Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2015 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Наумовой Е.Н., судей Александровой О.Ю., Бухтояровой Л.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кочуевой К.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования городской округ "Город Йошкар-Ола" на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 18.02.2015 по делу N А38-3786/2014, принятое судьей Лежниным В.В.,
по иску муниципального образования городской округ "Город Йошкар-Ола" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Марий Эл, третье лицо - закрытое акционерное общество "Тандер",
о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о рыночной стоимости земельного участка,
- при участии: от заявителя (истца) - МО ГО "Город Йошкар-Ола" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" - Лобко О.Н. по приказу от 01.12.2014 N 547-к;
- от ответчика - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Марий Эл - не явился, извещен;
- от третьего лица - Антоновой И.М. по доверенности от 26.12.2014 сроком действия один год,
муниципальное образование городской округ "Город Йошкар-Ола" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с исковым заявлением об обязании федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Марий Эл внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 12:05:0703002:35, местоположение: примерно в 40 м по направлению на юг от ориентира: нежилое строение, расположенное за пределами участка, адрес ориентира: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Шевцовой, д. 54, площадью 9291 кв. м в размере рыночной стоимости 50 500 000 руб. в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В качестве правового обоснования иска комитет сослался на пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 12, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено закрытое акционерное общество "Тандер", арендатор земельного участка (т. 2, л. д. 122 - 126).
Решением от 18.02.2015 Арбитражный суд Республики Марий Эл отказал в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с принятым по делу решением, муниципальное образование городской округ "Город Йошкар-Ола" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
Заявитель указывает, что положения части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривают условий о дате, по состоянию на которую должна определяться рыночная стоимость земельного участка.
Пояснил, что кадастровая стоимость земельного участка не пересматривалась с 2003 года.
Считает неправомерным отказ суда в принятии отчета N 031Н.14 об оценке рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 2007 год.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, решение считает незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ЗАО "Тандер" в судебном заседании указал на законность и обоснованность решения, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в отзыве на апелляционную жалобу поддержало позицию заявителя апелляционной жалобы, извещенное о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило, поступившим ходатайством просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика по имеющимся в нем материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 09.02.2007 на основании заявления Комитета и описания земельного участка на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок площадью 9291 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, местоположение: примерно в 40 м по направлению на юг от ориентира: нежилое строение, расположенное за пределами участка, адрес ориентира: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Шевцовой, д. 54 (т. 2, л. д. 105, 107 - 110).
Ему присвоен кадастровый номер 12:05:0703002:35.
По данным кадастрового паспорта кадастровая стоимость земельного участка равна 10 147 258 руб. 56 коп., удельный показатель кадастровой стоимости равен - 1092 руб. 16 коп. за метр квадратный (т. 2, л. д. 134 - 137, 139 - 146).
При этом государственная собственность на земельный участок не разграничена. Право собственности на него не зарегистрировано (т. 2, л. д. 87). Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных образований, в которых такие участки расположены. В рассматриваемом споре таким органом местного самоуправления в силу предоставленных ему пунктом 2.3.4 положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", утвержденного решением XIII сессии Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 20.04.2006 N 243-IV, является Комитет (т. 2, л. д. 28 - 31).
Муниципалитет на основании постановления N 307 от 20.02.2007 предоставил спорный земельный участок в аренду ООО "Телекомпания 12 регион" во исполнение договора аренды N 3179/2007н от 20.03.2007 (т. 2, л. д. 91 - 92, 114, 117 - 118).
Впоследствии арендатор передал права и обязанности арендатора по указанному договору аренды ООО "Регент" на основании договора от 27.01.2010, которое, в свою очередь, 16.04.2010 заключило такой же договор с ЗАО "Тандер" (т. 2, л. д. 93, 94 - 98, т. 3, л. д. 59).
Договор уступки прав и обязанностей, заключенный между ООО "Регент" и ЗАО "Тандер", зарегистрирован в ЕГРП 29.04.2010.
В договор аренды земельного участка 21.12.2010 внесены изменения в части вида разрешенного использования земельного участка и размера арендной платы, определяемого на основании отчета об оценке рыночной стоимости права аренды (т. 2, л. д. 99, 116).
08.09.2014 по правилам статьи 36 ЗК РФ между муниципалитетом и ЗАО "Тандер" заключен договор купли-продажи земельного участка N 425-П по цене, равной 15% от его кадастровой стоимости (т. 3, л. д. 11 - 13, 56, 57).
31.10.2014 участок передан покупателю по акту (т. 3, л. д. 98).
