Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8436/2014) общества с ограниченной ответственностью "СтройКомплект" на решение Арбитражного суда Омской области от 23.06.2014 по делу N А46-3054/2014 (судья Ярковой С.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СтройКомплект" к Министерству имущественных отношений Омской области, при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, о признании незаконным распоряжения от 06.12.2013 N 2707-р и обязании вынести решение о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта,
при участии в судебном заседании представителей:
- от общества с ограниченной ответственностью "СтройКомплект" - Сафронов Владимир Александрович (паспорт, по доверенности б/н от 27.09.2013 сроком действия на три года);
- от Министерства имущественных отношений Омской области - Рейтер Мария Александровна (удостоверение, по доверенности N 03-01/1055 от 06.02.2014 сроком действия по 31.12.2014)
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска - Бусс Светлана Анатольевна (удостоверение, по доверенности N 17 от 14.03.2014 сроком действия один год).
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СтройКомплект" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании необоснованным, противоречащим закону и нарушающим субъективные права ООО "СтройКомплект" распоряжение Министерства имущественных отношений Омской области от 06.12.2013 N 2707-р "Об отказе в размещении объекта". Кроме того, заявитель просил обязать Министерство имущественных отношений Омской области в связи с отсутствием законных оснований для отказа, удовлетворить заявление ООО "СтройКомплект" от 15.05.2013 и вынести решение о выборе земельного участка, утвердив акт о выборе, из состава земельного участка, находящегося в собственности Омской области, с кадастровым номером 55:36:100910:39, расположенного по адресу: г. Омск, Кировский АО, ул. Лукашевича, д. 2б, и предварительном согласовании места размещения объекта (для строительства крытого физкультурно-оздоровительного сооружения).
Решением от 23.06.2014 по делу N А46-3054/2014 в удовлетворении требований заявителя было отказано, поскольку обжалуемое распоряжение не противоречит требованиям действующего законодательства.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование своей позиции податель жалобы отмечает, что вопрос о соблюдении Обществом требований п. 1 ст. 45 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области может являться предметом рассмотрения заявления о получении разрешения на строительство в департаменте строительства Администрации г. Омска и не может быть связан с процедурой выбора земельного участка для строительства, поскольку площадь запрашиваемого земельного участка в соответствии с вариантами выбора позволяет возвести здание с соблюдением минимального расстояния до красной линии.
Также податель жалобы отмечает, что в оспариваемом распоряжении не указывается, в чем конкретно выразилось несоответствие размещения объекта требованиям постановления Администрации города Омска N 805-п от 10.09.2010.
Общество отмечает, что в решении Арбитражного суда Омской области от 22.01.2014 по делу N А46-12912/2013, вынесенному по спору с участием тех же лиц, имеющем преюдициальное значение для настоящего спора, установлен факт отсутствия каких-либо ограничений для строительства Обществом здания на спорном участке.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
15.05.2013 ООО "СтройКомплект" обратилось с заявлением у Министерству имущественных отношений Омской области о выборе земельного участка из состава земельного участка, находящегося в собственности Омской области, с кадастровым номером 55:36:100910:39, расположенного по адресу: г. Омск, Кировский АО, ул. Лукашевича, д. 26, и предварительном согласовании мест размещения объектов (для строительства крытых физкультурно-оздоровительных сооружений).
06.12.2013 Министерством имущественных отношений Омской области издано распоряжение N 2707-р "Об отказе в размещении объекта". Пунктом 1 названного распоряжения ООО "СтройКомплект" отказано в размещении крытого физкультурно-оздоровительного сооружения в соответствии с вариантами 1 и 2 на земельном участке с кадастровым номером 55:36:100910:39, находящемся в собственности Омской области, расположенном северо-восточнее жилого дома N 25 по ул. Лукашевича в Кировском административном округе г. Омска, в связи с несоответствием размещения объекта региональным нормативам градостроительного проектирования, документации по планировке соответствующей территории.
