Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что в ходе кадастровой оценки неправильно определен вид разрешенного использования участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий: Чуприна Е.К.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Страховой О.А.,
судей Вениченко О.В., Шалгинова С.Н.,
при секретаре П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, возложении обязанности принять решение о недостоверности сведений, с апелляционной жалобой заявителя на решение Абаканского городского суда от 03 марта 2015 года, которым в удовлетворении требований отказано.
Заслушав доклад судьи Вениченко О.В., объяснения заявителя К., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя заинтересованного лица Управления Росреестра по РХ З.Н.В., представителя заинтересованного лица комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости У., выразивших согласие с решением суда, судебная коллегия
установила:
К. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 12.11.2014 N 3 и о возложении на указанную комиссию обязанности вынести решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Требования мотивировал тем, что в ходе кадастровой оценки неправильно определен вид разрешенного использования земельного участка - для размещения производственных и административных зданий. Однако ранее, согласно кадастровому паспорту, вид разрешенного использования земельного участка был определен для сельскохозяйственного использования
В ходе рассмотрения дела заявитель уточнил требования, просил признать незаконным указанное выше решение и возложить на комиссию обязанность вынести решение, подтверждающее недостоверность сведений, использованных при определении кадастровой стоимости земельного участка, а именно удельного показателя кадастровой стоимости, который должен быть принят как для земель сельскохозяйственного назначения.
В судебном заседании заявитель и его представитель Ш. заявленные требования поддержали.
Заместитель председателя комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости У., а также представитель Управления "Росреестра" по РХ З.Н.В. с требованиями не согласились. Из письменного отзыва следует, что спорный земельный участок образован в результате раздела земельного участка, относящегося к категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для эксплуатации производственных объектов, и также получил аналогичное разрешенное использование. При определении кадастровой стоимости сведения о том, что спорный земельный участок по состоянию на дату проведения оценки имел иной вид разрешенного использования, не представлены. Следовательно, у комиссии не имелось оснований полагать, что спорный земельный участок при проведении кадастровой оценки земель был ошибочно отнесен к 9-му виду разрешенного использования.
Решением суда от 03.03.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить. Приводя те же доводы, что и в суде первой инстанции, считает несостоятельным вывод суда о том, что им не представлены документы, подтверждающие установленный вид использования земельного участка по состоянию на 01.01.2011, как предназначенный для сельскохозяйственного использования. Полагает, что суд не принял во внимание расположение участка в кадастровом квартале, предназначенном для сельскохозяйственного использования, в котором не может быть участка с иным назначением, его фактическое использование в качестве тепличного комбината и для переработки сельскохозяйственной продукции, кадастровый паспорт от 28.07.2010 и указанный в нем удельный показатель кадастровой стоимости, фактически оплачиваемые суммы земельного налога в 2010-2013 годах. Кроме того, наименование разрешенного использования земельного участка не соответствует ни одному наименованию 9-го вида разрешенного использования. Полагает, что комиссия при принятии решения не исследовала данный вопрос, вынесла формальное решение, которое, по мнению заявителя, подлежит отмене.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Управления Росреестра по РХ Л. выразила согласие с решением суда.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции заявитель К. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители заинтересованных лиц Управления Росреестра по РХ З.Н.В. и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости У. выразили согласие с решением суда.
Выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
- кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
- нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
- документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.
В семидневный срок с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.
Если основанием подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости была недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, по результатам рассмотрения данного заявления комиссия вправе принять одно из следующих решений:
- об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости;
- о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в случае недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
В течение пяти рабочих дней с даты принятия по результатам рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости соответствующего решения комиссия уведомляет об этом лицо, обладающее правом на объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости.
Решения комиссии могут быть оспорены в суде.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от 25.07.2012 N П/319 создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Хакасия (далее - Комиссия).
Из материалов дела следует, что 23.10.2014 в Комиссию поступило заявление К. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с недостоверностью сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости. К заявлению были приложены документы, предусмотренные ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в том числе документы, подтверждающие, по мнению заявителя, недостоверность сведений, использованных при определении кадастровой стоимости земельного участка:
- - ответ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 20.10.2014 г. N 020-3518-ДП о том, что указанный выше земельный участок при проведении кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия был отнесен к 9-ой группе видов разрешенного использования;
- - решение Совета депутатов Расцветовского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 16.11.2012 г. N 41/36;
- - выписка из карты градостроительного зонирования территории Расцветовского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия.
Согласно заявлению К. оспаривал результаты определения кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка по состоянию на 01.01.2011, утвержденные Постановлением Правительства Республики Хакасия от 16.03.2012 N 171 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия".