02.12.2014 в ЕГРП зарегистрировано право собственности ЗАО "Тандер" на земельный участок с кадастровым номером 12:05:0703002:35 (т. 3, л. д. 118).
Кадастровая стоимость земельных участков на территории Республики Марий Эл определяется на основании постановления Правительства РМЭ N 6 от 14.01.2003, которым утверждены материалы государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Республики Марий Эл и переданы на ответственное хранение в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Республике Марий Эл.
Впоследствии Правительством РМЭ принято постановление от 06.12.2008 N 329 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов", которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Марий Эл по состоянию на 01.01.2007: кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Марий Эл согласно приложению N 1; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Республики Марий Эл согласно приложению N 2; средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Республики Марий Эл согласно приложению N 3.
Пунктом 2 указанного постановления признано утратившим силу постановление Правительства РМЭ от 14.01.2003 N 6 "Об утверждении материалов государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Республики Марий Эл".
Пунктом 3 постановления предусмотрено, что оно вступает в силу с 01.01.2010.
Однако постановлением Правительства Республики Марий Эл от 18.11.2009 N 246 внесены изменения в пункт 3 постановления Правительства РМЭ от 06.12.2008 N 329, в соответствии с которыми указанное постановление вступает в силу со дня принятия решения Правительства РМЭ о применении результатов государственной кадастровой оценки, указанных в пункте 1 постановления.
На основании статьи 66 Земельного кодекса РФ и статьи 24.17 Федерального закона N 135-ФЗ, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" Правительством РМЭ принято постановление от 20.06.2013 N 199 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Марий Эл", в силу пункта 1 которого утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Марий Эл по состоянию на 01.01.2012: кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Марий Эл согласно приложению N 1; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов Республики Марий Эл согласно приложению N 2; средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) в Республике Марий Эл согласно приложению N 3.
Вместе с тем пунктом 2 постановления признаны утратившими силу: постановление Правительства РМЭ от 14.01.2003 N 6 "Об утверждении материалов государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Республики Марий Эл"; постановление Правительства РМЭ от 06.12.2008 N 329 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов"; пункт 2 постановления Правительства РМЭ от 18.11.2009 N 246 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл".
При этом пунктом 3 указанного постановления предусмотрено, что оно вступает в силу со дня принятия Правительством РМЭ решения о применении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, указанных в пункте 1 настоящего постановления.
Однако такое решение не принято по мотиву целесообразности сохранения действующих результатов кадастровой оценки на период предпринимаемых РФ мероприятий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики (т. 3, л. д. 111).
При таких обстоятельствах постановление Правительства РМЭ от 06.12.2008 N 329 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" с изменениями и дополнениями от 18.11.2009, а также постановление Правительства РМЭ от 20.06.2013 N 199 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Марий Эл" не вступили в законную силу ввиду наличия отлагательного условия, которое не наступило.
Тем самым единственным актом, которым утверждены материалы государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Республики Марий Эл, является постановление Правительства РМЭ N 6 от 14.01.2003.
По результатам исполнения муниципального контракта N 25 от 06.05.2014 исполнителем составлен отчет N 031Н.14 об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 12:05:0703002:35, в размере 50 500 000 руб. (т. 1, л. д. 12 - 19, 20 - 156).
В отношении указанного отчета составлено экспертное заключение на подтверждение стоимости объекта оценки, в соответствии с которым отчет N 031Н.14 соответствует Федеральному закону N 135-ФЗ, Федеральным стандартам оценки (т. 2, л. д. 1 - 12).
Письмом от 02.07.2014 муниципалитет обратился в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Марий Эл с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о рыночной стоимости земельного участка (т. 2, л. д. 13 - 15).
В ответ 14.07.2014 комитету направлено письмо о необходимости судебного разрешения спора (т. 2, л. д. 16 - 17).
Полагая, что результаты государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Республики Марий Эл являются недействительными, недостоверными и не подлежащими применению, муниципалитет просит в судебном порядке установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной цены.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Данная позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Статьей 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) предусмотрено, что государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).
Между тем закон не определяет правовых последствий в случае, если уполномоченный на то орган государственной власти не принял решение о государственной кадастровой оценке по истечении пяти лет с даты проведения последней государственной кадастровой оценки.
При таких обстоятельствах юридические и физические лица, органы государственной власти, органы местного самоуправления должны руководствоваться последними принятыми результатами государственной кадастровой оценки земель.
