Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 12.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3179/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 июля 2013 г. по делу N 33-3179/2013


Судья: Филиппова Е.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Чистяковой Н.М.
судей Мищенко С.В., Чернышовой Н.Э.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ж. на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 15 мая 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований Ж. к открытому акционерному обществу "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", администрации Череповецкого муниципального района о возмещении убытков отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Мищенко С.В., объяснения Ж., ее представителя адвоката Илатовских Л.В., представителя открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" Ш., судебная коллегия

установила:

постановлением администрации ... сельсовета от <ДАТА> выделены земельные участки с последующей передачей в собственность и с правом строительства жилых домов в деревне ..., в том числе Ж. - ... сотки для ведения подсобного личного хозяйства.
<ДАТА> комиссия в составе представителей администрации Череповецкого муниципального района, комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района, отдела природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Череповецкого муниципального района, управления архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Череповецкого муниципального района, глав Ирдоматского, Тоншаловского, Яргомжского, Малечкинского сельских поселений и муниципального образования Воскресенское согласовали открытому акционерному обществу "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - ОАО "ФСК ЕЭС") акт о выборе земельного участка для реконструкции высоковольтной линии 220 кВ.
Постановлением администрации Череповецкого муниципального района от <ДАТА> N ... ОАО "ФСК ЕЭС" предварительно согласовано место для реконструкции высоковольтной линии 220 кВ Энергия 3, <адрес> и <адрес> с заходами на <адрес> и реконструкции ОРУ 220 кВ на ПС 220 кВ РПП - 1 на земельном участке, расположенном на территории <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> и <адрес> сельсоветов <адрес>, общей площадью ... кв. м, в том числе из земель населенных пунктов (<адрес>) с кадастровым кварталом N ... площадью ... кв. м, в том числе ... кв. м прочие угодья; из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым N ... площадью ... кв. м, в том числе ... кв. м древесно-кустарниковая растительность.
<ДАТА> Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области Ж. выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым N ..., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью ... кв. м, расположенный по адресу: <адрес>.
Постановлением администрации Череповецкого муниципального района от <ДАТА> N ... земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым N ... площадью ... кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, предоставлен в аренду ОАО "ФСК ЕЭС" для реконструкции высоковольтной линии 220 кВ Энергия 3, <адрес> и <адрес> с заходами на <адрес> и реконструкции ОРУ 220 В на ПС 220 кВ РПП - 1, ограничения прав на землю - придорожная полоса автодороги Вологда - Новая Ладога, сроком на 5 месяцев.
<ДАТА> между комитетом имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района и ОАО "ФСК ЕЭС" был заключен договор аренды земельного участка сроком до <ДАТА>.
<ДАТА> приостановлен государственный кадастровый учет изменений земельного участка Ж. с кадастровым N ..., поскольку по координатам, отображенным в представленном межевом плане, граница уточняемого земельного участка с кадастровым N ... пересекает границу земельного участка ОАО "ФСК ЕЭС" с кадастровым N ..., государственный кадастровый учет которого осуществлен после <ДАТА>. Указано, что площадь и местоположение границы земельного участка с кадастровым N ... были установлены и определены в соответствии с требованиями действующего законодательства и с точностью, соответствующей инструктивным требованиям.
05 марта 2013 года Ж. обратилась в суд с иском к ОАО "ФСК ЕЭС", администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области о возмещении убытков.
Требования мотивировала тем, что является собственником земельного участка с кадастровым N ... площадью ... кв. м, расположенного в деревне <адрес>, с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства. С <ДАТА> по <ДАТА> использовала свой земельный участок, выращивала картофель и другие овощи. С <ДАТА> ответчик ОАО "ФСК Единой ЭС" производило монтаж высоковольтной линий электропередачи, которая в настоящее время по диагонали проходит через три земельных участка, в том числе и через ее земельный участок. С ней, как собственником земельного участка, никто не согласовывал эти действия, но пояснили, что на протяжении 25 м от ЛЭП установлена охранная зона. В связи со сложившейся ситуацией невозможным стало строительство на земельном участке жилого дома. В <ДАТА> возделывание овощных культур на участке было ею прекращено, поскольку считала, что нахождение на участке исключено в связи с опасным воздействием электромагнитных полей ЛЭП на человеческий организм и на посадки овощей и полагала, что земельный участок нельзя использовать по назначению. Земельный участок ей был предоставлен без каких-либо (ограничений) обременений. При этом ответчик ОАО "ФСК ЕЭС" не приобрел право ограниченного пользования ее земельным участком, так как ее согласия не было, а сервитут в судебном порядке установлен не был. В связи с тем, что использование земельного участка стало невозможным, просила обязать ответчиков возместить убытки в размере ... рублей.
В дальнейшем Ж. уточнила размер исковых требований и окончательно просила взыскать с ответчиков в счет возмещения убытков кадастровую стоимость земельного участка в размере ... рублей, упущенную выгоду за период с <ДАТА> по <ДАТА> в размере ... рублей и расходы по оплате юридических услуг в размере ... рублей.