В соответствии с п. п. 4, 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Во исполнение указанных Правил приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, в силу п. 1.4.1 и 1.4.2 которых определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, указанных в п. 1.2 настоящих Методических указаний, включает в себя формирование Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов и расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
В соответствии с п. п. 1.2.9 и 1.2.15 Методические рекомендации позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе видов разрешенного использования, в том числе:
- - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок;
- - земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования.
Согласно Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152, действовавшим на момент проведения кадастровой оценки земельных участков в Республике Хакасия по состоянию на 01.01.2011, вышеуказанные земельные участки отнесены к 9-му и 15-му видам разрешенного использования.
При этом, Технические рекомендации предусматривают, что формирование перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов включает в себя определение номера вида разрешенного использования земельных участков.
Из анализа указанных нормативных правовых актов следует, что недостоверными сведениями, использованными при проведении кадастровой оценки, могут быть сведения, не соответствующие данным государственного кадастра недвижимости, возникшие при их переносе в формируемый перечень земельных участков, в том числе при определении номера вида разрешенного использования, а также наличие в государственном кадастре ошибок.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости;
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Заявитель указывает, что при проведении кадастровой оценки спорного земельного участка оценщиком были использованы недостоверные сведения о виде разрешенного использования земельного участка: участку был ошибочно определен 9-ый вид разрешенного использования вместо правильного 15-го вида разрешенного использования.
Суд, оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, пришел к обоснованному выводу, что ошибки при определении номера вида разрешенного использования земельного участка допущено не было.
Указанное подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.07.2013, кадастровым паспортом земельного участка от 28.07.2010, где указаны сведения о разрешенном использовании земельного участка, содержавшиеся в государственном кадастре недвижимости в спорный период: для эксплуатации производственных объектов: тепличного комбината, блоков вспомогательных служб, проходной, административного здания, столовой, электроцеха.
В материалах дела отсутствуют доказательства наличия технической или кадастровой ошибки в государственном кадастре недвижимости, приведших к несоответствию сведений о разрешенном использовании земельного участка и, как следствие, к неправильному определению номера вида разрешенного использования для государственной кадастровой оценки.
В постановлении МО Расцветовский сельсовет Усть-Абаканского района РХ от 19.07.2010 N 62-п, послужившим одним из оснований для государственного кадастрового учета, спорному земельному участку, образовавшемуся в результате раздела, также указан вид разрешенного использования: для эксплуатации производственных объектов.
Ссылку заявителя на решение совета депутатов МО Расцветовский сельсовет от 16.11.2012 N 41/36 и выписку из карты градостроительного зонирования территории МО Расцветовский сельсовет нельзя признать обоснованной, поскольку данные документы появились позднее даты проведения государственной кадастровой оценки земель.
Кроме того, решением органа кадастрового учета от 07.11.2014 проведен кадастровый учет изменений сведений о спорном объекте недвижимости: вид разрешенного использования земельного участка определен: для размещения сельскохозяйственных объектов 4-5 класса.
Как следует из решения, и послужившего основанием для его принятия заявления К., учет произведен не в связи с наличием кадастровой ошибки в сведениях, а в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, указанный в кадастровом паспорте спорного земельного участка от 28.07.2010 в графе "особые отметки", не соответствует 9-му номеру вида разрешенного использования, был исследован судом и обосновано им отвергнут, поскольку данный показатель является производным, устанавливается по результатам кадастровой оценки и не является основанием для изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Оплата заявителем сумм земельного налога в 2010-2013 годах не имеет значения для дела, поскольку вид разрешенного использования земельного участка устанавливается не на основании данных платежей.
Пояснения заявителя о нахождении принадлежащего ему земельного участка в кадастровом квартале, предназначенном только для земель сельскохозяйственного использования, опровергаются материалами дела.
Согласно кадастровому плану территории кадастрового квартала N в нем располагаются, наряду с земельным участком заявителя, земельные участки с разрешенным использованием для личного подсобного хозяйства, для индивидуального жилищного строительства, для эксплуатации производственных объектов.
Таким образом, выводы суда, соответствуют обстоятельствам дела, нарушений норм материального и процессуального права, на которые указывает заявитель апелляционной жалобы, не допущено. Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В остальной части решение не оспаривается и судебной коллегией в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ не проверяется.
Исходя из изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Абаканского городского суда от 03 марта 2015 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя К. - без удовлетворения.
