Судебные решения, арбитраж
Земли особо охраняемых территорий и их объектов; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Бархатова В.Ю., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Примак М.А., доверенность от 09.01.2014,
от заинтересованного лица: не явились, извещены,
от третьих лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Истринского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 17.10.2013 по делу N А41-28580/13, принятое судьей Шайдуллиной А.С., по заявлению ООО "Строй Капитал" к администрации Истринского муниципального района Московской области, третьи лица: Министерство экологии и природопользования Московской области, ГУ "Мособлводхоз", Управление Роспотребнадзора по Московской области о признании решения незаконным,
установил:
ООО "Строй Капитал" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Истринского муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) с учетом уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ с требованиями:
- признать незаконным решение Администрации Истринского муниципального района Московской области, сообщенное заявителю письмом от 28.05.2013 N 4579 о несоответствии градостроительному законодательству документации по планировке территории земельных участков с кадастровыми номерами 50:08:070337:31 и 50:08:070357:101, расположенных вблизи дер. Рождествено, сельского поселения Бужаровское на основании отнесения указанных земельных участков ко второму поясу ЗСО Московского водопровода.
- обязать Администрацию Истринского муниципального района Московской области направить документацию по планировке территории земельных участков с кадастровыми номерами 50:08:070337:31 и 50:08:070357:101, разработанную заявителем на основании постановления N 4276 от 09.11.2011 г. на рассмотрение градостроительного совета Истринского муниципального района.
- обязать Администрацию Истринского муниципального района Московской области направить документацию по планировке территории земельных участков с кадастровыми номерами 50:08:070337:31 и 50:08:070357:101 на рассмотрение Главе Администрации Истринского муниципального района Московской области.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно данного спора, привлечены: Министерство экологии и природопользования Московской области и ГУП "Мособлводхоз".
Решением Арбитражного суда Московской области от 17.10.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
В судебном заседании представителем общества заявлено ходатайство о назначении судебной землеустроительной экспертизы с целью определения относятся ли земельные участки с кадастровыми номерами 50:08:070337:31 и 50:08:070357:101 ко второму поясу зоны санитарной охраны Истринского гидроузла Московского водопровода.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2014 назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено Автономной некоммерческой организации "Центр по проведению судебных экспертиз и исследований" (ОГРН: 1117799018061, ИНН 7743109219) и приостановлено производство по апелляционной жалобе администрации Истринского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 17.10.2013 по делу N А41-28580/13 до получения судом заключения эксперта.
Через канцелярию суда от Автономной некоммерческой организации "Центр по проведению судебных экспертиз и исследований" получено заключение эксперта по делу N А41-28580/13.
В судебном заседании представитель заявителя не возражал против возобновления производство по делу N А41-28580/13 и назначения его к рассмотрению в этом же судебном заседании.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2014 возобновлено производство по апелляционной жалобе администрации Истринского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 17.10.2013 по делу N А41-28580/13.
В судебном заседании представитель общества возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы администрации и отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Постановлением от 02.07.2009 N 2655/7 "О предварительном согласовании места разрешения объектов строительства на земельном участке, расположенном в районе деревни Рождествено сельского поселения Бужаровское Истринского района Московской области" на основании обращения ООО "Строй Капитал" утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 20000 кв. м.
Постановлением от 25.11.2009 N 4646/11 "Об отнесении земельного участка с кадастровым номером 50:08:070357:101" на основании обращения ООО "Строй Капитал" земельный участок площадью 20 000 кв. м с кадастровым номером 50:08:070357:101, находящийся: Московская область, Истринский район, Бужаровское сельское поселение, в районе д. Рождествено отнесен к категории земель: земли особо охраняемых территорий с видом разрешенного использования: под рекреационные цели для организации отдыха, туризма физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Постановлением от 29.01.2010 N 168/1 земельный участок с кадастровым номером 50:08:070357:101 предоставлен в аренду ООО "Строй Капитал" сроком на 49 лет.
На основании вышеуказанного постановления между Комитетом по управлению имуществом Истринского муниципального района Московской области и ООО "Строй Капитал" заключен Договор аренды земельного участка от 23.03.2010.
Договор аренды зарегистрирован в УФРС по МО 18.05.2010, регистрационная запись N 50-50-08/043/2010-435.
