1023802456083, ИНН 3827000838, место нахождения: 664511, Иркутская обл., Иркутский р-н, с.Пивовариха, ул. Дачная, 8); Агентство лесного хозяйства Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859, место нахождения: 666003, г. Иркутск, ул. Горького, 31); Закрытое акционерное общество "АЗГИ" (ОГРН1113850013815, ИНН 3849015274, место нахождения: 664007, г. Иркутск, ул. Ямская, д. 4, оф.35, 36)
о признании незаконным распоряжения от 18.08.2011 N 1083/з, обязании снять с кадастрового учета земельные участки (суд первой инстанции: Дягилева И.П.),
при участии в судебном заседании представителя третьего лица ЗАО "АЗГИ" по доверенности от 23.10.2014 Пальчиковой И.Г.,
в отсутствие в судебном заседании представителей иных лиц, участвующих в деле,

установил:

Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (далее - заявитель, Территориальное управление) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике администрации Иркутского районного муниципального образования (далее - Комитет), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - орган кадастрового учета) о признании незаконным распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике администрации Иркутского районного муниципального образования N 1083/з от 18.08.2011 "Об утверждении схемы расположения земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, юго-запад Иркутского района, левый берег р. Ангара" в части распоряжения земельными участками лесного фонда; обязании федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" снять с государственного кадастрового учета земельные участки (аннулировать и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельных участках) с кадастровым номером 38:06:000000:2516 в части земельных участков с категорией: земли лесного фонда ориентировочной площадью 7,85 га.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 декабря 2014 года в удовлетворении требований заявителя отказано.
Суд первой инстанции исходил из того, что в предмет доказывания по данному спору входит установление факта наложения как вновь образованных земельных участков, так и спорного земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:2516, площадью 4 394 кв. м, на земли лесного фонда. Оценив представленные в подтверждение довода о наложении земельных участков выкопировку из материалов лесоустройства Иркутского лесничества Приморское участковое лесничество Технический участок N 9, картал 7,8, а также координаты поворотных точек границы пересекаемой части спорного земельного участка, суд пришел к выводу, что выкопировка содержит данные о земельном участке с кадастровым номером 38:06:000000:2516, который в настоящее время разделен и имеет другие границы и размеры. Доказательства, подтверждающие какие из вновь образованных земельных участков имеют наложение с участками лесного фонда и в каких размерах, не представлены. Заявителем требования с учетом раздела спорного земельного участка не уточнил, от проведения землеустроительной экспертизы заявитель отказался.
Суд первой инстанции также не усмотрел нарушений прав заявителя именно оспариваемым распоряжением Комитета, поскольку земельный участок с кадастровым номером 38:06:000000:2516 на основании постановления Администрации Иркутского районного муниципального образования от 28.08.2012 N 4035 и договора аренды N 457 от 20.11.2012 предоставлен ЗАО "АЗГИ" в аренду, которые Территориальным управлением не оспорены.
Между тем, рассмотрев вопрос о соблюдении Территориальным управлением требований, установленных частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске заявителем срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании распоряжения Комитета, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
Отказывая в удовлетворении требований к органу кадастрового учета, суд первой инстанции исходил из того, что сведения о границах земель лесного фонда в государственный кадастр недвижимости на момент постановки спорного земельного участка на кадастровый учет не были внесены, в связи с чем оснований для приостановления либо отказа в постановке спорного земельного участка не имелось, соответственно, отсутствовала возможность определения расположения земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:2516 в границах земель лесного фонда.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 38:06:000000:2516 не носят временного характера, земельный участок не является преобразуемым, в связи с чем, по мнению суда, отсутствуют основания для снятия земельного участка с кадастровым номером 38:06:0000002516 с государственного кадастрового учета.
Территориальное управление, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловало его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя, по мотивам неправильного применения норм материального и процессуального права, неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела.
Заявитель жалобы указывает, что Агентство лесного хозяйства Иркутской области осуществляет функции по ведению учета земель лесного фонда на территории Иркутской области. Государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных) точек и в настоящее время не могут быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ.
