Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Витер Л.В.
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего: Решетникова М.Н.
судей: Астапенко С.А. и Шадриной Е.В.
при секретаре: М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе <ФИО1> на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 06 февраля 2014 года о признании незаконными действий администрации МО "Всеволожский муниципальный район", администрации МО "Город Всеволожск".
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Астапенко С.А., объяснения представителя <ФИО1> - <ФИО4>, поддержавшего жалобу, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
<ФИО5> обратился во Всеволожский городской суд Ленинградской области с заявлением, в котором после изменения заявленных требований в порядке ст. 39 ГПК РФ просит:
- - признать незаконным включение территории участка площадью <...> кв. м, расположенного по четной стороне <адрес> второй по порядку со стороны <адрес> в сторону <адрес> в г. Всеволожске Ленинградской области в соответствии со схемой расположения земельного участка, утвержденной постановлением администрации МО "Всеволожский муниципальный район" N 2975 от 19.09.2013 года в перечень участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Ленинградской области N 105-оз "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области";
- - признать незаконным предоставление гражданам в соответствии с Законом Ленинградской области N 105-оз "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области" (далее по тексту - областной закон от 14.10.2008 N 105-оз) территории участка площадью <...> кв. м, расположенного по четной стороне <адрес> второй по порядку со стороны <адрес> в сторону <адрес> в <адрес> в соответствии со схемой расположения земельного участка, утвержденной постановлением администрации МО "Всеволожский муниципальный район" N 2975 от 19.09.2013 года.
В обоснование требований заявитель указал, что решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 07.02.2013 года было признано незаконным решение заинтересованного лица об отказе в предоставлении заявителю земельного участка, администрация МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области была обязана решить вопрос о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 1200 кв. м, расположенного по четной стороне <адрес> второй по порядку со стороны <адрес> в сторону <адрес> в г. Всеволожске в соответствии с законодательством РФ и Положением о порядке подготовки и принятия решения о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена гражданам и юридическим лицам на территории МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, утвержденным решением совета депутатов МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 21.10.2010 N 62.
Во исполнение решения суда межведомственная земельная комиссия приняла решение от 10.07.2013 N 25 об обеспечении формирования и выставления участка на торги. Постановлением администрации МО "Всеволожский муниципальный район" N 2975 от 19.09.2013 была утверждена схема расположения земельного участка, что, по мнению заявителя, является основанием для проведения кадастрового учета земельного участка. Однако на официальном сайте МО "Всеволожский муниципальный район" по состоянию на 29.11.2013 года территория этого земельного участка <...> кв. м под N 10 по <адрес> в г. Всеволожске была указана в перечне земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства.
На момент подачи заявления о предоставлении земельного участка (вх. N К1931/10-24 от 13.08.2012) этот земельный участок не был включен в перечень участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан.
Заявитель направил требование об исключении территории этого участка из списка участков, предназначенных для предоставления в соответствии областным законом от 14.10.2008 N 105-оз, считает, что включение земельного участка в перечень является отказом от исполнения вступившего в законную силу решения суда по делу N 2-933/13. Однако нарушение не устранено.
АМУ "Многофункциональный центр" МО "Всеволожский муниципальный район" в ответе сообщает, что испрашиваемый <ФИО1> земельный участок не включен в перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан в соответствии с областным законом от 14.10.2008 N 105-оз.
Заявитель считает незаконным, нарушающим его права включение территории им испрашиваемого земельного участка в перечень участков, предназначенных для бесплатного предоставления гражданам. В отношении земельного участка вынесено вступившее в законную силу решение суда, которым признан незаконным отказ в предоставлении ему участка. Суд обязал администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" провести процедуру по его предоставлению. В отношении земельного участка принято решение о подготовке и выставлении участка на торги, утверждена схема границ и начата процедура проведения кадастрового учета.
В суде первой инстанции <ФИО1> требования поддержал. Представители от администрации МО "Всеволожский муниципальный район" и от администрации МО "Город Всеволожск" возражали против удовлетворения заявления.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 06 февраля 2014 года <ФИО1> в удовлетворении заявления отказано.