В пункте 2 распоряжения N 2707-р от 06.12.2013 имеется ссылка на три правовых основания, послуживших поводом для отказа в предоставлении земельного участка для строительства объекта:
1. Размещение объекта не предусмотрено в проекте планировки территории.
2. Невозможность обеспечения при осуществлении строительства объекта требований п. 1 ст. 45 утвержденных решением Омского городского Совета N 201 от 10.12.2008 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области в части несоблюдения минимального расстояния (6 м) от красной линии до здания, строения, сооружения.
3. Несоответствие требованиям п. 3.4.10.17 таблицы 59 региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального комплекса Омской области N 22-п от 30.09.2008 в части невозможности обеспечения нормативного расстояния (7 м) от существующего газопровода и нормативного расстоянии (3 м) от существующей ливневой канализации.
Заявитель, считая, что перечисленные нормы и нормативы, послужившие поводом для отказа в размещении объекта, не могут послужить правовым основанием для отказа в удовлетворении заявления ООО "СтройКомплект" о предоставлении земельного участка, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжение N 2707-р от 06.12.2013.
Решением от 23.06.2014 по делу N А46-3054/2014 в удовлетворении требований заявителя было отказано.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
В соответствии с Положением утвержденным Указом Губернатора Омской области от 10 февраля 2004 N 26 Министерство имущественных отношений Омской области принимает решения о предварительном согласовании места размещения объекта при предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Омской области, за исключением случаев, предусмотренных областным законодательством.
Нормами Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Аналогичный порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов предусмотрен соответствующим Порядком утвержденным Постановлением Правительства Омской области от 07.06.2007 года N 75-п "О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Омской области". Так, в частности, пунктом 10 порядка предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта предусмотрено, что основаниями для отказа в размещении объекта являются:
1) несоответствие размещения объекта региональным нормативам градостроительного проектирования, правилам землепользования и застройки, документации по планировке соответствующих территорий;
2) отрицательное заключение уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления, муниципальных организаций;
3) наличие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе данного земельного участка в отношении другого лица;
4) обременение земельного участка правами третьих лиц.
Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 20 ноября 2012 года N 61-п утвержден административный регламент по предоставлению государственной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в собственности Омской области, для строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, без проведения торгов" (далее - регламент).
В соответствии с пунктом 23 регламента в предоставлении государственной услуги Министерство имущественных отношений Омской области отказывает при наличии одного из следующих оснований:
- - если с заявлением обратилось ненадлежащее лицо;
- - если к заявлению приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям законодательства;
- - если земельный участок изъят из оборота (за исключением случаев предоставления земельных участков, изъятых из оборота, на праве постоянного (бессрочного) пользования);
- - если земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд с ограничениями прав на возведение зданий, строений и сооружений;
- - если имеется несоответствие размещения объекта региональным нормативам градостроительного проектирования, правилам землепользования и застройки, документации по планировке соответствующих территорий;
- - если имеется отрицательное заключение уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления, муниципальных организаций;
- - если имеется решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе данного земельного участка в отношении другого лица;
- - если земельный участок обременен правами третьих лиц;
- - если земельный участок занят и необходим для использования объектов, находящихся в собственности Омской области.
Как было установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в адрес Министерства имущественных отношений Омской области 6 ноября 2013 года поступило распоряжение департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска N 2865-р от 30 октября 2013 года "Об утверждении схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории по улице Лукашевича в Кировском административном округе города Омска", которым утверждены схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для строительства крытого физкультурно-оздоровительного сооружения северо-восточнее жилого дома N 26 по улице Лукашевича в Кировском административном округе города Омска в варианте 1, ориентировочной площадью 2762 кв. м и варианте 2, ориентировочной площадью 1148 кв. м. Также поступил акт о выборе земельного участка совместно с градостроительным заключением N 1245 от 5 июля 2013 года.