По данным государственного лесного реестра агентства лесного хозяйства Иркутской области в границы земельного участка с кадастровым номером 38:06:0000002516 вошли участки земель лесного фонда Иркутского лесничества, Приморского участкового лесничества, Технический участок N 9, квартал 7, выделы 10,18,19,20,21,22,23 ориентировочной площади 6,53 га, квартал 8, выделы 6,7,8 ориентировочной площади 7,85 га, что подтверждается графической схемой наложения границ земельного участка с кадастровым номером 38:06:0000002516 относительно материалов лесоустройства, которые в соответствии с Основами лесного законодательства 1993 года утверждались агентством лесного хозяйства Иркутской области, протоколом лесоустроительного совещания по устройству Иркутского лесхоза б/н от 27.10.2004.
На основании положений статьи 7, части 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ, части 1 статьи 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся лесные участки в составе земель лесного фонда. Статьей 92 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Законом о кадастре недвижимости.
11 января 2011 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о государственной регистрации права Российской Федерации на лесной участок, категория земель - земли лесного фонда, общей площадью 265181,0995 га, расположенный в Иркутской области, Иркутской районе, Иркутском лесничестве, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 38 АД N 410940 от 12.01.2011.
Между тем, 18.08.2011 Комитетом по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике Иркутского районного муниципального образования издано распоряжение N 1083/з "Об утверждении схемы расположения земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, юго-запад Иркутского района, левый берег р. Ангары".
Земельный участок с кадастровым номером 38:06:000000:2516 на основании указанного выше распоряжения и заявления о постановке на кадастровый учет поставлен на кадастровый учет, в результате чего в границы земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:2516, вошли участки земель лесного фонда Иркутского лесничества, Приморского участкового лесничества, Технический участок N 9, квартал 7 выделы 10, 18, 19, 20, 21, 22, 23 ориентировочной площади 6,53 га, квартал 8, выделы 6, 7, 8 ориентировочной площади 7,85 га.
В соответствии с действующим законодательством в случае наличия у правообладателей соответствующей землеустроительной документации и представления ее на государственный кадастровый учет в период действия Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", координаты границ земельных участков подлежали внесению в государственный земельный кадастр и впоследствии в ГКН. В этом случае границы земельных участков являются установленными. Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Вводным законом к Лесному кодексу, а также частью 6 статьи 47 Закона о кадастре недвижимости. Участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе, аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным, лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Постановка лесных участков в составе земель лесного фонда, являющихся ранее учтенными, на государственный кадастровый учет (с проведением кадастровых работ по описанию площади и границ) занимает значительное время. У Администрации Иркутского района в силу закона отсутствуют полномочия по распоряжению земельными участками, входящими в состав лесного фонда, что свидетельствует о наличии оснований для признания недействительным оспариваемого распоряжения Комитета.
Оспаривая вывод суда первой инстанции о пропуске срока на обжалование распоряжения Комитета, Территориальное управление указывает на то обстоятельство, что о возможном наложении спорного земельного участка с землями лесного фонда узнало из письма Агентства лесного хозяйства Иркутской области, которое поступило в Территориальное управление 26.08.2014.
Территориальное управление о проведении публичных слушаний по вопросу возможного предоставления спорного земельного участка уведомлено не было, следовательно и не могло знать о проведении данных слушаний. Более того, публичные слушания о предоставлении спорного земельного участка не относятся к предмету спора.
В возражениях на апелляционную жалобу заинтересованные лица Комитет и орган кадастрового учета доводы апелляционной жалобы полагают необоснованными, просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо ЗАО "АЗГИ" в отзыве на апелляционную жалобу указало на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо Агентство лесного хозяйства Иркутской области в отзыве доводы апелляционной жалобы Территориального управления полагало обоснованными, а решение суда первой инстанции подлежащим отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 11.02.2015.
