Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Идентификационные номера автомобильным дорогам местного значения поселения не были присвоены, и в реестр муниципального имущества они не были включены.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: ФИО9
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Зайнудиновой Ш.М.
судей Сатыбалова С.К., Абдуллаева М.К.
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе главы МО "село Кулецма" ФИО10 на решение Левашинского районного суда РД от 25 июня 2015 года, которым постановлено:
"Удовлетворить заявление прокурора <адрес> РД в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц.
Признать незаконным бездействие администрации МО "<адрес>", обязав администрацию МО "<адрес>" <адрес>:
присвоить автомобильным дорогам общего пользования местного значения поселения МО "<адрес>" и автомобильным дорогам не общего пользования местного значения поселения МО "<адрес>" идентификационные номера в порядке, установленном Правилами присвоения автомобильным дорогам идентификационных номеров, утвержденными Приказом Минтранса России от <дата> N 16.
включить автомобильные дороги общего пользования местного значения поселения МО "<адрес>" и автомобильные дороги не общего пользования местного значения поселения МО "<адрес>" в реестр муниципального имущества сельского поселения МО "<адрес>" <адрес>".
Заслушав доклад судьи Сатыбалова С.К., объяснения представителя прокуратуры РД Гаджимагомедова М.Г., просившего решение суда оставить без изменения апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
<адрес> РД обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации МО "<адрес>" <адрес> РД.
В обоснование заявления указано, что в ходе проведенной ею проверки установлено, что в нарушение Федерального закона от <дата> N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" Федерального закона, от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" автомобильные дороги, расположенные в МО "<адрес>", юридически не оформлены, идентификационные номера автомобильным дорогам местного значения органами местного самоуправления не присвоены, автомобильные дороги в реестр муниципального имущества не включены. Соответственно, данные дороги не поставлены на баланс сельской администрации, в связи с чем денежные средства на их ремонт и обслуживание не могут быть выделены в необходимом объеме, поэтому уличные дорожные сети не обслуживаются в нужной степени.
При таких обстоятельствах, не исполнение ответчиком обязанностей по надлежащему оформлению автомобильных дорог местного значения может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе глава МО "<адрес>" М.М.А. просит отменить решение Левашинского районного суда от <дата> и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора.
В обоснование жалобы указано, что в соответствии с ч. 3 статьи 14 Федерального закона от <дата> года, N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с изменениями и дополнениями на 2015 год, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19, 21, 28, 33 части 1 ст. 14.
Пункт 5 часть 1 статьи 14 выше упомянутого закона относится к вопросам местного значения городского поселения.
Вместе с тем принят и зарегистрирован в Министерстве юстиции РД Устав сельского поселения в новой редакции и в ст. 6 "Вопросы местного значения" отсутствуют много пунктов ранее бывших, в том числе и "Дорожная деятельность".
При таких обстоятельствах требование прокуратуры <адрес> противоречат действующему законодательству.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц.
Согласно п. 8 ст. 6 Федерального закона от <дата> N ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. п. 2, 3, 4, 9 ст. 5 названного Федерального закона:
Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения".
Судом установлено, что автомобильным дорогам общего и необщего пользования местного значения (поселения) в границах населенного пункта МО "<адрес>" <адрес> не присвоены идентификационные номера, кроме того, вышеназванные автомобильные дороги не включены в реестр муниципальной собственности сельского поселения "<адрес>" <адрес>.
Доводы заинтересованного лица в обоснование своих возражений фактически сводятся к тому, что все указанные действия обязана проводить администрация MP "<адрес>", так как по Федеральному закону N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и по Уставу МО "<адрес>" (исследованному в судебном заседании) таких полномочий у администрации МО "<адрес>" не имеется, и, кроме того, администрация МО "<адрес>" уже провела все возможные работы по внутрисельским дорогам, получив в установленном порядке кадастровый паспорт и технический паспорт на внутрисельские дороги по селу Кулецма.