Применительно к спорным правоотношениям последняя государственная кадастровая оценка земель на территории Республики Марий Эл определена постановлением Правительства РМЭ N 6 от 14.01.2003 "Об утверждении материалов государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Республики Марий Эл".
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 25.06.2013 N 10761/11 указал, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату. Учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что в соответствии с кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 10.10.2014 в отношении земельного участка с кадастровым номером 12:05:0703002:35 датой утверждения кадастровой стоимости является 12.06.2006 (т. 3, л. д. 66 - 67).
Как следует из письменного ответа Управления Росреестра по РМЭ, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по РМЭ, кадастровая оценка спорного земельного участка рассчитана на основании удельных показателей кадастровой стоимости земель поселений и кадастровых кварталов в составе поселений по видам функционального использования земель, определенных в ходе работ по государственной оценке земель поселений Республики Марий Эл, утвержденных постановлением Правительства РМЭ N 6 от 14.01.2003.
Указанные материалы не содержат результатов государственной кадастровой оценки конкретных земельных участков, так как это не было предусмотрено методикой государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337.
Удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка составил 1092 руб. 16 коп. за квадратный метр его площади.
Нормативные акты, действовавшие на момент образования земельного участка и постановки его на кадастровый учет, не предполагали формирование перечня земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Поскольку земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 09.02.2007, то при определении его кадастровой стоимости подлежали применению положения Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222.
Поэтому при образовании нового земельного участка кадастровая стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.
Суд первой инстанции правомерно определил, что в данном случае такой датой может быть 09.02.2007 (т. 3, л. д. 112 - 113, 114 - 115).
В обоснование иска истец ссылается на отчет N 031Н.14.
Вместе с тем он составлен на иную дату - 28.05.2014 (т. 1, л. д. 20 - 156).
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в связи с установлением рыночной стоимости объекта недвижимости и его кадастровой стоимости на разные даты.
Исследовав материалы дела, проверив доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает обоснованным решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы проверены и отклонены как не опровергающие законности принятого судебного акта по вышеизложенным основаниям.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 18.02.2015 по делу N А38-3786/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования городской округ "Город Йошкар-Ола" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.05.2015 ПО ДЕЛУ N А38-3786/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2015 г. по делу N А38-3786/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2015 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Наумовой Е.Н., судей Александровой О.Ю., Бухтояровой Л.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кочуевой К.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования городской округ "Город Йошкар-Ола" на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 18.02.2015 по делу N А38-3786/2014, принятое судьей Лежниным В.В.,
по иску муниципального образования городской округ "Город Йошкар-Ола" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Марий Эл, третье лицо - закрытое акционерное общество "Тандер",
о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о рыночной стоимости земельного участка,
- при участии: от заявителя (истца) - МО ГО "Город Йошкар-Ола" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" - Лобко О.Н. по приказу от 01.12.2014 N 547-к;
- от ответчика - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Марий Эл - не явился, извещен;
- от третьего лица - Антоновой И.М. по доверенности от 26.12.2014 сроком действия один год,
установил:
муниципальное образование городской округ "Город Йошкар-Ола" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с исковым заявлением об обязании федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Марий Эл внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 12:05:0703002:35, местоположение: примерно в 40 м по направлению на юг от ориентира: нежилое строение, расположенное за пределами участка, адрес ориентира: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Шевцовой, д. 54, площадью 9291 кв. м в размере рыночной стоимости 50 500 000 руб. в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В качестве правового обоснования иска комитет сослался на пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 12, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено закрытое акционерное общество "Тандер", арендатор земельного участка (т. 2, л. д. 122 - 126).
Решением от 18.02.2015 Арбитражный суд Республики Марий Эл отказал в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с принятым по делу решением, муниципальное образование городской округ "Город Йошкар-Ола" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
Заявитель указывает, что положения части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривают условий о дате, по состоянию на которую должна определяться рыночная стоимость земельного участка.
Пояснил, что кадастровая стоимость земельного участка не пересматривалась с 2003 года.
Считает неправомерным отказ суда в принятии отчета N 031Н.14 об оценке рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 2007 год.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, решение считает незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ЗАО "Тандер" в судебном заседании указал на законность и обоснованность решения, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в отзыве на апелляционную жалобу поддержало позицию заявителя апелляционной жалобы, извещенное о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило, поступившим ходатайством просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика по имеющимся в нем материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 09.02.2007 на основании заявления Комитета и описания земельного участка на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок площадью 9291 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, местоположение: примерно в 40 м по направлению на юг от ориентира: нежилое строение, расположенное за пределами участка, адрес ориентира: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Шевцовой, д. 54 (т. 2, л. д. 105, 107 - 110).
