Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.03.2015 N 08АП-707/2015 ПО ДЕЛУ N А46-3667/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2015 г. N 08АП-707/2015

Дело N А46-3667/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-707/2015) Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 21.11.2014 по делу N А46-3667/2014 (судья Ярковой С.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Строительная инвестиционная группа" (ОГРН 1125543008942, ИНН 5528208750)
к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска
о признании незаконным распоряжения от 24.12.2013 N 3552-р в части
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Новожилова Татьяна Сергеевна (паспорт, по доверенности б/н от 19.03.2014 сроком действия три года).
от заинтересованного лица: Гаак Ирина Александровна (удостоверение, по доверенности N 22 от 08.04.2014 сроком действия один год).

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Строительная инвестиционная группа" (далее - заявитель, Общество, ООО "СТИНГ") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - заинтересованное лицо, Департамент), Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, о признании недействительным в части, утратившими силу распоряжения Департамента от 16.09.2013 N 2278-р "О предварительном согласовании места размещения физкультурно-оздоровительного комплекса (боулинг-центр) по улице Масленникова в Октябрьском административном округе города Омска"; а также распоряжения Департамента от 16.09.2013 N 2313-р "О предварительном согласовании места размещения гостиницы по улице Масленникова в Октябрьском административном округе города Омска".
Об обязании Департамента предоставить Обществу в аренду: земельный участок площадью 6189 кв. м, с кадастровым номером 55:36:120304:2727, местоположение: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. Масленникова, для строительства гостиницы; земельный участок площадью 2249 кв. м, с кадастровым номером 55:36:120304:2728, местоположение: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. Масленникова, для строительства крытого физкультурно-оздоровительного комплекса (боулинг-центр).
А также, об обязании Департамента имущественных отношений Администрации города Омска заключить с ООО "СТИНГ" договор аренды: на земельный участок площадью 6189 кв. м, с кадастровым номером 55:36:120304:2727, местоположение: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. Масленникова, для строительства гостиницы; на земельный участок площадью 2249 кв. м, с кадастровым номером 55:36:120304:2728, местоположение: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. Масленникова, для строительства крытого физкультурно-оздоровительного комплекса (боулинг-центр).
13.11.2014 суд, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) принял уточнения заявленных требований Общества, согласно окончательной редакции которых, заявитель просил признать недействительным распоряжение заинтересованного лица от 24.12.2013 N 3552-р "О признании утратившими силу некоторых распоряжений Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска" в части, касающейся пунктов: о признании утратившим силу распоряжения Департамента от 16.09.2013 N 2278-р "О предварительном согласовании места размещения физкультурно-оздоровительного комплекса (боулинг-центр) по улице Масленникова в Октябрьском административном округе города Омска"; о признании утратившим силу распоряжения Департамента от 16.09.2013 N 2313-р "О предварительном согласовании места размещения гостиницы по улице Масленникова в Октябрьском административном округе города Омска".
Решением Арбитражного суда Омской области от 21.11.2014 по делу N А46-3667/2014 требования Общества удовлетворены.
Судебный акт мотивирован тем, что распоряжения о предварительном согласовании места размещения объектов от 16.09.2014 N 2278-р и N 2313-р были приняты в соответствии с положениями статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и на момент их принятия, в решении Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 отсутствовала статья 2.2, определяющая, как и постановление N 655 от 20.11.2013, действие решения Омского городского Совета N 131 во времени.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент указал, что с момента вступления в законную силу муниципального акта, которым предусмотрено предоставление определенных земельных участков на торгах, в частности Решения N 131, спорные земельные участки не могли быть представлены в ином порядке.
Так, согласно постановлению Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" (далее - Постановление N 655) со дня вступления в силу Решения N 131 в случае поступления в уполномоченный орган заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а также при наличии на дату вступления в силу Решения N 131 в уполномоченном органе таких заявлений, независимо от стадии выполнения процедуры выбора земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, уполномоченный орган не вправе принять решение о предварительном согласовании размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в случае намерения заявителя осуществить строительство объекта, включенного в утвержденный Решением N 131 перечень.
