Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.06.2014 ПО ДЕЛУ N А55-28473/2013

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 2014 г. по делу N А55-28473/2013


Резолютивная часть постановления объявлена: 09 июня 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 10 июня 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Нижегородов Д.М., доверенность от 13 декабря 2013 г.,
от ответчика - извещен, не явился,
от третьих лиц:
от ГУП Самарской области "Центр технической инвентаризации" - Торчинов М.А., доверенность от 09 января 2014 г. N 01-5/01,
от гражданина Торчинова М.А. - Торчинов М.А., копия паспорта,
от гражданки Анисимовой В.А. - извещен, не явился,
от ОАО Банк АВБ - извещен, не явился,
от Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области - извещен, не явился,
от администрации муниципального района Волжский Самарской области - извещен, не явился,
от администрации муниципального района Ставропольский Самарской области - извещен, не явился,
от ФГУП "Средневолжское аэрогеодезическое предприятие" - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "АВБ финанс-9" на решение Арбитражного суда Самарской области от 10 апреля 2014 г. по делу N А55-28473/2013 (судья Щетинина М.Н.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АВБ финанс-9" (ИНН 6316168272, ОГРН 1116316007895), г. Самара,
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
ГУП Самарской области "Центр технической инвентаризации", г. Самара,
Торчинов Михаил Анатольевич, г. Самара,
Анисимов Вячеслав Анатольевич, с. Тимяшево, Шенталинский район, Самарская обл.,
открытое акционерное общество Банк АВБ, г. Тольятти, Самарская обл.,
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, г. Самара,
администрация муниципального района Волжский Самарской области, г. Самара,
администрация муниципального района Ставропольский Самарской области, г. Тольятти, Самарская обл.,
ФГУП "Средневолжское аэрогеодезическое предприятие", г. Самара,
о возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "АВБ финанс-9" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом изменений, принятых судом первой инстанции, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области (далее ответчик, орган кадастрового учета) о возложении на ответчика обязанности в течение восемнадцати календарных дней с даты вступления в законную силу судебного акта по делу N А55-28473/2013 исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о тех характерных точках границы муниципального района Волжский Самарской области, которые описывают границы указанного муниципального образования в местах их пересечения с границами существующего земельного участка с кадастровым номером 63:17:2402002:253, описанными следующими характерными точками:
Обозначение Координаты, м Средняя квадратическая Описание характерных X Y погрешность положения закрепления точек границы характерной точки (Mt), м точки 1 2 3 4 5 7 5919162,72 363209,26 0,5 - 6 5919173,10 363170,32 0,5 - 5 5919261,00 363174,75 0,5 - 4 5919261,42 363174,80 0,5 - 3 5919283,85 363177,72 0,5 - 2 5919305,17 363180,70 0,5 - 1 5919314,75 363182,47 0,5 - 23 5919225,56 363524,56 0.5 - Решением Арбитражного суда Самарской области от 10 апреля 2014 г. по делу N А55-28473/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Третьи лица ГУП Самарской области "Центр технической инвентаризации" и гражданин Торчинов М.А., доводы заявителя поддерживают.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьих лиц - гражданки Анисимовой В.А., ОАО Банк АВБ, Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, администрации муниципального района Волжский Самарской области, администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, ФГУП "Средневолжское аэрогеодезическое предприятие", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и третьих лиц -ГУП Самарской области "Центр технической инвентаризации", гражданина Торчинова М.А., оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:17:2402002:253, расположенном: Самарская область, Волжский район, в 3-х км. юго-западнее с. Курумоч, производственная площадка N 1.
Из кадастрового паспорта следует, что на земельном участке расположены: здание корпуса N 54, литера 54, 54-1, 54-2; здание корпуса N 53, литера 53, 53-1, 53-2; здание корпуса N 56, литера 56, 56-1, 56-2; здание корпуса N 51, литера 51, 51-1, 51-2; здание корпуса N 52, литера 52, 52-1, 52-2; здание корпуса N 55, литера 55, 55-1, 55-2; здание корпуса N 57, литера 57, 57-1, 57-2, площадью 48 381 кв. м.
Категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования - для размещения комплекса по производству товаров промышленного назначения, товаров народного потребления, строительных материалов, изготовление оборудования, оказания услуг, принадлежащем на праве собственности ООО "АВБ финанс-9" (регистрационная запись от 30.01.2012 г. N 63-63-01/295/2011-274).
Государственный кадастровый учет данного земельного участка осуществлен 11.04.2011 г. по заявлению ООО "АВБ финанс-9" в соответствии с межевым планом, подготовленным в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием десяти земельных участков, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером 63617:2402002:229.
Законом Самарской области от 25.02.2005 N 58-ГД "Об установлении границ муниципального района Волжский Самарской области" границы муниципального района Волжский Самарской области установлены согласно прилагаемому картографическому описанию.
Границы муниципального района Волжский Самарской области были утверждены посредством внесения изменений в Закон Самарской области от 11.10.2010 N 106-ГД "О внесении изменений в законодательные акты Самарской области, устанавливающие границы муниципальных образований на территории Самарской области".
Таким образом, в порядке информационного взаимодействия в государственный кадастр недвижимости 22.12.2011 г. внесены сведения о границах муниципального районе Волжский Самарской области в соответствии с действующим законодательством.