В судебном заседании принял участие представитель третьего лица ЗАО "АЗГИ". Иные лица, участвующие в деле, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзывов и возражений на ее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из заявления Территориального управления, по данным государственного лесного реестра агентства лесного хозяйства Иркутской области в границы земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:2516 вошли участки земель лесного фонда Иркутского лесничества, Приморского участкового лесничества, Технический участок N 9, квартал 7 выделы 10, 18, 19, 20, 21, 22, 23 ориентировочной площади 6,53 га, квартал 8, выделы 6, 7, 8 ориентировочной площади 7,85 га, что в свою очередь подтверждается графической схемой наложения границ земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:2516 относительно материалов лесоустройства, которые в соответствии с Основами лесного законодательства 1993 года утверждались агентством лесного хозяйства Иркутской области, протоколом лесоустроительного совещания по устройству Иркутского лесхоза б/н от 27.10.2004.
11 января 2011 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о государственной регистрации права Российской Федерации на лесной участок, категория земель - земли лесного фонда, общей площадью 265181,0995 га, расположенный в Иркутской области, Иркутской районе, Иркутском лесничестве, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 38 АД N 410940 от 12.01.2011.
Между тем, 18.08.2011 Комитетом по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике Иркутского районного муниципального образования издано распоряжение N 1083/з "Об утверждении схемы расположения земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, юго-запад Иркутского района, левый берег р. Ангары".
23 августа 2011 года земельный участок с кадастровым номером 38:06:000000:2516 на основании указанного выше распоряжения и заявления о постановке на кадастровый учет поставлен на кадастровый учет, в результате чего в границы земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:2516, по мнению заявителя, вошли участки земель лесного фонда Иркутского лесничества, Приморского участкового лесничества, Технический участок N 9, квартал 7 выделы 10, 18, 19, 20, 21, 22, 23 ориентировочной площади 6,53 га, квартал 8, выделы 6, 7, 8 ориентировочной площади 7,85 га.
Считая, что распоряжение Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике Иркутского районного муниципального образования N 1083/з от 18.08.2011 "Об утверждении схемы расположения земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, юго-запад Иркутского района, левый берег р. Ангары" в части распоряжения земельными участками лесного фонда не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы Территориального управления, а также лишает Российскую Федерацию возможности распоряжаться своей собственностью, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим требованием.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
Согласно пункту 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В Определениях Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2003 года N 449-О и от 4 декабря 2003 года N 418-О также указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского законодательства Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции в том, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- -несоответствие оспариваемого им акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
- -нарушение прав и законных интересов заявителя при принятии оспариваемого ненормативного правового акта, совершении действий (бездействия).
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (статья 11.1. Земельного кодекса РФ).
Согласно пункту 1 статьи 11.2. Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 11.3. Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев: раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения; образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства; образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории; перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 настоящего Кодекса; иных предусмотренных федеральными законами случаев.
Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, необходимы следующие документы: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (пункт 2 статьи 11.3. Земельного кодекса РФ).
Пунктом 2.1. статьи 11.3 Земельного кодекса РФ установлено, что исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления запрашивают документы, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них).
В силу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу положений статей 22, 38, 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" представляемый для осуществления кадастрового учета межевой план изготавливается на основании утвержденной собственником земельного участка схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Как следует из материалов дела и установлено судом, земельный участок, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, в районе населенного пункта д. Малая Еланка, с кадастровым номером 38:06:000000:2516, образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:544 и поставлен на государственный кадастровый учет на основании заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости от 23.08.2011, межевого плана от 23.08.2011.
В составе межевого плана содержится распоряжение Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике Иркутского районного муниципального образования N 1083/з от 18.08.2011, которым утверждена схема расположения земельных участков, образованных в результате раздела составного земельного участка общей площадью 104197871 кв. м с кадастровым номером 38:06:000000:544 земли сельскохозяйственного назначения Мамонского муниципального образования, Иркутская область, Иркутский район, юго-запад Иркутского района, левый берег р.Ангары.
В качестве основания незаконности ненормативного акта Территориальное управление указывает на отсутствие полномочий у Администрации Иркутского районного муниципального образования на распоряжение частью земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:2516, которая расположена на землях лесного фонда, ссылаясь на наложение спорного земельного участка на участки земель лесного фонда, установленное в графической схеме наложения границ земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:2516 относительно материалов лесоустройства.
