Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28.11.2013 N 33-4490

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 ноября 2013 г. N 33-4490


судья Москалев Ю.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего Малич В.С.,
судей Гудковой М.В. и Улыбиной С.А.
при секретаре В.
с участием прокурора Полещук Р.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
28 ноября 2013 года
по докладу председательствующего Малич В.С.
дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Лесной район" Тверской области
на решение Лесного районного суда Тверской области
от 20 сентября 2013 года,
которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Лесного района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования "Лесной район" Тверской области обязанность по приведению автомобильных дорог по ул. Набережная от дома N 1 до дома N 46, ул. Мелиораторов от дома N 1 до дома N 8, ул. Боровая от дома N 18 до дома N 9, ул. Покровского от дома N 1 до дома N 10, ул. Пионерская от дома N 4 до дома N 11, ул. Дорожная от дома N 1 до дома N 8 с. Сорогожское Лесного района и автомобильную дорогу в створе улиц Мелиораторов и Боровая с. Сорогожское Лесного района в соответствие с требованиями Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N 221.
Возложить на администрацию муниципального образования "Лесной район" Тверской области обязанность по содержанию автомобильной дороги в с. Сорогожское Лесного района Тверской области в соответствии с требованиями Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N 221".
Судебная коллегия

установила:

Прокурор Лесного района Тверской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Лесного района Тверской области о возложении обязанности привести автодороги с. Сорогожское Лесного района в соответствии с требованиями законодательства.
Иск мотивирован тем, что 05.07.2013 в прокуратуру района поступило обращение ФИО13 по факту неудовлетворительного состояния дороги в с. Сорогожское Лесного района. В ходе проведенной проверки установлено, что покрытия автодорог не отвечают требованиям безопасности дорожного движения, создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, участников дорожного движения, о чем составлен акт от 20.08.2013.
Администрацией Сорогожского сельского поселения предоставлена информация о том, что часть полномочий по решению вопросов местного значения передана администрации Лесного района Тверской области, в том числе и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Сорогожского сельского поселения.
Просил суд обязать администрацию Лесного района Тверской области привести автодороги по ул. Набережная от дома N 1 до дома N 46, ул. Мелиораторов от дома N 1 до дома N 8, ул. Боровая от дома N 18 до дома N 9, ул. Покровского от дома N 1 до дома N 10, ул. Пионерская от дома N 4 до дома N 11, ул. Дорожная от дома N 1 до дома N 8 с. Сорогожское Лесного района и автомобильную дорогу в створе улиц Мелиораторов и Боровая с. Сорогожское Лесного района в соответствие с требованиями Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N 221 в срок 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию Лесного района содержать автодороги в с. Сорогожское Лесного района Тверской области в соответствии с требованиями Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N 221.
В судебном заседании помощник прокурора Иванова Н.В. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика администрации Лесного района Тверской области Б. возражал против удовлетворения исковых требований и пояснил, что денежные средства, необходимые для осуществления полномочий в дорожной деятельности, администрацией Сорогожского сельского поселения перечислены не в полном размере. Поскольку поселение не выполняет своих обязательств о перечислении денежных средств посредством межбюджетных трансфертов, администрация Лесного района не может выполнить обязанность, установленную соглашением от 26 декабря 2012 года.
Представитель третьего лица - глава администрации Сорогожского сельского поселения Лесного района Р. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрации Лесного района Тверской области ставится вопрос об отмене решения суда.
В жалобе имеет место ссылка на то, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику. Согласно п. 4.3 Соглашению о передаче полномочий на решение вопросов местного значения район несет ответственность за осуществление переданных ему полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены финансовыми средствами. Сорогожским сельским поселением в 2013 году перечислена половина средств на осуществление переданных полномочий. Выделенных средств хватило лишь на заключение части договоров по расчистке дорог от снега в зимний период, остальная часть договоров была заключена за счет лимитов районного бюджета, как это предусматривает Бюджетный кодекс РФ. В силу положений ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселений относится дорожная деятельность. Заключения Соглашения с администрацией Лесного района не снимает обязанности исполнять возложенные на поселение федеральным законодательством полномочия. Соглашением предусмотрена возможность его расторжения в одностороннем порядке в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон своих обязательств. Однако со стороны Сорогожского сельского поселения претензий по исполнению переданных полномочий не имеется.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Лесного района Тверской области Иванова Н.В. указывает на законность и обоснованность решения суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя администрации муниципального образования "Лесной район" Тверской области Б., поддержавшего жалобу, заключение прокурора Полещук Р.С., полагавшей, что основания к отмене судебного постановления отсутствуют, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 года дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного самоуправления.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления.
На основании пп. 8 п. 2 ст. 36 Устава МО Лесной район Тверской области осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Лесного района, муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Лесного района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к полномочиям администрации Лесного района Тверской области.
Решением Совета депутатов Сорогожского сельского поселения Лесного района Тверской области от 23.10.2012 N Р2-25/3 часть полномочий по решению вопросов местного значения поселения, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, переданы администрации лесного района; установлен срок исполнения полномочий с 01.01.2013 по 31.12.2013.
26 декабря 2012 года МО "Сорогожское сельское поселение Лесного района" Тверской области и МО "Лесной район" Тверской области заключили Соглашение о передаче осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. В соответствии с названным Соглашением полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы МО "Лесной район" Тверской области. Срок действия Соглашения установлен с 01.01.2013 по 31.12.2013.
На осуществление переданных полномочий из бюджета поселения в бюджет района предоставляются межбюджетные трансферты (п. 2.1)
Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог содержаться в ГОСТ Р50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 N 221.
Согласно п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.т не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Как установлено судом первой инстанции, покрытие проезжей части автомобильных дорог в селе Сорогожское, проходящих по улицам Набережная, Мелиораторов, Боровая, Покровского, Пионерская, Дорожная, а также в створе улиц Мелиораторов и Боровая, имеет просадки. выбоины, иные повреждения, превышающие предельно допустимые значения, установленные ГОСТ Р50597-93.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об обоснованности требований прокурора и возложил обязанность на орган местного самоуправления по приведению автомобильных дорог в соответствие с требованиями ГОСТ Р50597-93.
Бездействие местной администрации, признанное судом незаконным, заключается в существовании названного выше положения, связанного с нарушением прав неопределенного круга лиц в сфере полномочий органа местного самоуправления.
Доводы ответчика об отсутствии бюджетных средств для производства указанных ремонтных работ не являются основанием для освобождения ответчика от выполнения обязанностей, возложенных на него приведенными нормами действующего законодательства и Соглашением от 26.12.2012. В материалах дела отсутствуют необходимые доказательства, указывающие на объективную невозможность исполнения ответчиком решения суда.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела, а потому отсутствуют основания для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Лесного районного суда Тверской области от 20 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Лесной район" Тверской области - без удовлетворения.

Председательствующий
В.С.МАЛИЧ

Судьи
областного суда
М.В.ГУДКОВА
С.А.УЛЫБИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)