Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2014 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышкиной Е.Л.,
судей Богуновой Е.А., Вечканова А.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бундиной Ю.И.,
при участии представителей сторон:
от истца - Аксенова И.В. по доверенности N 2/048/5-14 от 16.01.2014 сроком на 1 год,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Владимира, г. Владимир, на решение Арбитражного суда Владимирской области от 22.04.2014 по делу N А11-257/2014, принятое судьей Андриановым П.Ю., по иску общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Макромер", г. Владимир, к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва, в лице филиала по Владимирской области, г. Владимир, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - 1) управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, г. Владимир, 2) администрации Владимирской области, г. Владимир, 3) администрации города Владимира, г. Владимир, 4) общества с ограниченной ответственностью научно-производственное объединение "ГеоГИС", г. Воронеж, об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 33:22:0321104:331, 33:22:032110:328, 33:22:032110:326, 33:22:032110:98 равной их рыночной стоимости,
общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Макромер" (далее - ООО "НПП "Макромер") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва, в лице филиала по Владимирской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков:
- - площадью 1806 кв. м, с кадастровым номером 33:22:0321104:331, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Красносельская, равной его рыночной стоимости в размере 2 316 000 руб.; об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с момента вступления решения в законную силу внести изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости о земельном участке площадью 1806 кв. м, с кадастровым номером 33:22:0321104:331, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Красносельская, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере 2 316 000 руб.;
- - площадью 1806 кв. м, с кадастровым номером 33:22:032110:328, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Красносельская, равной его рыночной стоимости в размере 1 847 000 руб.; об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с момента вступления решения в законную силу внести изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости о земельном участке площадью 1806 кв. м, с кадастровым номером 33:22:032110:328, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Красносельская, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере 1 847 000 руб.;
- - площадью 2004 кв. м, с кадастровым номером 33:22:032110:326, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Красносельская, равной его рыночной стоимости в размере 2 570 000 руб.; об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с момента вступления решения в законную силу внести изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости о земельном участке площадью 2004 кв. м, с кадастровым номером 33:22:032110:326, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Красносельская, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере 2 570 000 руб.;
- - площадью 7870 кв. м, с кадастровым номером 33:22:032110:98, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Красносельская, д. 1, равной его рыночной стоимости в размере 9 315 000 руб.; об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с момента вступления решения в законную силу внести изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости о земельном участке площадью 7870 кв. м, с кадастровым номером 33:22:032110:98, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Красносельская, д. 1, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере 9 315 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, администрация Владимирской области, администрация города Владимира, общество с ограниченной ответственностью научно-производственное объединение "ГеоГИС".
Решением от 22.04.2014 Арбитражный суд Владимирской области иск удовлетворил в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация города Владимира обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушением норм материального права.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что кадастровая стоимость спорных земельных участков определена на основании отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Владимирской области и результаты кадастровой стоимости утверждены постановлением главы администрации города Владимира от 12.11.2012 N 4720.
Кроме того, полагает, что внесение изменений в государственный кадастр недвижимости носит заявительный характер, требование истца об обязании кадастровой палаты внести изменения не является необходимым условием для восстановления нарушенных прав истца.
Истец в судебном заседании просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Из материалов дела следует, общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Макромер" является собственником земельных участков:
- - площадью 1806 кв. м, с кадастровым номером 33:22:032110:331, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Красносельская, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - химическая и нефтехимическая промышленность, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.03.2013 серия 33 АЛ N 586718;
- - площадью 1806 кв. м, с кадастровым номером 33:22:032110:328, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Красносельская, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - химическая и нефтехимическая промышленность, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.04.2013 серия 33 АЛ N 583778;
- - площадью 2004 кв. м, с кадастровым номером 33:22:032110:326, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Красносельская, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - химическая и нефтехимическая промышленность, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.08.2013 серия 33 АЛ N 670553;
- - площадью 7870 кв. м, с кадастровым номером 33:22:032110:98, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Красносельская, д. 1, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - химическая и нефтехимическая промышленность, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.06.2012 серия 33 АЛ N 406299;
- Постановлением главы администрации города Владимира от 12.11.2012 N 4720 утверждены результаты определения кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории муниципального образования г. Владимир, за исключением земельных участков, находящихся в государственной собственности Владимирской области, по состоянию на 01.01.2012.
В соответствии с вышеуказанным постановлением кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:22:032110:331 установлена в размере 5 121 761 руб. 82 коп., с кадастровым номером 33:22:032110:328 в размере 4 083 796 руб. 80 коп., с кадастровым номером 33:22:032110:326 в размере 5 683 283 руб. 88 коп., с кадастровым номером 33:22:032110:98 в размере 22 516 227 руб. 40 коп.