Так, по данным государственного лесного реестра агентства лесного хозяйства Иркутской области в границы земельного участка, с кадастровым номером 38:06:000000:2516, вошли участки земель лесного фонда Иркутского лесничества, Приморского участкового лесничества, Технический участок N 9, квартал 7 выделы 10, 18, 19, 20, 21, 22, 23 ориентировочной площади 6,53 га, квартал 8, выделы 6,7,8 ориентировочной площади 7,85 га.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.
Согласно статье 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и на землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В силу статьи 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 настоящего кодекса.
На основании статьи 92 указанного кодекса государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Судом установлено и не оспорено сторонами, что материалы дела не содержат доказательств постановки спорных участков лесного фонда до постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:2516.
Вместе с тем, спорный участок являлся предметом торгов по продаже права на заключение договора аренды и объектом заключенного по результатам торгов договора аренды между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Иркутского района, уполномоченным Иркутским районным муниципальным образованием осуществлять права собственника, и ЗАО "АЗГИ", как победителем аукциона на основании постановления администрации Иркутского района N 4035 от 28.08.2012 "О проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка".
Дополнительным соглашением от 17.09.2014 N 386 в договор аренды внесены изменения, согласно которым земельный участок с кадастровым номером 38:06:000000:2516 разделен на 52 земельных участка с определенными кадастровыми номерами и конкретными видами разрешенного использования (т. 2 л.д. 123-131), в связи с чем земельный участок с кадастровым номером 38:36:000000:2516 составил площадь 4 394 кв. м, разрешенное использование: для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Указанное дополнительное соглашение зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области 23.09.2014 за номером 38-38-01/184/2014-799.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в предмет доказывания по данному спору входит установление факта наложения как вновь образованных земельных участков, так и спорного земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:2516, площадью 4 394 кв. м, на земли лесного фонда.
В подтверждение довода о наличии такого наложения Территориальное управление сослалось на представленную Агентством лесного хозяйства выкипировку из материалов лесоустройства Иркутского лесничества Приморское участковое лесничество Технический участок N 9, квартал 7,8, а также координаты поворотных точек границы пересекаемой части спорного земельного участка.
Анализ указанного доказательства позволяет прийти к выводу о том, что выкипировка содержит данные о земельном участке с кадастровым номером 38:06:000000:2516, который в настоящее время разделен и имеет другие границы, а, соответственно, и размеры.
Следовательно, данные выкипировки не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установление которых необходимо для разрешения настоящего спора и принятия исполнимого решения.
Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие, какие из вновь образованных земельных участков имеют наложение с участками лесного фонда, и в каких размерах.
При таких обстоятельствах представленные Агентством лесного хозяйства координаты наложения не могут быть приняты во внимание, поскольку, заявитель свои требования с учетом указанных данных, а также с учетом раздела спорного земельного участка не уточнил.
Предложения суда первой инстанции о необходимости проведении землеустроительной экспертизы оставлены сторонами, в том числе заявителем, без внимания, в судебном заседании от проведения экспертизы заявитель отказался.
Следовательно, суд лишен возможности установить обстоятельства, на которых Территориальное управление основывает свои требования, а, соответственно, факт незаконности оспариваемого ненормативного правового акта.
Заявитель апелляционной жалобы указанные выводы суда не опровергает.
Между тем, свидетельство о праве собственности на лесной участок, категория земель - земли лесного фонда, общей площадью 265181,0995 га, расположенный в Иркутской области, Иркутской районе, Иркутском лесничестве, подтверждает факт наличия у заявителя права собственности на лесные участки определенной площади, но не подтверждает то обстоятельство, что участки лесного фонда, которые заявитель требует исключить из кадастрового учета, входят именно в этот участок, а также то обстоятельство, что эти участки лесного фонда расположены на земельном участке с кадастровым номером 38:06:000000:2516.
Данные обстоятельства являются достаточными для вывода об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя. Доводы заявителя апелляционной жалобы данный вывод суда не опровергают.
Исходя из содержания и смысла пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса РФ и части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ целью обращения лица, право которого нарушено, в арбитражный суд является восстановление нарушенного права этого лица.
Выбор способа защиты гражданских прав является прерогативой истца, между тем он должен осуществляться с таким расчетом, что удовлетворение заявленных требований приведет к восстановлению нарушенных и (или) оспариваемых прав и законных интересов путем удовлетворения заявленных истцом требований.
