Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Захаровой М.В. и Кадулина А.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Вологодский судостроительно-судоремонтный завод" Наумовой Ю.А. (доверенность от 09.01.2014), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 29.03.2013 (судья Попова С.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2013 (судьи Носач Е.В., Зайцева А.Я., Романова А.В.) по делу N А13-15455/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вологодский судостроительно-судоремонтный завод", место нахождения: 160029, г. Вологда, Машиностроительная ул., д. 26, ОГРН 1023500876662 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области со следующими исковыми требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, строение 1, ОГРН 1027700485757 (далее - Кадастровая палата), в лице филиала по Вологодской области:
- - установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 14 067 кв. м с кадастровым номером 35:24:0303007:1338, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использование "для эксплуатации и обслуживания зданий производственного назначения", расположенного по адресу: г. Вологда, Машиностроительная ул., в размере его рыночной стоимости, равной 6 679 000 руб. и определенной на дату постановки указанного участка на кадастровый учет (04.07.2012);
- - установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 9629 кв. м с кадастровым номером 35:24:0303007:1339, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использование "для эксплуатации и обслуживания зданий производственного назначения", расположенного по адресу: г. Вологда, Машиностроительная ул., в размере его рыночной стоимости, равной 4 865 000 руб. и определенной на дату постановки указанного участка на кадастровый учет (04.07.2012);
- - установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 124 373 кв. м с кадастровым номером 35:24:0303007:1341, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использование "для эксплуатации и обслуживания зданий производственного назначения", расположенного по адресу: г. Вологда, Машиностроительная ул., в размере его рыночной стоимости, равной 57 750 000 руб. и определенной на дату постановки указанного участка на кадастровый учет (04.07.2012);
- - обязать Кадастровую палату в лице филиала по Вологодской области внести в государственный кадастр недвижимости указанную рыночную стоимость земельных участков в качестве их новой кадастровой стоимости с момента вступления в законную силу решения суда.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. Челюскинцев, д. 3, ОГРН 1043500093889 (далее - Управление Росреестра).
Решением от 29.03.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.11.2013, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Кадастровая палата, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 29.03.2013 и постановление от 05.11.2013.
Податель жалобы указывает на следующее: суды не учли, что датой, по состоянию на которую должна определяться рыночная стоимость спорных земельных участков, следует считать не 04.07.2012, а 02.06.2012 - дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость участка, из которого образованы спорные земельные участки; поскольку Кадастровая палата участвует в споре в связи с осуществлением функций государственного кадастрового учета и действия ответчика не нарушают прав истца, судебные расходы должны быть отнесены на Общество.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в отзыве на жалобу.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником трех земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, имеющих вид разрешенного использования "для эксплуатации и обслуживания зданий производственного назначения", расположенных по адресу: г. Вологда, Машиностроительная ул.: общей площадью 14 067 кв. м с кадастровым номером 35:24:0303007:1338, общей площадью 9629 кв. м с кадастровым номером 35:24:0303007:1339 и общей площадью 124 373 кв. м с кадастровым номером 35:24:0303007:1341.
Право собственности Общества на эти участки зарегистрировано в установленном порядке 09.08.2012.
Данные участки образованы в результате раздела принадлежащего истцу на праве собственности участка площадью 162 695 кв. м с кадастровым номером 35:24:0303007:442.
Постановлением правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" (далее - Постановление N 2154) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области по состоянию на 01.01.2011.
Сведения об образованных в результате раздела земельных участках и об их кадастровой стоимости, определенной с учетом Постановления N 2154, внесены 04.07.2012 в Государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН). Так, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303007:1338 установлена в размере 49 133 639 руб. 61 коп., участка с кадастровым номером 35:24:0303007:1339 - в размере 33 632 460 руб. 07 коп., а участка с кадастровым номером 35:24:0303007:1341 - в размере 434 413 745 руб. 59 коп.
