Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: По мнению истца, кадастровая стоимость участка является недостоверной.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2015 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Крекотнева С.Н.,
судей: Красновой С.В., Кузнецова А.М.,
при участии в заседании:
от истца - Крестьянников А.С. по дов N 150216007 от 16.02.2015
от ответчика - не явился, извещен
от третьего лица - Правительство города Москвы - Клоков Е.В. по дов. N 4-47-165/5 от 04.02.2015; Департамент городского имущества города - Клоков Е.В. по дов. N 33-Д-61/15 от 28.01.2015
рассмотрев 19 марта 2015 года в судебном заседании кассационные жалобы Правительства города Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 30 сентября 2014 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Рыбина Д.С.
на постановление от 10 декабря 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Савенковым О.В., Левитиной Т.Ю., Тихоновым А.П.
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Центрнефтепродукт" (ОГРН 1027700000679)
к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Москве (107078, г. Москва, пер. Орликов, д. 10, стр. 1)
третьи лица: Управление Росреестра по городу Москве - не явился, извещен; Департамент городского имущества города Москвы; Правительство города Москвы
о признании не соответствующей рыночной стоимости кадастровой стоимости земельного участка
установил:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Лукойл-Центрнефтепродукт" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Меридиан" о признании кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 7-я Кожуховская, вл. 7, с кадастровым номером 77:04:0003001:40, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - эксплуатация автозаправочной станции, составляющей 187.108.029 руб., не соответствующей его рыночной стоимости; об обязании ответчика исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003001:40; об обязании ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка в размере 39.651.000 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от "30" сентября 2014 г. по делу N А40-113288/14 иск удовлетворен частично. Суд признал кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 7-я Кожуховская, вл. 7, с кадастровым номером 77:04:0003001:40, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - эксплуатация автозаправочной станции, составляющую 187.108.029 руб., не соответствующей его рыночной стоимости, обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 7-я Кожуховская, вл. 7, с кадастровым номером 77:04:0003001:40, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - эксплуатация автозаправочной станции в размере 39.651.000 руб., взыскал с ФГБУ "ФКП Росреестра" в пользу ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" 4000 руб. расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказано.
Постановлением от 10 декабря 2014 года Девятого арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.09.2014 г. по делу N А40-113288/14 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением суда апелляционной инстанций третьи лица - правительство Москвы и Департамент городского имущества обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просят отменить судебные акты полностью и принять по делу новый судебный акт, в котором отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Считают акты незаконными и необоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы представителей ответчика и третьего лица.
Выслушав участников процесса и обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов суда в определении установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Как видно из материалов дела, 28.06.2002 между Московским земельным комитетом (арендодателем, правопредшественником Департамента городского имущества города Москвы) и истцом (арендатором) был заключен и зарегистрирован Договор долгосрочной аренды на 49 лет земельного участка N М-04-021327 (далее - Договор) в отношении земельного участка площадью 2052 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 7-я Кожуховская, вл. 7, с кадастровым номером 77:04:0003001:40, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - эксплуатация автозаправочной станции.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" (далее - Постановление N 751-ПП) по состоянию на 01.01.2013 установлен удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 91.183 рублей 25 копеек, в результате чего его кадастровая стоимость составила 187.108.029 руб.
Согласно отчету ЗАО "Профессиональный центр оценки и экспертиз" от 19.05.2014 N И-140317/19 рыночная стоимость спорного земельного участка не соответствует его кадастровой стоимости, рассчитанной исходя из установленных Постановлением N 751-ПП удельных показателей кадастровой стоимости, что является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости. Установленная в отчете оценщика рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2013 составляет 39.651.000 руб.
В материалах дела имеется заключение Некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков" от 21.05.2014 N 320/19-14 на указанный отчет оценщика о соответствии его действующему законодательству, в том числе положениям Закона об оценочной деятельности.
В силу п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Рыночная стоимость спорного земельного участка определялась экспертом по состоянию на дату установления его кадастровой стоимости (01.01.2013), что соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении Президиума от 25.06.2013 N 10761/11, о чем упоминает в постановлении суд апелляционной инстанции.
Как указано в ст. 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом об оценочной деятельности, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010 разъяснятся, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Определение рыночной стоимости земельного участка путем заключения договора на проведение оценки с целью последующих действий по изменению кадастровой стоимости является правом лица, обязанного уплачивать за использование земли те или иные платежи (земельный налог, арендную плату).
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы, закон не ограничивает возможность обращения с подобными требованиями арендаторов земельных участков.
На основании чего суды первой и кассационной инстанции правомерно посчитали, что истец как арендатор вправе заключать договор с оценщиком на проведение оценки и оспаривать результаты определения кадастровой стоимости наряду с собственником земельного участка.
Таким образом, нормы права, регулирующие спорные отношения, судом апелляционной инстанции применены верно и обоснованно.
Доводы жалобы несостоятельны по приведенным выше основаниям.
Нарушений требований процессуального законодательства кассационная инстанция не усматривает.
Оснований для отмены или изменения постановления не имеется.
