Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.03.2015 N 09АП-3135/2015 ПО ДЕЛУ N А40-157511/14

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2015 г. N 09АП-3135/2015

Дело N А40-157511/14

Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2015 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: Поташовой Ж.В., Попова В.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Берхамовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ОКТОД"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.12.2014 по делу N А40-157511/14, принятое судьей Кастальской М.Н. (шифр судьи 153-1323
по заявлению ООО "ОКТОД" (123308, г. Москва, ул. Демьяна Бедного, д. 24, стр. 10)
к Москомархитектуре
третье лицо: Правительство Москвы
о признании незаконными действия Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы по подготовке и утверждению градостроительного плана земельного участка N RU77-212000-012100 приказом от 03.07.2014 N 1 54 0 с параметрами, не соответствующими законодательству, об обязании Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы в течение десяти дней с даты вступления в законную силу решения выдать ООО "ОКТОД" градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 77:08:0010004:64, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Демьяна Бедного, вл. 24, содержащий параметры разрешенного строительства: разрешенное использование земельного участка - "объекты размещения помещений и технических устройств, обеспечивающих деятельность учреждений, предприятий, организаций средств массовой информации и печати", максимальная плотность застройки: 10 тыс. кв. м/га; максимальная высота застройки - 35 м; максимальный процент застройки в границах земельного участка - 30
при участии:
- от заявителя: Маркизов С.Г. по доверенности от 21.04.2014;
- от ответчика: Валяев О.И. по доверенности от 29.09.2014;
- от третьего лица: Валяев О.И. по доверенности от 09.12.2014;

- установил:

ООО "ОКТОД" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным Приказа Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы (далее - ответчик) от 03.07.2014 N 1540, которым утвержден градостроительный план земельного участка N RU77-212000-012100 с параметрами, не соответствующими законодательству; об обязании Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы в течение десяти дней с даты вступления в законную силу решения выдать ООО "ОКТОД" градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 77:08:0010004:64, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Демьяна Бедного, вл. 24, содержащий параметры разрешенного строительства: разрешенное использование земельного участка - "объекты размещения помещений и технических устройств, обеспечивающих деятельность учреждений, предприятий, организаций средств массовой информации и печати", максимальная плотность застройки: 10 тыс. кв. м/га; максимальная высота застройки - 35 м; максимальный процент застройки в границах земельного участка - 30 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда от 23.12.2014 в удовлетворении заявленных требований - отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права, не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
Ответчик возражал против изложенных в жалобе доводов, отзыв на жалобу не представил, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Третье лицо возражало против изложенных в жалобе доводов, отзыв на жалобу не представило, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда, принятого в соответствии с законодательством РФ и установленными фактическими обстоятельствами, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с договором аренды земельного участка N М-08-018242 от 11.02.2002 цель предоставления земельного участка с кадастровым номером 77/08/0010004/64 для эксплуатации административных и производственных зданий и сооружений. Правовых актов об изменении цели предоставления земельного участка Правительство Москвы не выпускало. Правительство Москвы, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером 77/08/0010004/64 - цель предоставления земельного участка с эксплуатации на строительство не изменяло, дополнительных соглашений к Договору аренды М-08-018242 от 11.02.2002 не подписывалось.
Таким образом, исходя из предоставления земельного участка без права застройки, выдача ГПЗУ "в габаритах существующей застройки" не нарушает прав и законных интересов заявителя. Более того, собственник земельного участка (г. Москва) обладает правом, с учетом размещения земельного участка в центральной исторической части города, устанавливать дополнительные ограничения застройки и размещения объектов недвижимости, исходя из потребностей субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 78 Градостроительного кодекса города Москвы и п. 1.3 Административного регламента предоставления государственной услуги (постановление правительства Москвы от 25.05.2011 N 229-ПП), установлено что: до вступления в силу правил землепользования и застройки подлежащие к внесению в градостроительный план земельного участка сведения о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению на земельном участке объектов капитального строительства определяются с учетом: Генерального плана города Москвы; территориальных и отраслевых схем; проектов планировки территории; проектов межевания территории; правовых актов Правительства Москвы об утверждении режимов использования земель и градостроительных регламентов на территориях зон охраны объектов культурного наследия; историко-культурного опорного плана; результатов публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки, одобренных Правительством Москвы.
В соответствии с вышеуказанной документации, земельный участок с кад. N 77/08/0010004/64 расположен: Генерального плана города Москвы, утв. Законом г. Москвы от 05.05.2010 N 17 "О Генеральном плане города Москвы", з/у расположен в зонах: зона распространения опасных геологических процессов Карстово-суффозные процессы - Потенциальная карстовая опасность, весьма опасная категория; территории и зоны охраны объектов культурного наследия - Зона охраняемого природного ландшафта; территориальных и отраслевых схем; Земельный участок не вошел в границы разработки территориальных и отраслевых схем - проектов планировки территории; Земельный участок не вошел в границы разработки проекта планировки территории - проектов межевания территории; Земельный участок не вошел в границы разработки проекта межевания территории - правовых актов Правительства Москвы об утверждении режимов использования земель и градостроительных регламентов на территориях зон охраны объектов культурного наследия; земельный участок заявителя НЕ расположен на территориях зон охраны объектов культурного наследия, на который бы требовались режимы и регламенты утвержденные Правительством Москвы - историко-культурного опорного плана; на земельном участке заявителя отсутствуют объекты культурного наследия - результатов публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки, одобренных Правительством Москвы.
Согласно письму ГУП НИиПИ Генплана города Москвы, исполнителю государственного контракта по актуализации проекта Правил землепользования и застройки города Москвы, от 10.11.2014 N ГП-01-3324/14-1, параметры застройки и виды разрешенного использования в Проекта ПЗЗ подготовленном ко 2-ому чтению в МГД соответствуют ГПЗУ RU 77-212000-012100.
Земельный участок с кад. N 77/08/0010004/64 относится к зоне природных и озелененных территорий СЗАО N 122, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 19.01.1999 N 38 "О проектных предложениях по установлению границ Природного комплекса с их описанием и закреплением актами красных линий".
Исходя из ст. 19 Закона г. Москвы от 26.02.1997 N 5 "О Правительстве Москвы", решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений Правительства. Решения по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений Премьера Правительства либо распоряжений первых заместителей Премьера Правительства в пределах их компетенции.
Постановления Правительства, распоряжения Премьера Правительства, его первых заместителей и заместителей вступают в силу со дня их подписания, если иное не предусмотрено в этих актах. Постановления Правительства и распоряжения Премьера Правительства, затрагивающие непосредственно интересы и права граждан, вступают в силу со дня их опубликования. Правительство осуществляет контроль за исполнением принятых им решений непосредственно или через подведомственные ему органы исполнительной власти.
Постановления Правительства, распоряжения Премьера Правительства, его первых заместителей и заместителей могут быть признаны недействительными судом или арбитражным судом.
Исходя из преамбулы Постановления Правительства Москвы от 19.01.1999 N 38 "О проектных предложениях по установлению границ Природного комплекса с их описанием и закреплением актами красных линий", данный правовой акт вступает в силу со дня его подписания, так как иных особенностей в данном постановлении не предусмотрено. Вышеуказанное постановление было издано в целях: сохранения, рационального использования и дальнейшего развития территорий Природного комплекса, являющихся важным фактором стабилизации и улучшения состояния окружающей среды в г. Москве и условий жизни москвичей; во исполнение постановлений Правительства Москвы от 27.10.1995 N 889 "Об основных направлениях сохранения и развития территорий Природного комплекса Москвы" и от 21.07.1998 N 564 "О мерах по развитию территорий Природного комплекса Москвы", с учетом постановления Правительства Москвы от 13.10.1998 N 799 "О выполнении постановления Правительства Москвы от 24.02.1997 N 117 "О состоянии и мерах развития Природного комплекса Москвы" в части сохранения и реабилитации Природного комплекса центральной части г. Москвы" и Закона города Москвы от 21.10.1998 N 26 "О регулировании градостроительной деятельности на территориях Природного комплекса города Москвы".