Ему присвоен кадастровый номер 12:05:0703002:35.
По данным кадастрового паспорта кадастровая стоимость земельного участка равна 10 147 258 руб. 56 коп., удельный показатель кадастровой стоимости равен - 1092 руб. 16 коп. за метр квадратный (т. 2, л. д. 134 - 137, 139 - 146).
При этом государственная собственность на земельный участок не разграничена. Право собственности на него не зарегистрировано (т. 2, л. д. 87). Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных образований, в которых такие участки расположены. В рассматриваемом споре таким органом местного самоуправления в силу предоставленных ему пунктом 2.3.4 положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", утвержденного решением XIII сессии Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 20.04.2006 N 243-IV, является Комитет (т. 2, л. д. 28 - 31).
Муниципалитет на основании постановления N 307 от 20.02.2007 предоставил спорный земельный участок в аренду ООО "Телекомпания 12 регион" во исполнение договора аренды N 3179/2007н от 20.03.2007 (т. 2, л. д. 91 - 92, 114, 117 - 118).
Впоследствии арендатор передал права и обязанности арендатора по указанному договору аренды ООО "Регент" на основании договора от 27.01.2010, которое, в свою очередь, 16.04.2010 заключило такой же договор с ЗАО "Тандер" (т. 2, л. д. 93, 94 - 98, т. 3, л. д. 59).
Договор уступки прав и обязанностей, заключенный между ООО "Регент" и ЗАО "Тандер", зарегистрирован в ЕГРП 29.04.2010.
В договор аренды земельного участка 21.12.2010 внесены изменения в части вида разрешенного использования земельного участка и размера арендной платы, определяемого на основании отчета об оценке рыночной стоимости права аренды (т. 2, л. д. 99, 116).
08.09.2014 по правилам статьи 36 ЗК РФ между муниципалитетом и ЗАО "Тандер" заключен договор купли-продажи земельного участка N 425-П по цене, равной 15% от его кадастровой стоимости (т. 3, л. д. 11 - 13, 56, 57).
31.10.2014 участок передан покупателю по акту (т. 3, л. д. 98).
02.12.2014 в ЕГРП зарегистрировано право собственности ЗАО "Тандер" на земельный участок с кадастровым номером 12:05:0703002:35 (т. 3, л. д. 118).
Кадастровая стоимость земельных участков на территории Республики Марий Эл определяется на основании постановления Правительства РМЭ N 6 от 14.01.2003, которым утверждены материалы государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Республики Марий Эл и переданы на ответственное хранение в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Республике Марий Эл.
Впоследствии Правительством РМЭ принято постановление от 06.12.2008 N 329 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов", которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Марий Эл по состоянию на 01.01.2007: кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Марий Эл согласно приложению N 1; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Республики Марий Эл согласно приложению N 2; средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Республики Марий Эл согласно приложению N 3.
Пунктом 2 указанного постановления признано утратившим силу постановление Правительства РМЭ от 14.01.2003 N 6 "Об утверждении материалов государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Республики Марий Эл".
Пунктом 3 постановления предусмотрено, что оно вступает в силу с 01.01.2010.
Однако постановлением Правительства Республики Марий Эл от 18.11.2009 N 246 внесены изменения в пункт 3 постановления Правительства РМЭ от 06.12.2008 N 329, в соответствии с которыми указанное постановление вступает в силу со дня принятия решения Правительства РМЭ о применении результатов государственной кадастровой оценки, указанных в пункте 1 постановления.
На основании статьи 66 Земельного кодекса РФ и статьи 24.17 Федерального закона N 135-ФЗ, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" Правительством РМЭ принято постановление от 20.06.2013 N 199 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Марий Эл", в силу пункта 1 которого утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Марий Эл по состоянию на 01.01.2012: кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Марий Эл согласно приложению N 1; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов Республики Марий Эл согласно приложению N 2; средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) в Республике Марий Эл согласно приложению N 3.
Вместе с тем пунктом 2 постановления признаны утратившими силу: постановление Правительства РМЭ от 14.01.2003 N 6 "Об утверждении материалов государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Республики Марий Эл"; постановление Правительства РМЭ от 06.12.2008 N 329 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов"; пункт 2 постановления Правительства РМЭ от 18.11.2009 N 246 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл".
При этом пунктом 3 указанного постановления предусмотрено, что оно вступает в силу со дня принятия Правительством РМЭ решения о применении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, указанных в пункте 1 настоящего постановления.