По результатам анализа представленных документов установлено, что в предлагаемых вариантах выбора земельных участков их использование не соответствует:
1. Проекту планировки территории. Так проектом планировки территории, расположенной в границах: улица Лукашевича - улица Волгоградская -- улица 1-я.Любинская - левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска, утвержденном Постановлением Администрации города Омска от 10 сентября 2010 года N 805-п, размещение крытого физкультурно-оздоровительного сооружения на испрашиваемом земельном участке в соответствии с одним из вариантов выбора не предусмотрено. Так в первом варианте выбора, часть участка расположена в красных линиях магистральной улицы общегородского значения (улица Лукашевича), часть участка расположена в зоне размещения объектов административно-делового и общественного назначения, часть участка расположена в зоне планируемого размещения зеленых насаждений, во втором, часть участка расположена в зоне размещения объектов административно-делового и общественного назначения, часть участка - в зоне планируемого размещения зеленых насаждений. Формируемый земельный участок, в обоих вариантах выбора, отнесен к нескольким территориальным зонам одновременно.
Таким образом, использование земельного участка по целевому назначению не соответствует утвержденному проекту планировки территории.
2. Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области. Так подпунктом 4 пункта 1 статьи 45 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденными Решением Омского городского Совета от 10 декабря 2008 года N 201 установлено, что минимальный отступ от красных линий до зданий, строений и сооружений должен составлять 6 метров при осуществлении нового строительства. Так, в обоих вариантах выбора невозможно обеспечить минимальное расстояние от красной линии до предполагаемого здания, т.к. согласно утвержденным схемам в масштабе 1:1000 в варианте выбора N 2, красная линия расположена посередине испрашиваемого земельного участка, в варианте N 1 площадь земельного участка, в отношении которого возможно обеспечить выбор с соблюдением минимального отступа от красных линий, составляет примерно 250 кв. м, а не испрашиваемые 2 770 кв. м для строительства крытого физкультурно-оздоровительного сооружения.
3. Региональным нормативам градостроительного проектирования Омской области. Пунктом 3.4.10.17 таблицы 59 региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30 сентября 2008 года N 22-п, установлены нормативы расстояния по горизонтали от ближайших подземных инженерных сетей до зданий и сооружений. В частности, установлены нормативны расстояния до здания в размере 7 метров от существующего газопровода, и 3 метра от существующей ливневой канализации. В обоих вариантах выбора обеспечить соблюдение данных нормативов не представляется возможным.
Учитывая вышеназванные нормы и обстоятельства, суд первой инстанции правомерно указал на то, что предварительное согласование места размещения обозначенного обществом объекта в обоих вариантах выбора, а также последующее предоставление испрашиваемого участка для строительства, невозможно.
Апелляционная коллегия находит, что в рамках процедуры выбора земельного участка, изменение площади испрашиваемого участка недопустимо, так как общество обратилось за предоставлением земельного участка площадью 2 770 кв. м с указанием размера в указанном месте. Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.06.2013 N ВАС-727/13.
Согласно правовой позиции, содержащейся в приведенном выше постановлении Президиума ВАС, отказ уполномоченного органа в выборе и предоставлении земельного участка, а также в размещении на нем объекта недвижимости является правомерным, в частности, в случае если испрашиваемый земельный участок: расположен в двух территориальных зонах, что влечет невозможность формирования такого участка; частично расположен на землях общего пользования.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что применение Правил землепользования и застройки г. Омск Омской области, региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области на этапе выбора земельного участка не применимы, т.к. минимальный отступ от красных линий и нормативного расстояния от существующего газопровода и существующей ливневой канализации необходимо применять при получении разрешения на строительство здания, несостоятелен, ввиду того, что именно на этапе выбора земельного участка рассматривается возможность размещения объекта с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах.