Согласно выписке из ЕГРП от 24.07.2013 г. N 11/001/2013-4053 правообладатель земельного участка отсутствует, земельный участок обременен договором аренды с ООО "Строй Капитал".
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 01.08.2013 г. N МО-13/ЗВ-925435 земельный участок с кадастровым номером 50:08:070357:101 имеет площадь 20000 кв. м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Московская обл., сельского поселения Бужаровское, в районе д. Рождествено, категории земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: под рекреационные цели для организации отдыха.
Постановлением от 02.07.2009 N 2656/7 "О предварительном согласовании места разрешения объектов строительства на земельном участке, расположенном в районе деревни Рождествено сельского поселения Бужаровское Истринского района Московской области" на основании обращения ООО "Строй Капитал" утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 36000 кв. м.
Постановлением от 25.11.2009 N 4647/11 "Об отнесении земельного участка с кадастровым номером 50:08:070337:31" на основании обращения ООО "Строй Капитал" земельный участок площадью 33539 кв. м с кадастровым номером 50:08:070337:31, находящийся: Московская область, Истринский район, Бужаровское сельское поселение, в районе д. Рождествено отнесен к категории земель: земли особо охраняемых территорий с видом разрешенного использования: под рекреационные цели для организации отдыха, туризма физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Постановлением от 29.01.2010 N 169/1 земельный участок с кадастровым номером 50:08:070337:31 предоставлен в аренду ООО "Строй Капитал" сроком на 49 лет.
Договор аренды зарегистрирован в УФРС по МО 14.05.2010 г., регистрационная запись N 50-50-08/043/2010-384.
Согласно выписке из ЕГРП от 24.07.2013 N 11/001/2013-4100 правообладатель земельного участка отсутствует, земельный участок обременен договором аренды с ООО "Строй Капитал".
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 17.10.2012 N МО-12/ЗВ-763818 земельный участок с кадастровым номером 50:08:070337:31 имеет площадь 33539 кв. м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Московская обл., сельского поселения Бужаровское, в районе д. Рождествено, категории земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: под рекреационные цели для организации отдыха.
Постановлением от 09.12.2011 N 4276/12 ООО "Строй Капитал" поручено подготовить документацию по планировке двух территорий, расположенных вблизи д. Рождествено с.п. Бужаровское, общей площадью 53 539 кв. м.
ООО "Юнигруп" 2012 г. подготовило проект планировки.
16.05.2013 письмом исх. N 144 ООО "Строй Капитал" обратилось в Администрацию Истринского муниципального района с просьбой рассмотреть на Градостроительном совете Истринского района проектную документацию по планировке, разработанную на основании Постановления 4276/12 от 09.12.2011.
Письмом от 28.05.2013 N 4579 Администрация Истринского муниципального района Московской области сообщила о невозможности утверждения проекта планировки, поскольку проектом предусмотрено строительство капитальных объектов (таунхаусов) в пределах 100 м от уреза воды Истринского водохранилища, что недопустимо в силу п. 4.4.4. "Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.1.4.2625-10". Участки расположены во втором поясе СЗО источника питьевого водоснабжения г. Москвы.
Посчитав, отказ Администрации необоснованным, нарушающим права и интересы ООО "Строй капитал", заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд Московской области сделал вывод о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:08:070337:31 и 50:08:070357:101 не относятся ко второму поясу зон санитарной охраны Истринского водохранилища Московского водопровода.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим обстоятельствам.
В соответствии с ч. 1. ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям статьи 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 данного Кодекса.
Частью 13 статьи 46 ГрК РФ установлено, что глава местной администрации поселения с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Из смысла названной нормы права, документация по планировке территории направляется Главе муниципального района при наличии двух обстоятельств: осуществление органом местного самоуправления проверки документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 ГрК РФ и отсутствие оснований для отклонения документации по планировке территории и направлении ее на доработку.
Таким образом, орган местного самоуправления, в данном случае, Администрация Истринского муниципального района, в соответствии со статьей 46 ГрК РФ обладает исключительно компетенцией на осуществление проверки документации по планировке территории.
Статьей 46 ГрК РФ предусмотрено, что проверка документации по планировке территории осуществляется на соответствии требованиям, установленным частью 10 статьи 45 ГрК РФ.