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает рыночную стоимость, истец обратился к независимому оценщику - индивидуальному предпринимателю Старикову Сергею Анатольевичу для определения рыночной стоимости земельных участков.
Согласно отчету от 12.11.2013 N З-2013/10-18 рыночная стоимость земельного участка площадью 1806 кв. м, с кадастровым номером 33:22:032110:331, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Красносельская, составляет 2 316 000 руб.
Согласно отчету от 12.11.2013 N З-2013/10-17 рыночная стоимость земельного участка площадью 1806 кв. м, с кадастровым номером 33:22:032110:328, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Красносельская, составляет 1 847 000 руб.
Согласно отчету от 12.11.2013 N З-2013/10-19 рыночная стоимость земельного участка площадью 2004 кв. м, с кадастровым номером 33:22:032110:326, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Красносельская, составляет 2 570 000 руб.
Согласно отчету от 12.11.2013 N З-2013/10-20 рыночная стоимость земельного участка площадью 7870 кв. м, с кадастровым номером 33:22:032110:98, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Красносельская, д. 1, составляет 9 315 000 руб.
Данные отчеты имеют положительные экспертные заключения от 24.12.2013 N 2439/2013-2, 2439/2013-1, 2439/2013-3, 2439/2013-4 о соответствии рыночной стоимости спорных земельных участков требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Ссылаясь на несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости, следствием чего нарушаются права общества, как собственника земельных участков и плательщика земельного налога, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции при вынесении решения руководствовался положением статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
По правилам статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В качестве доказательства рыночной стоимости спорного земельного участка истец представил в материалы дела отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка.
Согласно представленному истцом отчету от 12.11.2013 N З-2013/10-18 рыночная стоимость земельного участка площадью 1806 кв. м, с кадастровым номером 33:22:032110:331, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Красносельская, составляет 2 316 000 руб.
Согласно отчету от 12.11.2013 N З-2013/10-17 рыночная стоимость земельного участка площадью 1806 кв. м, с кадастровым номером 33:22:032110:328, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Красносельская, составляет 1 847 000 руб.
Согласно отчету от 12.11.2013 N З-2013/10-19 рыночная стоимость земельного участка площадью 2004 кв. м, с кадастровым номером 33:22:032110:326, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Красносельская, составляет 2 570 000 руб.
Согласно отчету от 12.11.2013 N З-2013/10-20 рыночная стоимость земельного участка площадью 7870 кв. м, с кадастровым номером 33:22:032110:98, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Красносельская, д. 1, составляет 9 315 000 руб.
На данный отчет представлены экспертные заключения от 24.12.2013 N 2439/2013-2, 2439/2013-1, 2439/2013-3, 2439/2013-4.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства пришел к выводу, что рыночная стоимость спорных земельных участков должна быть установлена в соответствии с представленными истцом отчетами, и правомерно удовлетворил исковые требования.
Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что права истца не были нарушены несоответствием кадастровой стоимости, установленной постановлением главы администрации города Владимира от 12.11.2012 N 4720, рыночной стоимости земельного участка, определенной отчетом от 29.04.2013 N 014-4/Н по состоянию на 01.01.2012.
Суд апелляционной инстанции полагает, что данная позиция основана на неверном толковании норм законодательства. Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка.
Таким образом, нормы земельного законодательства предоставляют заинтересованному лицу, при несоответствии внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка и его рыночной стоимости, обратиться в суд о защите своего права посредством установления кадастровой стоимости земельного участка в виде рыночной.
Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии необходимости обязывать кадастровую палату внести изменения в кадастровый учет отклоняется, с учетом следующего.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010.
Таким образом, удовлетворение судом требований истцов об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках не противоречит требованиям законодательства.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции и изложенные в нем выводы основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат им и соответствуют практике применения норм права, установленной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Судом апелляционной инстанции учитывается, что ответчик, третьи лица в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили в материалы дела доказательства того, что результаты отчетов, представленных истцом, не соответствуют требованиям действующего законодательства и являются недостоверными.
Кроме того, ни ответчик, ни третьи лица не возразили относительно законности и правомерности установленной в отчетах рыночной цены земельных участков, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявляли.
Аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, однако они признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении жалобы не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Владимирской области от 22.04.2014 по делу N А11-257/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Владимира - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.08.2014 ПО ДЕЛУ N А11-257/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2014 г. по делу N А11-257/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2014 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышкиной Е.Л.,
судей Богуновой Е.А., Вечканова А.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бундиной Ю.И.,
при участии представителей сторон:
от истца - Аксенова И.В. по доверенности N 2/048/5-14 от 16.01.2014 сроком на 1 год,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Владимира, г. Владимир, на решение Арбитражного суда Владимирской области от 22.04.2014 по делу N А11-257/2014, принятое судьей Андриановым П.Ю., по иску общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Макромер", г. Владимир, к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва, в лице филиала по Владимирской области, г. Владимир, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - 1) управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, г. Владимир, 2) администрации Владимирской области, г. Владимир, 3) администрации города Владимира, г. Владимир, 4) общества с ограниченной ответственностью научно-производственное объединение "ГеоГИС", г. Воронеж, об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 33:22:0321104:331, 33:22:032110:328, 33:22:032110:326, 33:22:032110:98 равной их рыночной стоимости,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Макромер" (далее - ООО "НПП "Макромер") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва, в лице филиала по Владимирской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков:
- - площадью 1806 кв. м, с кадастровым номером 33:22:0321104:331, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Красносельская, равной его рыночной стоимости в размере 2 316 000 руб.; об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с момента вступления решения в законную силу внести изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости о земельном участке площадью 1806 кв. м, с кадастровым номером 33:22:0321104:331, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Красносельская, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере 2 316 000 руб.;
- - площадью 1806 кв. м, с кадастровым номером 33:22:032110:328, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Красносельская, равной его рыночной стоимости в размере 1 847 000 руб.; об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с момента вступления решения в законную силу внести изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости о земельном участке площадью 1806 кв. м, с кадастровым номером 33:22:032110:328, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Красносельская, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере 1 847 000 руб.;
- - площадью 2004 кв. м, с кадастровым номером 33:22:032110:326, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Красносельская, равной его рыночной стоимости в размере 2 570 000 руб.; об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с момента вступления решения в законную силу внести изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости о земельном участке площадью 2004 кв. м, с кадастровым номером 33:22:032110:326, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Красносельская, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере 2 570 000 руб.;
- - площадью 7870 кв. м, с кадастровым номером 33:22:032110:98, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Красносельская, д. 1, равной его рыночной стоимости в размере 9 315 000 руб.; об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с момента вступления решения в законную силу внести изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости о земельном участке площадью 7870 кв. м, с кадастровым номером 33:22:032110:98, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Красносельская, д. 1, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере 9 315 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, администрация Владимирской области, администрация города Владимира, общество с ограниченной ответственностью научно-производственное объединение "ГеоГИС".
Решением от 22.04.2014 Арбитражный суд Владимирской области иск удовлетворил в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация города Владимира обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушением норм материального права.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что кадастровая стоимость спорных земельных участков определена на основании отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Владимирской области и результаты кадастровой стоимости утверждены постановлением главы администрации города Владимира от 12.11.2012 N 4720.
Кроме того, полагает, что внесение изменений в государственный кадастр недвижимости носит заявительный характер, требование истца об обязании кадастровой палаты внести изменения не является необходимым условием для восстановления нарушенных прав истца.
Истец в судебном заседании просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Из материалов дела следует, общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Макромер" является собственником земельных участков:
- - площадью 1806 кв. м, с кадастровым номером 33:22:032110:331, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Красносельская, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - химическая и нефтехимическая промышленность, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.03.2013 серия 33 АЛ N 586718;
- - площадью 1806 кв. м, с кадастровым номером 33:22:032110:328, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Красносельская, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - химическая и нефтехимическая промышленность, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.04.2013 серия 33 АЛ N 583778;
- - площадью 2004 кв. м, с кадастровым номером 33:22:032110:326, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Красносельская, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - химическая и нефтехимическая промышленность, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.08.2013 серия 33 АЛ N 670553;
- - площадью 7870 кв. м, с кадастровым номером 33:22:032110:98, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Красносельская, д. 1, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - химическая и нефтехимическая промышленность, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.06.2012 серия 33 АЛ N 406299;
- Постановлением главы администрации города Владимира от 12.11.2012 N 4720 утверждены результаты определения кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории муниципального образования г. Владимир, за исключением земельных участков, находящихся в государственной собственности Владимирской области, по состоянию на 01.01.2012.
В соответствии с вышеуказанным постановлением кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:22:032110:331 установлена в размере 5 121 761 руб. 82 коп., с кадастровым номером 33:22:032110:328 в размере 4 083 796 руб. 80 коп., с кадастровым номером 33:22:032110:326 в размере 5 683 283 руб. 88 коп., с кадастровым номером 33:22:032110:98 в размере 22 516 227 руб. 40 коп.
