Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Гомола С.Н.,
судей Обориной В.М., Карманова А.Л.,
при секретаре судебного заседания К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца А.М. - Г. на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 06 марта 2014 года, которым постановлено
"В удовлетворении требований А.М. к администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" о признании постановления незаконным, обязании изменить вид разрешенного использования земельного участка, заключить договор аренды земельного участка - отказать".
Заслушав доклад судьи Гомола С.Н., объяснения представителя истца А.М. - Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" М., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
А.М. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (далее по тексту администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар") о признании незаконным постановления N 222 от 29 января 2014 года об отмене постановления Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" N 392 от 28 февраля 2012 года о предварительном согласовании места расположения земельного участка под строительство индивидуальной бани, обязании изменить вид разрешенного использования земельного участка, заключить договор аренды земельного участка.
В обоснование своих требований указал, что он обратился в администрацию МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство индивидуальной бани, ему был предоставлен спорный участок именно под строительство индивидуальной бани, в связи с чем отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка не соответствует закону, чем нарушаются его права.
Дело рассмотрено в отсутствие истца А.М. и его представителя - Г., извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явившихся в судебное заседание и не ходатайствовавших об отложении слушания дела.
Представитель ответчика Н. иск не признала, полагая требования истца не основанными на законе.
Суд постановил указанное решение, с которым не согласился представитель истца А.М. - Г., в апелляционной жалобе просит решение отменить как незаконное и принять по делу новое решение.
Считает, что изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка с "индивидуального жилищного строительства" на "строительство индивидуальной бани" не влечет за собой нецелевое использование земельного участка. Поскольку спорный земельный участок изначально предоставлялся истцу для строительства индивидуальной бани отказ в изменении разрешенного вида его использования не основан на законе.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 19 февраля 2008 года администрацией МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" из земель "земли населенных пунктов" был сформирован земельный участок и присвоен кадастровый номер N с разрешенным видом использования "для индивидуального жилищного строительства".
Постановлением администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" N 392 от 28 февраля 2012 года "О предварительном согласовании А.М. места расположения земельного участка под строительство индивидуальной бани" утвержден акт выбора земельного участка от 31 декабря 2010 года под строительство индивидуальной бани в районе <адрес>.
28 июня 2013 года администрацией МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" заявление А.М. об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N оставлено без удовлетворения.
Постановлением администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" N 222 от 29 января 2014 года на основании пункта 3 статьи 31, пункта 4 статьи 1 Земельного кодекса РФ, Правил землепользования и застройки МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" отменено постановление N 392 от 28 февраля 2012 года "О предварительном согласовании А.М. места расположения земельного участка под строительство индивидуальной бани".
Ссылаясь на незаконность действий органа местного самоуправления А.М. обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении заявления А.М., суд пришел к выводам, что оснований для изменения вида разрешенного использования земельного участка не имеется, администрация МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" в пределах своих полномочий, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, в порядке самоконтроля, обоснованно постановлением Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" N 222 от 29 января 2014 года отменила постановление N 392 от 28 февраля 2012 года, поскольку отсутствовали правовые основания для предоставления А.М. спорного земельного участка.
Судебная коллегия выводы суда первой инстанции находит правильными, соответствующим требованиям закона и установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности отказа администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" в изменении разрешенного вида его использования, поскольку изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка с "индивидуального жилищного строительства" на "строительство индивидуальной бани" не влечет за собой нецелевое использование земельного участка, судебная коллегия находит необоснованными.
В силу положений статей 11, 29 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе решать вопросы относительно использования находящихся в их ведении земель.
Положениями статей 30, 31, 32 Земельного кодекса РФ установлена возможность предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах).
Согласно материалам дела судом установлено, что при принятии решения о предоставлении спорного земельного участка, орган местного самоуправления торги (конкурс, аукцион) не проводил.
В силу положений статьи 1 Земельного кодекса РФ, при принятии решений о предоставлении земельных участков, орган местного самоуправления обязан соблюдать требования, установленные статьей 85 Земельного кодекса РФ, статьями 30 - 37 Градостроительного кодекса РФ, положениями местных градостроительных нормативов.