Согласно части 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Представленная обществом документация была отклонена администрацией, поскольку проектом предусмотрено строительство капитальных объектов (таунхаусов) в пределах 100 м от уреза воды Истринского водохранилища, в то время как участки расположены во 2-м поясе ЗСО источника питьевого водоснабжения г. Москвы.
Обращаясь с настоящими требованиями в суд общество ссылается на то, что земельные участки не входят во второй пояс санитарной охраны.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2014 в целях всестороннего изучения обстоятельств, связанных с нахождением либо ненахождением спорных земельных участков в границах второго пояса зоны санитарной охраны водного объекта назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено Автономной некоммерческой организации "Центр по проведению судебных экспертиз и исследований".
Согласно заключению земельные участки с 50:08:070337:31 и 50:08:070357:101 не входят в границы 2-го пояса ЗСО Истринского гидроузла.
В соответствии с требованиями части 3 статьи 86 заключение эксперта исследуется наряду с другими доказательствами по делу.
Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Частью 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10 о введении в действие санитарных норм и правил утверждены "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02".
В соответствии с пунктом 2.3 Санитарных правил СП 2.1.4.2625-10 зона санитарной охраны гидроузла состоит из 1 пояса (строгого режима) и 2 пояса (ограничений). Первый и второй пояса зоны санитарной охраны организуются, в том числе для Истринского гидроузла (пункт 2.3.1).
Второй пояс ЗСО гидроузла (пояс ограничений) включает акваторию источника водоснабжения и территорию первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, которая простирается по берегам водохранилищ, основных водотоков, а также по берегам притоков первого порядка, входящих в гидротехническую систему.
Пунктом 3.4.3 Правил установлено, что боковые границы устанавливаются не только по берегам основного водотока или водохранилища, входящих в гидротехнические системы, но и по берегам впадающих в них притоков первого порядка.
Боковые границы 2 пояса зоны санитарной охраны водозабора или гидроузла должны проходить от уреза воды при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка на расстоянии:
а) при равнинном рельефе местности - не менее 500 м;
б) при холмистом рельефе местности - по вершинам первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения.
Согласно п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 организация зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов,
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (пункт 1.13 СанПиН).
В соответствии с п. п. 4, 5 ст. 18 Федерального закона проект округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждается, а границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии с п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящим СанПиН.
Таким образом само по себе отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения не может свидетельствовать о том, что на земельные участки, попадающие в указанные зоны в соответствии с требованиями СанПиН, не распространяются ограничения, установленные законом.
Из проекта планировки (графическая часть), публичной кадастровой карты следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:08:070337:31 и 50:08:070357:101 расположены в непосредственной близости от края уреза воды Истринского водохранилища.
Постановление СНК РСФСР от 23.05.1941 N 355 "О санитарной охране Московского водопровода и источников его водоснабжения" зона санитарной охраны Рублевского водопровода и источников его питания установлена в составе 3-х поясов.
Во второй пояс включается территория, смежная с первым поясом, непосредственно окружающая источники питания Рублевского водопровода, реки Москву и Истру с их притоками в следующих границах:
Начиная со станции Немчинов пост Западной ж.д., граница идет на Дом отдыха НКПС и далее по правому берегу р. Москвы через селения Троицкое-Лыково и Строгино, отсюда на Ново-Никольскую фабрику селения Козино, Дедово, Марьино, Задорино, Алексеевское, Снопово, бывший кожзавод "Солнце", селение Ожогино, Поповку, Гречнево, Кузнецово, Зыково, Карцево, Филатово, Скрябино, Андреевское, Бережки и далее по реке Москве на селения Васильевское, Кубинское, Петелино, Сидоровское, Щедрино и по линии Западной ж.д. до станции Немчинов пост. Во II пояс входит полоса шириной 50 метров по обе стороны от оси крайних водоводов.
В пределах второго пояса воспрещается без предварительного разрешения Государственной санитарной инспекции зоны санитарной охраны возведение всякого рода новых строений и сооружений.