Суд первой инстанции также правомерно указал, что распоряжение департамента архитектуры и градостроительства Администрации г, Омска от 30 октября 2013 года N 2865-р, утверждающее схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ул. Лукашевича в Кировском АО, до настоящего времени заявителем не оспорено, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В соответствии со статьей 58 Устава Омской области органы государственной власти Омской области издают индивидуально правовые акты, т.е. принимают решения, в форме распоряжений.
Руководствуясь данной нормой права, Министерство имущественных отношений Омской области, по результатам рассмотрения представленного из департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска пакета документов, приняло обжалуемое решение и правомерно отказало обществу в размещении объекта на испрашиваемом земельном участке.
Апелляционный суд находит несостоятельной ссылку подателя жалобы на решение Арбитражного суда Омской области от 22.01.2014 по делу N А46-12912/2013, вынесенному по спору с участием тех же лиц.
По мнению подателя жалобы, названный судебный акт имеет преюдициальное значение для настоящего спора, а, следовательно, установленный им факт отсутствия каких-либо ограничений для строительства Обществом здания на спорном участке, не подлежит повторному доказыванию.
Апелляционная коллегия находит означенное утверждение заявителя несостоятельным.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как усматривается из названного судебного акта, общество с ограниченной ответственностью "СтройКомплект" (далее - ООО "СтройКомплект", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Министерству имущественных отношений Омской области (далее - Министерство, заинтересованное лицо) в котором просило: признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Омской области в предварительном согласовании места размещения объекта - крытого физкультурно-оздоровительного сооружения северо-восточнее жилого дома N 2б по улице Лукашевича в Кировском административном округе г. Омска (уведомление N 08/9597 от 25.09.2013 "О рассмотрении заявлений о выборе земельных участков"); обязать Министерство имущественных отношений Омской области осуществить выбор земельного участка и принять решение по существу заявления в соответствии с требованиями законодательства.
Решением Арбитражного суда Омской области от 22.01.2014 по делу N А46-12912/2013 требования заявителя удовлетворены частично: оспариваемый отказ Министерства в предварительном согласовании места размещения объекта признан незаконным; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Выводы суда основаны на том, что ни в протоколе комиссии, ни в направленном заявителю уведомлении Министерства о результатах рассмотрения заявления не указано, в чем выразилось несоответствие размещения объекта действующим нормативам, правилам и документации. В том числе суд посчитал, что какие-либо нормативные градостроительные ограничения для строительства на запрашиваемом земельном участке крытых физкультурно-оздоровительных сооружений отсутствуют.
Судом также установлено, что Министерством имущественных отношений Омской области 06.12.2013 было принято распоряжение N 2707-р об отказе в размещении объекта. Наличие данного распоряжения послужило основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя об обязании Министерства осуществить выбор земельного участка и принять решение по существу заявления в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Между тем, названным судебным актом не устанавливалась законность и обоснованность указанных в распоряжении от 06.12.2013 N 2707 "Об отказе в размещении объекта" оснований для отказа выборе земельного участка. Более того в постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 по делу N А46-12912/2013, которым названное решение суда первой инстанции было оставлено без изменения, указано, что вопрос правомерности распоряжения от 06.12.2013 N 2707 является предметом рассмотрения по иному делу, в связи с чем правовая оценка соответствующих оснований не может быть дана судом в рамках настоящего спора.
Таким образом, в судебных актах по делу N А46-12912/2013 не содержится обстоятельств, имеющих значение для настоящего спора.