Данные доводы заинтересованного лица - администрации МО "<адрес>" <адрес> несостоятельны по следующим основаниям.
Так, согласно статье 8 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в действующей редакции - автомобильные дороги должны иметь идентификационные номера. Идентификационные номера присваиваются органами местного самоуправления поселений - автомобильным дорогам местного значения поселений.
Идентификационный номер автомобильной дороги должен указываться соответственно в перечне автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, утверждаемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Присвоение автомобильным дорогам идентификационных номеров осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Согласно Правилам присвоения автомобильным дорогам идентификационных номеров, утвержденных Приказом Минтранса России от 7 февраля 2007 года N идентификационные номера присваиваются автомобильным дорогам поселений - органами местного самоуправления поселений.
Из п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в действующей редакции следует, что к вопросам местного значения городского поселения относится, среди прочих вопросов, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из части 3 статьи 14 вышеназванного Федерального Закона следует, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Таким образом, несмотря на отсутствие в перечне вопросов местного значения сельского поселения пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", касающегося дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, указанный федеральный закон допускает закрепление, в том числе, данного вопроса местного значения за сельскими поселениями в случае указания об этом в Законе субъекта РФ.
Таким законом в рассматриваемом случае является Закон Республики Дагестан от 29.12.2004 года N 43 "О местном самоуправлении в Республике Дагестан", согласно п. 5 ч. 1 ст. 13 которого к вопросам местного значения поселения (без уточнения городского или сельского поселения) относится, в том числе: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из изложенного, а также прямого указания в статье 8 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в действующей редакции о том, что автомобильные дороги должны иметь идентификационные номера, идентификационные номера присваиваются органами местного самоуправления поселений - автомобильным дорогам местного значения поселений, суд считает обоснованным заявление прокурора в части об обязании МО "<адрес>" <адрес> присвоить автомобильным дорогам общего пользования местного значения поселения МО "<адрес>" и автомобильных дорог не общего пользования местного значения поселения МО "<адрес>" идентификационные номера в порядке, установленном Правилами присвоения автомобильным дорогам идентификационным номеров, утвержденными Приказом Минтранса России от <дата> N 16.
По заявлению прокурора в части об обязании МО "<адрес>" <адрес> включить автомобильные дороги общего и необщего пользования местного значения поселения МО "<адрес>" в реестр муниципального имущества МО "<адрес>", суд также считает его обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 5 ст. 51 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества утвержден Приказом Минэкономразвития России от <дата> N 424.
В пункте 2 данного Порядка указано, что объектами учета в реестрах являются:
- находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).
В данном случае автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения МО "<адрес>" в силу закона (ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") являются собственностью поселения.
При таких обстоятельствах вытекает обязанность ответчика включить автомобильные дороги общего и необщего пользования местного значения поселения МО "<адрес>" в реестр муниципального имущества МО "<адрес>"
Доводы администрации МО "<адрес>" <адрес> о том, что оформлением кадастрового паспорта и технического паспорта (исследованным в судебном заседании) администрация МО "<адрес>" уже провела все возможные работы по внутрисельским дорогам, также не могут служить основанием для освобождения органа местного самоуправления от возложенной законом обязанности присвоить идентификационные номера соответствующим автомобильным дорогам местного значения и включить их в реестр муниципального имущества.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
По рассматриваемому делу установлено, что бездействием администрации муниципального образования нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Принимая во внимание изложенное выше, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении требований прокурора.
Доводы апелляционной жалобы о том, что вопросы о дорожной деятельность не находятся в введении МО "<адрес>", являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана оценка судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выводы суда первой инстанции они не опровергают.