Пунктом 14 Положения кроме перечисленных выше мероприятий по санитарной охране во II поясе для территорий и населенных мест, поименованных ниже, установлены дополнительные правила санитарного режима, в том числе запрещается всякое новое строительство (промышленное, сельское, дачное и проч.), а также расширение и переоборудование существующих промпредприятий, домов отдыха, санаториев и т.п. учреждений и отдельных строений, переустройство или замена строений временного типа постоянными. Строительство сооружений водопровода и обслуживающих станцию жилых и культурно-бытовых зданий, а также капитальный ремонт строений допускается лишь с разрешения Государственной инспекции зоны санитарной охраны.
Истринское водохранилище включено в Перечень водоемов, использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 2054-р.
В соответствии с пунктом 4.4.4 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2010 N 45 "Об утверждении СП 2.1.4.2625-10" (вместе с "СП 2.1.4.2625-10. Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы. Санитарно-эпидемиологические правила") не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка. При строительстве и реконструкции объектов отдыха и спорта необходимо соблюдать требование, чтобы все строения располагались на расстоянии не менее 100 метров от уреза воды. В зонах рекреации в полосе 100 м от уреза воды не допускается капитальная застройка; допускается установка малых архитектурных форм.
При данных обстоятельствах решение Администрации Истринского муниципального района Московской области от 28.05.2013 N 4579 о несоответствии градостроительному законодательству документации по планировке территории земельных участков с кадастровыми номерами 50:08:070337:31 и 50:08:070357:101, расположенных вблизи дер. Рождествено, сельского поселения Бужаровское на основании отнесения указанных земельных участков ко второму поясу ЗСО Московского водопровода является законным, а ненаправление документации по планировке территории земельных участков с кадастровыми номерами 50:08:070337:31 и 50:08:070357:101 на рассмотрение градостроительного совета Истринского муниципального района не нарушает права заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Оценив в совокупности, представленные в материалы дела доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции сделаны выводы при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 17.10.2013 по делу N А41-28580/13 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Перечислить с депозитного счета Десятого арбитражного апелляционного суда Автономной некоммерческой организации "Центр по проведению судебных экспертиз и исследований" (ОГРН: 1117799018061, ИНН 7743109219) 120 000 рублей за проведение судебной экспертизы по счету от 07.04.2014 N 215.
Председательствующий
Е.А.МИЩЕНКО
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Е.Н.ВИТКАЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.06.2014 ПО ДЕЛУ N А41-28580/13
Разделы:Земли особо охраняемых территорий и их объектов; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 2014 г. по делу N А41-28580/13
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Бархатова В.Ю., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Примак М.А., доверенность от 09.01.2014,
от заинтересованного лица: не явились, извещены,
от третьих лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Истринского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 17.10.2013 по делу N А41-28580/13, принятое судьей Шайдуллиной А.С., по заявлению ООО "Строй Капитал" к администрации Истринского муниципального района Московской области, третьи лица: Министерство экологии и природопользования Московской области, ГУ "Мособлводхоз", Управление Роспотребнадзора по Московской области о признании решения незаконным,
установил:
ООО "Строй Капитал" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Истринского муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) с учетом уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ с требованиями:
- признать незаконным решение Администрации Истринского муниципального района Московской области, сообщенное заявителю письмом от 28.05.2013 N 4579 о несоответствии градостроительному законодательству документации по планировке территории земельных участков с кадастровыми номерами 50:08:070337:31 и 50:08:070357:101, расположенных вблизи дер. Рождествено, сельского поселения Бужаровское на основании отнесения указанных земельных участков ко второму поясу ЗСО Московского водопровода.
- обязать Администрацию Истринского муниципального района Московской области направить документацию по планировке территории земельных участков с кадастровыми номерами 50:08:070337:31 и 50:08:070357:101, разработанную заявителем на основании постановления N 4276 от 09.11.2011 г. на рассмотрение градостроительного совета Истринского муниципального района.
- обязать Администрацию Истринского муниципального района Московской области направить документацию по планировке территории земельных участков с кадастровыми номерами 50:08:070337:31 и 50:08:070357:101 на рассмотрение Главе Администрации Истринского муниципального района Московской области.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно данного спора, привлечены: Министерство экологии и природопользования Московской области и ГУП "Мособлводхоз".