В судебном заседании истец Ж. и ее представитель по доверенности Илатовских Л.В. исковые требования поддержали и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика ОАО "ФСК ЕЭС" по доверенности Ш. в судебном заседании иск не признал, пояснив, что при предоставлении земельного участка для строительства линии электропередачи запрашивались сведения из местной администрации, управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, составлялся акт выбора земельного участка, который согласовывался с уполномоченными органами, составлялась его экспликация. Кадастровый и межевые планы сдавались в кадастровую палату, наложений одного земельного участка на другой не выявлено. В ходе проведенной проверки членами комиссии из сотрудников прокуратуры, кадастровой палаты, администрации Череповецкого района установлено, что линия проходит на расстоянии 200 - 250 м за деревьями, земельным участком никто не пользовался, поскольку под снегом была видна высокая трава. Кроме того, земельный участок Ж. относится к категории земель населенных пунктов, а участок ОАО "ФСК ЕЭС" - к землям сельскохозяйственного назначения.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Череповецкого муниципального района по доверенности Р. иск не признала, пояснив, что при предоставлении земельных участков используются сведения управления Росреестра по Вологодской области, оснований не доверять которым не имеется.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Ж. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, указав, что пользуется участком с <ДАТА>, его границы были указаны землеустроителем. С этого времени участок никуда не сдвигался, пользовалась она им по назначению на протяжении ... лет, несла бремя содержания, оплачивала налоги, все правоустанавливающие документы на земельный участок имеются. Полагает, что выделение и предоставление земельного участка ОАО "ФСК ЕЭС" было произведено с нарушением закона, что повлекло нарушение ее прав как собственника земельного участка. Считает, что постановление администрации Череповецкого муниципального района N ... от <ДАТА> незаконно.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение принято судом с учетом фактических обстоятельств дела и в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. При этом статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
В силу пункта 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Согласно частям 1 - 3 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с заинтересованными лицами, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками.
Из материалов дела следует, что при предоставлении земельного участка ОАО "ФСК ЕЭС" для строительства ЛЭП все нормы действующего законодательства были соблюдены, при этом согласование с истцом границ выделяемого участка не требовалось, поскольку регистрация земельного участка Ж. с кадастровым N ... носит декларативный характер, так как отсутствуют сведения о его границах, установленных в соответствии с требованиями действующего законодательства.
На основании изложенного доводы апелляционной жалобы о нарушении закона при выделении земельного участка ОАО "ФСК ЕЭС" и незаконности постановления администрации Череповецкого муниципального района N ... от <ДАТА>, являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для размещения, в том числе, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики. Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору. Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160 (далее - Правила N 160) границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании. В охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов. В пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются строительство зданий и сооружений. Для получения письменного решения о согласовании осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу, представительству или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства, не позднее чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий.
Требования к границам охранной зоны высоковольтных линий определены Приложением к Правилам N 160: охранная зона высоковольтной линии - зона вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при не отклоненном их положении на расстоянии: для высоковольтных линий 220 кВ - 25 м.
В соответствии с пунктом 2.5.216 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20 мая 2003 года N 187, расстояния по горизонтали от крайних проводов высоковольтных линий до 220 кВ при наибольшем их отклонении до ближайших частей производственных, складских, административно-бытовых и общественных зданий и сооружений должны быть не менее: 2 м - для высоковольтных линий до 20 кВ, 4 м - для высоковольтных линий 35 - 110 кВ, 5 м - для высоковольтных линий 150 кВ и 6 м - для высоковольтных линий 220 кВ.
Из изложенного следует, что строительство высоковольтной ЛЭП и установление охранных зон было произведено ОАО "ФСК ЕЭС" в соответствии с требованиями действующего законодательства. При этом из материалов дела следует, что границы земельного участка ОАО "ФСК ЕЭС" с кадастровым N ... из земель сельскохозяйственного назначения площадью ... кв. м установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, а земельный участок используется в соответствии с видом разрешенного использования.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Для применения гражданско-правовой ответственности, предусмотренной данной статьей необходимо установить наличие состава правонарушения, включающего факт причинения вреда и доказанность его размера, противоправность действий, вину причинителя вреда, причинно-следственную связь между действиями ответчика и возникшими у истца неблагоприятными последствиями.
В силу части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Данная норма конкретизируется в части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которая предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, исследовав материалы дела по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно пришел к выводу о недоказанности истцом нарушения ее прав действиями ОАО "ФСК ЕЭС" по строительству высоковольтной линии электропередачи в деревне <адрес>, поскольку документов, позволяющих достоверно установить местоположение земельного участка Ж., не представлено. Доказательства, подтверждающие размер причиненных истцу убытков, в материалах дела также отсутствуют.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда и полагает, что истцом не представлено доказательств наличия состава правонарушения в действиях ответчиков, как не доказан и размер, причиненных, по ее мнению, убытков.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку они аналогичны доводам, являвшимся предметом проверки суда первой инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства и правильно применены нормы материального права, не допущено нарушения норм процессуального права, при этом выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, следовательно, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 15 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ж. - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.М.ЧИСТЯКОВА

Судьи
С.В.МИЩЕНКО
Н.Э.ЧЕРНЫШОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)