Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 19.05.2014 ПО ДЕЛУ N А55-27486/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2014 г. по делу N А55-27486/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителя:
заявителя - Кудиновой Т.В., доверенность от 20.05.2013,
в отсутствие:
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 02.09.2013 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Засыпкина Т.С., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-27486/2012
по заявлению индивидуального предпринимателя Шалтыкова Вадима Ивановича, г. Самара (ИНН <...>, ОГРНИП <...>) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения, понуждении совершить определенные действия,

установил:

индивидуальный предприниматель без образования юридического лица Шалтыков Вадим Иванович (далее - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) в предоставлении заявителю в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:01 10 004:4, площадью 78,80 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Гагарина, 23, содержащегося в сообщении от 29.08.2012 N 12-4/0374/12-с, а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.12.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.06.2013 указанные судебные акты отменены.
Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Решением суда первой инстанции от 02.09.2013 заявление удовлетворено.
Арбитражный суд признал незаконным отказ Министерства в предоставлении предпринимателю в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:01 10 004:4, площадью 78,80 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Гагарина, 23, содержащийся в сообщении от 29.08.2012 N 12-4/0374/12-с, и обязал по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем принятия решения о предоставлении ему в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:01 10 004:4, площадью 78,80 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Гагарина, 23 в собственность, организации проведения рыночной оценки стоимости вышеназванного земельного участка в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, и направления проекта договора купли-продажи.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Министерство обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на их незаконность.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения исходя из нижеследующего.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
13.06.2012 предприниматель обратился в Министерство с заявлением N 12-4/0374/12-с о предоставлении в собственность земельного участка, занимаемого временным магазином, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Гагарина, 23, площадью 78,80 кв. м.
Сообщением от 29.08.2012 N 12-4/0374/12-с Министерство отказало заявителю в предоставлении в собственность земельного участка, указав на отсутствие волеизъявления на продажу земельного участка в собственность в связи с потерей стабильного источника дохода в виде арендной платы; отсутствия исключительного права на приватизацию земельных участков ввиду отсутствия на указанном земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих заявителю на праве собственности.
Заявитель, посчитав отказ в предоставлении земельного участка незаконным, нарушающим его права и интересы, обратился в Арбитражный суд Самарской области с требованием о признании незаконным отказа Министерства в предоставлении заявителю в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:01 10 004:4, площадью 78,80 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Гагарина, 23, содержащегося в сообщении от 29.08.2012 N 12-4/0374/12-с, а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в соответствующий уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления.
При этом в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (часть 3 указанной статьи).
Орган местного самоуправления на основании указанного в части 2 настоящей статьи заявления либо обращения уполномоченного на управление и распоряжение земельными участками органа исполнительной власти Самарской области с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (часть 4 указанной статьи).
Уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в части 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 указанной статьи).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в части 5 настоящей статьи решения (часть 5 указанной статьи).
На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, регламентирована постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара".
Согласно пунктам 2.1, 2.2, 2.3 и 2.4 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
Судом установлено, что на момент обращения заявителя в Министерство действовала редакция абзаца 6 пункта 3.1 Порядка предоставления земельных участков в редакции постановления Правительства Самарской области от 06.10.2010 N 484, которая позволяла предоставлять земельные участки без проведения торгов в форме аукциона по продаже земельного участка заявителям при условии расположения на таком земельном участке строений, сооружений, не подлежащих постановке на технический учет в качестве объектов капитального строительства (далее - временные объекты); наличии акта уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для размещения временного объекта, принятый до 01.07.2006, или акта принятия в эксплуатацию временного объекта, выданного уполномоченным органом местного самоуправления после предоставления в установленном законодательством порядке земельного участка, на котором расположен временный объект; подачи заявления о предоставлении земельного участка лицом, права которого на временный объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Судами установлено, материалами дела: распоряжениями администрации Железнодорожного района г. Самары от 27.08.2003 N 817 и от 26.12.2003 N 1306, договором аренды от 11.12.2003 N 014178з, договором купли-продажи временного магазина от 17.09.2009 подтверждается, что предприниматель отвечает в полной мере всем указанным выше условиям.
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 63:01:01 10 004:4.
Доказательств изъятия испрашиваемого земельного участка из оборота, резервирования его для государственных или муниципальных нужд, запрета на приватизацию, установленного федеральным законом и др. обстоятельств, которые могли бы послужить основанием в соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в его выкупе, ответчиком не представлены.
Таким образом, суды предыдущих инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии у заявителя права на выкуп земельного участка по правилам, установленным Порядком предоставления земельных участков.
В соответствии с пунктом 3.4. Порядка (в редакции, действующей на момент обращения заявителя в Министерство) в недельный срок с момента принятия решения о предоставлении земельного участка министерство осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка, если иное не установлено действующим законодательством, заключается исходя из рыночной оценки его стоимости, проведенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Исходя из того, что ни Закон Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", ни Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривают порядок определения выкупной цены земельного участка, а пункт 3.4. Порядка предусматривает заключение договора купли-продажи исходя из рыночной оценки его стоимости, суды обоснованно указали на то, что отчуждение спорного земельного участка заявителю должно производится по рыночной стоимости на основании отчета об оценке, соответствующего требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что отказ противоречит пунктам 3.1, 3.4. Порядка, статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя, и правомерно удовлетворили заявленные требования.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу части 4 статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Доводы Министерства, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке доказательств и сделанных на их основании выводов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 02.09.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 по делу N А55-27486/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА

Судьи
В.А.ПЕТРУШКИН
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)