19.08.2013 г. ООО "АВБ финанс-9" обратилось в орган кадастрового учета с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет четырех земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 63:17:2402002:253.
При внесении сведений о местоположении одного из учитываемых земельных участков было выявлено, что одна из границ земельного участка пересекает границу муниципального района Волжский Самарской области.
Согласно ч. 3 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований или границы населенных пунктов.
В соответствии с п. 5 ч. 3 с. 27 Федерального закона РФ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в случае, если одна из границ такого земельного участка пересекает границу муниципального образования и (или) границу населенного пункта.
В связи с чем, органом кадастрового учета было принято решение от 26.08.2013 N 63-00-119/13-187436 об отказе заявителю в осуществлении кадастрового учета земельных участков.
В соответствии с наделенными полномочиями орган кадастрового учета осуществляет следующие кадастровые процедуры: 1) внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости; 2) постановку на кадастровый учет объекта недвижимости; 3) учет изменений объекта недвижимости (в том числе об учете, изменении либо снятии с учета части объекта недвижимости, а также об учете адреса правообладателя); 4) снятие с учета объекта недвижимости; 5) внесение кадастровых сведений в государственный кадастр недвижимости в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия; 6) исправление технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.
Согласно п. 4 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618 (далее - Положение), сведения, полученные в процессе информационного взаимодействия, подлежат отражению в государственном кадастре недвижимости при условии соответствия их содержания и способа их представления Положению.
В соответствии с п. 34 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, основаниями для принятия решения об отказе во внесении сведений (при выполнении кадастровых процедур, связанных с внесением сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, внесением кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия) являются: отсутствие у органа государственной власти или органа местного самоуправления правомочий на принятие и направление в орган кадастрового учета документов, поступающих в порядке информационного взаимодействия; противоречие сведений об объектах недвижимости в документах, поступающих в порядке информационного взаимодействия, и сведений, содержащихся о таких объектах в государственном кадастре недвижимости (за исключением случаев поступления документов для учета изменений объектов недвижимости); отсутствие в представленных (поступивших) документах оснований для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости как о ранее учтенном.
Таким образом, представленные в порядке информационного взаимодействия в орган кадастрового учета акты органов государственной власти и органов местного самоуправления должны быть приняты уполномоченными органами и должны быть представлены в орган кадастрового учета в установленном Положением порядке.
Законом о кадастре не предусмотрено проведение органом кадастрового учета правовой экспертизы (в том числе в части проверки юридической силы) документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, в т.ч. в порядке информационного взаимодействия.
Кроме того, Законом о кадастре не предусмотрены основания для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в связи с внесением в государственный кадастр недвижимости сведений о границах муниципальных образований.
Как следует из материалов дела границы всех перечисленных земельных участков являются уточненными, то есть определенными на местности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (техническая ошибка в сведениях); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях).
Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета, в случае обнаружения данным органом такой ошибки, в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения. Решение об исправлении технической ошибки в государственном кадастре недвижимости может быть обжаловано в судебном порядке (пункт 2 статьи 28 названного Закона).
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Закона о кадастре воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, подлежит исправлению в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Необходимым документом в данном случае является межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка.
В случае, если в ходе кадастровых работ выявлены ошибки (пересечения, несовпадения, разрывы) в местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований или населенных пунктов, в разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" приводятся предложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок, в том числе результаты необходимых измерений.
Как установлено судом сведения о границах муниципального района Волжский Самарской области внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с Законами Самарской области от 25.02.2005 N 58-ГД от 11.10.2010 N 106-ГД.
Из письменных пояснений третьего лица ОАО "Средневолжское аэрогеодезическое предприятие" (N 10-208/1 от 03.04.2014) следует, что привести границы муниципальных образований Самарской области в соответствие с п. 3 ст. 11.9 ЗК РФ не представляется возможным без дополнительной экспертизы земельных участков, поставленных на кадастровый учет в ГКН. На момент установления границ в районе Жигулевской птицефабрики земельные участки отсутствовали и граница проводилась по картографическим материалам.
Постановлением Правительства Самарской Области от 27.11.2013 N 679 утверждена программа "Установление на местности границ муниципальных образований Самарской области" на 2014-2020 г.г., которая вступила в силу с 01.01.2014 г.
Таким образом, материалы судебного дела не содержат документа, карты - плана, в котором указаны были конкретные точки координат границ муниципального района Волжский, подлежащие исключению, равно как и нет точек координат, подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости.
Пунктом 1 статьи 7 Закона N 221-ФЗ определено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Внесение в кадастр сведений об изменении площади и (или) границ земельного участка вследствие корректировки местоположения его границ фактически представляет собой распоряжение этим участком. Указанное исправление может привести к утрате совокупности уникальных характеристик объекта недвижимости, причинить вред либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц.
Таким образом, отсутствие сведений, позволяющих определить место и площадь пересечения границ земельных участков, а так же причины их пересечения с указанием конкретной кадастровой ошибки в определении координат характерных точек границ земельных участков, не позволяет удовлетворить требование заявителя.
В силу изложенного, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 10 апреля 2014 г. по делу N А55-28473/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
П.В.БАЖАН
Е.М.РОГАЛЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)