Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Оспариваемым решением отклонено заявление об установлении кадастровой стоимости принадлежащего заявителю на праве собственности земельного участка в размере его рыночной стоимости по причине несоответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В., Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Макаровой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МИР 25" о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "МИР 25" на решение Пермского краевого суда от 2 апреля 2015 г., которым в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "МИР 25" о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и возложении на нее обязанности принять решение об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью "МИР 25" Вахнина С.И. и Михайлова А.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 21 ноября 2011 г. N П/455 (далее - Комиссия), от 22 июля 2014 г. отклонено заявление общества с ограниченной ответственностью "МИР 25" (далее - Общество) об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 59:01:3219013:232, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под многоквартирные жилые дома этажностью не выше 4 этажей, площадью 61 793 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Мотовилихинский район, ул. Ленская (далее - спорный земельный участок), в размере его рыночной стоимости в размере 237 120 132,69 руб., определенном по состоянии на 1 января 2013 г. отчетом об оценке от 18 июня 2014 г. N 185/143/14-КС/О ООО "Оценочная компания "Актив".
Требования Общества признаны Комиссией необоснованными по причине несоответствия оформления и содержания отчета об оценке требованиям статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки.
Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным указанного решения Комиссии, полагая, что оно не соответствует требованиям законодательства.
По мнению заявителя, рыночная стоимость спорного земельного участка должна быть определена по состоянию на 1 января 2013 г., поскольку актом филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю, утвержденным 31 декабря 2013 г., кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 476 191 688,32 руб. с применением удельных показателей, установленных именно на эту дату, в соответствии с правовыми нормами действующего на тот момент законодательства.
Решением Пермского краевого суда от 2 апреля 2015 г. в удовлетворении заявления Общества отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, ставит вопрос об отмене судебного постановления и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями материального и процессуального права.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правильно исходил из того, что представленный заявителем отчет от 18 июня 2014 г. об определении рыночной стоимости спорного земельного участка, составленный оценочной компанией ООО "Актив", не является надлежащим доказательством, поскольку рыночная стоимость земельного участка определена на 1 января 2013 г.
Использование земли в Российской Федерации является платным, одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции, действующей на момент принятия решения Комиссией и судебного разбирательства (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, определяет кадастровую стоимость объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в таком случае является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с названной статьей.
Как усматривается из материалов дела, кадастрового паспорта спорного земельного участка от 3 июня 2014 г. N <...> и акта определения его кадастровой стоимости, утвержденного 31 декабря 2013 г., спорный земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 59:01:3219013:195 и поставлен на кадастровый учет 18 ноября 2013 г.
Постановлением правительства Пермского края от 21 ноября 2013 г. N 1610-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельный участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края, утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края по состоянию на 1 января 2013 г., в перечне которых спорный земельный участок не значится.
При таком положении вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований об установлении рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2013 г. основан на анализе действующего законодательства и материалов дела, в силу чего повода для признания решения суда незаконным не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции при разрешении дела должен был руководствоваться Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции от 12 марта 2014 г., так как в Комиссию заявитель обратился 26 июня 2014 г., не могут быть приняты во внимание на основании следующего.
Решение Комиссии об отказе в удовлетворении заявления ООО "МИР 25" принято 22 июля 2014 г., то есть после вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 225-ФЗ, которым в названный выше закон внесены изменения, следовательно, Комиссия правомерно руководствовалась Законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в действующей редакции.
Ввиду изложенного, принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом не допущено нарушений, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Пермского краевого суда от 2 апреля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МИР 25" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 12.08.2015 N 44-АПГ15-7
Требование: Об отмене решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Оспариваемым решением отклонено заявление об установлении кадастровой стоимости принадлежащего заявителю на праве собственности земельного участка в размере его рыночной стоимости по причине несоответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 августа 2015 г. N 44-АПГ15-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В., Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Макаровой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МИР 25" о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "МИР 25" на решение Пермского краевого суда от 2 апреля 2015 г., которым в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "МИР 25" о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и возложении на нее обязанности принять решение об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью "МИР 25" Вахнина С.И. и Михайлова А.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 21 ноября 2011 г. N П/455 (далее - Комиссия), от 22 июля 2014 г. отклонено заявление общества с ограниченной ответственностью "МИР 25" (далее - Общество) об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 59:01:3219013:232, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под многоквартирные жилые дома этажностью не выше 4 этажей, площадью 61 793 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Мотовилихинский район, ул. Ленская (далее - спорный земельный участок), в размере его рыночной стоимости в размере 237 120 132,69 руб., определенном по состоянии на 1 января 2013 г. отчетом об оценке от 18 июня 2014 г. N 185/143/14-КС/О ООО "Оценочная компания "Актив".
Требования Общества признаны Комиссией необоснованными по причине несоответствия оформления и содержания отчета об оценке требованиям статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки.
Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным указанного решения Комиссии, полагая, что оно не соответствует требованиям законодательства.
По мнению заявителя, рыночная стоимость спорного земельного участка должна быть определена по состоянию на 1 января 2013 г., поскольку актом филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю, утвержденным 31 декабря 2013 г., кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 476 191 688,32 руб. с применением удельных показателей, установленных именно на эту дату, в соответствии с правовыми нормами действующего на тот момент законодательства.
Решением Пермского краевого суда от 2 апреля 2015 г. в удовлетворении заявления Общества отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, ставит вопрос об отмене судебного постановления и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями материального и процессуального права.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правильно исходил из того, что представленный заявителем отчет от 18 июня 2014 г. об определении рыночной стоимости спорного земельного участка, составленный оценочной компанией ООО "Актив", не является надлежащим доказательством, поскольку рыночная стоимость земельного участка определена на 1 января 2013 г.
Использование земли в Российской Федерации является платным, одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции, действующей на момент принятия решения Комиссией и судебного разбирательства (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, определяет кадастровую стоимость объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в таком случае является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с названной статьей.
Как усматривается из материалов дела, кадастрового паспорта спорного земельного участка от 3 июня 2014 г. N <...> и акта определения его кадастровой стоимости, утвержденного 31 декабря 2013 г., спорный земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 59:01:3219013:195 и поставлен на кадастровый учет 18 ноября 2013 г.
Постановлением правительства Пермского края от 21 ноября 2013 г. N 1610-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельный участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края, утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края по состоянию на 1 января 2013 г., в перечне которых спорный земельный участок не значится.
При таком положении вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований об установлении рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2013 г. основан на анализе действующего законодательства и материалов дела, в силу чего повода для признания решения суда незаконным не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции при разрешении дела должен был руководствоваться Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции от 12 марта 2014 г., так как в Комиссию заявитель обратился 26 июня 2014 г., не могут быть приняты во внимание на основании следующего.
Решение Комиссии об отказе в удовлетворении заявления ООО "МИР 25" принято 22 июля 2014 г., то есть после вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 225-ФЗ, которым в названный выше закон внесены изменения, следовательно, Комиссия правомерно руководствовалась Законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в действующей редакции.
Ввиду изложенного, принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом не допущено нарушений, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Пермского краевого суда от 2 апреля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МИР 25" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)