На постановленное судом решение <ФИО1> подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В жалобе не соглашается с выводом суда о том, что заявитель не доказал, что территория испрашиваемого земельного участка совпадает с территорией земельного участка, включенного в перечень участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан в соответствии с законом Ленинградской области от 14.10.2008 N 105-оз. При этом заинтересованное и третье лицо не возражали против того, что спорная территория действительно именно та, в отношении которой было вынесено решение Всеволожского городского суда от 07.02.2013 года.
Податель жалобы не согласен и с выводом суда о том, что не представляется возможным идентифицировать испрашиваемый заявителем земельный участок 1200 кв. м с земельным участком, перечисленным в указанном перечне. Подавая заявление в органы местного самоуправления о предоставлении земельного участка, заявитель указывал адрес испрашиваемого земельного участка, администрация поселения по заданию муниципального района составила схему его расположения на кадастровой карте. В связи с этим заявитель делает вывод, что земельный участок идентифицирован. Во исполнение решения суда представленная заявителем с заявлением схема границ земельного участка была утверждена администрацией района. Вывод суда об отсутствии нарушений прав, так как заявитель не лишен возможности сформировать земельный участок за свой счет, участвовать в аукционе и приобрести его на торгах, считает ошибочным, поскольку заявитель обратился в специализированную организацию для проведения кадастровых работ и изготовления межевого плана. Однако администрация МО "Город Всеволожск" отказалась согласовать межевой план, что препятствует подать документы в регистрирующий орган.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители от администрации МО "Всеволожский муниципальный район" и администрации МО "Город Всеволожск" не явились. О времени и месте судебного заседания извещены, сведения о причинах неявки не представлены. При таких обстоятельствах, судебная коллегия, руководствуясь статьями 167 и 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Из материалов дела усматривается, что 13.08.2012 года <ФИО1> обратился с заявлением в администрацию МО "Всеволожский район" Ленинградской области о предоставлении земельного участка в аренду для строительства индивидуального жилого дома без предварительного согласования места размещения объектов, ориентировочной площадью 1200 кв. м, расположенного на пересечении улиц <адрес> и <адрес> по четной стороне <адрес> в сторону <адрес> в г. Всеволожске.
Согласно выписке из протокола межведомственной земельной комиссии МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 24.10.2012 года N 44 заявителю было отказано в предоставлении земельного участка. Данный отказ заявителем оспорен в суде.
Решением Всеволожского городского суда от 07.02.2013 года по делу N 2-933/13 признано незаконным решение межведомственной земельной комиссии МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 24.10.2012 N 44, утвержденное постановлением администрации МО "Всеволожский муниципальный район" от 08.11.2012 года N 3597 об отказе в предоставлении земельного участка в аренду <ФИО1>, также суд обязал администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" решить вопрос о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 1200 кв. м по вышеуказанному адресу, в соответствии с земельным законодательством РФ и в соответствии с Положением о порядке подготовки и принятия решения о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена гражданам и юридическим лицам на территории МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, утвержденное решением совета депутатов МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 21.10.2010 года N 62.
Межведомственная земельная комиссия МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области в соответствии с протоколом заседания от 10.07.2013 года N 25, утвержденным постановлением администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 24.07.2013 года N 2279, по результатам рассмотрения заявления <ФИО1> приняла решение об обеспечении формирования и выставления земельного участка на торги.
Постановлением администрации МО "Всеволожский муниципальный район" от 19.09.2013 года N 2975 утверждена схема расположения земельного участка ориентировочной площадью 1200 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, в кадастровом квартале <...>, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства (л.д. 4 - 7).
Заявитель обратился в ООО "Земресурс" для проведения работ по межеванию испрашиваемого земельного участка. ООО "Земресурс" изготовлен межевой план с актом согласования местоположения границ земельного участка.
Заявление о согласовании местоположения границ испрашиваемого земельного участка представлено в администрацию МО "Город Всеволожск". Отказ администрации МО "Город Всеволожск" от участия в согласовании границ земельного участка заявителем оспорен в суде.
Администрация МО "Город Всеволожск" (исх. от 31.12.2013 N Н 193/13-3-0) и АМУ "Многофункциональный центр" МО "Всеволожский муниципальный район" (исх. от 27.12.2013 N 1320) заявителю сообщили о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в квартале ограниченном улицами <адрес>, <адрес>, <адрес>, в настоящее время земельные участки в указанном квартале сформированы администрацией МО "Город Всеволожск" и переданы в администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" для последующего предоставления гражданам в рамках областного закона от 14.10.2008 N 105-оз (л.д. 27, 29, 31, 32).
