Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.01.2013 N 18АП-13177/2012 ПО ДЕЛУ N А07-1541/2012

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 января 2013 г. N 18АП-13177/2012

Дело N А07-1541/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Деевой Г.А. и Ширяевой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Резаевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан на определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12 ноября 2012 г. по делу N А07-1541/2012 (судья Насыров М.М.),

открытое акционерное общество "Социнвестбанк" (далее - истец, ОАО "Социнвестбанк") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с уточненными в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковыми требованиями к Комитету по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее - Комитет, КУМС Администрации ГО г. Уфа РБ), Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, Администрация ГО г. Уфа РБ) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 110 000 000 руб.
12 ноября 2012 г. КУМС Администрации ГО г. Уфа РБ в порядке ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в арбитражный суд с заявлением о замене Комитета на Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление, Управление по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ), привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования в отношении предмета спора.
Определением суда от 12 ноября 2012 г. в удовлетворении заявления КУМС Администрации ГО г. Уфа РБ о процессуальном правопреемстве отказано.
С апелляционной жалобой на определение об отказе в процессуальном правопреемстве обратился КУМС Администрации ГО г. Уфа РБ, который просит определение отменить, заявление о замене взыскателя - удовлетворить. Податель жалобы указывает, что с 01 января 2011 г. Комитет не обладает полномочиями по земельным вопросам, по долгам и обязательствам в отношении ранее заключенных договоров вместо КУМС Администрации ГО г. Уфа РБ выступает Управление по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ. Требования ОАО "Социнвестбанк" о взыскании неосновательного обогащения основываются на уступке права требования по соглашению о расторжении договора от 02 февраля 2009 г. При этом обязательства по данному соглашению подлежали исполнению под отлагательным условием о выставлении права аренды земельного участка на торги. Между тем, с 01 января 2011 г. торги по земельным участкам могут быть проведены исключительно Управлением в силу возложенных на него полномочий. Отказывая в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве, суд первой инстанции не учел, что Комитет не обращался в суд с заявлением о замене ненадлежащего ответчика надлежащим в соответствии со ст. 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а просил произвести процессуальную замену со ссылкой на ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Податель апелляционной жалобы - КУМС Администрации ГО г. Уфа РБ, истец, третьи лица - Управление по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ, общество с ограниченной ответственностью "Трейдер", муниципальное унитарное предприятие "Центр недвижимости" представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 02 февраля 2009 г. между КУМС Администрации ГО г. Уфа РБ (Сторона 1) и обществом с ограниченной ответственностью "Трейдер" (Сторона 2) заключено соглашение о расторжении договора N 30 от 25 декабря 2006 г. выполнения условий аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, ограниченного улицами Карла Маркса, Запотоцкого и бульвара Ибрагимова в Советском районе г. Уфы Республики Башкортостан в целях строительства.
В пункте 2 Соглашения о расторжения договора N 30 установлено, что затраты, понесенные ООО "Трейдер" на проведение работ, связанных с заселением и обустройством территории в размере 110 000 000 руб. подлежат возмещению в течение 30 дней после подписания договора о развитии застроенной территории с победителем торгов при повторной реализации на торгах права на заключение договора о развитии застроенной территории. Указанное право было передано ООО "Трейдер" по договору уступки права требования от 13 февраля 2009 г. ОАО "Социнвестбанк".
Полагая, что вследствие неисполнения ответчиками обязательства по возмещению истцу понесенных затрат в сумме 110 000 000 руб., истец обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
Обращаясь в арбитражный суд с заявлением о процессуальном правопреемстве, КУМС Администрации ГО г. Уфа РБ сослался на то, что с 01 января 2011 г. в связи с принятием решения Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 15 декабря 2010 г. N 31/17 "О внесении изменений в решение Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 29 марта 2007 г. N 23/11 "О структуре Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан" полномочия КУМС Администрации ГО г. Уфа РБ по осуществлению прав владения, пользования и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, были переданы Управлению по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ. Соответственно, из Положения о КУМС Администрации ГО г. Уфа РБ исключены полномочия по осуществлению права владения, пользования и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности городского округа г. Уфа Республики Башкортостан и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Ввиду того, что соглашение о расторжении договора по возмещению затрат заключено на основании отлагательного условия - повторной реализации на торгах права на заключение договора о развитии застроенной территории, а Комитет указанными полномочиями не обладает, он является ненадлежащим ответчиком по иску и подлежит замене в порядке процессуального правопреемства на основании ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления исходил из того, что согласно решению Совета городского округа г. Уфа РБ N 31/17 от 15 декабря 2010 г. с 01 января 2011 г. Управление по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ является органом, выполняющим функции владения, пользования и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, а также распоряжения земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет взыскание задолженности по договорам аренды земельных участков, в том числе по ранее заключенным. В данном случае имеется факт наделения Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ как органа местного самоуправления функциями по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности городского округа город Уфа. Вместе с тем, КУМС Администрации ГО г. Уфа РБ не ликвидирован.
Кроме того, из смысла ч. 3 ст. 44 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что ответчика определяет истец (заявитель) по делу. Поскольку истец возражает против удовлетворения ходатайства КУМС Администрации ГО г. Уфа РБ у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленного ходатайства о процессуальном правопреемстве.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно статье 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте.
По смыслу указанной нормы процессуальное правопреемство в арбитражном деле возможно лишь тогда, когда правопреемство в материальном правоотношении произошло после возбуждения судебного дела. Соответственно, правопреемство, возникшее до возникновения судебного процесса, может служить основанием для замены ненадлежащей стороны в порядке, установленном статьей 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представленными Управлением по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ документами подтверждается факт внесения изменений в структуру администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, создания Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ, передачи ему функций владения, пользования и распоряжения земельными участками, принадлежащих ранее КУМС Администрации ГО г. Уфа РБ.