Суд апелляционной инстанции считает, что Обществом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на подателя жалобы в размере, установленном статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройКомплект" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 23.06.2014 по делу N А46-3054/2014 - без изменения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "СтройКомплект" (ОГРН 1135543001153, ИНН 5501246621) из федерального бюджета 1 000 руб. 00 коп. государственной пошлины, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 15.07.2014.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.А.СИДОРЕНКО
Судьи
Н.А.ШИНДЛЕР
А.Н.ЛОТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.10.2014 N 08АП-8436/2014 ПО ДЕЛУ N А46-3054/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2014 г. N 08АП-8436/2014
Дело N А46-3054/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8436/2014) общества с ограниченной ответственностью "СтройКомплект" на решение Арбитражного суда Омской области от 23.06.2014 по делу N А46-3054/2014 (судья Ярковой С.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СтройКомплект" к Министерству имущественных отношений Омской области, при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, о признании незаконным распоряжения от 06.12.2013 N 2707-р и обязании вынести решение о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта,
при участии в судебном заседании представителей:
- от общества с ограниченной ответственностью "СтройКомплект" - Сафронов Владимир Александрович (паспорт, по доверенности б/н от 27.09.2013 сроком действия на три года);
- от Министерства имущественных отношений Омской области - Рейтер Мария Александровна (удостоверение, по доверенности N 03-01/1055 от 06.02.2014 сроком действия по 31.12.2014)
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска - Бусс Светлана Анатольевна (удостоверение, по доверенности N 17 от 14.03.2014 сроком действия один год).
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СтройКомплект" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании необоснованным, противоречащим закону и нарушающим субъективные права ООО "СтройКомплект" распоряжение Министерства имущественных отношений Омской области от 06.12.2013 N 2707-р "Об отказе в размещении объекта". Кроме того, заявитель просил обязать Министерство имущественных отношений Омской области в связи с отсутствием законных оснований для отказа, удовлетворить заявление ООО "СтройКомплект" от 15.05.2013 и вынести решение о выборе земельного участка, утвердив акт о выборе, из состава земельного участка, находящегося в собственности Омской области, с кадастровым номером 55:36:100910:39, расположенного по адресу: г. Омск, Кировский АО, ул. Лукашевича, д. 2б, и предварительном согласовании места размещения объекта (для строительства крытого физкультурно-оздоровительного сооружения).
Решением от 23.06.2014 по делу N А46-3054/2014 в удовлетворении требований заявителя было отказано, поскольку обжалуемое распоряжение не противоречит требованиям действующего законодательства.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование своей позиции податель жалобы отмечает, что вопрос о соблюдении Обществом требований п. 1 ст. 45 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области может являться предметом рассмотрения заявления о получении разрешения на строительство в департаменте строительства Администрации г. Омска и не может быть связан с процедурой выбора земельного участка для строительства, поскольку площадь запрашиваемого земельного участка в соответствии с вариантами выбора позволяет возвести здание с соблюдением минимального расстояния до красной линии.
Также податель жалобы отмечает, что в оспариваемом распоряжении не указывается, в чем конкретно выразилось несоответствие размещения объекта требованиям постановления Администрации города Омска N 805-п от 10.09.2010.
Общество отмечает, что в решении Арбитражного суда Омской области от 22.01.2014 по делу N А46-12912/2013, вынесенному по спору с участием тех же лиц, имеющем преюдициальное значение для настоящего спора, установлен факт отсутствия каких-либо ограничений для строительства Обществом здания на спорном участке.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
15.05.2013 ООО "СтройКомплект" обратилось с заявлением у Министерству имущественных отношений Омской области о выборе земельного участка из состава земельного участка, находящегося в собственности Омской области, с кадастровым номером 55:36:100910:39, расположенного по адресу: г. Омск, Кировский АО, ул. Лукашевича, д. 26, и предварительном согласовании мест размещения объектов (для строительства крытых физкультурно-оздоровительных сооружений).
06.12.2013 Министерством имущественных отношений Омской области издано распоряжение N 2707-р "Об отказе в размещении объекта". Пунктом 1 названного распоряжения ООО "СтройКомплект" отказано в размещении крытого физкультурно-оздоровительного сооружения в соответствии с вариантами 1 и 2 на земельном участке с кадастровым номером 55:36:100910:39, находящемся в собственности Омской области, расположенном северо-восточнее жилого дома N 25 по ул. Лукашевича в Кировском административном округе г. Омска, в связи с несоответствием размещения объекта региональным нормативам градостроительного проектирования, документации по планировке соответствующей территории.