Принимая во внимание, что земельный участок с кадастровым номером 38:36:000000:2516 на основании постановления Администрации Иркутского районного муниципального образования от 28.08.2012 N 4035 "О проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, в районе населенного пункта д. Малая Еланка для комплексного освоения в целях жилищного строительства" и договора N 457 аренды земельного участка от 20.11.2012, зарегистрированного в установленном законом порядке, предоставлен ЗАО "АЗГИ" на праве аренды на срок с 20.11.2012 по 20.11.2020, которые Территориальным управлением не оспорены и в настоящее время являются действующими, суд первой инстанции не усмотрел нарушения прав Территориального управления оспариваемым распоряжением. Учитывая, что целью обращения заявителя с заявление является восстановление нарушенного права, удовлетворение требований о признании незаконным распоряжения Комитета не повлечет прекращение права аренды ЗАО "АЗГИ". Зарегистрированное право может быть оспорено только путем предъявления соответствующих исковых требований к правообладателю.
Заявителем апелляционной жалобы возражений относительно указанного вывода суда первой инстанции не приведено.
Суд первой инстанции, рассмотрев вопрос о соблюдении Территориальным управлением требований, установленных частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пришел к выводу о пропуске заявителем срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании распоряжения Комитета, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания данного вывода суда необоснованным, с учетом следующего.
Частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Следовательно, восстановление пропущенного срока подачи заявления в суд законодатель ставит исключительно в зависимость от наличия уважительной причины его пропуска.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 18.11.2004 N 367-О разъяснил, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 г. N 367-0 и от 18.07.2006 г. N 308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия. Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.
Поскольку действующим законодательством не установлен перечень обстоятельств, при которых причины пропуска могут быть признаны уважительными, право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду. При этом основным критерием уважительности причин пропуска процессуального срока является наличие юридических препятствий для своевременного обращения с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
При этом при решении вопроса о восстановлении процессуального срока суд принимает во внимание необходимость соблюдения баланса между принципом правовой определенности и правом на справедливое судебное разбирательство, предполагающим вынесение законного и обоснованного судебного решения, с тем чтобы восстановление пропущенного срока могло иметь место лишь в течение ограниченного разумными пределами периода и при наличии существенных объективных обстоятельств, не позволивших заинтересованному лицу, добивающемуся его восстановления, защитить свои права.
В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2006 года N 16228/05, от 10 октября 2006 года N 7830/06, от 31 октября 2006 года N 8837/06, от 23 января 2007 года N 11984/06 и от 16 ноября 2010 года 8476/10 указано, что пропуск названного срока, а также отсутствие причин для его восстановления, служат самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Из материалов дела следует, что заявителем ходатайство о восстановлении пропущенного срока не заявлено, поскольку Территориальное управление указало, что о возможном наложении спорного земельного участка с землями лесного фонда узнало из письма Агентства лесного хозяйства Иркутской области, которое поступило в Территориальное управление 26.08.2014.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, не принявшим данный довод заявителя.
Судом учтено, что земельный участок, общей площадью 104197871 кв. м, с кадастровым номером 38:06:000000:544, земли сельскохозяйственного назначения, был сформирован и поставлен на кадастровый учет в феврале 2008 года, имел разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства. Затем указанный земельный участок разделен на два земельных участка без изменения назначения. Выделенный с площадью 3841995 кв. м земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 38:06:000000:2516, на основании заявления о постановке на кадастровый учет от 23.08.2011, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.
Постановлением Правительства Иркутской области "О включении земельного участка в границы деревни малая Еланка" от 04.07.2012 N 378-пп, земельный участок с кадастровым номером 38:36:000000:2516 включен в границы деревни Малая Еланка Мамонского муниципального образования с изменением вида разрешенного использования земельного участка на вид разрешенного использования "для комплексного освоения в целях жилищного строительства".