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает рыночную стоимость, истец обратился к независимому оценщику - индивидуальному предпринимателю Старикову Сергею Анатольевичу для определения рыночной стоимости земельных участков.
Согласно отчету от 12.11.2013 N З-2013/10-18 рыночная стоимость земельного участка площадью 1806 кв. м, с кадастровым номером 33:22:032110:331, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Красносельская, составляет 2 316 000 руб.
Согласно отчету от 12.11.2013 N З-2013/10-17 рыночная стоимость земельного участка площадью 1806 кв. м, с кадастровым номером 33:22:032110:328, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Красносельская, составляет 1 847 000 руб.
Согласно отчету от 12.11.2013 N З-2013/10-19 рыночная стоимость земельного участка площадью 2004 кв. м, с кадастровым номером 33:22:032110:326, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Красносельская, составляет 2 570 000 руб.
Согласно отчету от 12.11.2013 N З-2013/10-20 рыночная стоимость земельного участка площадью 7870 кв. м, с кадастровым номером 33:22:032110:98, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Красносельская, д. 1, составляет 9 315 000 руб.
Данные отчеты имеют положительные экспертные заключения от 24.12.2013 N 2439/2013-2, 2439/2013-1, 2439/2013-3, 2439/2013-4 о соответствии рыночной стоимости спорных земельных участков требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Ссылаясь на несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости, следствием чего нарушаются права общества, как собственника земельных участков и плательщика земельного налога, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции при вынесении решения руководствовался положением статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
По правилам статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В качестве доказательства рыночной стоимости спорного земельного участка истец представил в материалы дела отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка.
Согласно представленному истцом отчету от 12.11.2013 N З-2013/10-18 рыночная стоимость земельного участка площадью 1806 кв. м, с кадастровым номером 33:22:032110:331, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Красносельская, составляет 2 316 000 руб.
Согласно отчету от 12.11.2013 N З-2013/10-17 рыночная стоимость земельного участка площадью 1806 кв. м, с кадастровым номером 33:22:032110:328, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Красносельская, составляет 1 847 000 руб.
Согласно отчету от 12.11.2013 N З-2013/10-19 рыночная стоимость земельного участка площадью 2004 кв. м, с кадастровым номером 33:22:032110:326, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Красносельская, составляет 2 570 000 руб.
Согласно отчету от 12.11.2013 N З-2013/10-20 рыночная стоимость земельного участка площадью 7870 кв. м, с кадастровым номером 33:22:032110:98, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Красносельская, д. 1, составляет 9 315 000 руб.
На данный отчет представлены экспертные заключения от 24.12.2013 N 2439/2013-2, 2439/2013-1, 2439/2013-3, 2439/2013-4.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства пришел к выводу, что рыночная стоимость спорных земельных участков должна быть установлена в соответствии с представленными истцом отчетами, и правомерно удовлетворил исковые требования.
Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что права истца не были нарушены несоответствием кадастровой стоимости, установленной постановлением главы администрации города Владимира от 12.11.2012 N 4720, рыночной стоимости земельного участка, определенной отчетом от 29.04.2013 N 014-4/Н по состоянию на 01.01.2012.
Суд апелляционной инстанции полагает, что данная позиция основана на неверном толковании норм законодательства. Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка.
Таким образом, нормы земельного законодательства предоставляют заинтересованному лицу, при несоответствии внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка и его рыночной стоимости, обратиться в суд о защите своего права посредством установления кадастровой стоимости земельного участка в виде рыночной.
Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии необходимости обязывать кадастровую палату внести изменения в кадастровый учет отклоняется, с учетом следующего.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010.
Таким образом, удовлетворение судом требований истцов об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках не противоречит требованиям законодательства.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции и изложенные в нем выводы основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат им и соответствуют практике применения норм права, установленной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Судом апелляционной инстанции учитывается, что ответчик, третьи лица в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили в материалы дела доказательства того, что результаты отчетов, представленных истцом, не соответствуют требованиям действующего законодательства и являются недостоверными.
Кроме того, ни ответчик, ни третьи лица не возразили относительно законности и правомерности установленной в отчетах рыночной цены земельных участков, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявляли.
Аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, однако они признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении жалобы не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 22.04.2014 по делу N А11-257/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Владимира - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья
Е.Л.МАЛЫШКИНА
Е.Л.МАЛЫШКИНА
Судьи
Е.А.БОГУНОВА
А.И.ВЕЧКАНОВ
Е.А.БОГУНОВА
А.И.ВЕЧКАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)