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что процедура включения земельных участков в Перечень земельных участков для бесплатного предоставления гражданам не нарушена, заявителем не доказан факт включения испрашиваемого им земельного участка площадью 1200 кв. м в данный Перечень, идентифицировать испрашиваемый заявителем земельный участок с участками перечисленными в перечне не представляется возможным. При этом суд указал, что в решении Всеволожского городского суда от 07.02.2013 года по делу N 2-933/13 не содержится указаний по осуществлению действий с конкретным земельным участком, включенным в указанный Перечень, поскольку в обоснование принятого решения от 07.02.2013 года положено нарушение процедуры предоставления земельного участка при отсутствии сведений о формировании перечня земельных участков для бесплатного предоставления гражданам.
Судебная коллегия с выводами суда согласиться не может по следующим основаниям.
Основаниями для отмены в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 330 ГПК РФ, в том числе нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права (п. 4 ч. 1 ст. 330).
При рассмотрении дела судом первой инстанции были допущены такие нарушения норм материального и процессуального права.
По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Как усматривается из решения Всеволожского городского суда от 07.02.2013 года по делу N 2-933/13 решение межведомственной земельной комиссии МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 24.10.2012 N 44, утвержденное постановлением администрации МО "Всеволожский муниципальный район" от 08.11.2012 года, об отказе в предоставлении земельного участка в аренду <ФИО1> признано незаконным, поскольку указанный земельный участок не включен в перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан в соответствии с областным законом от 14.10.2008 N 105-оз.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что заинтересованными лицами не представлены в дело доказательства, подтверждающие то, что территория испрашиваемого заявителем земельного участка не включена в перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан в соответствии с областным законом от 14.10.2008 N 105-оз.
Информация официального сайта МО "Всеволожский муниципальный район" о наличии земельных участков, включенных в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам в соответствии с положениями областного закона от 14.10.2008 N 105-оз, также не подтверждает данное обстоятельство (л.д. 9 - 20).
В соответствии с п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Исходя из смысла и содержания указанных норм материального права, предоставить земельный участок означает для уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления принять решение о передаче гражданину земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности на основании права, с учетом положений земельного законодательства.
Принимая во внимание то обстоятельство, что в отношении испрашиваемого <ФИО1> земельного участка органами местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка, принято решение о формировании и выставлении этого земельного участка на торги, судебная коллегия полагает, что нельзя признать законным включение территории участка площадью <...> кв. м, расположенного по четной стороне <адрес> второй по порядку со стороны <адрес> в сторону <адрес> в г. Всеволожске Ленинградской области в соответствии со схемой расположения земельного участка, утвержденной постановлением администрации МО "Всеволожский муниципальный район" N 2975 от 19.09.2013 года в перечень участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства в соответствии областным законом от 14.10.2008 N 105-оз.
Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Учитывая изложенное, в целях устранения допущенных нарушений прав заявителя администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области необходимо повторно рассмотреть вопрос о включении земельного участка площадью <...> кв. м, расположенного по указанному адресу в соответствии со схемой расположения земельного участка, в перечень участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства в соответствии с областным законом от 14.10.2008 N 105-оз.
Руководствуясь статьями 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
Решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 06 февраля 2014 года отменить в части требований о включении территории участка в перечень участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства, вынести по делу новое решение.
Признать незаконным включение территории участка площадью 1200 кв. м, расположенного по четной стороне <адрес> второй по порядку со стороны <адрес> в сторону <адрес> в г. Всеволожске Ленинградской области в соответствии со схемой расположения земельного участка, утвержденной Постановлением администрации МО "Всеволожский муниципальный район" N 2975 от 19.09.2013 года, в перечень участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Ленинградской области N 105-оз "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области".
Обязать администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области повторно рассмотреть вопрос о включении земельного участка площадью 1200 кв. м, расположенного по четной стороне <адрес> второй по порядку со стороны <адрес> в сторону <адрес> в г. Всеволожске Ленинградской области в соответствии со схемой расположения земельного участка, утвержденной Постановлением администрации МО "Всеволожский муниципальный район" N 2975 от 19.09.2013 года, в перечень участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Ленинградской области N 105-оз "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 10.04.2014 N 33-1625/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 апреля 2014 г. N 33-1625/2014
Судья Витер Л.В.
