Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.04.2015 N 33-1231-2015

Требование: О признании незаконным отказа муниципального органа.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Муниципальный орган отказал заявителю в выборе земельного участка в связи с тем, что предоставление земельных участков для жилищного строительства осуществляется без предварительного согласования места размещения объекта и регулируется Земельным кодексом РФ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 апреля 2015 г. N 33-1231-2015


судья Марущак С.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Синицы А.П.
судей
Федоровой И.А.
Кутовской Н.А.,
при секретаре
Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Б. об оспаривании решения органа местного самоуправления,
по апелляционной жалобе Б. на решение Кольского районного суда Мурманской области от 24 февраля 2015 года, по которому постановлено:
"Б. в удовлетворении заявления к администрации Кольского района, Комитету имущественных отношений администрации Кольского района, о признании незаконным отказ администрации Кольского района в осуществлении выбора земельного участка по заявлению от _ _ года, возложении на администрацию Кольского района обязанности обеспечить выбор испрашиваемого земельного участка в соответствии с заявлением от _ _ - отказать".
Заслушав доклад судьи Федоровой И.А., объяснения Б., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения относительно жалобы представителя администрации Кольского района и Комитета по управлению муниципальным имуществом Кольского района В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда,

установила:

Б. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления.
В обоснование заявления указала, что _ _ обратилась в администрацию Кольского района с заявлением об осуществлении выбора земельного участка, площадью *** кв. м, с целью строительства жилого строения для сезонного пребывания в поселке... и предварительном согласовании места размещения объекта.
Решением администрации Кольского района, оформленным письмом от _ _ *, ей было отказано в выборе земельного участка на основании статей 30, 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации и Решения Совета депутатов Кольского района от 19 декабря 2013 года N 32/8.
Полагает отказ Администрации незаконным, поскольку в газете "***" от _ _ имелась публикация о возможном предоставлении испрашиваемого земельного участка по ее ранее поданному заявлению от _ _, и других заявок на этот земельный участок не поступило.
Уточнив в ходе судебного заседания заявленные требования, просила признать незаконным отказ администрации Кольского района в осуществлении выбора земельного участка по заявлению от _ _ и возложить на администрацию Кольского района обязанность обеспечить выбор земельного участка в соответствии с вышеуказанным заявлением.
Представитель заинтересованных лиц администрации Кольского района и Комитета по управлению муниципальным имуществом Кольского района В. в судебном заседании полагала, что требования удовлетворению не подлежат.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Б., ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.
Приводит довод о том, что ранее, согласно заявлению от _ _, обращалась в администрацию Кольского района с целью осуществления выбора земельного участка для строительства дачного дома. При этом к заявлению была приложена карта-схема, на которой, ввиду отсутствия технической возможности, она указала примерное местоположение испрашиваемого участка.
Согласно письму Администрации от _ _ в удовлетворении вышеуказанного заявления было отказано, поскольку данный участок расположен в зоне рекреации сезонного проживания, вид использования для строительства дачного дома не предусмотрен.
Вместе с тем, согласно сведениям из кадастровых выписок, на этом месте расположены два участка, имеющих разный вид разрешенного использования: с кадастровым * - "индивидуальное дачное строительство" и * - "жилые строения для сезонного пребывания".
Обращает внимание, что во вновь поданном ей заявлении от _ _ на этот же участок, в пункте "разрешенный вид деятельности" она указала "под жилое строение для сезонного пребывания", на которое также получила отказ с формулировкой "предоставление участков осуществляется исключительно на торгах".
Указывает, что заявление было подано в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации и установленными правилами.
Находит ошибочным вывод суда о том, что строение для сезонного пребывания является индивидуальным жилым домом. Жилищный кодекс РФ, Закон о садоводческих товариществах допускают возведение на садовом участке жилого строения без права регистрации в нем.
Ссылаясь на положения пункта 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, указывает, что других заявок на спорный участок не поступало.
Обращает внимание, что в течение _ _ года сообщения о проведении торгов по земельным участкам на территории... в прессе не публиковались, тем не менее участки предоставлялись.
Указывает, что суд не рассмотрел ее ходатайство об истребовании у Комитета по управлению муниципальным имуществом Кольского района документы по выделению земельных участков на территории... за _ _ год.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация Кольского района Мурманской области просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с нарушением судом норм материального права и несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшей на момент возникновения рассматриваемых правоотношений) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта до 01 марта 2015 года был урегулирован положениями части 5 статьи 30, статьи 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, _ _ Б. обратилась в администрацию Кольского района с заявлением об осуществлении выбора земельного участка для строительства дачного дома и предварительном согласовании места размещения объекта.
В результате осуществления процедуры выбора испрашиваемого земельного участка, на основании Генерального плана и Правил землепользования и застройки городского поселения Верхнетуломский, утвержденных решением Совета депутатов МО г.п. Верхнетуломский Кольского района Мурманской области от 20.08.2013 N 49/4 и письма администрации МО г.п. Верхнетуломский Кольского района N 736 от 11.11.2014 было установлено, что испрашиваемый участок расположен в рекреации сезонного пребывания, один из основных видов разрешенного использования участка - жилое строение для сезонного пребывания, вспомогательный вид - хозяйственные постройки.
Письмом заместителя главы администрации Кольского района * от _ _ Б. отказано в размещение объекта по тем основаниям, что вид разрешенного использования для строительства дачного дома не предусмотрен Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки городского поселения....
