Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.05.2015 ПО ДЕЛУ N 3-148/2015

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обстоятельства: По мнению собственника участка, кадастровая стоимость спорного земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, что приводит к нарушению его права как собственника и плательщика земельного налога в виде необоснованного увеличения платы за землю.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 мая 2015 г. по делу N 3-148/2015


Волгоградский областной суд
в составе председательствующего судьи Гайдарова М.Б.,
при секретаре К.,
с участием:
представителя заявителя Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Волгограде 14 мая 2015 года гражданское дело по заявлению Б. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,

установил:

Б. 30 декабря 2014 года обратилась в Волгоградский областной суд с заявлением, уточнив требования в процессе разбирательства по делу, об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:03:230001:2431, площадью 499 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 575846 руб., указав в обоснование, что при расчете земельного налога, существенное значение имеет кадастровая стоимость земельного участка. При этом кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 2634270,90 руб., по мнению заявителя, не соответствует его рыночной стоимости, что приводит к нарушению ее права, как собственника и плательщика земельного налога в виде необоснованного увеличения платы за землю.
В связи с тем, что кадастровая стоимость существенно превышает рыночную, заявитель полагает, что в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 66 Земельного Кодекса Российской Федерации, она должна быть установлена равной рыночной стоимости.
Так же, просил обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области внести новую стоимость в государственный кадастр недвижимости.
В судебном заседании представитель заявителя требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:03:230001:2431, площадью 499 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 575 846 руб., поддержал.
Представитель Управления "Росреестра" по Волгоградской области в судебное заседание не явился, в представленном письменном объяснении данное заинтересованное лицо не возражало против удовлетворения требований, указав, что не является заинтересованным лицом в данном деле, поскольку филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области наделен полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в ГКН, с 01.07.2010 г. В соответствии с совместным приказом Управления и Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Волгоградской области от 30 июня 2010 г. N 214-п/323 в целях исполнения плана мероприятий по реализации приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" ФГУ "ЗКП" по Волгоградской области (в настоящее время правопреемником является филиал ФГБУ"ФКП"Росреестра" по Волгоградской области) наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости (ГКН), государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в ГКН, с 01.07.2010.
Согласно приказу N П/531 от 26.12.2011 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.
В силу приказа от 13.01.2015 N П/3 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в соответствии со ст. 24.13 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по формированию и предоставлению перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, с момента вступления в силу настоящего приказа.
Филиал ФГБУ"ФКП"Росреестра" по Волгоградской области в представленных объяснениях не возражают против удовлетворения требований, указав, что филиал ФГБУ"ФКП "Росреестра" не является заинтересованным лицом в данном деле. Просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Другие заинтересованные лица надлежащим образом извещены, о причинах неявки суд не известили, возражения по заявленным требованиям не представили.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя Х., поддержавшего заявление, письменные отзывы Управления Росреестра по Волгоградской области и филиала ФГБУ"ФКП"Росреестра" по Волгоградской области, не возражавших против заявленного требования, суд считает, что требования заявителя подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.
Судом установлено, что заявитель владеет земельным участком с кадастровым номером 34:03:230001:2431, площадью 499 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, на праве собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права N <...> от ДД.ММ.ГГГГ г., (л.д. 13).
В соответствии с постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 года N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области по состоянию на 01.01.2010 года.
С учетом указанного правового акта по данным государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:03:230001:2431, площадью 499 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, определена в размере 2634270,90 руб.
Сведения об изменении количественной характеристики земельного участка (объединение двух участков в один) внесены в государственный кадастр недвижимости 02.09.2014 г., после даты государственной кадастровой оценки, и после указанной даты изменений качественных и (или) количественных характеристик не претерпел.
Не согласившись с установленной государственной кадастровой оценкой кадастровой стоимостью земельного участка и полагая, что его кадастровая стоимость должна быть определена, как равная рыночной, заявитель обратилась в суд с настоящим требованием.
Согласно ч. 1, 3, 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельных участков, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания их рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельных участков и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации": результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия). Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно ст. 24.19 Закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Из указанного следует, что установление рыночной стоимости объектов недвижимости относится к сфере публичных правоотношений, так как одной из сторон этих отношений являются государственные органы субъектов Российской Федерации, принявшие решение о проведении кадастровой оценки земельных участков и утвердившие кадастровую стоимость, органы местного самоуправления, устанавливающие земельный налог, обладающие властными полномочиями по отношению к другому участнику указанных правоотношений и определяющие порядок и условия вступления в данные правоотношения.
В целях установления рыночной стоимости земельного участка по ходатайству заявителя, проведена судебная экспертиза.
Рыночная стоимость земельного участка устанавливалась на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка.
Согласно выводов судебной экспертизы, на которой заявитель основал требования, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:03:230001:2431, площадью 499 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 02.09.2014 года составляет 575 846 рублей.
Экспертное заключение соответствует установленным требованиям по форме и содержанию, эксперту разъяснены права, обязанности и ответственность.
Суд также учитывает, что заинтересованные лица не оспорили экспертное заключение.
Довод представителя заинтересованного лица о том, что филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области не является заинтересованным лицом по данному делу, не является обоснованным, поскольку филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области наделен полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в ГКН, с 01.07.2010 г.
Оценив представленные в дело доказательства, приняв во внимание установленную рыночную стоимость земельного участка, суд находит требование подлежащим удовлетворению.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату. Включение любых сведений на прошедшую дату действующим законодательством не предусмотрено.
В связи с чем, суд считает, что новая кадастровая стоимость вносится в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствие с прямым предписанием ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации": в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В связи с указанным, учитывая, что заявителем не оспариваются действия (бездействия) филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области, для удовлетворения требования заявителя в части возложения на филиал ФГБУ"ФКП"Росреестра" по Волгоградской области обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости, оснований не имеется. Указанные изменения подлежат внесению в соответствии с прямым предписанием закона.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Б. от 30 декабря 2014 года об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:03:230001:2431, площадью 455 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 575 846 рублей по состоянию на 02.09.2014 года.
В части требования о возложении обязанности на филиал ФГБУ"ФКП"Росреестра" по Волгоградской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения путем подачи жалобы через Волгоградский областной суд.

Судья
М.Б.ГАЙДАРОВ

Мотивированное решение составлено 14 мая 2015 г.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)