28 августа 2012 года издано постановление администрации Иркутского района N 4035 "О проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, в районе населенного пункта д. Малая Еланка для комплексного освоения в целях жилищного строительства". Информация о проведении публичных слушаний, аукциона и результатов аукциона носит публичный характер и была опубликована в официальных изданиях, в связи с чем, у заявителя имелась возможность узнать об оспариваемом ненормативном акте. Довод заявителя апелляционной жалобы относительно того, что территориальное управление не уведомлялось о проведении публичных слушаний, апелляционным судом отклоняется как необоснованный.
Судом первой инстанции обоснованно учтено также и то, что земельный участок с кадастровым номером 38:36:000000:2516 граничил до его разделения в сентябре 2014 с земельным участком с кадастровым номером 38:36:000000:3879, площадью 4089553 кв. м, разрешенное использование которого: для ведения лесного хозяйства, имеющий местоположение: Иркутская область, Иркутский район, Иркутское лесничество, Приморское участковое лесничество, ТУ N 9 ФГО "Иркутский аграрный техникум", кварталы NN 7ч, 8ч, 11ч, 12. Данный участок поставлен на кадастровый учет 12.09.2013.
Доказательствами соприкосновения границ указанных земельных участков являются: кадастровая выписка о земельном участке с кадастровым номером 38:36:000000:3879 N 3800/601/14-600148 от 21.11.2014, схема расположения земельного участка от 13.03.2014, выполненная кадастровым инженером ОАО "ВостСибАГП" Поздеевой Т.С., выкопировка из публичной кадастровой карты, выкипировка из материалов лесоустройства.
Учитывая, что заявителем в сентябре 2013 на кадастровый учет ставился именно земельный участок Приморского участкового лесничества, участки лесного фонда которого, как утверждает заявитель, находятся (находились до разделения) в границах земельного участка с кадастровым номером 38:36:000000:2516, у суда первой инстанции имелись основания для вывода о том, что собственник земельного участка в сентябре 2013 при постановке земельного участка на кадастровый учет и проведении кадастровых работ мог и должен был знать о нарушении его законных прав и интересов.
Оспариваемое распоряжение издано Комитетом 18.08.2011, при этом заявление Территориального управления подано в Арбитражный суд Иркутской области 11.09.2014, что подтверждается штампом входящей корреспонденции суда, то есть по истечении более трех лет со дня издания распоряжения от 18.08.2011 N 1083/з, и года со дня, когда он мог узнать об оспариваемом распоряжении.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о пропуске заявителем срока, предусмотренного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, и отсутствии оснований для его восстановления.
Пропуск процессуального срока подачи заявления в суд о признании ненормативного правового акта недействительным является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования заявителя.
Отказывая в удовлетворении требований к органу кадастрового учета об обязании последнего снять с государственного кадастрового учета земельные участки (аннулировать и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельных участках) с кадастровым номером 38:06:000000:2516 в части земельных участков с категорией: земли лесного фонда ориентировочной площадью 7,85 га, суд первой инстанции исходил из того, что сведения о границах земель лесного фонда в государственный кадастр недвижимости на момент постановки спорного земельного участка на кадастровый учет не были внесены, в связи с чем оснований для приостановления либо отказа в постановке спорного земельного участка не имелось, соответственно, отсутствовала возможность определения расположения земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:2516 в границах земель лесного фонда.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 38:06:000000:2516 не носят временного характера, земельный участок не является преобразуемым, в связи с чем, по мнению суда, отсутствуют основания для снятия земельного участка с кадастровым номером 38:06:0000002516 с государственного кадастрового учета.
Суд апелляционной инстанции считает данные выводы суда правильными, исходя из следующего.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения) регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ).
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Закона N 221-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, земельный участок, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, юго-запад Иркутского района, левый берег р.Ангары с кадастровым номером 38:06:000000:544 поставлен на государственный кадастровый учет на основании заявки о постановке на государственный кадастровый учет от 10.02.2008, постановления главы Иркутского района от 03.08.2006 N 3536 "Об утверждении проекта раздела границ земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, на разделительной полосе Федеральной автодороги М-53 Красноярск-Иркутск в районе заимки "Вдовина", проекта границ земельного участка, описания земельных участков.
Земельный участок с кадастровым номером 38:06:000000:544 является многоконтурным земельным участком (единое землепользование), то есть объектом недвижимости (земельный участок), граница которого представляет собой несколько замкнутых контуров.