Оспаривая доводы подателя жалобы, ООО "СТИНГ" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Департамента поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Общества отклонила доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, выслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
14.12.2012 ООО "СТИНГ" в соответствии со статьями 29 - 31 ЗК РФ обратилось в Департамент с заявлением о выборе земельного участка расположенного по ул. Масленникова в Октябрьском АО г. Омска для размещения объекта строительства - гостиничного комплекса.
Кроме того, 25.12.2012 Общество обратилось в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением о выборе земельного участка расположенного по ул. Масленникова в Октябрьском АО г. Омска для размещения объекта строительства крытого физкультурно-оздоровительного комплекса (боулинг-центр).
28.12.2012 указанное заявление ООО "СТИНГ" было передано Главным управлением по земельным ресурсам Омской области в Департамент.
Из материалов дела следует, что земельные участки являются смежными и имеют общие границы.
16.09.2013 Департаментом были приняты распоряжения: N 2278-р "О предварительном согласовании места размещения физкультурно-оздоровительного комплекса (боулинг-центр) по ул. Масленникова в Октябрьском АО г. Омска; а также N 2313-р "О предварительном согласовании места размещения гостиницы по ул. Масленникова в Октябрьском АО г. Омска.
Данными распоряжениями были утверждены акты выбора земельных участков для строительства и предварительно согласованы места размещение объектов строительства.
Кроме того, в указанных распоряжениях Департамента Обществу рекомендовано обеспечить проведение работ по формированию земельных участков и постановке их на государственный кадастровый учет в порядке, установленном законодательством.
На основании распоряжений N 2278-р и N 2313-р от 16.09.2013 Департамента границы земельных участков были согласованы и участки были поставлены на кадастровый учет в филиале ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области.
Земельным участкам присвоены кадастровые номера: 55:36:120304:2727, площадью 6189 кв. м, местоположение: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. Масленникова, вид разрешенного использования - для строительства гостиницы и 55:36:120304:2728, площадью 2249 кв. м, местоположение: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. Масленникова, вид разрешенного использования - для строительства крытого физкультурно-оздоровительного комплекса.
Дата внесения номеров земельных участков в государственный кадастр недвижимости 18.12.2013.
19.12.2013 ООО "СТИНГ" обратилось в Департамент имущественных отношений Администрации города Омска с заявлениями о предоставлении в аренду сроком на три года данных земельных участков для строительства гостиницы и крытого физкультурно-оздоровительного комплекса (боулинг-центр).
На основании обращения Общества Департамент имущественных отношений в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области произвел раздел земельных участков, выделив земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:120304:2727 и 55:36:120304:2728, о чем вынесены распоряжения от 24.12.2013 N 6930-р и N 6931-р.
В январе 2014 года Общество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельных участков в аренду, но при обращении ООО "СТИНГ" в Департамент получило распоряжение от 24.12.2013 N 3552-р, согласно которому распоряжения Департамента от 16.09.2013 N 2278-р "О предварительном согласовании места размещения крытого физкультурно-оздоровительного комплекса (боулинг-центр) по ул. Масленникова в Октябрьском АО г. Омска" и N 2313-р "О предварительном согласовании места размещения гостиницы по ул. Масленникова в Октябрьском АО г. Омска" признаны утратившими силу.
Полагая, что распоряжение N 3552-р от 24.12.2013 "О признании утратившими силу некоторых распоряжений Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска" в части признания утратившими силу распоряжений от 16.09.2013 N 2278-р и N 2313-р является незаконным, ООО "СТИНГ" обратилось в суд с настоящими требованиями.
21.11.2014 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано Департаментом в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит основания для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов регламентирован в статье 31 ЗК РФ.