В пункте 2 распоряжения N 2707-р от 06.12.2013 имеется ссылка на три правовых основания, послуживших поводом для отказа в предоставлении земельного участка для строительства объекта:
1. Размещение объекта не предусмотрено в проекте планировки территории.
2. Невозможность обеспечения при осуществлении строительства объекта требований п. 1 ст. 45 утвержденных решением Омского городского Совета N 201 от 10.12.2008 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области в части несоблюдения минимального расстояния (6 м) от красной линии до здания, строения, сооружения.
3. Несоответствие требованиям п. 3.4.10.17 таблицы 59 региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального комплекса Омской области N 22-п от 30.09.2008 в части невозможности обеспечения нормативного расстояния (7 м) от существующего газопровода и нормативного расстоянии (3 м) от существующей ливневой канализации.
Заявитель, считая, что перечисленные нормы и нормативы, послужившие поводом для отказа в размещении объекта, не могут послужить правовым основанием для отказа в удовлетворении заявления ООО "СтройКомплект" о предоставлении земельного участка, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжение N 2707-р от 06.12.2013.
Решением от 23.06.2014 по делу N А46-3054/2014 в удовлетворении требований заявителя было отказано.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
В соответствии с Положением утвержденным Указом Губернатора Омской области от 10 февраля 2004 N 26 Министерство имущественных отношений Омской области принимает решения о предварительном согласовании места размещения объекта при предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Омской области, за исключением случаев, предусмотренных областным законодательством.
Нормами Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Аналогичный порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов предусмотрен соответствующим Порядком утвержденным Постановлением Правительства Омской области от 07.06.2007 года N 75-п "О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Омской области". Так, в частности, пунктом 10 порядка предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта предусмотрено, что основаниями для отказа в размещении объекта являются:
1) несоответствие размещения объекта региональным нормативам градостроительного проектирования, правилам землепользования и застройки, документации по планировке соответствующих территорий;
2) отрицательное заключение уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления, муниципальных организаций;
3) наличие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе данного земельного участка в отношении другого лица;
4) обременение земельного участка правами третьих лиц.
Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 20 ноября 2012 года N 61-п утвержден административный регламент по предоставлению государственной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в собственности Омской области, для строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, без проведения торгов" (далее - регламент).
В соответствии с пунктом 23 регламента в предоставлении государственной услуги Министерство имущественных отношений Омской области отказывает при наличии одного из следующих оснований:
- - если с заявлением обратилось ненадлежащее лицо;
- - если к заявлению приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям законодательства;
- - если земельный участок изъят из оборота (за исключением случаев предоставления земельных участков, изъятых из оборота, на праве постоянного (бессрочного) пользования);
- - если земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд с ограничениями прав на возведение зданий, строений и сооружений;
- - если имеется несоответствие размещения объекта региональным нормативам градостроительного проектирования, правилам землепользования и застройки, документации по планировке соответствующих территорий;
- - если имеется отрицательное заключение уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления, муниципальных организаций;
- - если имеется решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе данного земельного участка в отношении другого лица;
- - если земельный участок обременен правами третьих лиц;
- - если земельный участок занят и необходим для использования объектов, находящихся в собственности Омской области.
Как было установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в адрес Министерства имущественных отношений Омской области 6 ноября 2013 года поступило распоряжение департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска N 2865-р от 30 октября 2013 года "Об утверждении схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории по улице Лукашевича в Кировском административном округе города Омска", которым утверждены схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для строительства крытого физкультурно-оздоровительного сооружения северо-восточнее жилого дома N 26 по улице Лукашевича в Кировском административном округе города Омска в варианте 1, ориентировочной площадью 2762 кв. м и варианте 2, ориентировочной площадью 1148 кв. м. Также поступил акт о выборе земельного участка совместно с градостроительным заключением N 1245 от 5 июля 2013 года.