Из земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:544 всего образовано 122 объекта недвижимости, 74 объекта недвижимости имеют статус - учтенные, 39 объектов недвижимости имеют статус - временные, 9 объектов недвижимости имеют статус - аннулирован.
В результате раздела указанного земельного участка был образован земельный участок, площадью 3 841 995 кв. м, земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, в районе населенного пункта с.Малая Еланка, который, как указано выше, органом кадастрового учета поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 38:06:000000:2516.
Между тем, по данным государственного лесного реестра Агентства лесного хозяйства Иркутской области в границы данного земельного участка вошли участки земель лесного фонда Иркутского лесничества, Приморского участкового лесничества.
Орган, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, или орган, осуществляющий ведение государственного водного реестра, в срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения в такие реестры сведений соответственно о лесах, водных объектах направляет в орган кадастрового учета документы, необходимые для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости (часть 3 статьи 15 Закона N 221-ФЗ).
Между тем, из материалов дела следует, что сведения о границах земель лесного фонда в государственный кадастр недвижимости на момент постановки спорного земельного участка на кадастровый учет не были внесены, в связи с чем суд первой инстанции правильно исходил из того, что оснований для приостановления либо отказа в постановке спорного земельного участка не имелось, соответственно отсутствовала возможность определения расположения земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:2516 в границах земель лесного фонда.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Закона N 221-ФЗ описание местоположения границ объекта недвижимости является уникальной характеристикой объекта недвижимости.
Земельным участком согласно статье 11.1 Земельного кодекса РФ является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Представленные агентством лесного хозяйства координаты поворотных точек границ предполагаемых пересечений земельных участков не могут быть приняты судом во внимание, поскольку орган кадастрового учета не наделен полномочиями по определению координат земельных участков, в связи с чем, суд без проведения землеустроительной экспертизы лишен возможности, как и орган кадастрового учета, определить в какой части Территориальное управление просит исключить сведения о земельном участке.
В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона N 221-ФЗ в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
Временный характер носят сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости после 01.03.2008. Такие сведения утрачивают временный характер со дня регистрации права на образованный объект недвижимости.
Согласно части 2 статьи 25 Закона N 221-ФЗ в случае образования объекта недвижимости в результате выдела доли в натуре из объекта недвижимости представляется только заявление о постановке на учет такого образуемого объекта недвижимости и необходимые для его кадастрового учета документы. Правило настоящей части распространяется на случаи образования земельных участков в результате раздела, при котором преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
Судом установлено, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 38:06:000000:2516 не носят временного характера, земельный участок не является преобразуемым, в связи с чем, по мнению суда, отсутствуют основания для снятия земельного участка с кадастровым номером 38:06:0000002516 с государственного кадастрового учета.
Территориальное управление не представило в материалы дела достоверных доказательств, подтверждающих факт нахождения земельного участка с кадастровым номером 38:36:000000:2516 на участках земель лесного фонда, как и не представило документов, определяющих границы пересечения земельных участков, их местоположение, размеры, учитывая, что в настоящее время произошел раздел спорного земельного участка на 52 земельных участка, которым присвоены определенные кадастровые номера.
Судом первой инстанции предложено лицам, участвующим в деле, провести экспертизу по вопросу определения границ наложения земельных участков, однако, стороны, в том числе и Территориальное управление, отказались заявлять соответствующее ходатайство, заявитель в пояснениях просил суд рассмотреть настоящее дело по имеющимся в нем доказательствам, указав, что каких-либо дополнений не имеется.
При установленных по делу обстоятельствах и действующем правовом регулировании суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности Комитетом соответствия оспариваемого постановления требованиям закона и иных нормативных правовых актов и наличия обстоятельств для его принятия. При этом Территориальным управлением не подтверждено нарушение его прав и законных интересов оспариваемым распоряжением.
По результатам рассмотрения суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись достаточные правовые основания для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенные правильные выводы суда первой инстанции, в связи с чем подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 декабря 2014 года по делу N А19-14974/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Иркутской области.

Председательствующий
Э.В.ТКАЧЕНКО

Судьи
Е.О.НИКИФОРЮК
Д.Н.РЫЛОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)