Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.05.2014 N 17АП-3516/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А50-21699/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 мая 2014 г. N 17АП-3516/2014-ГК

Дело N А50-21699/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 мая 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Паньковой Г.Л., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Решановой Д.М.,
при участии:
от заявителя - Зорина О.А., паспорт,
от ответчика - Большевых С.С., доверенность от 20.02.2014,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Администрации Чайковского городского поселения
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 29 января 2014 года
по делу N А50-21699/2013,
вынесенное судьей Батраковой Ю.В.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Зориной Ольги Александровны (ОГРНИП 309592009000032, ИНН 592002859226)
к Администрации Чайковского городского поселения
о признании решения незаконным, обязании устранить нарушения прав,

установил:

индивидуальный предприниматель Зорина Ольга Александровна (далее - заявитель, предприниматель Зорина О.А.) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным отказа Администрации Чайковского городского поселения (далее - ответчик, Администрация) в утверждении и согласовании схемы границ земельного участка площадью 3631 кв. м для размещения садов, расположенного по адресу: Пермский край, г. Чайковский, в кадастровом квартале 59:12:0010346, изложенного в письмах от 09.10.2013 N 02-46-1219, от 18.10.2013 N 02-46-1219; обязании устранить допущенные нарушение прав и законных интересов заявителя путем утверждения и выдачи схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте территории земельного участка, находящегося по адресу: Пермский край, г. Чайковский, в кадастровом квартале 59:12:0010346, для размещения садов, в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением суда от 29.01.2014 заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Администрации в утверждении и согласовании схемы границ земельного участка площадью 3 631 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Чайковский, в кадастровом квартале 59:12:0010346, с видом разрешенного использования - для размещения садов, на кадастровом плане или кадастровой карте территории, выраженный в письмах от 09.10.2013 N 02-46-1219, от 18.10.2013 N 02-46-1219. На Администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя Зориной О.А. путем утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка площадью 3 631 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Чайковский, в кадастровом квартале 59:12:0010346, с видом разрешенного использования - для размещения садов, на кадастровом плане или кадастровой карте территории в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Ответчик с решением суда от 29.01.2014 не согласен, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, производство по делу прекратить.
Ответчик указывает, что испрашиваемый земельный участок находится в рекреационной зоне - зоне естественных ландшафтов (Р-4), территория которой в соответствии с п. 11 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 9 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации должна быть доступной для неограниченного круга лиц и предназначенной для отдыха всех жителей города. Указанный заявителем вид использования земельного участка "для размещения садов" не соответствует виду разрешенного использования, установленному для зоны Р-4 "размещение лесопитомников, лесопарков, дендропарков, садов, рощ, водоемов, прокладка дорожно-тропиночной сети, лыжных трасс, велосипедных и беговых дорожек", являющегося единым и неделимым видом использования. В соответствии изменениями, внесенными 20.02.2014 в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Чайковское городское поселение", утвержденными решением Думы Чайковского городского поселения от 21.09.2011 N 446, исключена возможность предоставления в аренду или в собственность земельных участков в территориальной зоне Р-4, в связи с чем обжалуемое решение суда является неисполнимым.
В суде апелляционной инстанции ответчик доводы апелляционной жалобы поддержал.
Заявитель в суде апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда не подлежащим отмене. Заявитель отзыв на апелляционную жалобу в суд апелляционной инстанции не представил.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 07.08.2013 предприниматель Зорина О.А. обратилась к Администрации с заявлением об утверждении и согласовании схемы расположения земельного участка площадью 3 631 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Чайковский, в кадастровом квартале 59:12:0010346, в зоне Р-4, для целей, не связанных со строительством, - для размещение садов (л.д. 12).
В письме от 09.10.2013 N 02-46-1219 Администрация указала заявителю на необходимость представления информации о смежных земельных участках, указания на схеме доступов, пожарных проездов к земельному участку, при наличии сетей на участке согласования схемы расположения с обслуживающими организациями, а также уточнения объектов и работ, планируемых на земельном участке (л.д. 16).
В письме от 18.10.2013 N 02-46-1219 Администрация отказала заявителю в утверждении схемы расположения земельного участка в связи с тем, что земельный участок находится в рекреационной зоне и предназначен исключительно для организации отдыха, туризма, культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий граждан, а также для сохранения благоприятной экологической обстановки. В письме также указано, что испрашиваемый земельный участок относится к территории общего пользования (л.д. 17).
Полагая, что указанный отказ является незаконным, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Частью 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о несоответствии принятого Администрацией решения положениям ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, предусмотрен ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений (рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока, не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом);
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