По результатам анализа представленных документов установлено, что в предлагаемых вариантах выбора земельных участков их использование не соответствует:
1. Проекту планировки территории. Так проектом планировки территории, расположенной в границах: улица Лукашевича - улица Волгоградская -- улица 1-я.Любинская - левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска, утвержденном Постановлением Администрации города Омска от 10 сентября 2010 года N 805-п, размещение крытого физкультурно-оздоровительного сооружения на испрашиваемом земельном участке в соответствии с одним из вариантов выбора не предусмотрено. Так в первом варианте выбора, часть участка расположена в красных линиях магистральной улицы общегородского значения (улица Лукашевича), часть участка расположена в зоне размещения объектов административно-делового и общественного назначения, часть участка расположена в зоне планируемого размещения зеленых насаждений, во втором, часть участка расположена в зоне размещения объектов административно-делового и общественного назначения, часть участка - в зоне планируемого размещения зеленых насаждений. Формируемый земельный участок, в обоих вариантах выбора, отнесен к нескольким территориальным зонам одновременно.
Таким образом, использование земельного участка по целевому назначению не соответствует утвержденному проекту планировки территории.
2. Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области. Так подпунктом 4 пункта 1 статьи 45 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденными Решением Омского городского Совета от 10 декабря 2008 года N 201 установлено, что минимальный отступ от красных линий до зданий, строений и сооружений должен составлять 6 метров при осуществлении нового строительства. Так, в обоих вариантах выбора невозможно обеспечить минимальное расстояние от красной линии до предполагаемого здания, т.к. согласно утвержденным схемам в масштабе 1:1000 в варианте выбора N 2, красная линия расположена посередине испрашиваемого земельного участка, в варианте N 1 площадь земельного участка, в отношении которого возможно обеспечить выбор с соблюдением минимального отступа от красных линий, составляет примерно 250 кв. м, а не испрашиваемые 2 770 кв. м для строительства крытого физкультурно-оздоровительного сооружения.
3. Региональным нормативам градостроительного проектирования Омской области. Пунктом 3.4.10.17 таблицы 59 региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30 сентября 2008 года N 22-п, установлены нормативы расстояния по горизонтали от ближайших подземных инженерных сетей до зданий и сооружений. В частности, установлены нормативны расстояния до здания в размере 7 метров от существующего газопровода, и 3 метра от существующей ливневой канализации. В обоих вариантах выбора обеспечить соблюдение данных нормативов не представляется возможным.
Учитывая вышеназванные нормы и обстоятельства, суд первой инстанции правомерно указал на то, что предварительное согласование места размещения обозначенного обществом объекта в обоих вариантах выбора, а также последующее предоставление испрашиваемого участка для строительства, невозможно.
Апелляционная коллегия находит, что в рамках процедуры выбора земельного участка, изменение площади испрашиваемого участка недопустимо, так как общество обратилось за предоставлением земельного участка площадью 2 770 кв. м с указанием размера в указанном месте. Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.06.2013 N ВАС-727/13.
Согласно правовой позиции, содержащейся в приведенном выше постановлении Президиума ВАС, отказ уполномоченного органа в выборе и предоставлении земельного участка, а также в размещении на нем объекта недвижимости является правомерным, в частности, в случае если испрашиваемый земельный участок: расположен в двух территориальных зонах, что влечет невозможность формирования такого участка; частично расположен на землях общего пользования.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что применение Правил землепользования и застройки г. Омск Омской области, региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области на этапе выбора земельного участка не применимы, т.к. минимальный отступ от красных линий и нормативного расстояния от существующего газопровода и существующей ливневой канализации необходимо применять при получении разрешения на строительство здания, несостоятелен, ввиду того, что именно на этапе выбора земельного участка рассматривается возможность размещения объекта с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах.
