Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 18.07.2014 ПО ДЕЛУ N А09-7267/2013

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2014 г. по делу N А09-7267/2013


Резолютивная часть объявлена 11.07.2014
Полный текст постановления изготовлен 18.07.2014
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Степиной Л.В.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Арбат" (ОГРН 1093254008198, ИНН 3245503776, ул. Шоссейная, 18, с. Супонево, Брянский р-н, Брянская обл., 241520) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от заинтересованного лица: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Брянской области (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, ул. 2-я Почепская, 35А, г. Брянск, 241019) - Жензировой О.В. (дов. от 28.01.2013 N 32/2013-01),
от третьих лиц: Управления имущественных отношений Брянской области (ОГРН 1053244057085, ИНН 3250059309, бульвар Гагарина, 25, г. Брянск, 241002) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
общества с ограниченной ответственностью "Фабрика Плюс" (ОГРН 1123256005509, ИНН 3250529628, проспект Станке Димитрова, 54А, г. Брянск, 241050) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 26.11.2013 (судья Петрунин С.М.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2014 (судьи Мордасов Е.В., Стаханова В.Н., Федин К.А.) по делу N А09-7267/2013,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Арбат" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Брянской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") о признании незаконными действий ФГБУ "ФКП Росреестра" по постановке 25.03.2013 на государственный кадастровый учет земельных участков:
- многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 32:28:0013302:766 площадью 9339 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, г. Брянск, ул. Литейная, д. 3А,
- многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 32:28:0013302:767 площадью 4289 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, г. Брянск, ул. Литейная, д. 3А, и обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" устранить допущенные нарушения прав общества, путем исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 32:28:0013302:766 и 32:28:0013302:767.
Арбитражным судом Брянской области к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление имущественных отношений Брянской области и ООО "Фабрика Плюс".
Решением Арбитражного суда Брянской области от 26.11.2013, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2014, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" просит отменить решение и постановление судов и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении и постановлении установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также неправильного применения судом норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу Управление имущественных отношений Брянской области просит суд кассационную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра" удовлетворить.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов проверена кассационной инстанцией исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, выслушав пояснения принявшего участие в судебном заседании представителя ФГБУ "ФКП Росреестра", суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Брянской области от 26.11.2013 и постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2014.
Как следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, находящиеся на земельном участке с кадастровым номером 32:28:0013302:56 площадью 13 630 кв. м, расположенном по адресу: Брянская область, г. Брянск, ул. Литейная, д. 3А, предоставленном Управлением имущественных отношений Брянской области (арендодатель) в аренду обществу (арендатор) на основании дополнительного соглашения от 08.07.2011 к договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, от 13.02.2004 N 27759.
25.03.2013 ФГБУ "ФКП Росреестра", на основании заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости от 12.03.2013 N 11-7046275 и межевого плана от 12.03.2013 N 1, принято решение N 32/701/13-20877 о постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости в связи с образованием двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 32:28:0013302:56.
Считая, действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 32:28:0013302:766 и 32:28:0013302:767 незаконными, осуществленными при отсутствии согласия арендатора на раздел земельного участка с кадастровым номером 32:28:0013302:56, а, следовательно, нарушающими права и законные интересы общества как собственника строений, находящихся на разделенном земельном участке, ООО "Арбат" обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой и апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц - ч. 4 ст. 200 АПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.
Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (ч. 2 ст. 11.3. Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 данной статьи (образование земельных участков на основании решения суда).
Как следует из представленного в материалы дела кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 32:28:0013302:56 от 27.02.2014 N 32/201/14-49154, в отношении данного земельного участка установлены следующие обременения: аренда в пользу ООО "Арбат" и ООО "Фабрика Плюс", ипотека в пользу ЗАО "Райффайзенбанк".
Материалами дела подтверждено, что земельные участки с кадастровыми номерами 32:28:0013302:766 и 32:28:0013302:767 образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 32:28:0013302:56 в отсутствие решения Управления имущественных отношений Брянской области о разделе земельного участка, согласия арендаторов ООО "Арбат" и ООО "Фабрика Плюс", залогодержателя ЗАО "Райффайзенбанк" на раздел земельного участка.
Часть 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) предусматривает, в частности, что постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.
В силу пункта 1 статьи 20 Закона N 221-ФЗ с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи лица (далее также - заявители) или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 22 Закона N 221-ФЗ необходимым для кадастрового учета документом является документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя).
Для осуществления кадастрового учета в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером 32:28:0013302:56 и образованием земельных участков с кадастровыми номерами 32:28:0013302:766 и 32:28:0013302:767 кадастровым инженером Локтюшиным В.Ю. представлено в ФГБУ "ФКП Росреестра" заявление о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости от 12.03.2013 N 11-7046275 и межевой план от 12.03.2013 N 1.
Однако, документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Закона N 221-ФЗ, подтверждающих полномочия Локтюшина В.Ю. по обращению с заявлением в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области о постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 32:28:0013302:766 и 32:28:0013302:767 в орган кадастрового учета не представлено.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного срочного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного срочного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования ими.
Согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" одним из обязательных приложений к документам, представляемым в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, является согласие в письменной форме лиц на образование земельных участков в случае, если необходимость такого согласия предусмотрена Земельным кодексом Российской Федерации.
Из анализа названных выше положений следует, что образование земельных участков с кадастровыми номерами 32:28:0013302:766 и 32:28:0013302:767 в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 32:28:0013302:56 на котором находятся объекты недвижимости, принадлежащие обществу на праве собственности, без его согласия недопустимо.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что, образованные в результате раздела земельные участки с кадастровыми номерами 32:28:0013302:766 и 32:28:0013302:767 носят временный характер до осуществления государственной регистрации прав на них, что свидетельствует об отсутствии нарушений прав общества, отклоняется судом кассационной инстанции в силу следующего.
Согласно ч. 3 ст. 1 Закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В силу ч. 2, 4 ст. 24, ч. 1, 2 ст. 25 Закона N 221-ФЗ внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.
Поскольку согласно приведенным нормам права государственным кадастровым учетом подтверждается существование объекта недвижимости как объекта гражданских прав, а кадастровый учет осуществлен в целях получения прав на земельный участок, действия уполномоченного органа по осуществлению учета данного объекта могут повлечь изменение содержания прав и обязанностей субъектов правоотношений.
На основании вышеизложенного, суд первой и апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровым номером 32:28:0013302:766 и 32:28:0013302:767 являются незаконными, нарушающими права и законные интересы общества, как собственника строений, находящихся на разделенном земельном участке.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 26.11.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2014 по делу N А09-7267/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА

Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
Л.В.СТЕПИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)