Статьями 1, 7 Земельного кодекса РФ определено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу статьи 85 Земельного кодекса РФ порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса РФ Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков.
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельные участки могут использовать в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно статье 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с пунктом 20 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьей 8 Градостроительного кодекса РФ решением Совета городского округа N 257-р от 20 декабря 2007 года (в редакции от 27 января 2011 года N 203-р) утверждены Правила землепользования и застройки МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", в котором установлены территориальные зоны, градостроительные регламенты, виды разрешенного использования земельных участков.
Согласно карте градостроительного зонирования МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" спорный земельный участок с кадастровым номером N находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", в зоне Ж-1 основными видами разрешенного использования земельных участков являются: индивидуальные жилые дома, общественные бани, прачечные, химчистки и т.д.
Индивидуальные бани отнесены к вспомогательному виду разрешенного использования земельных участков.
С А.М. договор аренды земельного участка не заключался и он не является землепользователем, правообладателем земельного участка, объектов капитального строительства на данном участке.
В силу положений статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, статей 7, 85, 42, 30 Земельного кодекса РФ недопустимо изменение вида разрешенного использования земельного участка, в том числе, в рамках предусмотренных градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны, в случаях, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам оборота земель.
Предоставление А.М. земельного участка в указанном месте под строительство индивидуальной бани не по установленной процедуре, недопустимо в силу вышеуказанных положений закона, влечет нарушение основных положений земельного законодательства об использовании земельных участков в соответствии с их предназначением и видом разрешенного использования.
Администрация МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" при принятии оспариваемых решений действовала в рамках действующего законодательства и в пределах своих полномочий, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, в порядке самоконтроля.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, так как содержащиеся в ней доводы не опровергают выводов суда, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных судом обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточных оснований для отмены состоявшегося решения суда.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 11 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца А.М. - Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
С.Н.ГОМОЛА
Судьи
В.М.ОБОРИНА
А.Л.КАРМАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДА НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ОТ 29.04.2014 ПО ДЕЛУ N 33-82/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СУД НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 апреля 2014 г. по делу N 33-82/2014
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Гомола С.Н.,
судей Обориной В.М., Карманова А.Л.,
при секретаре судебного заседания К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца А.М. - Г. на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 06 марта 2014 года, которым постановлено
"В удовлетворении требований А.М. к администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" о признании постановления незаконным, обязании изменить вид разрешенного использования земельного участка, заключить договор аренды земельного участка - отказать".
Заслушав доклад судьи Гомола С.Н., объяснения представителя истца А.М. - Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" М., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
А.М. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (далее по тексту администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар") о признании незаконным постановления N 222 от 29 января 2014 года об отмене постановления Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" N 392 от 28 февраля 2012 года о предварительном согласовании места расположения земельного участка под строительство индивидуальной бани, обязании изменить вид разрешенного использования земельного участка, заключить договор аренды земельного участка.
В обоснование своих требований указал, что он обратился в администрацию МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство индивидуальной бани, ему был предоставлен спорный участок именно под строительство индивидуальной бани, в связи с чем отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка не соответствует закону, чем нарушаются его права.
Дело рассмотрено в отсутствие истца А.М. и его представителя - Г., извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явившихся в судебное заседание и не ходатайствовавших об отложении слушания дела.
Представитель ответчика Н. иск не признала, полагая требования истца не основанными на законе.
Суд постановил указанное решение, с которым не согласился представитель истца А.М. - Г., в апелляционной жалобе просит решение отменить как незаконное и принять по делу новое решение.
Считает, что изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка с "индивидуального жилищного строительства" на "строительство индивидуальной бани" не влечет за собой нецелевое использование земельного участка. Поскольку спорный земельный участок изначально предоставлялся истцу для строительства индивидуальной бани отказ в изменении разрешенного вида его использования не основан на законе.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 19 февраля 2008 года администрацией МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" из земель "земли населенных пунктов" был сформирован земельный участок и присвоен кадастровый номер N с разрешенным видом использования "для индивидуального жилищного строительства".