Однако такое решение не принято по мотиву целесообразности сохранения действующих результатов кадастровой оценки на период предпринимаемых РФ мероприятий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики (т. 3, л. д. 111).
При таких обстоятельствах постановление Правительства РМЭ от 06.12.2008 N 329 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" с изменениями и дополнениями от 18.11.2009, а также постановление Правительства РМЭ от 20.06.2013 N 199 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Марий Эл" не вступили в законную силу ввиду наличия отлагательного условия, которое не наступило.
Тем самым единственным актом, которым утверждены материалы государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Республики Марий Эл, является постановление Правительства РМЭ N 6 от 14.01.2003.
По результатам исполнения муниципального контракта N 25 от 06.05.2014 исполнителем составлен отчет N 031Н.14 об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 12:05:0703002:35, в размере 50 500 000 руб. (т. 1, л. д. 12 - 19, 20 - 156).
В отношении указанного отчета составлено экспертное заключение на подтверждение стоимости объекта оценки, в соответствии с которым отчет N 031Н.14 соответствует Федеральному закону N 135-ФЗ, Федеральным стандартам оценки (т. 2, л. д. 1 - 12).
Письмом от 02.07.2014 муниципалитет обратился в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Марий Эл с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о рыночной стоимости земельного участка (т. 2, л. д. 13 - 15).
В ответ 14.07.2014 комитету направлено письмо о необходимости судебного разрешения спора (т. 2, л. д. 16 - 17).
Полагая, что результаты государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Республики Марий Эл являются недействительными, недостоверными и не подлежащими применению, муниципалитет просит в судебном порядке установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной цены.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Данная позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Статьей 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) предусмотрено, что государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).
Между тем закон не определяет правовых последствий в случае, если уполномоченный на то орган государственной власти не принял решение о государственной кадастровой оценке по истечении пяти лет с даты проведения последней государственной кадастровой оценки.
При таких обстоятельствах юридические и физические лица, органы государственной власти, органы местного самоуправления должны руководствоваться последними принятыми результатами государственной кадастровой оценки земель.
Применительно к спорным правоотношениям последняя государственная кадастровая оценка земель на территории Республики Марий Эл определена постановлением Правительства РМЭ N 6 от 14.01.2003 "Об утверждении материалов государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Республики Марий Эл".
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 25.06.2013 N 10761/11 указал, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату. Учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что в соответствии с кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 10.10.2014 в отношении земельного участка с кадастровым номером 12:05:0703002:35 датой утверждения кадастровой стоимости является 12.06.2006 (т. 3, л. д. 66 - 67).
Как следует из письменного ответа Управления Росреестра по РМЭ, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по РМЭ, кадастровая оценка спорного земельного участка рассчитана на основании удельных показателей кадастровой стоимости земель поселений и кадастровых кварталов в составе поселений по видам функционального использования земель, определенных в ходе работ по государственной оценке земель поселений Республики Марий Эл, утвержденных постановлением Правительства РМЭ N 6 от 14.01.2003.
Указанные материалы не содержат результатов государственной кадастровой оценки конкретных земельных участков, так как это не было предусмотрено методикой государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337.
Удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка составил 1092 руб. 16 коп. за квадратный метр его площади.
Нормативные акты, действовавшие на момент образования земельного участка и постановки его на кадастровый учет, не предполагали формирование перечня земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Поскольку земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 09.02.2007, то при определении его кадастровой стоимости подлежали применению положения Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222.
Поэтому при образовании нового земельного участка кадастровая стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.
Суд первой инстанции правомерно определил, что в данном случае такой датой может быть 09.02.2007 (т. 3, л. д. 112 - 113, 114 - 115).
В обоснование иска истец ссылается на отчет N 031Н.14.
Вместе с тем он составлен на иную дату - 28.05.2014 (т. 1, л. д. 20 - 156).
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в связи с установлением рыночной стоимости объекта недвижимости и его кадастровой стоимости на разные даты.
Исследовав материалы дела, проверив доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает обоснованным решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы проверены и отклонены как не опровергающие законности принятого судебного акта по вышеизложенным основаниям.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 18.02.2015 по делу N А38-3786/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования городской округ "Город Йошкар-Ола" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Е.Н.НАУМОВА
Е.Н.НАУМОВА
Судьи
О.Ю.АЛЕКСАНДРОВА
Л.В.БУХТОЯРОВА
О.Ю.АЛЕКСАНДРОВА
Л.В.БУХТОЯРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)