Так, решением Совета городского округа от 15 декабря 2010 г. N 31/17 внесены изменения в структуру администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденную решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 29 марта 2007 г. N 23/11 "О структуре администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (пункт 1 решения). В частности, в структуре администрации образовано Управление по земельным ресурсам.
Пунктом 1.6 решение Совета городского округа от 29 марта 2007 г. N 23/11 дополнено приложением N 11.3 "Положение об Управлении по земельным ресурсам администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан" согласно приложению N 3 к настоящему решению.
Пунктом 2 решения Совета городского округа от 15 декабря 2010 г. N 31/17 установлено, что Управление по земельным ресурсам в части реализации функций, установленных Положением об Управлении по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ, осуществляет свою деятельность с 01 января 2011 г., а в части осуществления мероприятий по его созданию - с момента опубликования настоящего решения.
В соответствии с Положением об Управлении по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ целью деятельности Управления является выполнение функций от имени муниципального образования городской округ город Уфа Республики Башкортостан и администрации по решению вопросов местного значения в сфере регулирования земельных отношений на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления, установленными федеральным законодательством, законами Республики Башкортостан и иными нормативными правовыми актами (пункт 2.1 Положения). Задачей Управления является осуществление права владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами: земельными участками, находящимися в собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в пределах полномочий, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Башкортостан, Уставом городского округа город Уфа Республики Башкортостан, решениями Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан, актами главы администрации и настоящим Положением (пункт 2.2 Положения).
Управлению переданы функции, в том числе по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а также распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми, в соответствии с действующим законодательством, осуществляется органами местного самоуправления (пункт 3.2 Положения).
Управление по земельным ресурсам выступает арендодателем земельных участков, заключает и расторгает договоры аренды земельных участков, оформляет акты приема-передачи таких земельных участков (пункт 3.2.1 Положения).
Пунктом 3.5.1 Положения Управлению переданы функции представлять интересы городского округа город Уфа Республики Башкортостан во всех судах при рассмотрении споров, возникающих из отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми осуществляют, в соответствии с законодательством, органы местного самоуправления.
Кроме того, Управление осуществляет взыскание задолженности за фактическое пользование земельными участками, а также взыскивает задолженность по договорам аренды земельных участков, в том числе по договорам аренды земельных участков, заключенных до вступления в силу настоящего Положения органами местного государственного управления и (или) местными органами государственной власти Республики Башкортостан, а также органами местного самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан (пункт 3.5.2 Положения).
В соответствии с пунктом 1.5 приложение N 8 "Положение о Комитете по управлению муниципальной собственностью администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан" изложено в новой редакции согласно приложению N 2 к настоящему решению.
В соответствие с пунктом 1.5 Положения о КУМС Администрации ГО г. Уфа РБ (в редакции решения Совета городского округа от 15 декабря 2010 г. N 31/17) Комитет осуществляет права владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, за исключением земельных участков, находящихся в собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах полномочий, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Башкортостан, Уставом городского округа город Уфа Республики Башкортостан, решениями Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан, актами главы Администрации и настоящим Положением.
Соответственно, из Положения о КУМС Администрации ГО г. Уфа РБ исключены полномочия Комитета по осуществлению права владения, пользования и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, из изложенного следует, что полномочия Комитета по осуществлению права владения, пользования и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на основании решения Совета городского округа от 15 декабря 2010 г. N 31/17 переданы Управлению по земельным ресурсам с 01 января 2011 г.
В данном случае материальное правопреемство между КУМС Администрации ГО Уфа РБ и Управлением по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ в части осуществления указанных выше полномочий по распоряжению земельными участками, произошло 01 января 2011 г. до возбуждения производства по настоящему судебному делу (09 февраля 2012 г.), таким образом, для осуществления процессуального правопреемства в порядке ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований не имеется.
В силу статьи 47 (части 1 и 5) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при подготовке дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, арбитражный суд может по ходатайству или с согласия истца допустить замену ненадлежащего ответчика надлежащим. Если истец не согласен на замену ответчика другим лицом или на привлечение этого лица в качестве второго ответчика, арбитражный суд рассматривает дело по предъявленному иску.
Частью 4 ст. 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено вынесение определения о замене ненадлежащего ответчика надлежащим или привлечении надлежащего ответчика в качестве второго ответчика. Аналогичным образом - посредством вынесения отдельного определения о привлечении соответчика разрешается вопрос при процессуальном соучастии в силу ч. 7 ст. 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, правовые основания для замены стороны ответчика, предусмотренные ст. 47 и 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации различны.
Между тем, обжалуемым определением суд отказал в удовлетворении ходатайства Комитета о процессуальном правопреемстве применительно к ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основываясь на процессуальной воле КУМС Администрации ГО Уфа РБ, изложенной в соответствующем ходатайстве, что не лишает стороны права обратиться в суд первой инстанции с самостоятельным ходатайством о замене ненадлежащего ответчика в порядке, предусмотренном ст. 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку вопрос о замене ответчика КУМС Администрации ГО Уфа РБ на Управление по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ в соответствии со ст. 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции не разрешен, соответствующий судебный акт не принят, сторонами заявлены возражения на замену ответчика, у суда апелляционной инстанции отсутствуют полномочия для рассмотрения данного вопроса на стадии апелляционного обжалования определения от 12 ноября 2012 г.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации оплата государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы на определение об отказе в процессуальном правопреемстве не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

определение Арбитражного суда Челябинской области от 12 ноября 2012 г. по делу N А07-1541/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
В.В.БАКАНОВ

Судьи
Г.А.ДЕЕВА
Е.В.ШИРЯЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)