В соответствии с указанной нормой лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В силу пункта 1 статьи 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Отношения по распоряжению землями, их охране и использованию на территории Омской области в пределах полномочий, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации Земельным кодексом Российской Федерации и иными актами федерального законодательства, регулируются Законом Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области".
В соответствии со статьей 9 Закона Омской области N 731-ОЗ орган местного самоуправления Омской области по обращению специально уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, оформляемый актом о выборе земельного участка для строительства, в течение шести месяцев со дня поступления такого обращения, а решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, принимается уполномоченным органом в течение одного месяца.
Следовательно, выбор земельного участка по заявлению Общества от 14.12.2012 должен был быть обеспечен не позднее шести месяцев с даты обращения заявителя с соответствующим заявлением в уполномоченный орган, то есть не позднее 14.06.2013, а решение о предварительном согласовании места размещения объекта должно было быть принято не позднее 14.07.2013.
Фактически Распоряжения N 2278-р и N 2313-р "О предварительном согласовании места размещения объектов", были приняты 16.09.2013.
Довод Департамента о том, что в связи с принятием Омским городским Советом решения N 131 от 19.06.2013 предоставление заявителю земельного участка без процедуры проведения торгов не представляется возможным, судом апелляционной инстанции отклоняется, в связи со следующим.
Действительно, пунктом 1.2 статьи 30 ЗК РФ органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Во исполнение указанной нормы Омским городским Советом принято Решение N 131 от 19.06.2013, которым был установлен соответствующий перечень объектов, для строительства которых земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Омска, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории города Омска, предоставляются исключительно на торгах.
В соответствии с Постановлением Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" со дня вступления в силу Решения N 131, в случае поступления в уполномоченный орган заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а также при наличии на дату вступления в силу Решения N 131 в уполномоченном органе таких заявлений, независимо от стадии выполнения процедуры выбора земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, уполномоченный орган не вправе принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в случае намерения заявителя осуществить строительство объекта, включенного в утвержденный Решением N 131 перечень.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 2 решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах", вступившего в законную силу 29.06.2013, предоставление находящихся в муниципальной собственности города Омска земельных участков и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Омска, осуществляется исключительно на торгах в случае строительства, в том числе, гостиниц, административных зданий, офисов коммерческих организаций.
Как было выше сказано, статьей 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-03 "О регулировании земельных отношений в Омской области" установлен шестимесячный срок на обеспечение выбора земельных участков для строительства, а решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, принимается уполномоченным органом в течение одного месяца.
В рассматриваемом случае, с заявлением о выборе спорных земельных участков ООО "СТИНГ" обратилось 14.12.2012. Следовательно, установленный законом шестимесячный срок уже истек к моменту принятия решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131.
Кроме того, согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В решении Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 прямо не предусмотрено, что данный нормативный акт распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие.
Основанием возникновения правоотношений по выбору земельных участков является действие - подача Обществом заявления о выборе земельных участков и предварительном согласовании места размещения объектов.
С соответствующим заявлением, как уже указывалось выше, Общество обратилось к Департаменту до вступления в законную силу решения от 19.06.2013 N 131.
Ссылка Департамента на Постановление N 655 от 20.11.2013, согласно которому решение от 19.06.2013 N 131 имеет обратную силу, судом апелляционной инстанции во внимание не принимается, по следующим основаниям.
Как было выше сказано, отношения по выбору земельного участка возникают с момента подачи лицом заявления о выборе земельного участка. Ссылаясь на указанное постановление, податель жалобы не учитывает правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П, о недопустимости придания обратной силы новому регулированию, если оно ухудшает положение лица, ограничивает его права, уже существующие в конкретных правоотношениях.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводы подателя жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем, подлежат отклонению.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы в соответствии с частью 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, подлежащая уплате заинтересованным лицом, но от уплаты которой оно, в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено, не подлежит распределению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 21.11.2014 по делу N А46-3667/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР

Судьи
А.Н.ЛОТОВ
О.А.СИДОРЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)