Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ОТ 17.02.2015 N 375-О

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 февраля 2015 г. N 375-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
ИГНАТЬЕВОЙ ВАЛЕНТИНЫ ВИКТОРОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ 10 СТАТЬИ 12.3
ЗАКОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "О ЗЕМЛЕ"


Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданки В.В. Игнатьевой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, гражданке В.В. Игнатьевой было отказано в удовлетворении иска о понуждении государственного и муниципального органов к бесплатному предоставлению земельного участка. Как указали суды, В.В. Игнатьева в 2013 году включена в список многодетных граждан, претендующих на приобретение в собственность бесплатно земельного участка, и в данном деле нет данных, свидетельствующих о нарушении очередности предоставления этих участков или о бездействии ответчиков.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации В.В. Игнатьева оспаривает конституционность примененной судами в деле с ее участием части 10 статьи 12.3 Закона Саратовской области от 21 мая 2004 года N 23-ЗСО "О земле", устанавливающей, что земельные участки предоставляются гражданам в порядке очередности в зависимости от даты и времени постановки на учет, при этом количество земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления и включенных в утвержденный в течение 2014 года перечень земельных участков, должно составлять не менее 50 процентов от количества граждан, состоящих на учете в указанных целях по состоянию на 1 января 2014 года, а в 2015 году количество земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления гражданам и включенных в соответствующий перечень, должно быть не менее количества граждан, состоящих на учете по состоянию на 1 января 2015 года.
По мнению заявительницы, данная норма, как предусматривающая предоставление в 2014 году земельных участков в меньшем количестве, чем число граждан, состоящих в очереди для их получения, и как связывающая право на бесплатное предоставление земли с необходимостью утверждения уполномоченным органом перечня земельных участков, не соответствует статье 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Конституция Российской Федерации не гарантирует бесплатное предоставление земельных участков (определения от 15 января 2009 года N 105-О-О, от 24 февраля 2011 года N 163-О-О, от 24 декабря 2013 года N 2134-О и др.). В силу статей 10 и 72 (пункты "в", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, а также пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации определение оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли относится к компетенции федерального законодателя и законодателя субъекта Российской Федерации, которые располагают достаточно широкой свободой усмотрения при разрешении указанного вопроса (определения от 22 марта 2012 года N 523-О-О, от 25 февраля 2013 года N 193-О и др.).
Изданная в порядке реализации указанных конституционных положений часть 10 статьи 12.3 Закона Саратовской области "О земле" предусматривает механизм поэтапного сокращения очереди граждан, претендующих на бесплатное получение земельных участков. При этом требования о предоставлении земельных участков согласно очередности и о формировании уполномоченным органом перечня земельных участков, предусмотренные указанной нормой, соответствуют конституционному принципу справедливости и обеспечивают необходимый контроль за деятельностью публичных органов, обязанных осуществлять соответствующий учет в процессе распределения земли и планировать свою деятельность исходя из реальных потребностей граждан и имеющихся объективных возможностей.
Таким образом, оспариваемая норма сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявительницы.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Игнатьевой Валентины Викторовны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)