Суд первой инстанции также правомерно указал, что распоряжение департамента архитектуры и градостроительства Администрации г, Омска от 30 октября 2013 года N 2865-р, утверждающее схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ул. Лукашевича в Кировском АО, до настоящего времени заявителем не оспорено, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В соответствии со статьей 58 Устава Омской области органы государственной власти Омской области издают индивидуально правовые акты, т.е. принимают решения, в форме распоряжений.
Руководствуясь данной нормой права, Министерство имущественных отношений Омской области, по результатам рассмотрения представленного из департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска пакета документов, приняло обжалуемое решение и правомерно отказало обществу в размещении объекта на испрашиваемом земельном участке.
Апелляционный суд находит несостоятельной ссылку подателя жалобы на решение Арбитражного суда Омской области от 22.01.2014 по делу N А46-12912/2013, вынесенному по спору с участием тех же лиц.
По мнению подателя жалобы, названный судебный акт имеет преюдициальное значение для настоящего спора, а, следовательно, установленный им факт отсутствия каких-либо ограничений для строительства Обществом здания на спорном участке, не подлежит повторному доказыванию.
Апелляционная коллегия находит означенное утверждение заявителя несостоятельным.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как усматривается из названного судебного акта, общество с ограниченной ответственностью "СтройКомплект" (далее - ООО "СтройКомплект", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Министерству имущественных отношений Омской области (далее - Министерство, заинтересованное лицо) в котором просило: признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Омской области в предварительном согласовании места размещения объекта - крытого физкультурно-оздоровительного сооружения северо-восточнее жилого дома N 2б по улице Лукашевича в Кировском административном округе г. Омска (уведомление N 08/9597 от 25.09.2013 "О рассмотрении заявлений о выборе земельных участков"); обязать Министерство имущественных отношений Омской области осуществить выбор земельного участка и принять решение по существу заявления в соответствии с требованиями законодательства.
Решением Арбитражного суда Омской области от 22.01.2014 по делу N А46-12912/2013 требования заявителя удовлетворены частично: оспариваемый отказ Министерства в предварительном согласовании места размещения объекта признан незаконным; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Выводы суда основаны на том, что ни в протоколе комиссии, ни в направленном заявителю уведомлении Министерства о результатах рассмотрения заявления не указано, в чем выразилось несоответствие размещения объекта действующим нормативам, правилам и документации. В том числе суд посчитал, что какие-либо нормативные градостроительные ограничения для строительства на запрашиваемом земельном участке крытых физкультурно-оздоровительных сооружений отсутствуют.
Судом также установлено, что Министерством имущественных отношений Омской области 06.12.2013 было принято распоряжение N 2707-р об отказе в размещении объекта. Наличие данного распоряжения послужило основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя об обязании Министерства осуществить выбор земельного участка и принять решение по существу заявления в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Между тем, названным судебным актом не устанавливалась законность и обоснованность указанных в распоряжении от 06.12.2013 N 2707 "Об отказе в размещении объекта" оснований для отказа выборе земельного участка. Более того в постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 по делу N А46-12912/2013, которым названное решение суда первой инстанции было оставлено без изменения, указано, что вопрос правомерности распоряжения от 06.12.2013 N 2707 является предметом рассмотрения по иному делу, в связи с чем правовая оценка соответствующих оснований не может быть дана судом в рамках настоящего спора.
Таким образом, в судебных актах по делу N А46-12912/2013 не содержится обстоятельств, имеющих значение для настоящего спора.
Суд апелляционной инстанции считает, что Обществом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на подателя жалобы в размере, установленном статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройКомплект" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 23.06.2014 по делу N А46-3054/2014 - без изменения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "СтройКомплект" (ОГРН 1135543001153, ИНН 5501246621) из федерального бюджета 1 000 руб. 00 коп. государственной пошлины, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 15.07.2014.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.А.СИДОРЕНКО
Судьи
Н.А.ШИНДЛЕР
А.Н.ЛОТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)