Решением Арбитражного суда Московской области от 17.10.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
В судебном заседании представителем общества заявлено ходатайство о назначении судебной землеустроительной экспертизы с целью определения относятся ли земельные участки с кадастровыми номерами 50:08:070337:31 и 50:08:070357:101 ко второму поясу зоны санитарной охраны Истринского гидроузла Московского водопровода.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2014 назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено Автономной некоммерческой организации "Центр по проведению судебных экспертиз и исследований" (ОГРН: 1117799018061, ИНН 7743109219) и приостановлено производство по апелляционной жалобе администрации Истринского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 17.10.2013 по делу N А41-28580/13 до получения судом заключения эксперта.
Через канцелярию суда от Автономной некоммерческой организации "Центр по проведению судебных экспертиз и исследований" получено заключение эксперта по делу N А41-28580/13.
В судебном заседании представитель заявителя не возражал против возобновления производство по делу N А41-28580/13 и назначения его к рассмотрению в этом же судебном заседании.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2014 возобновлено производство по апелляционной жалобе администрации Истринского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 17.10.2013 по делу N А41-28580/13.
В судебном заседании представитель общества возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы администрации и отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Постановлением от 02.07.2009 N 2655/7 "О предварительном согласовании места разрешения объектов строительства на земельном участке, расположенном в районе деревни Рождествено сельского поселения Бужаровское Истринского района Московской области" на основании обращения ООО "Строй Капитал" утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 20000 кв. м.
Постановлением от 25.11.2009 N 4646/11 "Об отнесении земельного участка с кадастровым номером 50:08:070357:101" на основании обращения ООО "Строй Капитал" земельный участок площадью 20 000 кв. м с кадастровым номером 50:08:070357:101, находящийся: Московская область, Истринский район, Бужаровское сельское поселение, в районе д. Рождествено отнесен к категории земель: земли особо охраняемых территорий с видом разрешенного использования: под рекреационные цели для организации отдыха, туризма физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Постановлением от 29.01.2010 N 168/1 земельный участок с кадастровым номером 50:08:070357:101 предоставлен в аренду ООО "Строй Капитал" сроком на 49 лет.
На основании вышеуказанного постановления между Комитетом по управлению имуществом Истринского муниципального района Московской области и ООО "Строй Капитал" заключен Договор аренды земельного участка от 23.03.2010.
Договор аренды зарегистрирован в УФРС по МО 18.05.2010, регистрационная запись N 50-50-08/043/2010-435.
Согласно выписке из ЕГРП от 24.07.2013 г. N 11/001/2013-4053 правообладатель земельного участка отсутствует, земельный участок обременен договором аренды с ООО "Строй Капитал".
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 01.08.2013 г. N МО-13/ЗВ-925435 земельный участок с кадастровым номером 50:08:070357:101 имеет площадь 20000 кв. м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Московская обл., сельского поселения Бужаровское, в районе д. Рождествено, категории земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: под рекреационные цели для организации отдыха.
Постановлением от 02.07.2009 N 2656/7 "О предварительном согласовании места разрешения объектов строительства на земельном участке, расположенном в районе деревни Рождествено сельского поселения Бужаровское Истринского района Московской области" на основании обращения ООО "Строй Капитал" утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 36000 кв. м.
Постановлением от 25.11.2009 N 4647/11 "Об отнесении земельного участка с кадастровым номером 50:08:070337:31" на основании обращения ООО "Строй Капитал" земельный участок площадью 33539 кв. м с кадастровым номером 50:08:070337:31, находящийся: Московская область, Истринский район, Бужаровское сельское поселение, в районе д. Рождествено отнесен к категории земель: земли особо охраняемых территорий с видом разрешенного использования: под рекреационные цели для организации отдыха, туризма физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Постановлением от 29.01.2010 N 169/1 земельный участок с кадастровым номером 50:08:070337:31 предоставлен в аренду ООО "Строй Капитал" сроком на 49 лет.
Договор аренды зарегистрирован в УФРС по МО 14.05.2010 г., регистрационная запись N 50-50-08/043/2010-384.
Согласно выписке из ЕГРП от 24.07.2013 N 11/001/2013-4100 правообладатель земельного участка отсутствует, земельный участок обременен договором аренды с ООО "Строй Капитал".
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 17.10.2012 N МО-12/ЗВ-763818 земельный участок с кадастровым номером 50:08:070337:31 имеет площадь 33539 кв. м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Московская обл., сельского поселения Бужаровское, в районе д. Рождествено, категории земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: под рекреационные цели для организации отдыха.