В соответствии с отчетом от 04.07.2012 N 27/12А об оценке рыночной стоимости земельных участков, выполненным оценщиком Воронцовым Сергеем Александровичем, определенная по состоянию на 04.07.2012 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303007:1338 составляет 6 679 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303007:1339-4 865 000 руб., а земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303007:1341-57 750 000 руб.
Согласно положительному экспертному заключению от 29.12.2012 N 899/12/12, выполненному некоммерческим партнерством "Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков", отчет от 04.07.2012 N 27/12А соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Общество обратилось с настоящим иском в суд, ссылаясь на то, что поскольку кадастровая стоимость названных земельных участков существенно превышает их рыночную стоимость, то должна быть установлена в соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в размере рыночной стоимости.
Суды обеих инстанций, исследовав материалы дела и оценив представленные в дело доказательства, пришли к выводу об обоснованности заявленных требований.
Суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", которая была введена Законом N 167-ФЗ, также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Закона N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. Согласно пункту 4 названной статьи одним из основания учета изменений в отношении объекта недвижимости является решение суда.
Общество, не оспаривая кадастровую оценку принадлежащих ему земельных участков, попросило суд внести сведения о рыночной стоимости участков, определенной оценщиком по состоянию на дату внесения в ГКН сведений о вновь образованных в результате раздела земельных участках, в качестве их кадастровой стоимости с даты вступления в законную силу решения суда.
Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу статьи 68 того же Кодекса обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Представленный истцом в материалы дела отчет от 04.07.2012 N 27/12А об оценке рыночной стоимости названных земельных участков, согласно которому рыночная стоимость названных участков значительно меньше их кадастровой стоимости, соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, содержит необходимые реквизиты. Достоверность и правильность данного отчета подтверждена экспертным заключением от 29.12.2012 N 899/12/12, выполненным некоммерческим партнерством "Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков".
Кадастровая палата и Управление Росреестра данный отчет не оспорили, не представили доказательств того, что рыночная стоимость земельных участков Общества является иной, не просили суд назначить новую экспертизу, в связи с чем у судов не имелось оснований для отказа в удовлетворении требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости, определенной на основании заключения оценщика.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в ГКН кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
С учетом фактических обстоятельств настоящего дела и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом от 04.07.2012 N 27/12А.
Апелляционный суд правомерно отклонил ссылку Кадастровой палаты на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, опубликованное на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети Интернет 18.09.2013. Как указано в названном постановлении, правовая позиция о том, что датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость нового участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость преобразуемого участка, подлежит применению судами в делах, по которым к моменту опубликования данного постановления не вынесено решение суда первой инстанции. Решение по настоящему делу вынесено до принятия названного постановления.
Тот факт, что приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области" утверждены результаты новой государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, определенные по состоянию на 02.06.2012, и постановлением правительства Вологодской области от 18.01.2013 N 51 отменено Постановление N 2154, не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов. Суды правильно указали, что на дату обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском, предметом которого является не оспаривание государственной кадастровой оценки, а установление ее в размере рыночной стоимости, действовало Постановление N 2154. Новые результаты кадастровой оценки также более чем в два раза превышают рыночную стоимость спорных земельных участков. Кроме того, Общество представило в суд апелляционной инстанции письмо оценщика от 24.10.2013 N 44, в котором Воронцов С.А. сообщил, что по состоянию на 02.06.2012 рыночная стоимость спорных земельных участков равна их рыночной стоимости, установленной в отчете от 04.07.2012 N 27/12А по состоянию на 04.07.2012.
Несостоятелен довод жалобы о том, что суд первой инстанции неправильно взыскал с Кадастровой палаты судебные расходы по иску. Поскольку Кадастровая палата является ответчиком по настоящему спору, суд первой инстанции распределил судебные расходы по иску по правилам статьи 110 АПК РФ.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суды обеих инстанций правильно применили нормы материального и процессуального права, и не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 29.03.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2013 по делу N А13-15455/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - без удовлетворения.