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего: Решетникова М.Н.
судей: Астапенко С.А. и Шадриной Е.В.
при секретаре: М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе <ФИО1> на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 06 февраля 2014 года о признании незаконными действий администрации МО "Всеволожский муниципальный район", администрации МО "Город Всеволожск".
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Астапенко С.А., объяснения представителя <ФИО1> - <ФИО4>, поддержавшего жалобу, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
<ФИО5> обратился во Всеволожский городской суд Ленинградской области с заявлением, в котором после изменения заявленных требований в порядке ст. 39 ГПК РФ просит:
- - признать незаконным включение территории участка площадью <...> кв. м, расположенного по четной стороне <адрес> второй по порядку со стороны <адрес> в сторону <адрес> в г. Всеволожске Ленинградской области в соответствии со схемой расположения земельного участка, утвержденной постановлением администрации МО "Всеволожский муниципальный район" N 2975 от 19.09.2013 года в перечень участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Ленинградской области N 105-оз "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области";
- - признать незаконным предоставление гражданам в соответствии с Законом Ленинградской области N 105-оз "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области" (далее по тексту - областной закон от 14.10.2008 N 105-оз) территории участка площадью <...> кв. м, расположенного по четной стороне <адрес> второй по порядку со стороны <адрес> в сторону <адрес> в <адрес> в соответствии со схемой расположения земельного участка, утвержденной постановлением администрации МО "Всеволожский муниципальный район" N 2975 от 19.09.2013 года.
В обоснование требований заявитель указал, что решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 07.02.2013 года было признано незаконным решение заинтересованного лица об отказе в предоставлении заявителю земельного участка, администрация МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области была обязана решить вопрос о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 1200 кв. м, расположенного по четной стороне <адрес> второй по порядку со стороны <адрес> в сторону <адрес> в г. Всеволожске в соответствии с законодательством РФ и Положением о порядке подготовки и принятия решения о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена гражданам и юридическим лицам на территории МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, утвержденным решением совета депутатов МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 21.10.2010 N 62.
Во исполнение решения суда межведомственная земельная комиссия приняла решение от 10.07.2013 N 25 об обеспечении формирования и выставления участка на торги. Постановлением администрации МО "Всеволожский муниципальный район" N 2975 от 19.09.2013 была утверждена схема расположения земельного участка, что, по мнению заявителя, является основанием для проведения кадастрового учета земельного участка. Однако на официальном сайте МО "Всеволожский муниципальный район" по состоянию на 29.11.2013 года территория этого земельного участка <...> кв. м под N 10 по <адрес> в г. Всеволожске была указана в перечне земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства.
На момент подачи заявления о предоставлении земельного участка (вх. N К1931/10-24 от 13.08.2012) этот земельный участок не был включен в перечень участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан.
Заявитель направил требование об исключении территории этого участка из списка участков, предназначенных для предоставления в соответствии областным законом от 14.10.2008 N 105-оз, считает, что включение земельного участка в перечень является отказом от исполнения вступившего в законную силу решения суда по делу N 2-933/13. Однако нарушение не устранено.
АМУ "Многофункциональный центр" МО "Всеволожский муниципальный район" в ответе сообщает, что испрашиваемый <ФИО1> земельный участок не включен в перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан в соответствии с областным законом от 14.10.2008 N 105-оз.
Заявитель считает незаконным, нарушающим его права включение территории им испрашиваемого земельного участка в перечень участков, предназначенных для бесплатного предоставления гражданам. В отношении земельного участка вынесено вступившее в законную силу решение суда, которым признан незаконным отказ в предоставлении ему участка. Суд обязал администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" провести процедуру по его предоставлению. В отношении земельного участка принято решение о подготовке и выставлении участка на торги, утверждена схема границ и начата процедура проведения кадастрового учета.
В суде первой инстанции <ФИО1> требования поддержал. Представители от администрации МО "Всеволожский муниципальный район" и от администрации МО "Город Всеволожск" возражали против удовлетворения заявления.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 06 февраля 2014 года <ФИО1> в удовлетворении заявления отказано.