Постановлением от 09.12.2011 N 4276/12 ООО "Строй Капитал" поручено подготовить документацию по планировке двух территорий, расположенных вблизи д. Рождествено с.п. Бужаровское, общей площадью 53 539 кв. м.
ООО "Юнигруп" 2012 г. подготовило проект планировки.
16.05.2013 письмом исх. N 144 ООО "Строй Капитал" обратилось в Администрацию Истринского муниципального района с просьбой рассмотреть на Градостроительном совете Истринского района проектную документацию по планировке, разработанную на основании Постановления 4276/12 от 09.12.2011.
Письмом от 28.05.2013 N 4579 Администрация Истринского муниципального района Московской области сообщила о невозможности утверждения проекта планировки, поскольку проектом предусмотрено строительство капитальных объектов (таунхаусов) в пределах 100 м от уреза воды Истринского водохранилища, что недопустимо в силу п. 4.4.4. "Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.1.4.2625-10". Участки расположены во втором поясе СЗО источника питьевого водоснабжения г. Москвы.
Посчитав, отказ Администрации необоснованным, нарушающим права и интересы ООО "Строй капитал", заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд Московской области сделал вывод о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:08:070337:31 и 50:08:070357:101 не относятся ко второму поясу зон санитарной охраны Истринского водохранилища Московского водопровода.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим обстоятельствам.
В соответствии с ч. 1. ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям статьи 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 данного Кодекса.
Частью 13 статьи 46 ГрК РФ установлено, что глава местной администрации поселения с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Из смысла названной нормы права, документация по планировке территории направляется Главе муниципального района при наличии двух обстоятельств: осуществление органом местного самоуправления проверки документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 ГрК РФ и отсутствие оснований для отклонения документации по планировке территории и направлении ее на доработку.
Таким образом, орган местного самоуправления, в данном случае, Администрация Истринского муниципального района, в соответствии со статьей 46 ГрК РФ обладает исключительно компетенцией на осуществление проверки документации по планировке территории.
Статьей 46 ГрК РФ предусмотрено, что проверка документации по планировке территории осуществляется на соответствии требованиям, установленным частью 10 статьи 45 ГрК РФ.
Согласно части 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Представленная обществом документация была отклонена администрацией, поскольку проектом предусмотрено строительство капитальных объектов (таунхаусов) в пределах 100 м от уреза воды Истринского водохранилища, в то время как участки расположены во 2-м поясе ЗСО источника питьевого водоснабжения г. Москвы.
Обращаясь с настоящими требованиями в суд общество ссылается на то, что земельные участки не входят во второй пояс санитарной охраны.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2014 в целях всестороннего изучения обстоятельств, связанных с нахождением либо ненахождением спорных земельных участков в границах второго пояса зоны санитарной охраны водного объекта назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено Автономной некоммерческой организации "Центр по проведению судебных экспертиз и исследований".
Согласно заключению земельные участки с 50:08:070337:31 и 50:08:070357:101 не входят в границы 2-го пояса ЗСО Истринского гидроузла.
В соответствии с требованиями части 3 статьи 86 заключение эксперта исследуется наряду с другими доказательствами по делу.
Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Частью 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10 о введении в действие санитарных норм и правил утверждены "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02".
В соответствии с пунктом 2.3 Санитарных правил СП 2.1.4.2625-10 зона санитарной охраны гидроузла состоит из 1 пояса (строгого режима) и 2 пояса (ограничений). Первый и второй пояса зоны санитарной охраны организуются, в том числе для Истринского гидроузла (пункт 2.3.1).
Второй пояс ЗСО гидроузла (пояс ограничений) включает акваторию источника водоснабжения и территорию первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, которая простирается по берегам водохранилищ, основных водотоков, а также по берегам притоков первого порядка, входящих в гидротехническую систему.
Пунктом 3.4.3 Правил установлено, что боковые границы устанавливаются не только по берегам основного водотока или водохранилища, входящих в гидротехнические системы, но и по берегам впадающих в них притоков первого порядка.
Боковые границы 2 пояса зоны санитарной охраны водозабора или гидроузла должны проходить от уреза воды при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка на расстоянии:
а) при равнинном рельефе местности - не менее 500 м;
б) при холмистом рельефе местности - по вершинам первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения.