При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
Учитывая изложенное, предусмотренных законом оснований, для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Левашинского районного суда Республики Дагестан от 25 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ОТ 10.09.2015 ПО ДЕЛУ N 33-3533/2015
Требование: Об обязании присвоить автомобильным дорогам местного значения поселения идентификационные номера.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Идентификационные номера автомобильным дорогам местного значения поселения не были присвоены, и в реестр муниципального имущества они не были включены.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 сентября 2015 г. по делу N 33-3533/2015
Судья: ФИО9
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Зайнудиновой Ш.М.
судей Сатыбалова С.К., Абдуллаева М.К.
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе главы МО "село Кулецма" ФИО10 на решение Левашинского районного суда РД от 25 июня 2015 года, которым постановлено:
"Удовлетворить заявление прокурора <адрес> РД в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц.
Признать незаконным бездействие администрации МО "<адрес>", обязав администрацию МО "<адрес>" <адрес>:
присвоить автомобильным дорогам общего пользования местного значения поселения МО "<адрес>" и автомобильным дорогам не общего пользования местного значения поселения МО "<адрес>" идентификационные номера в порядке, установленном Правилами присвоения автомобильным дорогам идентификационных номеров, утвержденными Приказом Минтранса России от <дата> N 16.
включить автомобильные дороги общего пользования местного значения поселения МО "<адрес>" и автомобильные дороги не общего пользования местного значения поселения МО "<адрес>" в реестр муниципального имущества сельского поселения МО "<адрес>" <адрес>".
Заслушав доклад судьи Сатыбалова С.К., объяснения представителя прокуратуры РД Гаджимагомедова М.Г., просившего решение суда оставить без изменения апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
<адрес> РД обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации МО "<адрес>" <адрес> РД.
В обоснование заявления указано, что в ходе проведенной ею проверки установлено, что в нарушение Федерального закона от <дата> N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" Федерального закона, от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" автомобильные дороги, расположенные в МО "<адрес>", юридически не оформлены, идентификационные номера автомобильным дорогам местного значения органами местного самоуправления не присвоены, автомобильные дороги в реестр муниципального имущества не включены. Соответственно, данные дороги не поставлены на баланс сельской администрации, в связи с чем денежные средства на их ремонт и обслуживание не могут быть выделены в необходимом объеме, поэтому уличные дорожные сети не обслуживаются в нужной степени.
При таких обстоятельствах, не исполнение ответчиком обязанностей по надлежащему оформлению автомобильных дорог местного значения может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе глава МО "<адрес>" М.М.А. просит отменить решение Левашинского районного суда от <дата> и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора.
В обоснование жалобы указано, что в соответствии с ч. 3 статьи 14 Федерального закона от <дата> года, N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с изменениями и дополнениями на 2015 год, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19, 21, 28, 33 части 1 ст. 14.
Пункт 5 часть 1 статьи 14 выше упомянутого закона относится к вопросам местного значения городского поселения.
Вместе с тем принят и зарегистрирован в Министерстве юстиции РД Устав сельского поселения в новой редакции и в ст. 6 "Вопросы местного значения" отсутствуют много пунктов ранее бывших, в том числе и "Дорожная деятельность".
При таких обстоятельствах требование прокуратуры <адрес> противоречат действующему законодательству.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц.
Согласно п. 8 ст. 6 Федерального закона от <дата> N ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. п. 2, 3, 4, 9 ст. 5 названного Федерального закона:
Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения".
Судом установлено, что автомобильным дорогам общего и необщего пользования местного значения (поселения) в границах населенного пункта МО "<адрес>" <адрес> не присвоены идентификационные номера, кроме того, вышеназванные автомобильные дороги не включены в реестр муниципальной собственности сельского поселения "<адрес>" <адрес>.
Доводы заинтересованного лица в обоснование своих возражений фактически сводятся к тому, что все указанные действия обязана проводить администрация MP "<адрес>", так как по Федеральному закону N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и по Уставу МО "<адрес>" (исследованному в судебном заседании) таких полномочий у администрации МО "<адрес>" не имеется, и, кроме того, администрация МО "<адрес>" уже провела все возможные работы по внутрисельским дорогам, получив в установленном порядке кадастровый паспорт и технический паспорт на внутрисельские дороги по селу Кулецма.