Председательствующий
О.А.СТРАХОВА
Судьи
О.В.ВЕНИЧЕНКО
С.Н.ШАЛГИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ОТ 10.06.2015 ПО ДЕЛУ N 33-1229/2015
Требование: О признании незаконным решения о результатах определения кадастровой стоимости, о возложении обязанности вынести решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что в ходе кадастровой оценки неправильно определен вид разрешенного использования участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 июня 2015 г. по делу N 33-1229/2015
Председательствующий: Чуприна Е.К.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Страховой О.А.,
судей Вениченко О.В., Шалгинова С.Н.,
при секретаре П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, возложении обязанности принять решение о недостоверности сведений, с апелляционной жалобой заявителя на решение Абаканского городского суда от 03 марта 2015 года, которым в удовлетворении требований отказано.
Заслушав доклад судьи Вениченко О.В., объяснения заявителя К., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя заинтересованного лица Управления Росреестра по РХ З.Н.В., представителя заинтересованного лица комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости У., выразивших согласие с решением суда, судебная коллегия
установила:
К. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 12.11.2014 N 3 и о возложении на указанную комиссию обязанности вынести решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Требования мотивировал тем, что в ходе кадастровой оценки неправильно определен вид разрешенного использования земельного участка - для размещения производственных и административных зданий. Однако ранее, согласно кадастровому паспорту, вид разрешенного использования земельного участка был определен для сельскохозяйственного использования
В ходе рассмотрения дела заявитель уточнил требования, просил признать незаконным указанное выше решение и возложить на комиссию обязанность вынести решение, подтверждающее недостоверность сведений, использованных при определении кадастровой стоимости земельного участка, а именно удельного показателя кадастровой стоимости, который должен быть принят как для земель сельскохозяйственного назначения.
В судебном заседании заявитель и его представитель Ш. заявленные требования поддержали.
Заместитель председателя комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости У., а также представитель Управления "Росреестра" по РХ З.Н.В. с требованиями не согласились. Из письменного отзыва следует, что спорный земельный участок образован в результате раздела земельного участка, относящегося к категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для эксплуатации производственных объектов, и также получил аналогичное разрешенное использование. При определении кадастровой стоимости сведения о том, что спорный земельный участок по состоянию на дату проведения оценки имел иной вид разрешенного использования, не представлены. Следовательно, у комиссии не имелось оснований полагать, что спорный земельный участок при проведении кадастровой оценки земель был ошибочно отнесен к 9-му виду разрешенного использования.
Решением суда от 03.03.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить. Приводя те же доводы, что и в суде первой инстанции, считает несостоятельным вывод суда о том, что им не представлены документы, подтверждающие установленный вид использования земельного участка по состоянию на 01.01.2011, как предназначенный для сельскохозяйственного использования. Полагает, что суд не принял во внимание расположение участка в кадастровом квартале, предназначенном для сельскохозяйственного использования, в котором не может быть участка с иным назначением, его фактическое использование в качестве тепличного комбината и для переработки сельскохозяйственной продукции, кадастровый паспорт от 28.07.2010 и указанный в нем удельный показатель кадастровой стоимости, фактически оплачиваемые суммы земельного налога в 2010-2013 годах. Кроме того, наименование разрешенного использования земельного участка не соответствует ни одному наименованию 9-го вида разрешенного использования. Полагает, что комиссия при принятии решения не исследовала данный вопрос, вынесла формальное решение, которое, по мнению заявителя, подлежит отмене.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Управления Росреестра по РХ Л. выразила согласие с решением суда.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции заявитель К. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители заинтересованных лиц Управления Росреестра по РХ З.Н.В. и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости У. выразили согласие с решением суда.
Выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
- кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
- нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
- документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.
В семидневный срок с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.
Если основанием подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости была недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, по результатам рассмотрения данного заявления комиссия вправе принять одно из следующих решений:
- об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости;
- о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в случае недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
В течение пяти рабочих дней с даты принятия по результатам рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости соответствующего решения комиссия уведомляет об этом лицо, обладающее правом на объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости.
Решения комиссии могут быть оспорены в суде.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от 25.07.2012 N П/319 создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Хакасия (далее - Комиссия).
Из материалов дела следует, что 23.10.2014 в Комиссию поступило заявление К. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с недостоверностью сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости. К заявлению были приложены документы, предусмотренные ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в том числе документы, подтверждающие, по мнению заявителя, недостоверность сведений, использованных при определении кадастровой стоимости земельного участка:
- - ответ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 20.10.2014 г. N 020-3518-ДП о том, что указанный выше земельный участок при проведении кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия был отнесен к 9-ой группе видов разрешенного использования;
- - решение Совета депутатов Расцветовского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 16.11.2012 г. N 41/36;
- - выписка из карты градостроительного зонирования территории Расцветовского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия.