В силу п. 2.1, 2.2 Положения лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, обращаются с соответствующим заявлением в администрацию. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на земельный участок.
Между муниципальным образованием Чайковское городское поселение и муниципальным образованием Чайковский муниципальный район установлен единый порядок взаимодействия по предоставлению гражданам и юридическим лицам земельных участков на территории муниципального образования Чайковского городское поселение, определенный в подписанном ими Соглашении о взаимодействии от 16.01.2012 N 1, в редакции дополнительного соглашения от 19.11.2012.
В соответствии с указанным Соглашением на администрацию поселения возложена обязанность по приему заявлений об утверждении схем расположения земельных участков в соответствии с частью 5 ст. 31, ч. 4 ст. 34, ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, утверждению и выдаче заявителям схем расположения участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории для дальнейшей постановки участков на кадастровый учет; определению местоположения границ земельного участка и его площади с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, а также с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Пунктом 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент (п. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Чайковское городское поселение", утвержденными решением Думы Чайковского городского поселения от 21.09.2011 N 446, с целью охраны зеленого фонда городского поселения, предусматривающей систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда, нормализацию экологической обстановки и создание благоприятной окружающей среды выделены рекреационные зоны (ст. 41.5. Правил).
Согласно п. 9 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Из материалов дела следует и не оспаривается, что испрашиваемый земельный участок расположен в рекреационной зоне Р-4.
В соответствии с п. 4 ст. 41.5. Правил землепользования и застройки муниципального образования "Чайковское городское поселение", утвержденных решением Думы Чайковского городского поселения от 21.09.2011 N 446, к основным видам разрешенного использования территориальной зоны Р-4 - зоны естественных ландшафтов (болота, кустарник, овраги) - отнесены, в том числе городские леса, зеленые насаждения общего пользования в границах населенных пунктов; размещение лесопитомников, лесопарков, дендропарков, садов, рощ, водоемов, прокладка дорожно-тропиночной сети, лыжных трасс, велосипедных и беговых дорожек.
Из системного толкования указанных правовых норм с учетом особенностей, установленных указанными Правилами землепользования и застройки для территориальной зоны Р-4, следует, что заявленный вид разрешенного использования (размещение садов конкретного заявителя) не соответствует единообразно понимаемым градостроительным регламентам указанной зоны рекреационного назначения и единому виду разрешенного использования, установленному для данной зоны - размещение лесопитомников, лесопарков, дендропарков, садов, рощ, водоемов, прокладка дорожно-тропиночной сети, лыжных трасс, велосипедных и беговых дорожек, предполагающему использование территории данной зоны для отдыха неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах оснований для вывода о том, что оспариваемые решения противоречат ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а также нарушают права и законные интересы заявителя не имеется.
В удовлетворении заявления о признании незаконными решений Администрации следует отказать.
В связи изложенным решение суда подлежит отмене на основании п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по заявлению относится на заявителя предпринимателя Зорину О.А.
Поскольку ответчик в силу подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, с учетом разъяснений п. 4.1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 N 139), государственная пошлина по апелляционной жалобе взысканию с заявителя в доход федерального бюджета не подлежит.
На основании и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 29 января 2014 года по делу N А50-21699/2013 отменить.
В удовлетворении требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА

Судьи
Г.Л.ПАНЬКОВА
Ю.В.СКРОМОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)