Учитывая изложенное, нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30 сентября 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2014 года по делу N А40-113288/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
С.Н.КРЕКОТНЕВ
Судьи
С.В.КРАСНОВА
А.М.КУЗНЕЦОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 25.03.2015 N Ф05-1829/2015 ПО ДЕЛУ N А40-113288/14
Требование: О признании кадастровой стоимости земельного участка не соответствующей его рыночной стоимости.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: По мнению истца, кадастровая стоимость участка является недостоверной.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2015 г. по делу N А40-113288/14
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2015 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Крекотнева С.Н.,
судей: Красновой С.В., Кузнецова А.М.,
при участии в заседании:
от истца - Крестьянников А.С. по дов N 150216007 от 16.02.2015
от ответчика - не явился, извещен
от третьего лица - Правительство города Москвы - Клоков Е.В. по дов. N 4-47-165/5 от 04.02.2015; Департамент городского имущества города - Клоков Е.В. по дов. N 33-Д-61/15 от 28.01.2015
рассмотрев 19 марта 2015 года в судебном заседании кассационные жалобы Правительства города Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 30 сентября 2014 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Рыбина Д.С.
на постановление от 10 декабря 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Савенковым О.В., Левитиной Т.Ю., Тихоновым А.П.
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Центрнефтепродукт" (ОГРН 1027700000679)
к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Москве (107078, г. Москва, пер. Орликов, д. 10, стр. 1)
третьи лица: Управление Росреестра по городу Москве - не явился, извещен; Департамент городского имущества города Москвы; Правительство города Москвы
о признании не соответствующей рыночной стоимости кадастровой стоимости земельного участка
установил:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Лукойл-Центрнефтепродукт" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Меридиан" о признании кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 7-я Кожуховская, вл. 7, с кадастровым номером 77:04:0003001:40, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - эксплуатация автозаправочной станции, составляющей 187.108.029 руб., не соответствующей его рыночной стоимости; об обязании ответчика исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003001:40; об обязании ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка в размере 39.651.000 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от "30" сентября 2014 г. по делу N А40-113288/14 иск удовлетворен частично. Суд признал кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 7-я Кожуховская, вл. 7, с кадастровым номером 77:04:0003001:40, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - эксплуатация автозаправочной станции, составляющую 187.108.029 руб., не соответствующей его рыночной стоимости, обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 7-я Кожуховская, вл. 7, с кадастровым номером 77:04:0003001:40, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - эксплуатация автозаправочной станции в размере 39.651.000 руб., взыскал с ФГБУ "ФКП Росреестра" в пользу ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" 4000 руб. расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказано.
Постановлением от 10 декабря 2014 года Девятого арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.09.2014 г. по делу N А40-113288/14 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением суда апелляционной инстанций третьи лица - правительство Москвы и Департамент городского имущества обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просят отменить судебные акты полностью и принять по делу новый судебный акт, в котором отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Считают акты незаконными и необоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы представителей ответчика и третьего лица.
Выслушав участников процесса и обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов суда в определении установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Как видно из материалов дела, 28.06.2002 между Московским земельным комитетом (арендодателем, правопредшественником Департамента городского имущества города Москвы) и истцом (арендатором) был заключен и зарегистрирован Договор долгосрочной аренды на 49 лет земельного участка N М-04-021327 (далее - Договор) в отношении земельного участка площадью 2052 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 7-я Кожуховская, вл. 7, с кадастровым номером 77:04:0003001:40, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - эксплуатация автозаправочной станции.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" (далее - Постановление N 751-ПП) по состоянию на 01.01.2013 установлен удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 91.183 рублей 25 копеек, в результате чего его кадастровая стоимость составила 187.108.029 руб.
Согласно отчету ЗАО "Профессиональный центр оценки и экспертиз" от 19.05.2014 N И-140317/19 рыночная стоимость спорного земельного участка не соответствует его кадастровой стоимости, рассчитанной исходя из установленных Постановлением N 751-ПП удельных показателей кадастровой стоимости, что является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости. Установленная в отчете оценщика рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2013 составляет 39.651.000 руб.
В материалах дела имеется заключение Некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков" от 21.05.2014 N 320/19-14 на указанный отчет оценщика о соответствии его действующему законодательству, в том числе положениям Закона об оценочной деятельности.
В силу п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Рыночная стоимость спорного земельного участка определялась экспертом по состоянию на дату установления его кадастровой стоимости (01.01.2013), что соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении Президиума от 25.06.2013 N 10761/11, о чем упоминает в постановлении суд апелляционной инстанции.
Как указано в ст. 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом об оценочной деятельности, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010 разъяснятся, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Определение рыночной стоимости земельного участка путем заключения договора на проведение оценки с целью последующих действий по изменению кадастровой стоимости является правом лица, обязанного уплачивать за использование земли те или иные платежи (земельный налог, арендную плату).
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы, закон не ограничивает возможность обращения с подобными требованиями арендаторов земельных участков.
На основании чего суды первой и кассационной инстанции правомерно посчитали, что истец как арендатор вправе заключать договор с оценщиком на проведение оценки и оспаривать результаты определения кадастровой стоимости наряду с собственником земельного участка.
Таким образом, нормы права, регулирующие спорные отношения, судом апелляционной инстанции применены верно и обоснованно.
Доводы жалобы несостоятельны по приведенным выше основаниям.
Нарушений требований процессуального законодательства кассационная инстанция не усматривает.
Оснований для отмены или изменения постановления не имеется.
Учитывая изложенное, нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30 сентября 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2014 года по делу N А40-113288/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
С.Н.КРЕКОТНЕВ
Судьи
С.В.КРАСНОВА
А.М.КУЗНЕЦОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)