Данные доводы заинтересованного лица - администрации МО "<адрес>" <адрес> несостоятельны по следующим основаниям.
Так, согласно статье 8 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в действующей редакции - автомобильные дороги должны иметь идентификационные номера. Идентификационные номера присваиваются органами местного самоуправления поселений - автомобильным дорогам местного значения поселений.
Идентификационный номер автомобильной дороги должен указываться соответственно в перечне автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, утверждаемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Присвоение автомобильным дорогам идентификационных номеров осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Согласно Правилам присвоения автомобильным дорогам идентификационных номеров, утвержденных Приказом Минтранса России от 7 февраля 2007 года N идентификационные номера присваиваются автомобильным дорогам поселений - органами местного самоуправления поселений.
Из п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в действующей редакции следует, что к вопросам местного значения городского поселения относится, среди прочих вопросов, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из части 3 статьи 14 вышеназванного Федерального Закона следует, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Таким образом, несмотря на отсутствие в перечне вопросов местного значения сельского поселения пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", касающегося дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, указанный федеральный закон допускает закрепление, в том числе, данного вопроса местного значения за сельскими поселениями в случае указания об этом в Законе субъекта РФ.
Таким законом в рассматриваемом случае является Закон Республики Дагестан от 29.12.2004 года N 43 "О местном самоуправлении в Республике Дагестан", согласно п. 5 ч. 1 ст. 13 которого к вопросам местного значения поселения (без уточнения городского или сельского поселения) относится, в том числе: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из изложенного, а также прямого указания в статье 8 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в действующей редакции о том, что автомобильные дороги должны иметь идентификационные номера, идентификационные номера присваиваются органами местного самоуправления поселений - автомобильным дорогам местного значения поселений, суд считает обоснованным заявление прокурора в части об обязании МО "<адрес>" <адрес> присвоить автомобильным дорогам общего пользования местного значения поселения МО "<адрес>" и автомобильных дорог не общего пользования местного значения поселения МО "<адрес>" идентификационные номера в порядке, установленном Правилами присвоения автомобильным дорогам идентификационным номеров, утвержденными Приказом Минтранса России от <дата> N 16.
По заявлению прокурора в части об обязании МО "<адрес>" <адрес> включить автомобильные дороги общего и необщего пользования местного значения поселения МО "<адрес>" в реестр муниципального имущества МО "<адрес>", суд также считает его обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 5 ст. 51 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества утвержден Приказом Минэкономразвития России от <дата> N 424.
В пункте 2 данного Порядка указано, что объектами учета в реестрах являются:
- находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).
В данном случае автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения МО "<адрес>" в силу закона (ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") являются собственностью поселения.
При таких обстоятельствах вытекает обязанность ответчика включить автомобильные дороги общего и необщего пользования местного значения поселения МО "<адрес>" в реестр муниципального имущества МО "<адрес>"
Доводы администрации МО "<адрес>" <адрес> о том, что оформлением кадастрового паспорта и технического паспорта (исследованным в судебном заседании) администрация МО "<адрес>" уже провела все возможные работы по внутрисельским дорогам, также не могут служить основанием для освобождения органа местного самоуправления от возложенной законом обязанности присвоить идентификационные номера соответствующим автомобильным дорогам местного значения и включить их в реестр муниципального имущества.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
По рассматриваемому делу установлено, что бездействием администрации муниципального образования нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Принимая во внимание изложенное выше, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении требований прокурора.
Доводы апелляционной жалобы о том, что вопросы о дорожной деятельность не находятся в введении МО "<адрес>", являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана оценка судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выводы суда первой инстанции они не опровергают.
При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
Учитывая изложенное, предусмотренных законом оснований, для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Левашинского районного суда Республики Дагестан от 25 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)