Согласно заявлению К. оспаривал результаты определения кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка по состоянию на 01.01.2011, утвержденные Постановлением Правительства Республики Хакасия от 16.03.2012 N 171 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия".
В соответствии с п. п. 4, 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Во исполнение указанных Правил приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, в силу п. 1.4.1 и 1.4.2 которых определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, указанных в п. 1.2 настоящих Методических указаний, включает в себя формирование Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов и расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
В соответствии с п. п. 1.2.9 и 1.2.15 Методические рекомендации позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе видов разрешенного использования, в том числе:
- - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок;
- - земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования.
Согласно Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152, действовавшим на момент проведения кадастровой оценки земельных участков в Республике Хакасия по состоянию на 01.01.2011, вышеуказанные земельные участки отнесены к 9-му и 15-му видам разрешенного использования.
При этом, Технические рекомендации предусматривают, что формирование перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов включает в себя определение номера вида разрешенного использования земельных участков.
Из анализа указанных нормативных правовых актов следует, что недостоверными сведениями, использованными при проведении кадастровой оценки, могут быть сведения, не соответствующие данным государственного кадастра недвижимости, возникшие при их переносе в формируемый перечень земельных участков, в том числе при определении номера вида разрешенного использования, а также наличие в государственном кадастре ошибок.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости;
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Заявитель указывает, что при проведении кадастровой оценки спорного земельного участка оценщиком были использованы недостоверные сведения о виде разрешенного использования земельного участка: участку был ошибочно определен 9-ый вид разрешенного использования вместо правильного 15-го вида разрешенного использования.
Суд, оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, пришел к обоснованному выводу, что ошибки при определении номера вида разрешенного использования земельного участка допущено не было.
Указанное подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.07.2013, кадастровым паспортом земельного участка от 28.07.2010, где указаны сведения о разрешенном использовании земельного участка, содержавшиеся в государственном кадастре недвижимости в спорный период: для эксплуатации производственных объектов: тепличного комбината, блоков вспомогательных служб, проходной, административного здания, столовой, электроцеха.
В материалах дела отсутствуют доказательства наличия технической или кадастровой ошибки в государственном кадастре недвижимости, приведших к несоответствию сведений о разрешенном использовании земельного участка и, как следствие, к неправильному определению номера вида разрешенного использования для государственной кадастровой оценки.
В постановлении МО Расцветовский сельсовет Усть-Абаканского района РХ от 19.07.2010 N 62-п, послужившим одним из оснований для государственного кадастрового учета, спорному земельному участку, образовавшемуся в результате раздела, также указан вид разрешенного использования: для эксплуатации производственных объектов.
Ссылку заявителя на решение совета депутатов МО Расцветовский сельсовет от 16.11.2012 N 41/36 и выписку из карты градостроительного зонирования территории МО Расцветовский сельсовет нельзя признать обоснованной, поскольку данные документы появились позднее даты проведения государственной кадастровой оценки земель.
Кроме того, решением органа кадастрового учета от 07.11.2014 проведен кадастровый учет изменений сведений о спорном объекте недвижимости: вид разрешенного использования земельного участка определен: для размещения сельскохозяйственных объектов 4-5 класса.
Как следует из решения, и послужившего основанием для его принятия заявления К., учет произведен не в связи с наличием кадастровой ошибки в сведениях, а в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, указанный в кадастровом паспорте спорного земельного участка от 28.07.2010 в графе "особые отметки", не соответствует 9-му номеру вида разрешенного использования, был исследован судом и обосновано им отвергнут, поскольку данный показатель является производным, устанавливается по результатам кадастровой оценки и не является основанием для изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Оплата заявителем сумм земельного налога в 2010-2013 годах не имеет значения для дела, поскольку вид разрешенного использования земельного участка устанавливается не на основании данных платежей.
Пояснения заявителя о нахождении принадлежащего ему земельного участка в кадастровом квартале, предназначенном только для земель сельскохозяйственного использования, опровергаются материалами дела.
Согласно кадастровому плану территории кадастрового квартала N в нем располагаются, наряду с земельным участком заявителя, земельные участки с разрешенным использованием для личного подсобного хозяйства, для индивидуального жилищного строительства, для эксплуатации производственных объектов.
Таким образом, выводы суда, соответствуют обстоятельствам дела, нарушений норм материального и процессуального права, на которые указывает заявитель апелляционной жалобы, не допущено. Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В остальной части решение не оспаривается и судебной коллегией в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ не проверяется.
Исходя из изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Абаканского городского суда от 03 марта 2015 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя К. - без удовлетворения.
Председательствующий
О.А.СТРАХОВА
Судьи
О.В.ВЕНИЧЕНКО
С.Н.ШАЛГИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)