На постановленное судом решение <ФИО1> подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В жалобе не соглашается с выводом суда о том, что заявитель не доказал, что территория испрашиваемого земельного участка совпадает с территорией земельного участка, включенного в перечень участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан в соответствии с законом Ленинградской области от 14.10.2008 N 105-оз. При этом заинтересованное и третье лицо не возражали против того, что спорная территория действительно именно та, в отношении которой было вынесено решение Всеволожского городского суда от 07.02.2013 года.
Податель жалобы не согласен и с выводом суда о том, что не представляется возможным идентифицировать испрашиваемый заявителем земельный участок 1200 кв. м с земельным участком, перечисленным в указанном перечне. Подавая заявление в органы местного самоуправления о предоставлении земельного участка, заявитель указывал адрес испрашиваемого земельного участка, администрация поселения по заданию муниципального района составила схему его расположения на кадастровой карте. В связи с этим заявитель делает вывод, что земельный участок идентифицирован. Во исполнение решения суда представленная заявителем с заявлением схема границ земельного участка была утверждена администрацией района. Вывод суда об отсутствии нарушений прав, так как заявитель не лишен возможности сформировать земельный участок за свой счет, участвовать в аукционе и приобрести его на торгах, считает ошибочным, поскольку заявитель обратился в специализированную организацию для проведения кадастровых работ и изготовления межевого плана. Однако администрация МО "Город Всеволожск" отказалась согласовать межевой план, что препятствует подать документы в регистрирующий орган.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители от администрации МО "Всеволожский муниципальный район" и администрации МО "Город Всеволожск" не явились. О времени и месте судебного заседания извещены, сведения о причинах неявки не представлены. При таких обстоятельствах, судебная коллегия, руководствуясь статьями 167 и 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Из материалов дела усматривается, что 13.08.2012 года <ФИО1> обратился с заявлением в администрацию МО "Всеволожский район" Ленинградской области о предоставлении земельного участка в аренду для строительства индивидуального жилого дома без предварительного согласования места размещения объектов, ориентировочной площадью 1200 кв. м, расположенного на пересечении улиц <адрес> и <адрес> по четной стороне <адрес> в сторону <адрес> в г. Всеволожске.
Согласно выписке из протокола межведомственной земельной комиссии МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 24.10.2012 года N 44 заявителю было отказано в предоставлении земельного участка. Данный отказ заявителем оспорен в суде.
Решением Всеволожского городского суда от 07.02.2013 года по делу N 2-933/13 признано незаконным решение межведомственной земельной комиссии МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 24.10.2012 N 44, утвержденное постановлением администрации МО "Всеволожский муниципальный район" от 08.11.2012 года N 3597 об отказе в предоставлении земельного участка в аренду <ФИО1>, также суд обязал администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" решить вопрос о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 1200 кв. м по вышеуказанному адресу, в соответствии с земельным законодательством РФ и в соответствии с Положением о порядке подготовки и принятия решения о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена гражданам и юридическим лицам на территории МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, утвержденное решением совета депутатов МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 21.10.2010 года N 62.
Межведомственная земельная комиссия МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области в соответствии с протоколом заседания от 10.07.2013 года N 25, утвержденным постановлением администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 24.07.2013 года N 2279, по результатам рассмотрения заявления <ФИО1> приняла решение об обеспечении формирования и выставления земельного участка на торги.
Постановлением администрации МО "Всеволожский муниципальный район" от 19.09.2013 года N 2975 утверждена схема расположения земельного участка ориентировочной площадью 1200 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, в кадастровом квартале <...>, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства (л.д. 4 - 7).
Заявитель обратился в ООО "Земресурс" для проведения работ по межеванию испрашиваемого земельного участка. ООО "Земресурс" изготовлен межевой план с актом согласования местоположения границ земельного участка.
Заявление о согласовании местоположения границ испрашиваемого земельного участка представлено в администрацию МО "Город Всеволожск". Отказ администрации МО "Город Всеволожск" от участия в согласовании границ земельного участка заявителем оспорен в суде.
Администрация МО "Город Всеволожск" (исх. от 31.12.2013 N Н 193/13-3-0) и АМУ "Многофункциональный центр" МО "Всеволожский муниципальный район" (исх. от 27.12.2013 N 1320) заявителю сообщили о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в квартале ограниченном улицами <адрес>, <адрес>, <адрес>, в настоящее время земельные участки в указанном квартале сформированы администрацией МО "Город Всеволожск" и переданы в администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" для последующего предоставления гражданам в рамках областного закона от 14.10.2008 N 105-оз (л.д. 27, 29, 31, 32).