Земельный участок с кад. N 77/08/0010004/64 относится к зоне охраняемого ландшафта, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 28.12.1999 N 1215 "Об утверждении зон охраны памятников истории и культуры г. Москвы (на территории между Камер-Коллежским Валом и административной границей города)". Вышеуказанный правовой акт был опубликован в газете "Тверская, 13" от 10-16.05.2000, N 19.
В соответствии с приказом Минрегиона РФ от 10.05.2011 N 207 "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка", исходя из которого в чертеже ГПЗУ указываются зоны в которых расположен рассматриваемый земельный участок: на чертеже градостроительного плана земельного участка указываются: схема расположения земельного участка в окружении смежно-расположенных земельных участков (ситуационный план); границы земельного участка и координаты поворотных точек; красные линии; обозначение существующих (на дату предоставления документа) объектов капитального строительства, объектов незавершенного строительства и их номера по порядку, в том числе не соответствующих градостроительному регламенту; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которых запрещено строительство; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд и номера этих зон по порядку (на основании документации по планировке территории, в соответствии с которыми принято решение о выкупе, резервировании с последующим выкупом); места допустимого размещения объекта капитального строительства; информация об ограничениях в использовании земельного участка (зоны охраны объектов культурного наследия, санитарно-защитные, водоохранные зоны и иные зоны); границы зон действия публичных сервитутов (при наличии); параметры разрешенного строительства.
В своей жалобе Общество ссылается на Проект Правил землепользования и застройки города Москвы, однако на данный момент правовым актом города Москвы данный проект не утвержден.
В соответствии со ст. 34 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы", Градостроительное зонирование территории города Москвы осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом. Результатом градостроительного зонирования территории города Москвы является выделение на территории города Москвы территориальных зон и подзон, определение их границ, установление в границах указанных зон и подзон градостроительных регламентов.
Документом градостроительного зонирования территории города Москвы являются правила землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях, определенных Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также в целях реализации Генерального плана города Москвы путем регулирования в соответствии с установленными Генеральным планом города Москвы назначением территорий и размещением объектов федерального, регионального значения использования земельных участков, использования и строительства, реконструкции объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами - правообладателями земельных участков, объектов капитального строительства. Правила землепользования и застройки, их изменения утверждаются законами города Москвы в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно пп. 3 ст. 7 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы", к полномочиям Правительства Москвы в области градостроительной деятельности относятся в том числе и организация разработки проектов правил землепользования и застройки, изменений правил землепользования и застройки и подготовка их для внесения на утверждение Московской городской Думой.
Подпунктом "д" п. 2 ст. 8 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" установлено, что одной из задач органа, уполномоченного в области градостроительного проектирования и архитектуры, является обеспечение по поручению Правительства Москвы разработки и представления в Правительство Москвы проекта правил землепользования и застройки города Москвы.
Согласно п. 4.1.2 постановления Правительства Москвы от 07.11.2012 N 633-ПП "Об утверждении Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы", Комитет осуществляет разработку и внесение в установленном порядке на рассмотрение Мэра Москвы и Правительства Москвы проекты правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Комитета, в том числе о Правилах землепользования и застройки города Москвы.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1278-ПП "О проектах законов города Москвы "О Генеральном плане города Москвы" и "О Правилах землепользования и застройки города Москвы" проект Закона города Москвы "О Правилах землепользования и застройки города Москвы" одобрен Правительством Москвы.
Мэру Москвы рекомендовано внести указанный проект на рассмотрение Московской городской Думы в установленном порядке.
Постановлением Московской городской Думы от 02.12.2009 N 57 "О проекте закона города Москвы "О Правилах землепользования и застройки города Москвы" проект Закона города Москвы "О Правилах землепользования и застройки города Москвы", внесенный Мэром Москвы, принят Московской городской Думой в первом чтении. При этом предложено доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок, таким образом, проект Правил землепользования и застройки в настоящее время находится на доработке.
В соответствии со ст. 36, ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ, в составе градостроительного плана земельного участка указывается информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента).
Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В соответствии с ч. 2 ст. 30, Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ, правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
В соответствии со ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ, Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Таким образом, в соответствии со ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ, с 2002 года исходя из фактического использования земельного участка с кад. N 77/08/0010004/64 в ГПЗУ установлены режимы и регламенты использования территории.
Согласно письму ГУП НИиПИ Генплана города Москвы, исполнителю государственного контракта по актуализации проекта Правил землепользования и застройки города Москвы, от 10.11.2014 N ГП-01-3324/14-1, параметры застройки и виды разрешенного использования в Проекте ПЗЗ подготовленном ко 2-ому чтению в МГД соответствуют ГПЗУ RU 77-212000-012100.
В соответствии с ч. 8 ст. 78 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы", установлено что, параметры и сведения, указанные в акте разрешенного использования участка территории (земельного участка), градостроительном обосновании, проекте правил землепользования и застройки, а также в договоре аренды земельного участка, заключенном до 1 января 2012 года, не являются обязательными для учета при подготовке градостроительного плана земельного участка. Данная норма была введена Законом г. Москвы от 11.04.2012 N 12 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" и статью 8 Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений", который вступил в законную силу 24.04.2012 года.
Между тем, оспариваемый ГПЗУ был утвержден 03.07.2014, на момент действия вышеуказанной нормы права.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ, арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления, т.е. действующих правовых актов, а не проектов.
Исходя из норм Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Исходя из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении N ВАС-8972/13 от 25.07.2013 по делу N ВАС-8972/2013, установлено, что Градостроительный план земельного участка представляет собой документ, содержащий информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет.
В соответствии с кадастровой выпиской указанного земельного участка видом его разрешенного использования является: эксплуатация существующих зданий и сооружений завода. С заявлением об изменении указанного вида разрешенного использования участка общество не обращалось, доказательств обратного заявителем не представлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ответчик указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.12.2014 по делу N А40-157511/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья
Л.Г.ЯКОВЛЕВА

Судьи
Ж.В.ПОТАШОВА
В.И.ПОПОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)