Согласно п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 организация зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов,
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (пункт 1.13 СанПиН).
В соответствии с п. п. 4, 5 ст. 18 Федерального закона проект округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждается, а границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии с п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящим СанПиН.
Таким образом само по себе отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения не может свидетельствовать о том, что на земельные участки, попадающие в указанные зоны в соответствии с требованиями СанПиН, не распространяются ограничения, установленные законом.
Из проекта планировки (графическая часть), публичной кадастровой карты следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:08:070337:31 и 50:08:070357:101 расположены в непосредственной близости от края уреза воды Истринского водохранилища.
Постановление СНК РСФСР от 23.05.1941 N 355 "О санитарной охране Московского водопровода и источников его водоснабжения" зона санитарной охраны Рублевского водопровода и источников его питания установлена в составе 3-х поясов.
Во второй пояс включается территория, смежная с первым поясом, непосредственно окружающая источники питания Рублевского водопровода, реки Москву и Истру с их притоками в следующих границах:
Начиная со станции Немчинов пост Западной ж.д., граница идет на Дом отдыха НКПС и далее по правому берегу р. Москвы через селения Троицкое-Лыково и Строгино, отсюда на Ново-Никольскую фабрику селения Козино, Дедово, Марьино, Задорино, Алексеевское, Снопово, бывший кожзавод "Солнце", селение Ожогино, Поповку, Гречнево, Кузнецово, Зыково, Карцево, Филатово, Скрябино, Андреевское, Бережки и далее по реке Москве на селения Васильевское, Кубинское, Петелино, Сидоровское, Щедрино и по линии Западной ж.д. до станции Немчинов пост. Во II пояс входит полоса шириной 50 метров по обе стороны от оси крайних водоводов.
В пределах второго пояса воспрещается без предварительного разрешения Государственной санитарной инспекции зоны санитарной охраны возведение всякого рода новых строений и сооружений.
Пунктом 14 Положения кроме перечисленных выше мероприятий по санитарной охране во II поясе для территорий и населенных мест, поименованных ниже, установлены дополнительные правила санитарного режима, в том числе запрещается всякое новое строительство (промышленное, сельское, дачное и проч.), а также расширение и переоборудование существующих промпредприятий, домов отдыха, санаториев и т.п. учреждений и отдельных строений, переустройство или замена строений временного типа постоянными. Строительство сооружений водопровода и обслуживающих станцию жилых и культурно-бытовых зданий, а также капитальный ремонт строений допускается лишь с разрешения Государственной инспекции зоны санитарной охраны.
Истринское водохранилище включено в Перечень водоемов, использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 2054-р.
В соответствии с пунктом 4.4.4 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2010 N 45 "Об утверждении СП 2.1.4.2625-10" (вместе с "СП 2.1.4.2625-10. Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы. Санитарно-эпидемиологические правила") не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка. При строительстве и реконструкции объектов отдыха и спорта необходимо соблюдать требование, чтобы все строения располагались на расстоянии не менее 100 метров от уреза воды. В зонах рекреации в полосе 100 м от уреза воды не допускается капитальная застройка; допускается установка малых архитектурных форм.
При данных обстоятельствах решение Администрации Истринского муниципального района Московской области от 28.05.2013 N 4579 о несоответствии градостроительному законодательству документации по планировке территории земельных участков с кадастровыми номерами 50:08:070337:31 и 50:08:070357:101, расположенных вблизи дер. Рождествено, сельского поселения Бужаровское на основании отнесения указанных земельных участков ко второму поясу ЗСО Московского водопровода является законным, а ненаправление документации по планировке территории земельных участков с кадастровыми номерами 50:08:070337:31 и 50:08:070357:101 на рассмотрение градостроительного совета Истринского муниципального района не нарушает права заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Оценив в совокупности, представленные в материалы дела доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции сделаны выводы при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 17.10.2013 по делу N А41-28580/13 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Перечислить с депозитного счета Десятого арбитражного апелляционного суда Автономной некоммерческой организации "Центр по проведению судебных экспертиз и исследований" (ОГРН: 1117799018061, ИНН 7743109219) 120 000 рублей за проведение судебной экспертизы по счету от 07.04.2014 N 215.
Председательствующий
Е.А.МИЩЕНКО
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Е.Н.ВИТКАЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)