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что процедура включения земельных участков в Перечень земельных участков для бесплатного предоставления гражданам не нарушена, заявителем не доказан факт включения испрашиваемого им земельного участка площадью 1200 кв. м в данный Перечень, идентифицировать испрашиваемый заявителем земельный участок с участками перечисленными в перечне не представляется возможным. При этом суд указал, что в решении Всеволожского городского суда от 07.02.2013 года по делу N 2-933/13 не содержится указаний по осуществлению действий с конкретным земельным участком, включенным в указанный Перечень, поскольку в обоснование принятого решения от 07.02.2013 года положено нарушение процедуры предоставления земельного участка при отсутствии сведений о формировании перечня земельных участков для бесплатного предоставления гражданам.
Судебная коллегия с выводами суда согласиться не может по следующим основаниям.
Основаниями для отмены в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 330 ГПК РФ, в том числе нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права (п. 4 ч. 1 ст. 330).
При рассмотрении дела судом первой инстанции были допущены такие нарушения норм материального и процессуального права.
По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Как усматривается из решения Всеволожского городского суда от 07.02.2013 года по делу N 2-933/13 решение межведомственной земельной комиссии МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 24.10.2012 N 44, утвержденное постановлением администрации МО "Всеволожский муниципальный район" от 08.11.2012 года, об отказе в предоставлении земельного участка в аренду <ФИО1> признано незаконным, поскольку указанный земельный участок не включен в перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан в соответствии с областным законом от 14.10.2008 N 105-оз.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что заинтересованными лицами не представлены в дело доказательства, подтверждающие то, что территория испрашиваемого заявителем земельного участка не включена в перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан в соответствии с областным законом от 14.10.2008 N 105-оз.
Информация официального сайта МО "Всеволожский муниципальный район" о наличии земельных участков, включенных в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам в соответствии с положениями областного закона от 14.10.2008 N 105-оз, также не подтверждает данное обстоятельство (л.д. 9 - 20).
В соответствии с п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Исходя из смысла и содержания указанных норм материального права, предоставить земельный участок означает для уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления принять решение о передаче гражданину земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности на основании права, с учетом положений земельного законодательства.
Принимая во внимание то обстоятельство, что в отношении испрашиваемого <ФИО1> земельного участка органами местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка, принято решение о формировании и выставлении этого земельного участка на торги, судебная коллегия полагает, что нельзя признать законным включение территории участка площадью <...> кв. м, расположенного по четной стороне <адрес> второй по порядку со стороны <адрес> в сторону <адрес> в г. Всеволожске Ленинградской области в соответствии со схемой расположения земельного участка, утвержденной постановлением администрации МО "Всеволожский муниципальный район" N 2975 от 19.09.2013 года в перечень участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства в соответствии областным законом от 14.10.2008 N 105-оз.
Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Учитывая изложенное, в целях устранения допущенных нарушений прав заявителя администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области необходимо повторно рассмотреть вопрос о включении земельного участка площадью <...> кв. м, расположенного по указанному адресу в соответствии со схемой расположения земельного участка, в перечень участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства в соответствии с областным законом от 14.10.2008 N 105-оз.
Руководствуясь статьями 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
Решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 06 февраля 2014 года отменить в части требований о включении территории участка в перечень участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства, вынести по делу новое решение.
Признать незаконным включение территории участка площадью 1200 кв. м, расположенного по четной стороне <адрес> второй по порядку со стороны <адрес> в сторону <адрес> в г. Всеволожске Ленинградской области в соответствии со схемой расположения земельного участка, утвержденной Постановлением администрации МО "Всеволожский муниципальный район" N 2975 от 19.09.2013 года, в перечень участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Ленинградской области N 105-оз "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области".
Обязать администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области повторно рассмотреть вопрос о включении земельного участка площадью 1200 кв. м, расположенного по четной стороне <адрес> второй по порядку со стороны <адрес> в сторону <адрес> в г. Всеволожске Ленинградской области в соответствии со схемой расположения земельного участка, утвержденной Постановлением администрации МО "Всеволожский муниципальный район" N 2975 от 19.09.2013 года, в перечень участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Ленинградской области N 105-оз "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)