Председательствующий
И.Л.ГРАЧЕВА
Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
А.В.КАДУЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 12.02.2014 ПО ДЕЛУ N А13-15455/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 2014 г. по делу N А13-15455/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Захаровой М.В. и Кадулина А.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Вологодский судостроительно-судоремонтный завод" Наумовой Ю.А. (доверенность от 09.01.2014), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 29.03.2013 (судья Попова С.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2013 (судьи Носач Е.В., Зайцева А.Я., Романова А.В.) по делу N А13-15455/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вологодский судостроительно-судоремонтный завод", место нахождения: 160029, г. Вологда, Машиностроительная ул., д. 26, ОГРН 1023500876662 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области со следующими исковыми требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, строение 1, ОГРН 1027700485757 (далее - Кадастровая палата), в лице филиала по Вологодской области:
- - установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 14 067 кв. м с кадастровым номером 35:24:0303007:1338, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использование "для эксплуатации и обслуживания зданий производственного назначения", расположенного по адресу: г. Вологда, Машиностроительная ул., в размере его рыночной стоимости, равной 6 679 000 руб. и определенной на дату постановки указанного участка на кадастровый учет (04.07.2012);
- - установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 9629 кв. м с кадастровым номером 35:24:0303007:1339, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использование "для эксплуатации и обслуживания зданий производственного назначения", расположенного по адресу: г. Вологда, Машиностроительная ул., в размере его рыночной стоимости, равной 4 865 000 руб. и определенной на дату постановки указанного участка на кадастровый учет (04.07.2012);
- - установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 124 373 кв. м с кадастровым номером 35:24:0303007:1341, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использование "для эксплуатации и обслуживания зданий производственного назначения", расположенного по адресу: г. Вологда, Машиностроительная ул., в размере его рыночной стоимости, равной 57 750 000 руб. и определенной на дату постановки указанного участка на кадастровый учет (04.07.2012);
- - обязать Кадастровую палату в лице филиала по Вологодской области внести в государственный кадастр недвижимости указанную рыночную стоимость земельных участков в качестве их новой кадастровой стоимости с момента вступления в законную силу решения суда.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. Челюскинцев, д. 3, ОГРН 1043500093889 (далее - Управление Росреестра).
Решением от 29.03.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.11.2013, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Кадастровая палата, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 29.03.2013 и постановление от 05.11.2013.
Податель жалобы указывает на следующее: суды не учли, что датой, по состоянию на которую должна определяться рыночная стоимость спорных земельных участков, следует считать не 04.07.2012, а 02.06.2012 - дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость участка, из которого образованы спорные земельные участки; поскольку Кадастровая палата участвует в споре в связи с осуществлением функций государственного кадастрового учета и действия ответчика не нарушают прав истца, судебные расходы должны быть отнесены на Общество.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в отзыве на жалобу.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником трех земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, имеющих вид разрешенного использования "для эксплуатации и обслуживания зданий производственного назначения", расположенных по адресу: г. Вологда, Машиностроительная ул.: общей площадью 14 067 кв. м с кадастровым номером 35:24:0303007:1338, общей площадью 9629 кв. м с кадастровым номером 35:24:0303007:1339 и общей площадью 124 373 кв. м с кадастровым номером 35:24:0303007:1341.
Право собственности Общества на эти участки зарегистрировано в установленном порядке 09.08.2012.
Данные участки образованы в результате раздела принадлежащего истцу на праве собственности участка площадью 162 695 кв. м с кадастровым номером 35:24:0303007:442.
Постановлением правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" (далее - Постановление N 2154) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области по состоянию на 01.01.2011.
Сведения об образованных в результате раздела земельных участках и об их кадастровой стоимости, определенной с учетом Постановления N 2154, внесены 04.07.2012 в Государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН). Так, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303007:1338 установлена в размере 49 133 639 руб. 61 коп., участка с кадастровым номером 35:24:0303007:1339 - в размере 33 632 460 руб. 07 коп., а участка с кадастровым номером 35:24:0303007:1341 - в размере 434 413 745 руб. 59 коп.
