Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пышкиной Н.Ю.,
судей Балакиревой Е.М., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трифонкиной Н.,
в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 июля 2014 года в зале N 6 апелляционную жалобу Миннеханова Ильдара Мубараковича, г. Альметьевск, на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 октября 2013 года, принятое по делу N А65-16011/2013 (судья Коротенко С.И.)
по иску Миннеханова Ильдара Мубараковича, г. Альметьевск
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань,
при участии третьих лиц - Кабинет Министров Республики Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Муниципальное образование Альметьевский муниципальный район в лице Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района,
о внесении изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N 16:45:020116:0054,
установил:
Миннеханов Ильдар Мубаракович (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань (далее - ответчик) о внесении изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:45:020116:0054, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Сулеймановой, западнее дом N 7 (далее - спорный земельный участок).
Определением Арбитражного суда РТ от 29.07.2013 суд в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ привлек к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации и картографии по РТ, г. Казань, Кабинет Министров РТ, Муниципальное образование Альметьевский муниципальный район в лице Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района (далее - третьи лица, Управление Росреестра по РТ, Кабинет Министров РТ, Исполком).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 октября 2013 г. в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на апелляционную жалобу Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района просит оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явку своих представителей в суд не обеспечили.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд указал на то обстоятельство, что истец не является заинтересованным лицом по делу на оспаривание кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Вместе с тем, вступившим в законную силу Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 декабря 2013 года по делу А65-15884/2013 установлено, что сторонами при заключении договора аренды спорного земельного участка были согласованны все существенные условия, в связи с чем апелляционным судом к спорным правоотношениям были применены положения главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации об аренде.
Таким образом, вступившим в законную силу судебным актом по делу А65-15884/2013 установлено наличие между сторонами арендных отношений.
В связи с тем, что по истечении срока действия договора истец продолжал пользоваться арендованным земельным участком при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок, на основании п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, истец является правообладателем (арендатором) спорного земельного участка и, соответственно, заинтересованным лицом по делу об оспаривании кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок предоставлен истцу администрацией Альметьевского района и города Альметьевск под строительство торгового павильона с остановочным комплексом, на котором истец построил торговый павильон с остановочным комплексом, в связи с чем истец являясь собственником данных объектов недвижимости, является заинтересованным лицом в оспаривании кадастровой стоимости спорного земельного участка.
На основании государственного контракта от 26.07.2010 N 3К/2010, заключенного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнителем), последним были выполнены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан, по результатам которых 25.08.2011 составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан. На основании этого постановления ФБУ "Кадастровая палата" внесла результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в кадастр недвижимости.
Решениями Верховного Суда Республики Татарстан от 25.05.2010 г. по делу N 3-31/11, от 24.05.2011 г. по делу N 3-32/11, от 26.05.2011 г. N 3-33/11 в удовлетворении заявлений ОАО "Казанский завод медицинской аппаратуры", ОАО "Камснаб", ООО "Маршал" о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан" отказано, отчет кадастрового центра об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан признан соответствующим методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов.
В результате переоценки земель согласно кадастрового паспорта спорного земельного участка следует, что данный участок сформирован - 06.08.2004, кадастровая стоимость составляет 589 238,60 руб.
Полагая кадастровую стоимость спорных земельных участков завышенной, истец провел независимую оценку их рыночной стоимости.
Согласно Отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка ООО "ЦНО N 1" N 13/13, представленная истцом в материалы дела, рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2011 составила 133 000 руб.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
При этом законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к отношениям сторон) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000, споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Истцом заявлены требования об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость.
Данное требование, предъявленное к органу кадастрового учета, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности" N 135-ФЗ от 29.07.1998 итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии со статьей 13 ФЗ "Об оценочной деятельности" в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011, требование о признании кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости данных участков, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Поскольку у сторон и третьих лиц имеются разногласия относительно рыночной стоимости спорных земельных участков, а также принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой и рыночной стоимостью спорного земельного участка, судом апелляционной инстанции по ходатайству истца по делу была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости принадлежащих ему земельных участков.
Согласно Отчету N 202/14 стоимость земельного участка общей площадью 110,0 кв. м с кадастровым номером 16:45:020116:0054 по состоянию на 01.01.2010 составляет 200 000 руб.