Постановлением администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" N 392 от 28 февраля 2012 года "О предварительном согласовании А.М. места расположения земельного участка под строительство индивидуальной бани" утвержден акт выбора земельного участка от 31 декабря 2010 года под строительство индивидуальной бани в районе <адрес>.
28 июня 2013 года администрацией МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" заявление А.М. об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N оставлено без удовлетворения.
Постановлением администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" N 222 от 29 января 2014 года на основании пункта 3 статьи 31, пункта 4 статьи 1 Земельного кодекса РФ, Правил землепользования и застройки МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" отменено постановление N 392 от 28 февраля 2012 года "О предварительном согласовании А.М. места расположения земельного участка под строительство индивидуальной бани".
Ссылаясь на незаконность действий органа местного самоуправления А.М. обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении заявления А.М., суд пришел к выводам, что оснований для изменения вида разрешенного использования земельного участка не имеется, администрация МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" в пределах своих полномочий, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, в порядке самоконтроля, обоснованно постановлением Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" N 222 от 29 января 2014 года отменила постановление N 392 от 28 февраля 2012 года, поскольку отсутствовали правовые основания для предоставления А.М. спорного земельного участка.
Судебная коллегия выводы суда первой инстанции находит правильными, соответствующим требованиям закона и установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности отказа администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" в изменении разрешенного вида его использования, поскольку изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка с "индивидуального жилищного строительства" на "строительство индивидуальной бани" не влечет за собой нецелевое использование земельного участка, судебная коллегия находит необоснованными.
В силу положений статей 11, 29 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе решать вопросы относительно использования находящихся в их ведении земель.
Положениями статей 30, 31, 32 Земельного кодекса РФ установлена возможность предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах).
Согласно материалам дела судом установлено, что при принятии решения о предоставлении спорного земельного участка, орган местного самоуправления торги (конкурс, аукцион) не проводил.
В силу положений статьи 1 Земельного кодекса РФ, при принятии решений о предоставлении земельных участков, орган местного самоуправления обязан соблюдать требования, установленные статьей 85 Земельного кодекса РФ, статьями 30 - 37 Градостроительного кодекса РФ, положениями местных градостроительных нормативов.
Статьями 1, 7 Земельного кодекса РФ определено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу статьи 85 Земельного кодекса РФ порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса РФ Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков.
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельные участки могут использовать в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно статье 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с пунктом 20 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьей 8 Градостроительного кодекса РФ решением Совета городского округа N 257-р от 20 декабря 2007 года (в редакции от 27 января 2011 года N 203-р) утверждены Правила землепользования и застройки МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", в котором установлены территориальные зоны, градостроительные регламенты, виды разрешенного использования земельных участков.
Согласно карте градостроительного зонирования МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" спорный земельный участок с кадастровым номером N находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", в зоне Ж-1 основными видами разрешенного использования земельных участков являются: индивидуальные жилые дома, общественные бани, прачечные, химчистки и т.д.
Индивидуальные бани отнесены к вспомогательному виду разрешенного использования земельных участков.
С А.М. договор аренды земельного участка не заключался и он не является землепользователем, правообладателем земельного участка, объектов капитального строительства на данном участке.
В силу положений статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, статей 7, 85, 42, 30 Земельного кодекса РФ недопустимо изменение вида разрешенного использования земельного участка, в том числе, в рамках предусмотренных градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны, в случаях, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам оборота земель.
Предоставление А.М. земельного участка в указанном месте под строительство индивидуальной бани не по установленной процедуре, недопустимо в силу вышеуказанных положений закона, влечет нарушение основных положений земельного законодательства об использовании земельных участков в соответствии с их предназначением и видом разрешенного использования.
Администрация МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" при принятии оспариваемых решений действовала в рамках действующего законодательства и в пределах своих полномочий, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, в порядке самоконтроля.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, так как содержащиеся в ней доводы не опровергают выводов суда, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных судом обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточных оснований для отмены состоявшегося решения суда.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 11 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца А.М. - Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
С.Н.ГОМОЛА
Судьи
В.М.ОБОРИНА
А.Л.КАРМАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)