В соответствии с отчетом от 04.07.2012 N 27/12А об оценке рыночной стоимости земельных участков, выполненным оценщиком Воронцовым Сергеем Александровичем, определенная по состоянию на 04.07.2012 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303007:1338 составляет 6 679 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303007:1339-4 865 000 руб., а земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303007:1341-57 750 000 руб.
Согласно положительному экспертному заключению от 29.12.2012 N 899/12/12, выполненному некоммерческим партнерством "Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков", отчет от 04.07.2012 N 27/12А соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Общество обратилось с настоящим иском в суд, ссылаясь на то, что поскольку кадастровая стоимость названных земельных участков существенно превышает их рыночную стоимость, то должна быть установлена в соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в размере рыночной стоимости.
Суды обеих инстанций, исследовав материалы дела и оценив представленные в дело доказательства, пришли к выводу об обоснованности заявленных требований.
Суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", которая была введена Законом N 167-ФЗ, также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Закона N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. Согласно пункту 4 названной статьи одним из основания учета изменений в отношении объекта недвижимости является решение суда.
Общество, не оспаривая кадастровую оценку принадлежащих ему земельных участков, попросило суд внести сведения о рыночной стоимости участков, определенной оценщиком по состоянию на дату внесения в ГКН сведений о вновь образованных в результате раздела земельных участках, в качестве их кадастровой стоимости с даты вступления в законную силу решения суда.
Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу статьи 68 того же Кодекса обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Представленный истцом в материалы дела отчет от 04.07.2012 N 27/12А об оценке рыночной стоимости названных земельных участков, согласно которому рыночная стоимость названных участков значительно меньше их кадастровой стоимости, соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, содержит необходимые реквизиты. Достоверность и правильность данного отчета подтверждена экспертным заключением от 29.12.2012 N 899/12/12, выполненным некоммерческим партнерством "Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков".
Кадастровая палата и Управление Росреестра данный отчет не оспорили, не представили доказательств того, что рыночная стоимость земельных участков Общества является иной, не просили суд назначить новую экспертизу, в связи с чем у судов не имелось оснований для отказа в удовлетворении требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости, определенной на основании заключения оценщика.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в ГКН кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
С учетом фактических обстоятельств настоящего дела и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом от 04.07.2012 N 27/12А.
Апелляционный суд правомерно отклонил ссылку Кадастровой палаты на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, опубликованное на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети Интернет 18.09.2013. Как указано в названном постановлении, правовая позиция о том, что датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость нового участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость преобразуемого участка, подлежит применению судами в делах, по которым к моменту опубликования данного постановления не вынесено решение суда первой инстанции. Решение по настоящему делу вынесено до принятия названного постановления.
Тот факт, что приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области" утверждены результаты новой государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, определенные по состоянию на 02.06.2012, и постановлением правительства Вологодской области от 18.01.2013 N 51 отменено Постановление N 2154, не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов. Суды правильно указали, что на дату обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском, предметом которого является не оспаривание государственной кадастровой оценки, а установление ее в размере рыночной стоимости, действовало Постановление N 2154. Новые результаты кадастровой оценки также более чем в два раза превышают рыночную стоимость спорных земельных участков. Кроме того, Общество представило в суд апелляционной инстанции письмо оценщика от 24.10.2013 N 44, в котором Воронцов С.А. сообщил, что по состоянию на 02.06.2012 рыночная стоимость спорных земельных участков равна их рыночной стоимости, установленной в отчете от 04.07.2012 N 27/12А по состоянию на 04.07.2012.
Несостоятелен довод жалобы о том, что суд первой инстанции неправильно взыскал с Кадастровой палаты судебные расходы по иску. Поскольку Кадастровая палата является ответчиком по настоящему спору, суд первой инстанции распределил судебные расходы по иску по правилам статьи 110 АПК РФ.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суды обеих инстанций правильно применили нормы материального и процессуального права, и не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 29.03.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2013 по делу N А13-15455/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - без удовлетворения.
Председательствующий
И.Л.ГРАЧЕВА
Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
А.В.КАДУЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)