Заключение соответствует требованиям, предъявляемым Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, не имеет противоречий и не вызывает сомнения в объективности и квалификации экспертов.
Доказательств того, что при проведении судебной экспертизы были допущены нарушения, лишающие полученное по ее результатам заключение доказательственной силы, суду не представлено. Оснований сомневаться в достоверности выводов судебной экспертизы, выполненной экспертом, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 N 275-О-О).
В соответствии с правовой позицией, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011 по делу N А27-4849/2010, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Надлежащим ответчиком по заявленному истцом требованию является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", которое является уполномоченным органом по установлению кадастровой стоимости.
При рассмотрении судом спора о внесении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, определение такой рыночной стоимости осуществляется на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Однако все правовые последствия такого установления судом рыночной стоимости наступают с момента вступления в силу соответствующего судебного акта.
Данная позиция подтверждается судебно-арбитражной практикой (Определение ВАС РФ от 03.04.2013 N ВАС-3160/13 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.12.2012 г. по делу N А65-15999/2011).
Принимая во внимание вышеизложенное, требования истца об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков подлежат удовлетворению с учетом проведенной по делу судебной экспертизы.
Арбитражный апелляционный суд, принимая во внимание, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев дело по правилам суда первой инстанции, и установив указанные выше обстоятельства, считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по иску и апелляционным жалобам подлежат отнесению на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 октября 2013 года по делу N А65-16011/2013 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Определить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 110 кв. м с кадастровым номером 16:45:020116:0054, расположенного по адресу: г. Альметьевск, ул. Сулеймановой, западнее дома 7, в размере его рыночной стоимости равной 200 000 руб.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань, внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка площадью 110 кв. м с кадастровым номером 16:45:020116:0054, расположенного по адресу: г. Альметьевск, ул. Сулеймановой, западнее дома 7, указав ее равной рыночной стоимости в размере 200 000 руб.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань, в пользу Миннеханова Ильдара Мубараковича, г. Альметьевск расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 2 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Н.Ю.ПЫШКИНА
Судьи
Е.М.БАЛАКИРЕВА
С.Ш.РОМАНЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.07.2014 ПО ДЕЛУ N А65-16011/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 2014 г. по делу N А65-16011/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пышкиной Н.Ю.,
судей Балакиревой Е.М., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трифонкиной Н.,
в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 июля 2014 года в зале N 6 апелляционную жалобу Миннеханова Ильдара Мубараковича, г. Альметьевск, на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 октября 2013 года, принятое по делу N А65-16011/2013 (судья Коротенко С.И.)
по иску Миннеханова Ильдара Мубараковича, г. Альметьевск
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань,
при участии третьих лиц - Кабинет Министров Республики Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Муниципальное образование Альметьевский муниципальный район в лице Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района,
о внесении изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N 16:45:020116:0054,
установил:
Миннеханов Ильдар Мубаракович (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань (далее - ответчик) о внесении изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:45:020116:0054, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Сулеймановой, западнее дом N 7 (далее - спорный земельный участок).
Определением Арбитражного суда РТ от 29.07.2013 суд в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ привлек к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации и картографии по РТ, г. Казань, Кабинет Министров РТ, Муниципальное образование Альметьевский муниципальный район в лице Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района (далее - третьи лица, Управление Росреестра по РТ, Кабинет Министров РТ, Исполком).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 октября 2013 г. в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на апелляционную жалобу Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района просит оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явку своих представителей в суд не обеспечили.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд указал на то обстоятельство, что истец не является заинтересованным лицом по делу на оспаривание кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Вместе с тем, вступившим в законную силу Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 декабря 2013 года по делу А65-15884/2013 установлено, что сторонами при заключении договора аренды спорного земельного участка были согласованны все существенные условия, в связи с чем апелляционным судом к спорным правоотношениям были применены положения главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации об аренде.
Таким образом, вступившим в законную силу судебным актом по делу А65-15884/2013 установлено наличие между сторонами арендных отношений.
В связи с тем, что по истечении срока действия договора истец продолжал пользоваться арендованным земельным участком при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок, на основании п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, истец является правообладателем (арендатором) спорного земельного участка и, соответственно, заинтересованным лицом по делу об оспаривании кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок предоставлен истцу администрацией Альметьевского района и города Альметьевск под строительство торгового павильона с остановочным комплексом, на котором истец построил торговый павильон с остановочным комплексом, в связи с чем истец являясь собственником данных объектов недвижимости, является заинтересованным лицом в оспаривании кадастровой стоимости спорного земельного участка.