Заявитель Б. _ _ обратилась в администрацию Кольского района с заявлением об осуществлении выбора этого же земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. При этом в графе "наименование и назначение объекта, строительство которого предполагается на земельном участке" указала - "жилое строение для сезонного пребывания".
Решением заместителя главы администрации Кольского района, оформленным письмом * от _ _, Б. отказано в осуществлении выбора земельного участка. Отказ мотивирован тем, что предоставление земельных участков для жилищного строительства осуществляется без предварительного согласования места размещения объекта и регулируется статьями 30, 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Проверяя законность принятого решения, суд первой инстанции также посчитал, что испрашиваемый земельный участок для строительства жилого строения сезонного пребывания не может быть предоставлен с предварительным согласованием места размещения объекта, поскольку для индивидуального жилищного строительства установлены иные правила предоставления земельного участка.
Судебная коллегия с данным выводом согласиться не может, поскольку оснований полагать, что заявителем истребовался земельный участок в целях индивидуального жилищного строительства, не имелось. Утверждение администрации Кольского района о том, что строение для сезонного пребывания является индивидуальным жилым домом, не основано на законе.
Из содержания поданного Б. _ _ заявления следует, что на испрашиваемом земельном участке предполагается строительство жилого строения для сезонного пребывания. Данное заявление подано в порядке статьи 31 Земельного кодекса РФ, а именно об осуществлении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Согласно пояснениям Б. в судебном заседании суда апелляционной инстанции, на испрашиваемом земельном участке планировалось строительство дачного дома. Поскольку в предоставлении участка для данных целей _ _ было отказано, в повторном заявлении указана цель истребования участка - строительство жилого строения сезонного пребывания, на основании письма администрации г.... о видах разрешенного использования земли. Однако цель истребования участка осталась прежней, о чем свидетельствует наименование объекта строительства, а также ранее поданные в администрацию заявления.
Из материалов дела также следует, что указанный Б. в заявлении от _ _ земельный участок расположен в рекреационной зоне.
Согласно пункту 1 статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты (пункт 2 статьи 98 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с письмом главы администрации г.... * от _ _ одним из видов разрешенного использования спорного земельного участка является жилые строения для сезонного пребывания.
Абзацем 4 статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусмотрено, что дачные земельные участки, так же, как и садовые земельные участки, предоставляются гражданам или приобретаются в целях отдыха. При этом не исключается возможность возведения на дачном земельном участке жилого строения без права регистрации проживания в нем.
На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 19 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" член дачного товарищества на дачном земельном участке вправе осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого строения или жилого дома, хозяйственных строений и сооружений.
Таким образом, в силу приведенных положений закона на дачном земельном участке допускается строительство жилого строения, при этом как с правом регистрации в нем, так и без такового. Следовательно, само по себе указание Б. в заявлении в качестве цели истребования участка - строительство жилого строения сезонного пребывания, не давало органу местного самоуправления достаточных оснований полагать, что на спорном земельном участке планируется строительство индивидуального жилого дома, в связи с чем предоставление такого участка возможно только путем проведения торгов.
Проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка предусмотрено в качестве одного из этапов предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта в соответствии с положениями пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом положений статьи 81 Земельного кодекса РФ, Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", земельные участки для дачного строительства испрашиваются в порядке предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, установленная пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшим на момент возникновения спорных отношений) возможности проведения торгов не предусматривала. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса. В связи с этим решение администрации Кольского района от _ _ об отказе Б. в осуществлении выбора земельного участка по тем основаниям, что предоставление земельного участка для жилищного строительства осуществляется без предварительного согласования места размещения объекта и в ином порядке - путем проведения торгов, нельзя признать законным.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований также нельзя признать законным и обоснованным, принятым в полном соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона, поэтому решение подлежит отмене.
В соответствии со статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции принимает новое решение об удовлетворении требования о признании незаконным решения администрации Кольского района Мурманской области от _ _ * "Об отказе в осуществлении выбора земельного участка".
В целях устранения в полном объеме допущенных нарушений к осуществлению заявителем своих прав и свобод, руководствуясь положением части 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции обязывает администрацию Кольского района Мурманской области рассмотреть по существу в месячный срок в установленном законом порядке заявление Б. от _ _ "Об осуществлении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Кольского районного суда Мурманской области от 24 февраля 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым заявление Б. о признании незаконным отказа администрации муниципального образования Кольский район об осуществлении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации Кольского района Мурманской области от _ _ * "Об отказе в осуществлении выбора земельного участка".
Обязать администрацию Кольского района Мурманской области рассмотреть по существу в месячный срок в установленном законом порядке заявление Б. от _ _ "Об осуществлении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта".





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)