На основании государственного контракта от 26.07.2010 N 3К/2010, заключенного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнителем), последним были выполнены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан, по результатам которых 25.08.2011 составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан. На основании этого постановления ФБУ "Кадастровая палата" внесла результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в кадастр недвижимости.
Решениями Верховного Суда Республики Татарстан от 25.05.2010 г. по делу N 3-31/11, от 24.05.2011 г. по делу N 3-32/11, от 26.05.2011 г. N 3-33/11 в удовлетворении заявлений ОАО "Казанский завод медицинской аппаратуры", ОАО "Камснаб", ООО "Маршал" о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан" отказано, отчет кадастрового центра об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан признан соответствующим методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов.
В результате переоценки земель согласно кадастрового паспорта спорного земельного участка следует, что данный участок сформирован - 06.08.2004, кадастровая стоимость составляет 589 238,60 руб.
Полагая кадастровую стоимость спорных земельных участков завышенной, истец провел независимую оценку их рыночной стоимости.
Согласно Отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка ООО "ЦНО N 1" N 13/13, представленная истцом в материалы дела, рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2011 составила 133 000 руб.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
При этом законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к отношениям сторон) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000, споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Истцом заявлены требования об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость.
Данное требование, предъявленное к органу кадастрового учета, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности" N 135-ФЗ от 29.07.1998 итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии со статьей 13 ФЗ "Об оценочной деятельности" в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011, требование о признании кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости данных участков, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Поскольку у сторон и третьих лиц имеются разногласия относительно рыночной стоимости спорных земельных участков, а также принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой и рыночной стоимостью спорного земельного участка, судом апелляционной инстанции по ходатайству истца по делу была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости принадлежащих ему земельных участков.
Согласно Отчету N 202/14 стоимость земельного участка общей площадью 110,0 кв. м с кадастровым номером 16:45:020116:0054 по состоянию на 01.01.2010 составляет 200 000 руб.
Заключение соответствует требованиям, предъявляемым Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, не имеет противоречий и не вызывает сомнения в объективности и квалификации экспертов.
Доказательств того, что при проведении судебной экспертизы были допущены нарушения, лишающие полученное по ее результатам заключение доказательственной силы, суду не представлено. Оснований сомневаться в достоверности выводов судебной экспертизы, выполненной экспертом, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 N 275-О-О).
В соответствии с правовой позицией, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011 по делу N А27-4849/2010, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Надлежащим ответчиком по заявленному истцом требованию является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", которое является уполномоченным органом по установлению кадастровой стоимости.
При рассмотрении судом спора о внесении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, определение такой рыночной стоимости осуществляется на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Однако все правовые последствия такого установления судом рыночной стоимости наступают с момента вступления в силу соответствующего судебного акта.
Данная позиция подтверждается судебно-арбитражной практикой (Определение ВАС РФ от 03.04.2013 N ВАС-3160/13 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.12.2012 г. по делу N А65-15999/2011).
Принимая во внимание вышеизложенное, требования истца об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков подлежат удовлетворению с учетом проведенной по делу судебной экспертизы.
Арбитражный апелляционный суд, принимая во внимание, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев дело по правилам суда первой инстанции, и установив указанные выше обстоятельства, считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по иску и апелляционным жалобам подлежат отнесению на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 октября 2013 года по делу N А65-16011/2013 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Определить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 110 кв. м с кадастровым номером 16:45:020116:0054, расположенного по адресу: г. Альметьевск, ул. Сулеймановой, западнее дома 7, в размере его рыночной стоимости равной 200 000 руб.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань, внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка площадью 110 кв. м с кадастровым номером 16:45:020116:0054, расположенного по адресу: г. Альметьевск, ул. Сулеймановой, западнее дома 7, указав ее равной рыночной стоимости в размере 200 000 руб.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань, в пользу Миннеханова Ильдара Мубараковича, г. Альметьевск расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 2 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Н.Ю.ПЫШКИНА
Судьи
Е.М.БАЛАКИРЕВА
С.Ш.РОМАНЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)